УМК Школа России
4 класс
Тема: «Виды предложений»
Цель: формирование ценностного отношения к родному языку, к культуре родной речи и развитие коммуникативных способностей посредством анализа особенностей предложений разных видов по цели высказывания; развивать творческую инициативу обучающихся в устной и письменной речи.
Задачи: отрабатывать умения определять цель предложения;
развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.
Воспитывать культуру речи, умение слушать других.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
Организационный этап | -Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу капельку тепла и хорошего настроения - Прозвенел и смолк звонок Начинается урок Слушай внимательно, работай старательно. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее время, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей | Регулятивные: умеют соотнести свои действия с поставленной целью. Личностные: создают положительный эмоциональный настрой |
Актуализация знаний | Давайте откроем тетрадочки, запишем наше сегодняшнее число и классная работа. А теперь обратите внимание на доску. Давайте посмотрим как правильно писать букву Пп, а теперь запишите одну строчку заглавную букву, а вторую прописную. Кто справился с заданием показываем готовность. а теперь запишем словарную работу. Вызывает одного ученика к доске, а остальные работают в тетради. Пожалуйста, человек, аппетит, пальто. Можно ли составить из этих слов предложение? Почему нет? | Записывают. Выполняют минутку чистописания и словарную работу. Из этих слов нельзя составить предложение, потому что они не связаны по смыслу. | Личностные: осуществляют саморефлексию, структурируют свои знания. Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Самоопределение к деятельности | Давайте вспомним, что мы уже знаем о предложении. Послушайте высказывание: если вы с ним согласны, запишите его номер в тетрадь. 1.Предложение содержит высказывание о чем-то (о ком-то) 2.В каждом предложении есть грамматическая основа 3.Предложение не может состоять из одного слова 4.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу. 5.Конец предложения показывают знаки препинания. Давайте теперь проверим правильно ли вы выполнили это задание. Поднимите руки кто считает, что первое высказывание верно? Второе? Третье? Молодцы, все правильно справились с заданием. Обратите внимание на доску. Прочитайте про себя. - Как вы понимаете это высказывание? Если рисовать на воде рисунка не получится, также и в речи: если говорить без цели, не добьёшься того, чего хотел. Поэтому у каждого предложения есть своя цель. Как вы считаете какая тема будет нашего урока? Давайте сформулируем ее. | Записывают. Высказывают свое мнение. Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений. Запись темы в тетрадь | Регулятивные: умеют определять тему урока, формулируют задачи, планируют учебную деятельность на уроке. |
Обобщение и систематизация знаний | На доске представлены глаголы. Их нужно распределить на три группы в тетради. Прочитай, …, глаголы 1 группы. Что их объединяет? (сообщить о чем-либо) Прочитайте глаголы 2 группы. Что их объединяет? (спросить о чем-либо) Прочитайте глаголы 3 группы. Что их объединяет? ( побудить к чему-либо). Что обозначает глагол рапортовать? Как называются предложения, где цель общения - сообщить, информировать? Как называются предложения, где цель общения - спросить, узнать? Как называются предложения, где цель общения - приказать, побудить к действию. А вы уверены, что именно так называются эти предложения? Давайте откроем учебник на странице 13 и выполним упражнение 13. кто хочет выйти к доске и выполнить это упражнение. Поднимаем руку. Откройте страницу 14 и внимательно прочитайте правило. Все ли вам знакомо? Или же вы узнали что-то новое? | Распределяют на три группы в тетради. Отвечают на вопросы учителя. Работа со словарём 1.Представить рапорт о чем-нибудь. 2.Сообщить о выполнении чего-нибудь. (Рапорт-это служебное сообщение, донесение младшего по званию старшему военному начальнику). Отвечают на вопросы учителя. Выполняют упражнение, проверка по эталону . | Познавательные: целенаправленно слушать учителя(одноклассников), решая познавательную задачу. Регулятивные: выполняют учебное задание по алгоритму; осуществляют самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания. Коммуникативные: формулируют собственное мнение; строят понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога ,адекватно взаимодействуют в паре при выполнении учебного задания, согласовывают позиции и находят общее мнение Регулятивные: выполняют учебное задание в соответствии с целью. |
Физминутка | Если я говорю вопросительное предложение- хлопаем; Повествовательное –молчим; Побудительное- выполняем то, что я прошу.(Какая сегодня погода? Кто из касса любит смотреть мультфильмы? Попрыгайте! Пожалуйста, закройте глаза. Сейчас у нас урок русского языка. Сядьте, пожалуйста.) | | |
Контроль усвоения | Давайте выполним упражнение 15 самостоятельно в своих тетрадях. Пару тетрадей берет на проверку. Сейчас я вам раздам карточки и вам необходимо их выполнить. | Выполняют. Самотстоятельная работа . | Познавательные: анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществляют синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); проводят аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя) |
Подведение итогов | У вас на столах лежат тесты. Вам необходимо выбрать правильный вариант ответа. Проверка. Зачитывает вопрос и спрашивает кто как ответил. Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы, все хорошо справились с заданием. | Выполняют тест. | Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Домашнее задание | Запишите домашнее задание. Упражнение 16 на странице 15. И обязательно выучите правила,если кто их еще не знает, а кто знает повторите. | | |
Рефлексия | У вас на столах ! и ? знаки. Если вы все поняли и вам понравился урок ,поднимите !, если были какие-то затсруднения , поднимите ?. | Анализируют свою деятельность | Регулятивные: определяют степень успешности своей работы .высказываю своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности |
Определи, какие это предложения по цели высказывания.
