Этапы урока | Деятельность учителя (учащихся) | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности(2 мин). | - Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. - Сегодня на уроке у нас гости, а гости - это всегда радость и хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я вижу, что вы готовы меня слушать и слышать. - Мне хочется, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Пожелайте мысленно себе удачи и тихонько сядьте за парты! | Личностные: -имеют желание учиться; -формирование личностного учения; Коммуникативные: Умение слушать учителя |
2. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений (8 мин.) | - Вспомните, о чём мы говорили с вами на прошлом уроке? (О луге и его обитателях. Тема: Жизнь луга) Слайд 1 - Как можно назвать луг в целом с его животным и растительным миром? (Природным сообществом) - Почему луг называют природным сообществом? (Все живые существа, живущие на лугу, связаны друг с другом) Слайд 2 - В толковом словаре Ожегова написано, что сообщество - это группа растительных или животных организмов, живущих вместе. - Какие животные обитают на лугу? (Небольшие животные, которые могут найти себе пищу, насекомые) - Сейчас 5 человек поработают по карточкам (раздать карточки для проверки домашнего задания Приложение 1), а мы с вами вспомним, каких животных и растения можно увидеть на лугу. - Я вам буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать. Слайд 3 Вопросы: 1. Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет. (Бабочка) 2. Это насекомое луга громко стрекочет, незаметно в зеленой траве. (Кузнечик) 3. Птица, которая предпочитает не летать, а бегать. Издаёт скрипучие звуки. (Коростель) 4. Эта птица звонко поет «пить-полоть». (Перепел) 5. Эта птица постоянно потряхивает хвостиком. (Трясогузка) 6. Ярко-синий и пушистый цветок на лугу, не душистый. (Василек) 7. Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка) 8. Бегает среди камней, Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но – ах! – Удрала, а хвост в руках. (Ящерица) 9. Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик) 10. Этот житель луга – санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных. (Жук могильщик) 11. Земноводное, которое можно встретить на лугу. (Лягушка) 12. Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное желтой окраски с чёрным рисунком на крыльях. (Махаон) - Молодцы, вспомнили вех животных! Какое ключевое предложение получилось? (Берегите луга!)(выключить экран) | Коммуникативные: - развивать способность слушать собеседника; - излагать свое собственное мнение; - аргументировать свою точку зрения; Личностные: - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; |
3. Постановка учебной задачи (3 мин) | - С каким природным сообществом, кроме луга мы еще знакомы? (Лес) - У вас на партах лежат названия животных и растений, распределите их по природным сообществам, какие относятся к лесу, а какие к лугу (Приложение №2). Чтение вариантов ответов по группам. - Какие растения и животные остались? Почему? (Они не обитают ни в лесу, ни на лугу) - А где же мы их можем увидеть? О какой среде обитания мы еще не говорили? Кто поможет определить тему нашего урока? Тема нашего сегодняшнего урока «Жизнь пресного водоема» Слайд 4 На доске открывается тема урока. - Какие цели и задачи поставим перед собой на урок? Что мы должны узнать? Слайд 5 Цель - познакомиться с растительным и животным миром в пресных водах. Будем учиться бережному отношению к водным растения и животным. Задачи: 1. Изучить растительный мир водоема. 2. Изучить животных водоема. 3. Доказать, что пресный водоем – природное сообщество. 4. Выявить влияние человека на водоем. (как люди могут нарушить природные равновесия в водоеме) | Метопредметные: - овладение способностью определять задачу урока и стремиться ее выполнить; Личностные: - развивать мотивацию учебной деятельности; |
4. Построение проекта выхода из затруднения(16 мин) | - Какие вы знаете две группы пресных водоемов по происхождению? (Естественные и искусственные) Слайд 6 - Что относится к естественным водоемам? (Река, озеро, ручей) Слайд 6 - Что относится к искусственным водоемам? (Пруд, канал, водохранилище) Слайд 6 - Как вы думаете, а есть ли жизнь в водоёмах? (ДА) - Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь на этом озере. Слайд 7 - Что вы можете сказать о поверхности озера? (Она покрыта маленькими зелёными листочками и травой) - Для того чтобы узнать, что это за растения, проведем исследование. Для этого нам понадобится учебник и атлас-определитель. Работа в группах: - У каждой группы на парте лист новых знаний. В течение всего урока в него вы будете вносить все новое, что узнали сегодня (Приложение № 3) 1 группа растения – учебник стр.135(в новых), стр. 178-179 ( в старых), прочитать и рассказать о растениях водоемов, перечислить по порядку. В водоемах встречаются такие растения как: рогоз, тростник, камыш, стрелолист. Они прикрепляются корнями ко дну, а стебли и листья у них поднимаются над водой. Люди очень часто их путают. Слайд 8, 9. Рассмотрите внимательно эти растения и найдите отличия. Еще можно увидеть кувшинку и кубышку, корни их тоже на дне, а широкие листья плавают на поверхности. Кувшинка белого цвета, в народе ее называют водяной лилией, так же не нужно ее путать с кубышкой. Это два разных растения. Слайд 10. Самое маленькое растение – ряска, которая плавает на поверхности воды. Очень много водорослей из-за которых вода кажется зеленой. Слайд 11. 