Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | -Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок! Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок! | Дети садятся, проверяют готовность к уроку. |
Речевая разминка На слайде или на парте На слайде или на парте На слайде или на парте | Дыхательная гимнастика: представьте, что вы находитесь в лесу после дождя. Вдохните глубоко воздух носом и выдохните через рот. Какой аромат вы ощутили? Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко После чтения: - К чему призывает автор этих строк? - О каких зверях внутри нас говорит автор? Воронёнку гнездо – родимая хата. Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не свил. После чтения: - Объясните смысл этих пословиц. Вставай, Архип, петух охрип. Тетерев сидел у Терентия в клетке, А тетёрка с тетеревятками – в лесу на ветке. | Дети выполняют задание учителя и отвечают (ландыша, хвои, прелой травы и т.д.). Дети читают про себя, шёпотом, вполголоса, затем выразительно читает 1 ученик. - К любви природы и всего живого. - О человеческих пороках: жадности, злости, мести, лени, … Дети читают орфографически, орфоэпически, шёпотом, громко. Дети читают про себя, потом вслух медленно, потом в среднем темпе, в скороговорочном темпе, радостно, грустно, удивлённо. |
Актуализация знаний. Проверка домашнего зада-ния | - Посмотрите на доску, прочитайте, как называется раздел учебника, над которым мы работаем: ЛЮ.. ..ВОЕ - Рассказы какого автора вы читали дома? - Что удивило и восхитило вас в этих рассказах? - Что хотел сказать автор этими рассказами? - Перескажите понравившиеся эпизоды. Физкультминутка Вверх руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем. Это к нам птицы летят. Где они сядут, тоже покажем – Руки согнули назад. | - Люби живое. - Рассказы Василия Белова. - Малька – верная мама, храбрая и обязательная. Животные тоже любят своих детей. Пересказывают 3-4 человека, остальные слушают и оценивают. Дети за учителем делают упражнения. |
Введение в тему Звучат голоса леса (птиц) 1 слайд презентации 2 слайд презентации На доске написано: Лев Николаевич Толстой, Виктор Петрович Астафь-ев, Антон Павлович Чехов | - Сегодня мы продолжаем путешествовать по разделу «Люби живое» и отправимся в удивительную Зелёную страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные. Голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. Вот отгадайте: Дом со всех сторон открыт И резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём. - У нас для путешествия в эту страну есть всё: ноги, чтобы идти, уши, чтобы слышать, глаза, чтобы видеть, и сердце, чтобы всё понять. Осталось повторить правила друзей природы: Не шуметь, чтоб не мешать лесным жителям. Не рвать цветы и не ломать ветки деревьев и кустарников. Не оставлять после себя мусор. Не разводить костёр без взрослых. Не разрушать птичьих гнёзд. Не брать диких животных домой. - Назовите авторов, с которыми мы познакомились в этом разделе. - Какое главное чувство показывают они в своих произведениях? - Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня будем знакомиться. Её можно определить по трём признакам: 1. Является современным писателем. 2. В его фамилии три слога. 3. Начинается с гласной буквы. | - Лес Дети читают по цепочке и дополняют своими правилами. - М.Пришвин, И.Соколов-Микитов, В.Белов, В.Бианки. - Любовь ко всему живому. - В.П.Астафьев |
Постановка учебной цели (целеполагание) | - Ребята, какие цели вы поставите перед собой? | - Познакомиться с новым писателем и его произведением. - Поговорить о содержании, порассуждать о главной мысли. |
Слово об авторе (учитель или подготовленный ученик) 3 слайд презентации 4слайд презентации | - Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае на берегу Енисея в селе Овсянка. Рано потерял мать. Заботы по воспитанию взяла на себя бабушка. В 18лет ушёл на фронт добровольцем. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями. Началом его сочинительства стало школьное сочинение о том, как однажды летом он заблудился в тайге. Много лет спустя, он записал его по памяти. Получилось «Васюткино озеро» - первый рассказ Астафьева для детей. Потом было много других больших и малых произведений, среди которых: Пастух и пастушка, Царь-рыба, Последний поклон, Звездопад, Огоньки, Дядя Кузя, куры, лиса и кот и др. | |
Целеполагание - предположение | - Виктор Петрович очень любил свой край, поэтому большинство его произведений посвящены природе и человеку Сибири. Сегодня мы познакомимся с одним произведением этого писателя, откройте учебник на странице …, прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию и скажите, о чём или о ком мы будем читать? - Посмотрите, что здесь написано: Ьулхарг | Предположения детей. - глухарь |
Слово учителя и уч-ся о глухаре | - Глухарь – это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Капалуха – это самка глухаря, она меньше самца, светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосами. Её даже и не заметишь среди веток и сухих листьев, когда она сидит в гнезде на яйцах. Живут эти птицы в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. - Глухарят водит за собой мать. Зимой они кормятся хвоей сосен, пихт, кедров, ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой. Этих птиц осталось мало на Земле, их надо беречь и охранять. - Это очень крупная и благородная птица. Он немного неуклюж, тяжеловат и пуглив. Походка у него быстрая, а полёт тяжел и шумен. Редко летают на большие расстояния. Как правило, привязаны к одному месту. - Весь день глухари любят проводить на лесных полянках. Здесь им проще отыскать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья, где и ночуют. - Свои гнёзда глухари вьют прямо под деревьями, часто вблизи дорог и тропинок, порой на самых заметных местах. Это часто приводит к гибели самки и выводка от рук людей. - Самка глухаря очень заботливая мама и никогда не покинет гнездо, даже если знает, что погибнет. Часто она сама выбегает на врага, чтобы дать время глухарятам скрыться. Птенцы растут очень быстро. К осени самочки остаются с мамой, а самцы начинают кочевать, драться на токовищах, а весной обзаведутся своими семьями. | |