Кто там ходит у ворот?______________________________
Божья коровка паслась на листочке._______________________
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай.___________
Прочитай.
Кусты трещат, ломаются,
И шуму – на весь лес!
За ягодой пытается
Медведь в малинник влезть.
Он сел на лапы задние
И вот, не торопясь,
Бросает сладку ягоду
В свою большую пасть.
А ягод летом нынешним
Богатый урожай.
Ты ешь малину, Мишенька,
Но веток не ломай.
Выпиши из стихотворения предложения.
1) Побудительное, невосклицательное __________________________________________________________________
2) Повествовательное, восклицательное
__________________________________________________________________
Определи, какие это предложения по цели высказывания.
Кто там ходит у ворот?______________________________
Божья коровка паслась на листочке._______________________
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай.___________
Прочитай.
Кусты трещат, ломаются,
И шуму – на весь лес!
За ягодой пытается
Медведь в малинник влезть.
Он сел на лапы задние
И вот, не торопясь,
Бросает сладку ягоду
В свою большую пасть.
А ягод летом нынешним
Богатый урожай.
Ты ешь малину, Мишенька,
Но веток не ломай.
Выпиши из стихотворения предложения.
1) Побудительное, невосклицательное __________________________________________________________________
2) Повествовательное, восклицательное
__________________________________________________________________
Определи, какие это предложения по цели высказывания.
Кто там ходит у ворот?______________________________
Божья коровка паслась на листочке._______________________
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай.___________
Прочитай.
Кусты трещат, ломаются,
И шуму – на весь лес!
За ягодой пытается
Медведь в малинник влезть.
Он сел на лапы задние
И вот, не торопясь,
Бросает сладку ягоду
В свою большую пасть.
А ягод летом нынешним
Богатый урожай.
Ты ешь малину, Мишенька,
Но веток не ломай.
Выпиши из стихотворения предложения.
1) Побудительное, невосклицательное __________________________________________________________________
2) Повествовательное, восклицательное
__________________________________________________________________
Определи, какие это предложения по цели высказывания.
Кто там ходит у ворот?______________________________
Божья коровка паслась на листочке._______________________
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай.___________
Прочитай.
Кусты трещат, ломаются,
И шуму – на весь лес!
За ягодой пытается
Медведь в малинник влезть.
Он сел на лапы задние
И вот, не торопясь,
Бросает сладку ягоду
В свою большую пасть.
А ягод летом нынешним
Богатый урожай.
Ты ешь малину, Мишенька,
Но веток не ломай.
Выпиши из стихотворения предложения.
1) Побудительное, невосклицательное __________________________________________________________________
2) Повествовательное, восклицательное
__________________________________________________________________
Определи, какие это предложения по цели высказывания.
Кто там ходит у ворот?______________________________
Божья коровка паслась на листочке._______________________
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай.___________
Прочитай.
Кусты трещат, ломаются,
И шуму – на весь лес!
За ягодой пытается
Медведь в малинник влезть.
