Организационный момент | 3 | Подготовка класса к работе | Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: объясните, почему Рим называли Вечным, Золотым | Записывают тему урока, заполняют тетради | Фронтальная | Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; | Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала | 20 | Ответы на вопросы | Учитель. Тысячи жителей Италии провинции стремились попасть в Рим. Одни приезжали по торговым делам, другие хотели получить выгодную должность на службе императора. Всех привлекали гладиаторские игры, гонки колесниц, триумфы и всевозможные празднества. Город украшали дворцы на Палатинском холме, статуи богов и императоров, храмы и портики, многочисленные фонтаны. Триумфальные арки и колонны напоминали о победах властителей Рима. Размерами и красотой выделялся огромный амфитеатр Колизей, вмещавший около 50 тысяч зрителей. Другой достопримечательностью Рима был Пантеон. Пантеон увенчан куполом, похожим на половину шара. Внутри храма сделан огромный зал. В центре купола находится отверстие, через которое льется свет. Пантеон выстроен из кирпича и бетона, внутри он облицован мрамором коричневато-золотистых тонов. Задание. Прочитайте пункт параграфа «Особняки на городских холмах» и ответьте устно на вопросы: - опишите, где располагался дом римлянина, как он выглядел снаружи, как был устроен внутри. - объясните, что свидетельствует о высокой бытовой культуре римлян. Задание. Прочитайте пункт параграфа «Многоэтажные дома в низинах между холмами» составьте в тетради сложный план текста. Два пункта плана нужно раскрыть. Задание. Прочитайте пункт параграфа «Посещение бань» и выполните следующие задания: - запишите в тетрадь понятие «терма» - ответьте устно на вопросы: - перечислите функции терм - объясните, почему римляне охотно посещали бани. Физминутка | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию. Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют анализ фактов. | Устный опрос Записи в тетради |
| | Учитель: Найти работу в Риме было нелегко, а многие бедняки и не хотели работать, считая труд рабским и унизительным занятием. Боясь народных выступлений, императоры приказывали вести списки неимущих граждан и раздавать по ним хлеб. Однажды беднота забросала камнями повозку самого императора всего лишь из-за того, что зерно для раздачи не было вовремя доставлено в город. Беднота требовала не только дарового хлеба, но и бесплатных развлечений. Наряду с гладиаторскими играми, любимейшим зрелищем были конские бега, для которых был построен Большой цирк, не отрывая от арены глаз. Клички цирковых коней и имена лихих возниц были на устах у всех. Однако жизнь возниц висела на волоске: колесницы часто сталкивались и опрокидывались. Рим был крупнейшим городом империи, его называли Вечным, Золотым. Или же просто Городом. | Записывают определения в тетрадь | Фронтальная, индивидуальная | Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Записи в тетради |
Итоги урока, рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке знаний | Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся: О чем мы узнали на уроке? Что мы записали в тетради? Что мы увидели в презентации? Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке). Что понравилось? Что не понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Объяснять значение Рима Доказывать, что Рим – центр государства, торговли и культуры Сравнивать обустройство Афин и Рима, используя таблицу и материал учебника Описывать месторасположение дома римлянина: его фасад и устройство внутри Сравнивать внутреннее обустройство дома богатого и бедного римлянина Перечислять функции терм Перечислять развлечения римлян | Устный опрос |