2 группа животные – атлас-определитель стр.71, 73 (рдест, вех ядовитый, частуха) Слайд 12. Растения, которые мы нашли – это рдест плавающий. Большая часть его скрыта под водой. Из воды торчит только невзрачный колосок, а рядом овальные плавающие листья. Есть еще один вид – рдест курчавый – нет листьев, и из воды торчит только колосок. Слайд 13. Вех ядовитый (цикута) встречается по берегам водоемов. Высота его достигает от 50 до150 см. Слайд 14. Частуха – растет прямо в воде, высота до 1метра. Листья похожи на листья подорожника, из-за чего в народе его прозвали «водяной подорожник» Цветы белые или бледно-розовые. 3 группа – атлас-определитель стр. 75 (череда, ежеголовник) Слайд 15. Череда густо растет по берегам водоемов. Это лекарственное растение. Ее семена цепляются за одежду человека или шерсть животных и с помощью них распространяются. Так же встречается необычное растение, плоды которого собраны в шарики-головки, напоминающие свернувшихся клубком ежиков. Это – ежеголовник. Учитель – атлас природы России стр. 315,320 (горец земноводный, телорез) Слайд 16. Горец земноводный – плавающее растение, его можно увидеть на большой глубине. Листья гладкие с красноватыми черешками. Растение покрыто короткими жесткими волосками, соцветие розового цвета. Слайд 17. Телорез очень красив в июле – августе, в период цветения, после цветения растение опускается на дно водоема и там его плоды дозревают. Это растение даже пригодно для корма свиней. Его листья, похожи на кинжалы и сильно ранят людей. Слайд 18. 4 группа – учебник стр.194 (в новых), стр. 179 ( в старых) узнать о роли растений в водоемах. Слайд 19. Растения выделяют кислород, дают корм и убежище для обитателей водоема. | Личностные: - отвечают на вопросы учителя; Предметные: - называют перелетных и зимующих птиц; - обобщают, какие птицы перелетные, а какие птицы зимующие; Личностные: - осуществляют поиск необходимой информации; Коммуникативные: - обмениваются мнением друг друга; - слушают друг друга; - строят понятные речевые высказывания; |
Физминутка (2 мин) Слайд 20. Учащиеся выполняют упражнения за учителем. На болоте 2 подружки, 2 зеленые лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет! Всем друзьям – физкульт- привет! |
5. Реализация построенного проекта выхода из затруднения | - Продолжим наш разговор об обитателях водоёма. Богат и разнообразен его животный мир. Давайте ближе познакомимся с ним. Работа в группах. 1 группа зоологов – «Животные водоёма» учебник стр. 195 (в новых). Стр. 179-182 В старых) Слайд 21. В водоеме живут клопы-водомерки. Они скользят по поверхности воды и не тонут, потому что их ножки смазаны жиром. Слайд 22. Самый большой жук на водоеме – жук-плавунец. Длина его тела достигает 3 сантиметров. Слайд 23. Так же там плавают головастики жаб и лягушек. На дне чистых водоемов обитают раки и двустворчатые моллюски. Слайд 24-25. Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух половинок. Питаются они очень интересно. Они всасывают и пропускают через свое тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа. На водных растениях ползают улитки прудовик и катушка. У них закрученные не имеющие створок раковины. 2 группа орнитологов – «Птицы, обитающие вблизи водоемов», атлас стр.185 Эти птицы обитают у воды и на воде. Слайд 26-27. Серая цапля, белый аист и серый журавль они очень крупные, ростом около 1 метра, длинные ноги, шея и клюв. В полете цапля изгибает шею, а аист и журавль вытягивают. У цапли скрипучий крик, аист издает громкий треск клювом, а журавль – звучное курлыканье. Слайд 28. Утка-кряква встречается на городских прудах. Самка скромного рыжевато-бурого цвета, а самец (селезень) очень нарядный. Слайд 29. Зимородок - небольшая яркая птичка. Сидя на веточке или камне выискивает рыбок. Увидев добычу, взлетает и хватает ее большим клювом. 