Он сел на лапы задние
И вот, не торопясь,
Бросает сладку ягоду
В свою большую пасть.
А ягод летом нынешним
Богатый урожай.
Ты ешь малину, Мишенька,
Но веток не ломай.
Выпиши из стихотворения предложения.
1) Побудительное, невосклицательное __________________________________________________________________
2) Повествовательное, восклицательное
__________________________________________________________________
Определи, какие это предложения по цели высказывания.
Кто там ходит у ворот?______________________________
Божья коровка паслась на листочке._______________________
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай.___________
Прочитай.
Кусты трещат, ломаются,
И шуму – на весь лес!
За ягодой пытается
Медведь в малинник влезть.
Он сел на лапы задние
И вот, не торопясь,
Бросает сладку ягоду
В свою большую пасть.
А ягод летом нынешним
Богатый урожай.
Ты ешь малину, Мишенька,
Но веток не ломай.
Выпиши из стихотворения предложения.
1) Побудительное, невосклицательное __________________________________________________________________
2) Повествовательное, восклицательное
__________________________________________________________________
Определи, какие это предложения по цели высказывания.
Кто там ходит у ворот?______________________________
Божья коровка паслась на листочке._______________________
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай.___________
Прочитай.
Кусты трещат, ломаются,
И шуму – на весь лес!
За ягодой пытается
Медведь в малинник влезть.
Он сел на лапы задние
И вот, не торопясь,
Бросает сладку ягоду
В свою большую пасть.
А ягод летом нынешним
Богатый урожай.
Ты ешь малину, Мишенька,
Но веток не ломай.
Выпиши из стихотворения предложения.
1) Побудительное, невосклицательное __________________________________________________________________
2) Повествовательное, восклицательное
__________________________________________________________________
Определи, какие это предложения по цели высказывания.
Кто там ходит у ворот?______________________________
Божья коровка паслась на листочке._______________________
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай.___________
Прочитай.
Кусты трещат, ломаются,
И шуму – на весь лес!
За ягодой пытается
Медведь в малинник влезть.
Он сел на лапы задние
И вот, не торопясь,
Бросает сладку ягоду
В свою большую пасть.
А ягод летом нынешним
Богатый урожай.
Ты ешь малину, Мишенька,
Но веток не ломай.
Выпиши из стихотворения предложения.
1) Побудительное, невосклицательное __________________________________________________________________
2) Повествовательное, восклицательное
__________________________________________________________________
К какому виду предложения относится данное определение?
Предложение содержит побуждение(совет, просьбу, пожелание , призыв)?
-повествовательное
-невосклицательное
-вопросительное
-побудительное
2. Из предложенных групп выбери вариант, из которого получится составить повествовательное предложение.
-Дедушка, картошку, на, выкопал, неделе, прошлой.
-Капуста, огород, лопаты, садовник.
-Весна, году, в, была, этом, холодной?
-Сестру, на, рождение, возьми, день.
3. Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Повествовательные, вопросительные, побудительные.
- Умные, удивительные, смешные.
- Главные, второстепенные, простые.
- Выражающие мысли, чувства, советы.
4. В конце предложений поставь нужные знаки препинания:
Куда спешит ручеёк
Друзья, берегите природу
На чём писали люди в древности
На опушке леса созревает душистая земляника
Как прекрасен этот мир
К какому виду предложения относится данное определение?
Предложение содержит побуждение(совет, просьбу, пожелание , призыв)?
-повествовательное
-невосклицательное
-вопросительное
-побудительное
2. Из предложенных групп выбери вариант, из которого получится составить повествовательное предложение.
-Дедушка, картошку, на, выкопал, неделе, прошлой.
-Капуста, огород, лопаты, садовник.
-Весна, году, в, была, этом, холодной?
-Сестру, на, рождение, возьми, день.
3. Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Повествовательные, вопросительные, побудительные.
- Умные, удивительные, смешные.
- Главные, второстепенные, простые.
- Выражающие мысли, чувства, советы.
4. В конце предложений поставь нужные знаки препинания:
Куда спешит ручеёк
Друзья, берегите природу
На чём писали люди в древности
На опушке леса созревает душистая земляника
Как прекрасен этот мир
К какому виду предложения относится данное определение?
Предложение содержит побуждение(совет, просьбу, пожелание , призыв)?
