СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Виктор Петрович Астафьев. «Капалуха»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Виктор Петрович Астафьев. «Капалуха»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: Виктор Петрович Астафьев. «Капалуха»

Цель: ознакомление с рассказом В.П.Астафьева «Капалуха»

Задачи:

  1. Обучающие: учить понимать смысл произведения, формулировать его основную мысль, видеть и понимать поступки героев, рассказывать о них, подбирая слова-определения, характеризующие эти поступки и описывающие характер.

  2. Развивающие: развивать умение работать с текстом, отрабатывать навык полноценного чтения, тренировать наблюдательность, развивать внимание, память, связную монологическую речь, расширять кругозор учащихся.

  3. Воспитывающие: прививать любовь к природе, интерес к чтению, доказать, что доброта – это богатство и щедрость души.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание рассказа, воспринимать на слух и читать произведение, определять жанр, выбирать виды деятельности на уроке, понимать поступки героев и обосновывать своё понимание, составлять план и пересказывать по нему, вспоминать или придумывать свои рассказы о животных.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, портрет писателя, иллюстрация глухаря, выставка книг писателя, запись голосов птиц (леса), подборка пословиц, скороговорок.





Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

-Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок!


Дети садятся, проверяют готовность к уроку.

  1. Речевая разминка





На слайде или на парте









На слайде или на парте





На слайде или на парте

  1. Дыхательная гимнастика: представьте, что вы находитесь в лесу после дождя. Вдохните глубоко воздух носом и выдохните через рот. Какой аромат вы ощутили?


  1. Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е.Евтушенко

После чтения:

- К чему призывает автор этих строк?

- О каких зверях внутри нас говорит автор?


  1. Воронёнку гнездо – родимая хата.

Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не свил.

После чтения:

- Объясните смысл этих пословиц.


  1. Вставай, Архип, петух охрип.

Тетерев сидел у Терентия в клетке,

А тетёрка с тетеревятками – в лесу на ветке.

Дети выполняют задание учителя и отвечают (ландыша, хвои, прелой травы и т.д.).



Дети читают про себя, шёпотом, вполголоса, затем выразительно читает 1 ученик.




- К любви природы и всего живого.

- О человеческих пороках: жадности, злости, мести, лени, …

Дети читают орфографически, орфоэпически, шёпотом, громко.




Дети читают про себя, потом вслух медленно, потом в среднем темпе, в скороговорочном темпе, радостно, грустно, удивлённо.


  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего зада-ния




- Посмотрите на доску, прочитайте, как называется раздел учебника, над которым мы работаем:

ЛЮ.. ..ВОЕ

- Рассказы какого автора вы читали дома?

- Что удивило и восхитило вас в этих рассказах?

- Что хотел сказать автор этими рассказами?

- Перескажите понравившиеся эпизоды.




Физкультминутка

Вверх руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Где они сядут, тоже покажем –

Руки согнули назад.




- Люби живое.

- Рассказы Василия Белова.

- Малька – верная мама, храбрая и обязательная. Животные тоже любят своих детей.

Пересказывают 3-4 человека, остальные слушают и оценивают.


Дети за учителем делают упражнения.

  1. Введение в тему


Звучат голоса леса (птиц)

1 слайд презентации

















2 слайд презентации




На доске написано: Лев Николаевич Толстой, Виктор Петрович Астафь-ев, Антон Павлович Чехов

- Сегодня мы продолжаем путешествовать по разделу «Люби живое» и отправимся в удивительную Зелёную страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные. Голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. Вот отгадайте:

Дом со всех сторон открыт

И резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём.

- У нас для путешествия в эту страну есть всё: ноги, чтобы идти, уши, чтобы слышать, глаза, чтобы видеть, и сердце, чтобы всё понять. Осталось повторить правила друзей природы:

  • Не шуметь, чтоб не мешать лесным жителям.

  • Не рвать цветы и не ломать ветки деревьев и кустарников.

  • Не оставлять после себя мусор.

  • Не разводить костёр без взрослых.

  • Не разрушать птичьих гнёзд.

  • Не брать диких животных домой.

- Назовите авторов, с которыми мы познакомились в этом разделе.

- Какое главное чувство показывают они в своих произведениях?

- Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня будем знакомиться. Её можно определить по трём признакам:

1. Является современным писателем.

2. В его фамилии три слога.

3. Начинается с гласной буквы.











- Лес





Дети читают по цепочке и дополняют своими правилами.






- М.Пришвин, И.Соколов-Микитов, В.Белов, В.Бианки.

- Любовь ко всему живому.







- В.П.Астафьев

  1. Постановка учебной цели (целеполагание)

- Ребята, какие цели вы поставите перед собой?

- Познакомиться с новым писателем и его произведением.

- Поговорить о содержании, порассуждать о главной мысли.


  1. Слово об авторе (учитель или подготовленный ученик)


3 слайд презентации







4слайд презентации

- Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае на берегу Енисея в селе Овсянка. Рано потерял мать. Заботы по воспитанию взяла на себя бабушка. В 18лет ушёл на фронт добровольцем. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями.

Началом его сочинительства стало школьное сочинение о том, как однажды летом он заблудился в тайге. Много лет спустя, он записал его по памяти. Получилось «Васюткино озеро» - первый рассказ Астафьева для детей.

Потом было много других больших и малых произведений, среди которых:

Пастух и пастушка, Царь-рыба, Последний поклон, Звездопад, Огоньки, Дядя Кузя, куры, лиса и кот и др.



  1. Целеполагание - предположение

- Виктор Петрович очень любил свой край, поэтому большинство его произведений посвящены природе и человеку Сибири. Сегодня мы познакомимся с одним произведением этого писателя, откройте учебник на странице …, прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию и скажите, о чём или о ком мы будем читать?

- Посмотрите, что здесь написано:

Ьулхарг







Предположения детей.



- глухарь


  1. Слово учителя и уч-ся о глухаре

- Глухарь – это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Капалуха – это самка глухаря, она меньше самца, светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосами. Её даже и не заметишь среди веток и сухих листьев, когда она сидит в гнезде на яйцах. Живут эти птицы в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц.


- Глухарят водит за собой мать. Зимой они кормятся хвоей сосен, пихт, кедров, ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой. Этих птиц осталось мало на Земле, их надо беречь и охранять.


- Это очень крупная и благородная птица. Он немного неуклюж, тяжеловат и пуглив. Походка у него быстрая, а полёт тяжел и шумен. Редко летают на большие расстояния. Как правило, привязаны к одному месту.


- Весь день глухари любят проводить на лесных полянках. Здесь им проще отыскать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья, где и ночуют.


- Свои гнёзда глухари вьют прямо под деревьями, часто вблизи дорог и тропинок, порой на самых заметных местах. Это часто приводит к гибели самки и выводка от рук людей.


- Самка глухаря очень заботливая мама и никогда не покинет гнездо, даже если знает, что погибнет. Часто она сама выбегает на врага, чтобы дать время глухарятам скрыться. Птенцы растут очень быстро. К осени самочки остаются с мамой, а самцы начинают кочевать, драться на токовищах, а весной обзаведутся своими семьями.



  1. Словарная работа



Слайд презентации

- Итак, прежде чем окунуться в тайгу В.П.Астафьева, давайте проясним некоторые слова, иначе трудно будет понять смысл произведения.


Альпийские луга - высокогорные.

Пихта - хвойное дерево.

Просека - очищенное от деревьев место.

Валежник - сухие сучья, деревья.

Черничник- заросли черники.

Космы - взлохмаченные пряди волос.


Ре-дко-ла-пы-е

по-ше-ве-ли-ва-ли

за-ро-жда-ю-щим-ся

вы-да-вав-шим-ся

бле-дно-ли-стым

до-цве-та-ю-щим

ра-спу-щен-ны-ми






Дети работают по алгоритму:

-читаем хором по слогам,

- читаем целым словом с ударением

- орфографическое чтение,

- орфоэпическое чтение,

- лексическое значение.


Дети читают по слогам, затем целым словом.

  1. Работа с текстом

Физминутка:

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти  встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем-

Руки сложили назад.

- Прочитаем рассказ по частям. Прислушаемся к своим чувствам. Приготовьте карандаши, чтобы отмечать окончание каждой части.

Чтение текста цепочкой, деление на части.