Словарная работа Слайд презентации | - Итак, прежде чем окунуться в тайгу В.П.Астафьева, давайте проясним некоторые слова, иначе трудно будет понять смысл произведения. Альпийские луга - высокогорные. Пихта - хвойное дерево. Просека - очищенное от деревьев место. Валежник - сухие сучья, деревья. Черничник- заросли черники. Космы - взлохмаченные пряди волос. Ре-дко-ла-пы-е по-ше-ве-ли-ва-ли за-ро-жда-ю-щим-ся вы-да-вав-шим-ся бле-дно-ли-стым до-цве-та-ю-щим ра-спу-щен-ны-ми | Дети работают по алгоритму: -читаем хором по слогам, - читаем целым словом с ударением - орфографическое чтение, - орфоэпическое чтение, - лексическое значение. Дети читают по слогам, затем целым словом. |
Работа с текстом | Физминутка: Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Дети по лесу гуляли За природой наблюдали. Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем- Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся покажем- Руки сложили назад. - Прочитаем рассказ по частям. Прислушаемся к своим чувствам. Приготовьте карандаши, чтобы отмечать окончание каждой части. Чтение текста цепочкой, деление на части. Работа над текстом по плану. - Прочитаем 1 часть «цепочкой». - Задайте друг другу вопросы по содержанию. - Как озаглавим эту часть? « У черничного бугорка на просеке». Чтение 2 части «цепочкой». О какой находке говорит автор? Как описывает его автор? ( Выборочное чтение) С чем он его сравнивает? Почему автор выбрал именно такие слова и выражения? Что такое « хатка»?. Что решили сделать мальчики с находкой? Какое правило они забыли? Для того, чтобы лес открыл нам свои тайны , надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать. Чтение 3 части «цепочкой». - Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду. -Почему автор выбрал именно эти слова и выражения? - Что автор сказал о внутреннем состоянии птицы). - Какой матерью была капалуха? - Кого она вам напоминает? - Что еще вас поразило, удивило, что нового для себя вы узнали? -Как озаглавите 3 часть? - Прочитайте последнюю часть рассказа самостоятельно. - Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей. - Как озаглавите 4 часть? «Снова в гнездо» (По ходу работы над текстом вывешивается план текста). План. 1. У черничного бугорка на просеке. 2. Гнездо! Гнездо! 3. Тревога капалухи. 4. Снова в гнезде. | Где происходит действие? Что делали дети в тайге? Где поднялся шум? - Как вы думаете, с какой целью автор включил в рассказ описание черники? - Какую местность помог нам увидеть писатель? (Альпийские уральские луга - это высокогорные пастбища выше 2 км над уровнем моря.) ( Не трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса) « Гнездо! Гнездо!» - металась в стороны; крылья разброшены, мела ими; закостенели от неподвижности; пыталась и не могла взлететь. - Чтобы показать состояние птицы. - Испуг, гнев, бесстрашие. - Заботливой, бесстрашной, отважной. - В.И. Белов. Малька. - Выщипывают перья, голым животом греет яйца. - «Тревога капалухи». - сидела на сучке; вытянув шею; целилась на гнездо; плавно слетела; заползла в гнездо; распустила крылья; замерла. - Глаза ее начали затягиваться дремной пленкой. Успокоилась , но была настороже |
Работа с иллю-страцией | - Расскажите, какой момент изображён на иллюстрации? - Найдите в тексте эти строки и прочитайте. - Какие неточности допустил художник? | Гнездо должно быть под корягой, в хатке, в гнезде 4 яйца. |
12. Работа над пословицами | - Прочитайте задание на конверте и выполните его, работая по рядам. 1-й ряд: Задание: составить пословицу из отдельных слов. Объяснить её значение. У всякой пташки свои замашки. (Имеется в виду, что у каждого человека есть свои привычки, склонности, недостатки) 2-й ряд. Задание: Выбрать наиболее подходящую по смыслу пословицу к данному тексту. Пословицы: Делай хорошее, а плохое на ум не пойдёт. Жизнь прожить - не поле перейти. 3-й ряд. Задание: Объяснить смысл пословицы: "Добра мать для своих детей, а Земля для всех людей". | Земля кормит, поит, одевает, как мать детей |
13. Обобщающая беседа | - Как вы думаете, изменится или нет отношение мальчиков к природе после этого случая? - Написав этот рассказ. В.П. Астафьев хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? - Главное назначение человека - творить добро. Беречь землю, все живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам. Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. | Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших. |
14. Рефлексия | - Подведем итоги урока. ( Закончи предложение) - На уроке я узнал……… - Мне было интересно…….. - Я хотел бы похвалить за работу…… | |
15. Итог урока | - Как вы думаете, какова основная мысль произведения? - Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? | |
15. Домашнее задание | Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся. 1.Читать и пересказывать рассказ по плану (1 ряд) 2. Поискать дополнительную литературу о редких птицах нашего края. (2 ряд) 3. Прочитать другие рассказы В.Астафьева. (3ряд) | |