-повествовательное
-невосклицательное
-вопросительное
-побудительное
2. Из предложенных групп выбери вариант, из которого получится составить повествовательное предложение.
-Дедушка, картошку, на, выкопал, неделе, прошлой.
-Капуста, огород, лопаты, садовник.
-Весна, году, в, была, этом, холодной?
-Сестру, на, рождение, возьми, день.
3. Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Повествовательные, вопросительные, побудительные.
- Умные, удивительные, смешные.
- Главные, второстепенные, простые.
- Выражающие мысли, чувства, советы.
4. В конце предложений поставь нужные знаки препинания:
Куда спешит ручеёк
Друзья, берегите природу
На чём писали люди в древности
На опушке леса созревает душистая земляника
Как прекрасен этот мир
К какому виду предложения относится данное определение?
Предложение содержит побуждение(совет, просьбу, пожелание , призыв)?
-повествовательное
-невосклицательное
-вопросительное
-побудительное
2. Из предложенных групп выбери вариант, из которого получится составить повествовательное предложение.
-Дедушка, картошку, на, выкопал, неделе, прошлой.
-Капуста, огород, лопаты, садовник.
-Весна, году, в, была, этом, холодной?
-Сестру, на, рождение, возьми, день.
3. Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Повествовательные, вопросительные, побудительные.
- Умные, удивительные, смешные.
- Главные, второстепенные, простые.
- Выражающие мысли, чувства, советы.
4. В конце предложений поставь нужные знаки препинания:
Куда спешит ручеёк
Друзья, берегите природу
На чём писали люди в древности
На опушке леса созревает душистая земляника
Как прекрасен этот мир
К какому виду предложения относится данное определение?
Предложение содержит побуждение(совет, просьбу, пожелание , призыв)?
-повествовательное
-невосклицательное
-вопросительное
-побудительное
2. Из предложенных групп выбери вариант, из которого получится составить повествовательное предложение.
-Дедушка, картошку, на, выкопал, неделе, прошлой.
-Капуста, огород, лопаты, садовник.
-Весна, году, в, была, этом, холодной?
-Сестру, на, рождение, возьми, день.
3. Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Повествовательные, вопросительные, побудительные.
- Умные, удивительные, смешные.
- Главные, второстепенные, простые.
- Выражающие мысли, чувства, советы.
4. В конце предложений поставь нужные знаки препинания:
Куда спешит ручеёк
Друзья, берегите природу
На чём писали люди в древности
На опушке леса созревает душистая земляника
Как прекрасен этот мир
К какому виду предложения относится данное определение?
Предложение содержит побуждение(совет, просьбу, пожелание , призыв)?
-повествовательное
-невосклицательное
-вопросительное
-побудительное
2. Из предложенных групп выбери вариант, из которого получится составить повествовательное предложение.
-Дедушка, картошку, на, выкопал, неделе, прошлой.
-Капуста, огород, лопаты, садовник.
-Весна, году, в, была, этом, холодной?
-Сестру, на, рождение, возьми, день.
3. Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Повествовательные, вопросительные, побудительные.
- Умные, удивительные, смешные.
- Главные, второстепенные, простые.
- Выражающие мысли, чувства, советы.
4. В конце предложений поставь нужные знаки препинания:
Куда спешит ручеёк
Друзья, берегите природу
На чём писали люди в древности
На опушке леса созревает душистая земляника
Как прекрасен этот мир
К какому виду предложения относится данное определение?
Предложение содержит побуждение(совет, просьбу, пожелание , призыв)?
-повествовательное
-невосклицательное
-вопросительное
-побудительное
2. Из предложенных групп выбери вариант, из которого получится составить повествовательное предложение.
-Дедушка, картошку, на, выкопал, неделе, прошлой.
-Капуста, огород, лопаты, садовник.
-Весна, году, в, была, этом, холодной?
-Сестру, на, рождение, возьми, день.
3. Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Повествовательные, вопросительные, побудительные.
- Умные, удивительные, смешные.
- Главные, второстепенные, простые.
- Выражающие мысли, чувства, советы.
4. В конце предложений поставь нужные знаки препинания:
Куда спешит ручеёк
Друзья, берегите природу
На чём писали люди в древности
На опушке леса созревает душистая земляника
Как прекрасен этот мир
К какому виду предложения относится данное определение?
Предложение содержит побуждение(совет, просьбу, пожелание , призыв)?
