Целеполагание. Мотивация к деятельности. Ребята, представьте себе, что вы совершили не очень хороший поступок. За это учитель может вызвать ваших родителей в школу или просто сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!». Как вы думаете, что страшнее? Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть и стыд ещё спят глубоким сном. Сформулируйте в парах цель нашего занятия. Тема нашего занятия «Что такое совесть и стыд» | Формулируют собственную позицию Формулируют цель занятия | | К: формулируют собственную позицию Р: принимать учебную задачу П: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Ф П | |
Работа над темой. Что же такое «совесть», «стыд». Каково значение этих слов? В этом нам помогут разобраться толковые словари. Разделитесь на 6 групп. Повторим правила работы в группе: 1.Выполнять задание вместе. 2. Слушать друг друга внимательно, не перебивая. 3. Не мешать остальным группам. Найди в своих словарях значение слов стыд и совесть. Проверка фронтально. Стыд - это осознание вины за свой поступок. Совесть - это наш внутренний судья, который помогает нам понять насколько правильно мы поступаем. Вы когда-нибудь осознавали вину за свой поступок? Что за поступок это был? За что вам было стыдно? Как вы себя вели в этой ситуации? Давайте сыграем в игру «Чего нужно стыдиться?». Я буду читать слова. Если этого нужно стыдится, то поднимите руки вверх, если не нужно стыдиться, то встаньте. - физические недостатки; - некрасивые поступки; - поношенная, но аккуратная одежда; - старомодная одежда; - неряшливый вид; - непрестижная работа родителей; - твоё «простое» происхождение; - невежество, необразованность, безграмотность. - вульгарная внешность; - грубое, бездушное отношение к людям. Я очень рада, что вы в этой игре правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке. Давайте рассмотрим три ситуации. Сейчас в парах вы обсудите как поступили бы в выпавшей вам ситуации, которая будет на карточке. 1 ситуация - Вы покупаете в магазине продукты, и продавец по ошибке даёт вам лишнюю сдачу. Как вы поступите? 2 ситуация - Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия? 3 ситуация - На весенние каникулы вы вместе с классным руководителем планируете поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этой ситуации поступить по совести? Проверка фронтально. Вопросы от учителя - почему вы поступите именно так? Как можно ещё поступить в такой ситуации? Правильно ли поступили герои ситуаций? Почему вы так думаете? Вы молодцы! Отлично поработали! Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения. Одно из таких упражнений называется «Минута раскаяния». В течение минуты подумайте какие плохие поступки вы совершили в течении этого дня или раньше. Кто готов рассказать об этом? Спасибо! Следующее упражнение «Минута прощения». Есть ли среди вас смельчаки, которые хотят попросить прощения у тех, кого они обидели? Спасибо! Вы можете попросить прощение и у своих родителей или братьев и сестёр. | Находят информацию в толковых словарях Формулировать собственную позицию Определяют чего должен стыдиться человек, а чего нет В парах обсуждаю ситуацию Формулируют собственное мнение и позицию. Строят речевые высказывания Строят речевые высказывания | Представление о традиционных для российского общества моральных нормах Представление о традиционных для российского общества моральных нормах Представление о традиционных для российского общества моральных нормах Представление о традиционных для российского общества моральных нормах | Р: принимать учебную задачу П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием толковых словарей. К: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач К: формулировать собственную позицию Р: учитывать установленные правила при выполнении задания П: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить рассуждения в форме связи простых суждений. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве К: формулируют собственное мнение и позицию К: строить речевые высказывания К: строить речевые высказывания | Г Ф И П Ф И И | Толковые словари Карточки с ситуациями |