Работа над текстом по плану.

- Прочитаем 1 часть «цепочкой».

- Задайте друг другу вопросы по содержанию.

- Как озаглавим эту часть? « У черничного бугорка на просеке». 

Чтение 2 части «цепочкой».


  • О какой находке говорит автор?

  • Как описывает его автор? ( Выборочное чтение)

  • С чем он его сравнивает?

  • Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?

  • Что такое « хатка»?.

  • Что решили сделать мальчики с находкой?

  • Какое правило они забыли?

Для того, чтобы лес открыл нам свои тайны , надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда  можно многое увидеть и узнать.

  • Как озаглавим 2 часть рассказа?


Чтение 3 части «цепочкой».


- Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду.


-Почему автор выбрал именно эти слова и выражения?

- Что автор сказал о внутреннем состоянии птицы).

- Какой матерью была капалуха?


- Кого она вам напоминает?

- Что  еще  вас поразило, удивило, что нового для себя вы узнали?


-Как озаглавите 3 часть?


- Прочитайте последнюю часть рассказа самостоятельно.


- Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей.


  • Что вы можете  сказать с состоянии капалухи ?


- Как озаглавите 4 часть? «Снова в гнездо»


(По ходу работы над текстом вывешивается план текста).

План.

1. У черничного бугорка на просеке.

2. Гнездо! Гнездо!

3. Тревога капалухи.

4. Снова в гнезде.

























  • Где происходит действие?

  • Что делали дети в тайге?

  • Где поднялся шум?

- Как вы думаете,  с какой целью автор включил  в рассказ описание черники?

- Какую местность помог нам увидеть писатель?

(Альпийские уральские луга - это высокогорные пастбища выше 2 км над уровнем моря.)




( Не трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса)




« Гнездо! Гнездо!»




- металась в стороны; крылья разброшены, мела ими; закостенели от неподвижности; пыталась и не могла взлететь.

- Чтобы показать состояние птицы.


- Испуг, гнев, бесстрашие.


- Заботливой, бесстрашной, отважной.

- В.И. Белов. Малька.


- Выщипывают  перья,  голым животом греет  яйца.

- «Тревога капалухи».





- сидела на сучке; вытянув шею; целилась на гнездо; плавно слетела; заползла в гнездо; распустила крылья; замерла.

- Глаза ее начали затягиваться дремной пленкой. Успокоилась , но была настороже

  1. Работа с иллю-страцией

- Расскажите, какой момент изображён на иллюстрации?

- Найдите в тексте эти строки и прочитайте.

- Какие неточности допустил художник?




Гнездо должно быть под корягой, в хатке, в гнезде 4 яйца.

12. Работа над пословицами

- Прочитайте задание на конверте и выполните его, работая по рядам.

1-й ряд:

Задание: составить пословицу из отдельных слов. Объяснить её значение.

У всякой пташки свои замашки. (Имеется в виду, что у каждого человека есть свои привычки, склонности, недостатки)

2-й ряд.

Задание: Выбрать наиболее подходящую по смыслу пословицу к данному тексту.

Пословицы:

  • Делай хорошее, а плохое на ум не пойдёт.

Жизнь прожить - не поле перейти.

  • Любовь к родине сильнее смерти.

3-й ряд.

Задание: Объяснить смысл пословицы: "Добра мать для своих детей, а Земля для всех людей".


























Земля кормит, поит, одевает, как мать детей

13. Обобщающая беседа

- Как вы думаете, изменится или нет отношение мальчиков к природе после этого случая?


- Написав этот рассказ. В.П. Астафьев хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую?


- Главное назначение человека - творить добро. Беречь землю, все живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам. Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем.





Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших.

14. Рефлексия

- Подведем итоги урока. ( Закончи предложение)

- На уроке я узнал………

- Мне было интересно……..

- Я хотел бы похвалить за работу……



15. Итог урока

- Как вы думаете, какова основная мысль произведения?

- Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?



15. Домашнее задание

Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся.

1.Читать и пересказывать рассказ по плану (1 ряд)

2. Поискать дополнительную литературу о редких птицах нашего края. (2 ряд)

3. Прочитать другие рассказы В.Астафьева. (3ряд)




2