-повествовательное
-невосклицательное
-вопросительное
-побудительное
2. Из предложенных групп выбери вариант, из которого получится составить повествовательное предложение.
-Дедушка, картошку, на, выкопал, неделе, прошлой.
-Капуста, огород, лопаты, садовник.
-Весна, году, в, была, этом, холодной?
-Сестру, на, рождение, возьми, день.
3. Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Повествовательные, вопросительные, побудительные.
- Умные, удивительные, смешные.
- Главные, второстепенные, простые.
- Выражающие мысли, чувства, советы.
4. В конце предложений поставь нужные знаки препинания:
Куда спешит ручеёк
Друзья, берегите природу
На чём писали люди в древности
На опушке леса созревает душистая земляника
Как прекрасен этот мир
К какому виду предложения относится данное определение?
Предложение содержит побуждение(совет, просьбу, пожелание , призыв)?
-повествовательное
-невосклицательное
-вопросительное
-побудительное
2. Из предложенных групп выбери вариант, из которого получится составить повествовательное предложение.
-Дедушка, картошку, на, выкопал, неделе, прошлой.
-Капуста, огород, лопаты, садовник.
-Весна, году, в, была, этом, холодной?
-Сестру, на, рождение, возьми, день.
3. Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Повествовательные, вопросительные, побудительные.
- Умные, удивительные, смешные.
- Главные, второстепенные, простые.
- Выражающие мысли, чувства, советы.
4. В конце предложений поставь нужные знаки препинания:
Куда спешит ручеёк
Друзья, берегите природу
На чём писали люди в древности
На опушке леса созревает душистая земляника
Как прекрасен этот мир
К какому виду предложения относится данное определение?
Предложение содержит побуждение(совет, просьбу, пожелание , призыв)?
-повествовательное
-невосклицательное
-вопросительное
-побудительное
2. Из предложенных групп выбери вариант, из которого получится составить повествовательное предложение.
-Дедушка, картошку, на, выкопал, неделе, прошлой.
-Капуста, огород, лопаты, садовник.
-Весна, году, в, была, этом, холодной?
-Сестру, на, рождение, возьми, день.
3. Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Повествовательные, вопросительные, побудительные.
- Умные, удивительные, смешные.
- Главные, второстепенные, простые.
- Выражающие мысли, чувства, советы.
4. В конце предложений поставь нужные знаки препинания:
Куда спешит ручеёк
Друзья, берегите природу
На чём писали люди в древности
На опушке леса созревает душистая земляника
Как прекрасен этот мир
К какому виду предложения относится данное определение?
Предложение содержит побуждение(совет, просьбу, пожелание , призыв)?
-повествовательное
-невосклицательное
-вопросительное
-побудительное
2. Из предложенных групп выбери вариант, из которого получится составить повествовательное предложение.
-Дедушка, картошку, на, выкопал, неделе, прошлой.
-Капуста, огород, лопаты, садовник.
-Весна, году, в, была, этом, холодной?
-Сестру, на, рождение, возьми, день.
3. Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Повествовательные, вопросительные, побудительные.
- Умные, удивительные, смешные.
- Главные, второстепенные, простые.
- Выражающие мысли, чувства, советы.
4. В конце предложений поставь нужные знаки препинания:
Куда спешит ручеёк
Друзья, берегите природу
На чём писали люди в древности
На опушке леса созревает душистая земляника
Как прекрасен этот мир
К какому виду предложения относится данное определение?
Предложение содержит побуждение(совет, просьбу, пожелание , призыв)?
-повествовательное
-невосклицательное
-вопросительное
-побудительное
2. Из предложенных групп выбери вариант, из которого получится составить повествовательное предложение.
-Дедушка, картошку, на, выкопал, неделе, прошлой.
-Капуста, огород, лопаты, садовник.
-Весна, году, в, была, этом, холодной?
-Сестру, на, рождение, возьми, день.
3. Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Повествовательные, вопросительные, побудительные.
- Умные, удивительные, смешные.
- Главные, второстепенные, простые.
- Выражающие мысли, чувства, советы.
4. В конце предложений поставь нужные знаки препинания:
Куда спешит ручеёк
Друзья, берегите природу
На чём писали люди в древности
На опушке леса созревает душистая земляника
Как прекрасен этот мир