3 группа изучающая млекопитающих – атлас-определитель, стр. 191,195 Слайд 30. Бобр, ондатра, водяная крыса живут у воды, хорошо плавают и ныряют. Бобр – самый крупный, его длина вместе с хвостом около 1 метра. Хвост похож на лопату. Бобры строят домики-хатки высотой до 3 метров. Ондатра меньше бобра ее длина до 36 см и домик ниже, чем у бобра - до 1 метра). И самая маленькая – водяная крыса, длина ее тела 15-20 см. Выдра – крупный зверь. Длина тела почти1 метр и еще около полуметра длинный гибкий хвост. Туловище обтекаемой формы, на лапах плавательные перепонки. Она хорошо плавает и ныряет и питается в основном рыбой. Сейчас во многих местах уже исчезла из-за охоты на нее. Учитель – «Рыбы местных водоёмов», атлас природы России стр.286, 288, 289. Очень разнообразен рыбный мир водоемов. Слайд 31. Самые распространенные – карась обыкновенный, окунь, щука. Карась распространен в водоемах Европы и Азии. Длина тела до 45 см, масса до 3 кг. Эта рыба может жить при минимальном количестве кислорода. Кормятся как растительной, так и животной пищей. Окунь – рыба средних размеров, длина до 50 см, масса до1,5 кг. Яркая окраска. Имеет поперечные полоски и красные плавники. Размножаются ранней весной. Питаются насекомыми, икрой других рыб, речными раками. Слайд 32. Щука – одна из крупных рыб, размер до 1,5 метров, а масса 24 кг и более. Часто держится в прибрежной зоне, среди зарослей водных растений. Свою добычу подкарауливает из засады. Заметив жертву, щука молниеносно на нее набрасывается и схватывает челюстями, мелких рыбешек заглатывает и тут же возвращается на место. Взрослые щуки в основном поедают больную и ослабленную рыбу. В этом проявляется ее санитарная роль. 4 группа, решающая экологические задачи: - Рассказать о круговороте веществ в природном сообществе в пресных водах. стр 182-183 (в старых) - Водоем – природное сообщество. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. Слайд 33. - К чему это приводит? (Нарушается природное равновесие). - Как нам нужно помогать водоему и его обитателям? Слайд 34. (Надо охранять редкие растения, не ловить раков-санитаров, не губить головастиков и лягушек, иначе будет много комаров и мошек. Надо охранять редкие растения водоема: белые кувшинки и кубышки.) Слайд 35. | Регулятивные: - пошаговый контроль своих действий; - ориентация на показ движения учителя; |
6. Закрепление изученного материала (6 мин) | 1) Составить 2–3 цепи питания, сложившиеся в водоеме. растения карась щука; растения головастики утки. Слайд 36. 2) Найти лишнее название: а) рогоз, ряска, стрелолист, береза; б) бобр, жаба, выдра, ондатра; в) водомерки, жук-плавунец, карась, комар; г) карась, щука, сом, дельфин 3) На столах у вас получились таблицы «Жизнь пресного водоема». (растения, животные, птицы) | Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: - прогнозирует результаты уровня усвоения, назначаемого материала; |
7. Рефлексия (2 мин) | - Давайте вернемся к началу урока, к тем задачам, которые мы перед собой поставили. И подумаем, удалось ли нам их решить? - Мы познакомились с растениями водоема. - Узнали, какие животные обитают в водоеме. - Доказали, что водоем это природное сообщество. - Выявили влияние человека на водоем. - Сегодня мы с вами совершили экскурсию на водоем, и мне хотелось бы узнать, была ли она для вас полезной, интересной. - Давайте попробуем оценить нашу работу. Я хочу послушать участников 1 группы. Как вы считаете, все ли участники группы приложили усилие для решения поставленных задач? Кто был более собранный ответственный и помогал вам найти верные ответы? Кому бы вы поставили оценку за урок и какую? Вторая группа? Третья? … - А сейчас каждый из вас сам попробует оценить свою работу на уроке. У вас на парте лежат рыбки, а на доске небольшое озеро, выберите подходящую для вас рыбку и наклейте ее на озеро. Красная рыбка – урок прошел удачно, мне было интересно, я доволен собой. Желтая рыбка – Мне было трудно, но я справился с заданиями, я доволен собой. Зеленая рыбка – урок был скучный, мне было не интересно. - Вот такое озеро у нас получились. Я вижу, что на уроке многие из вас получили удовольствие, и урок для вас был интересным. (Выставление оценок) | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. |
8. Домашнее задание (1 мин) | - А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание: стр.134 – 139 (в новых учебниках, 178-186 в старых) пересказ. Ребята, но мы с вами не смогли рассказать еще о многих обитателях водоема, поэтому желающие могут подготовить сообщение о тех животных или растениях, о которых мы не сказали. Слайд 37. | |
№ 1 Среди данных растений выбери и подчеркни растения луга: осина, колокольчик, ель, мятлик, сосна, тимофеевка, клевер, тюльпан, джузгун, мышиный горошек .
№ 2. Среди данных растений выбери и подчеркни растения леса: осина, колокольчик, ель, мятлик, сосна, тимофеевка, клевер, тюльпан, джузгун, мышиный горошек
№ 3 Какое природное сообщество представлено следующими растениями и животными: колокольчик, тимофеевка, клевер, пчела, перепел, коростель.
№ 4 Какое природное сообщество представлено следующими растениями и животными: ель, сосна, берёза, малина, земляника, кукушка, дятел, соболь, лось.
Дуб, кабан, короед, кобылка, трясогузка, клевер, камыш, клоп-водомерка, цапля.