| I. Мотивация к познавательной деятельности (5 мин) 1. Слово учителя математики II. Актуализация и проблемное учебное действие (5 мин) 1. Физкультминутка (1 мин) 2. Решение проблемной задачи (3мин) 3. Слово учителя русского языка и литературы (1 мин) III. Целеполагание (3 мин) IV.Организация совместной познавательной деятельности (20 мин) 1. Слово учителя русского языка и литературы (1 мин) 2. Работа учащихся с художественными текстами (5 мин) 3. Проблемный вопрос (1 мин) 4. Слово учителя математики (1 мин) 5. Практико-ориентированное задание по математике (5 мин) 6. Слово учителя по географии (1 мин) 7. Просмотр видео ролика (1 мин) 8. Работа с географическими атласами и контурными картами (5 мин) V. Подведение итогов (4 мин) 1. Слово учителя географии (1 мин) 2. Слово учителя русского языка и литературы (1 мин) 3.Работа с пословицами и их значениями (2 мин) VI. Рефлексия (3 мин) 1. Заполнение технологической карты (2 мин) 2.Работа с рефлексивной схемой (1 мин) | Учащиеся заранее распределяются по группам, согласно символике Древней Руси (Приложение 1). Музыка ярмарки - https://vip-otkrytki.ru/russkaya-yarmarka-na-maslenicu/ Слайд 1. Иллюстрация «Русская ярмарка» Учитель в русском национальном костюме с лотком, наполненным отрезами тканей, кружевными и атласными лентами. - Итак, мы начинаем. - Здравствуйте, гости дорогие! Купчиха - я! Хочу нанять себе работника, да такого, чтобы прибыльно мне было, чтобы денег больше выручать, да товара меньше продавать. А не испытать ли мне вас? Испытание обучающихся. Учитель просит ребят подняться со своих мест и повторять за ним движения - измерения длины в древности: локоть, аршин, маховая сажень, косая сажень, пядь, вершок. - Нравится мне свет Кристина и свет Семён. Выходите. Беру вас на следующее испытание. - Ну что ж ребятушки, ну что ж работнички, вот вам одинаковые кружевные ленты, измерьте-ка их длину. - Не было на Руси ни линейки, ни других приборов измерения длины, зато тело было всегда с собой. - Кого же выгоднее нанять в работники? Кристину или Семена? Почему? Учитель делает вывод: - Каждый купец на свой аршин меряет. Слайд 2. Рисунок человека с измерениями длины. Учитель читает стихотворение неизвестного автора: Не имели наши предки Ни линейки, ни рулетки. Но могли предмет любой Измерять самим собой. Ткани мерили локтями, Землю мерили лаптями, И имели пальцев пять - Щели в доме измерять. В общем, жили, не тужили, Не хлебали лаптем щей… И всему на свете были Люди - мерою вещей. Слайд 3. Тема урока: «Единицы измерения в Древней Руси» Учитель называет тему урока и предлагает обучающимся сформулировать цели занятия и заполнить в технологической карте (Приложение 2 Таблица 1) первые две колонки: - Что я знаю о старинных мерах длины? - Что хочу узнать по теме занятия? Заслушивание целей занятия, сформулированных учащимися. - Жизнь, быт всегда находят своё отражение в художественной литературе. Прошу вас открыть конверты, прочитать художественные тексты (Приложение 3) и выполнить задания на карточке. Карточка 1. Задания: Прочитайте тексты, найдите и подчеркните названия старинных мер длины, выпишите их. В каких источниках (произведениях) сохранились названия старинных мер длины? Учитель зачитывает с доски названия старинных мер длины. Затем заслушиваются ответы обучающихся об источниках сохранения названий единиц измерения. Учитель делает вывод: - Названия старинных мер длины сохранились в основном в произведениях устного народного творчества, во фразеологизмах, а также в стихах и прозе русских поэтов и писателей. - А почему эти единицы измерения сегодня не используются? - В настоящее время принята Международная система единиц измерения (СИ) в качестве основной системы единиц большинством стран мира и почти всегда используется в области техники, даже в тех странах, в которых в повседневной жизни используются традиционные единицы. Слайд 4. Таблица с единицами измерения длины Учителя раздают обучающимся Памятку с мерами длины (Приложение 2. Таблица 3), атласные и кружевные ленты для выполнения задания. Задание: - Измерьте ленты в аршинах и локтях и соотнесите с современными мерами длины. Заслушивание результатов учащихся по группам. - В Древней Руси жил предприимчивый тверской купец с жилкой исследователя и неудержимым любопытством. Он добрался до Индии раньше других известных современников – это был Афанасий Никитин. Русский путешественник «сходил за три моря» и оставил после себя богатую подробностями этнографическую рукопись. Путевые записи «Хождение за три моря», составленные тверским купцом в результате своего путешествия, – уникальный литературный памятник XV века, первое русское произведение, описывающее торговое и нерелигиозное путешествие. - Прошу вас посмотреть видео ролик «Минутная история об Афанасии Никитине» https://www.youtube.com/watch?v=b-yK3z-5tos Слайд 5. Географическая карта - Найдите и определите географические объекты на контурной карте (Приложение 5), через которые проходил маршрут А. Никитина. Учитель показывает географические объекты на карте. Слайд 6. Рекомендуемые книги для чтения. - «Хождение за три моря» написано более 500 лет назад, изучать его весьма интересно и поучительно. В записях А.А. Никитина встречаются названия старинных единиц измерения. Учителя раздают учащимся конверты с новым материалом для работы. -В современном мире названия старинных мер длины мы употребляем в речи в переносном значении, пользуясь пословицами, поговорками и фразеологизмами. В свою очередь, рекомендую вам, ребята, чаще обращаться к сборникам «Русские пословицы и поговорки». В русских пословицах и поговорках содержится мудрость русского народа. - Ребята, откройте конверты с новым заданием и выполните его (Приложение 4 Таблица 4). Карточка 2. Задание: - Установите соответствия между пословицами, поговорками и их значениями. Заслушивание ответов. Учитель просит заполнить последнюю колонку в технологической карте для обучающихся: - Что узнали на занятии? Заслушивание ответов. На доске заранее оформлена схема старинных единиц измерения (Приложение 2). - Ребята, измерьте свое настроение в старинных мерах длины. Чем лучше настроение, тем длиннее измерение! - Спасибо за работу! До новых встреч! | Ребята слушают, наблюдают за действиями учителя. Обучающиеся повторяют движения за учителем Обучающиеся подходят к учителю. Ребята измеряют длину лент локтями, маховой саженью. Остальные обучающиеся наблюдают. Обсуждают в группах и доказывают свою точку зрения. Примерные ответы: - Выгоднее взять Семена, так как локтей у него получилось больше, чем у Кристины, и денег купец соответственно выручит больше. Обучающиеся рассматривают рисунок и слушают учителя. - Ребята обсуждают в группах вопросы, формулируют цели занятия, заполняют техно-логическую карту. Примерные цели: - узнать старинные меры длины; - научиться соотносить с современными мерами длины. Ребята в каждой группе открывают конверты, при-ступают к работе с текстами, обсуждают задания и выполняют их. На отдельный листок выписывают названия старин-ных мер длины: верста, аршин, локоть, сажень, вершок и другие. Лист прикрепляют магнитом на доске. Обучающиеся называют источники: сказки, послови-цы, былины, поговорки, загадки, стихи, проза. Ребята обсуждают в группах и дают ответы. Примерные ответы: - Появились новые единицы измерения. Обучающиеся решают задачу, вносят результаты в таблицу величин (Приложение 2.Таблица 2). Ребята слушают учителя. Обучающиеся смотрят видео ролик Р ебята отмечают на контурной карте объекты: Каспийское, Аравийское, Черное моря; города: Тверь, Астрахань, Дербент, Баку, Киев, Смоленск. Обучающиеся получают рекомендации для чтения. Обучающиеся открывают конверты, читают материал, обсуждают в группе и соотносят пословицы с их значениями, затем зачитывают. Заполняют технологическую карту, зачитывают вслух. Примерные ответы обучаю-щихся: - узнали о единицах измерения Древней Руси; - как измерять старинными мерами длины и переводить в современные; - о путешествии А. Никитина; - пословицы и поговорки русского народа, их значения Размещают цветные стикеры на схеме старинных единиц измерения: |