СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта воспитательного занятия "Что такое совесть и стыд"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка является частью моего самообразования.

Форма проведения классного часа - этическая беседа.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта воспитательного занятия "Что такое совесть и стыд"»

Конспект воспитательного занятия в форме этической беседы

Тема: что такое совесть и стыд

Цель: способствовать формированию представлений о традиционных для российского общества моральных нормах.

БНЦ: человечество

Планируемые результаты:

Личностные: Представление о традиционных для российского общества моральных нормах

Метапредметные:

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу; учитывать установленные правила при выполнении задания; оценивать собственную деятельность.

Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием толковых словарей; строить рассуждения в форме связи простых суждений.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; строить речевые высказывания; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач





Ход воспитательного занятия

Этапы занятия и содержание


Виды деятельности

Планируемые результаты

Фоод

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Личностные

Метапредметные


  1. Психологический настрой.

Я рада вас видеть на нашем занятии. Улыбнитесь друг другу, подарите своим друзьям тепло.




Настраиваются на работу


Устойчивая положительная мотивация к деятельности





  1. Целеполагание. Мотивация к деятельности.

Ребята, представьте себе, что вы совершили не очень хороший поступок. За это учитель может вызвать ваших родителей в школу или просто сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!». Как вы думаете, что страшнее?

Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть и стыд ещё спят глубоким сном.

Сформулируйте в парах цель нашего занятия.

Тема нашего занятия «Что такое совесть и стыд»









Формулируют собственную позицию



Формулируют цель занятия









К: формулируют собственную позицию



Р: принимать учебную задачу

П: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве








Ф





П



  1. Работа над темой.

Что же такое «совесть», «стыд». Каково значение этих слов?

В этом нам помогут разобраться толковые словари. Разделитесь на 6 групп. Повторим правила работы в группе:

1.Выполнять задание вместе.

2. Слушать друг друга внимательно, не перебивая.

3. Не мешать остальным группам.

Найди в своих словарях значение слов стыд и совесть.

Проверка фронтально.

Стыд - это осознание вины за свой поступок.

Совесть - это наш внутренний судья, который помогает нам понять насколько правильно мы поступаем.





Вы когда-нибудь осознавали вину за свой поступок? Что за поступок это был?

За что вам было стыдно? Как вы себя вели в этой ситуации?

Давайте сыграем в игру «Чего нужно стыдиться?».

Я буду читать слова. Если этого нужно стыдится, то поднимите руки вверх, если не нужно стыдиться, то встаньте.

- физические недостатки;

- некрасивые поступки;

- поношенная, но аккуратная одежда;

- старомодная одежда;

- неряшливый вид;

- непрестижная работа родителей;

- твоё «простое» происхождение;

- невежество, необразованность, безграмотность.

- вульгарная внешность;

- грубое, бездушное отношение к людям.

Я очень рада, что вы в этой игре правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим три ситуации.

Сейчас в парах вы обсудите как поступили бы в выпавшей вам ситуации, которая будет на карточке.

1 ситуация - Вы покупаете в магазине продукты, и продавец по ошибке даёт вам лишнюю сдачу. Как вы поступите?

2 ситуация - Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?

3 ситуация - На весенние каникулы вы вместе с классным руководителем планируете поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этой ситуации поступить по совести? 

Проверка фронтально.

Вопросы от учителя - почему вы поступите именно так? Как можно ещё поступить в такой ситуации? Правильно ли поступили герои ситуаций? Почему вы так думаете?

Вы молодцы! Отлично поработали!

Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения. Одно из таких упражнений называется «Минута раскаяния». В течение минуты подумайте какие плохие поступки вы совершили в течении этого дня или раньше. Кто готов рассказать об этом?

Спасибо!

Следующее упражнение «Минута прощения». Есть ли среди вас смельчаки, которые хотят попросить прощения у тех, кого они обидели?

Спасибо! Вы можете попросить прощение и у своих родителей или братьев и сестёр.






Находят информацию в толковых словарях















Формулировать собственную позицию





Определяют чего должен стыдиться человек, а чего нет



























В парах обсуждаю ситуацию




























Формулируют собственное мнение и позицию.



















Строят речевые высказывания


Строят речевые высказывания








Представление о традиционных для российского общества моральных нормах















Представление о традиционных для российского общества моральных нормах




Представление о традиционных для российского общества моральных нормах




























Представление о традиционных для российского общества моральных нормах







Р: принимать учебную задачу

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием толковых словарей.

К: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач


К: формулировать собственную позицию





Р: учитывать установленные правила при выполнении задания




























П: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить рассуждения в форме связи простых суждений.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве


















К: формулируют собственное мнение и позицию




















К: строить речевые высказывания



К: строить речевые высказывания








Г


















Ф







И































П






























Ф






















И




И










Толковые словари
























































Карточки с ситуациями

  1. Итог

Как вы считаете, разбудил ли этот разговор вашу совесть? Заставил ли задуматься о своих поступках?

Какая была цель нашего занятия?

Почему этот разговор был важен?



Формулируют собственную позицию



К: формулировать собственное мнение и позицию.


Ф


  1. Рефлексия

Продолжите фразу:

Раньше я думал(а)...

Теперь я понимаю...

Оценивают собственную деятельность

Навыки самооценки

Р: оценивать собственную деятельность

И

Фразы на слайде презентации