Создание проблемной ситуации. Выход на тему | Сегодня занятие, я хотела бы начать с фраз, которые вам необходимо будет закончить: Газовая служба, если вовремя не прибудет на место произойдет… взрыв Врач, если он не справляется, то у человека прогрессирует… болезнь Пожарный, если вовремя не прибудет на место возгорания, развивается… пожар Капитан коробля, если он подаст неверную команду, может произойти… кораблекрушение. Водитель, если он не справляется с управлением автомобиля, возникает… авария. Пешеход, если перешёл на красный свет светофора, создал…аварийную ситуацию. Каким понятием можно заменить все эти ситуации, вследствие которых могут пострадать люди? чрезвычайная ситуация А где чаще всего возникают чрезвычайные ситуации, исходя из данных фраз? Да, лидирующую позицию по возникновениям чрезвычайных ситуаций занимает транспорт, т.е. различные аварии. Исходя из этого, кто догадался, как будет звучать тема нашего занятия? Правильно, сегодня наш разговор пойдет об чрезвычайных ситуациях на транспорте. | Продолжают фразы Предполагают определение Отвечают на вопрос Предполагают тему занятия | Фронтальная | Познавательные УУД: понимают познавательную задачу. Регулятивные УУД: планируют необходимые действия, Коммуникативные УУД: слушают, отвечают на вопрос, формулируют собственные мысли. Предметные знания: - воспринимают и понимают музыку эмоционально-образного содержания, понимают возможности музыки передавать чувства и мысли человека. |
Целеполагание. | А зачем нам об этом говорить? Давайте посмотрим на слайде начало фраз, которые обычно используют, чтобы сформулировать цель. Подумаем и определим для себя цель сегодняшнего занятия. (Чтобы обезопасить себя и других, чтобы знать, как правильно действовать в чрезвычайной ситуации на транспорте.) | Отвечают на вопрос. Формулируют цель учебной деятельности совместно с учителем. | Индивидуальна, фронтальная. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Личностные: осознают свой недостаток знаний и стремятся к его преодолению, проявляют способность к самооценке своих знаний. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
Основной Изучение нового материала Работа с понятием Виды транспорта Классификация видов транспорта Особенности современного транспорта Причины ЧС на дороге Правила дорожного движения Ситуации на дороге Работа с понятием Виды ДТП | А что такое чрезвычайная ситуация по вашему мнению? Чрезвычайная ситуация – это ситуация, возникшая на определенной территории, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Чтобы разобраться в вопросе какие чрезвычайные ситуации бывают на транспорте, необходимо вспомнить виды транспорта. Посмотрите на схему, транспорт делится на такие группы: по назначению: пассажирский грузовой специальный (скорая помощь, полиция, пожарная машина) по принадлежности: по месту движения: воздушный железнодорожный автомобильный водный Ребята, а сейчас давайте попробуем сами классифицировать транспорт на: воздушный, железнодорожный, автомобильный, водный. На слайде будет появляться изображение различных транспортных средств, ваша задача поднять руку, если знаете к какому виду его отнести. Чаще всего какими видами транспорта мы пользуемся? Правильно, автомобильный и железнодорожный. И мы с вами разберем чрезвычайные ситуации именно на этих видах транспорта. А какие особенности имеет современный транспорт? высокая скорость, огромная разрушительная сила из-за резкой остановки и столкновения, высокая пожароопасность. Давайте подумаем, по каким причинам чаще всего возникают чрезвычайные ситуации на дороге? невнимательность участников дорожного движения; невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств и пассажирами; нарушение правил дорожного движения водителями и пешеходами; поломка транспорта; неудовлетворительное состояние проезжей части улиц и дорог; плохие погодные условия. Одна из причин, о которой мы сказали, это нарушение правил дорожного движения. Я думаю, вы их хорошо уже знаете, давайте их повторим. Я нашла стихотворение «Звериные правила дорожного движения» автора Дружининой. Сейчас я раздам желающим части этого стихотворения, вы их прочтите про себя, а потом вслух для всего класса. Давайте разберем некоторые ситуации, и решим, как мы в них должны поступить. Представьте, вам необходимо перейти дорогу, но перед вами встал автобус. С какой стороны вы должны его обойти, чтобы не нарушить правила дорожного движения? (сзади) Вам 10 лет, вы очень хотите поехать с папой в машине на переднем сидении. Папа на вашу просьбу отреагировал отказом. Прав ли был папа? Почему? (детям до 12 лет там сидеть запрещено) Вам необходимо пройти по дороге, но тротуара нет, с какой стороны дороги вы пойдете? (осторожно, навстречу идущему транспорту, слева по обочине) Переходя дорогу, в какую сторону вы посмотрите в первую очередь, а в какую во вторую? (сначала налево, потом направо) Ребята, как по-другому можно назвать аварию на дороге? Давайте попробуем своими словами дать определение этого события. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб. ДТП подразделяются на следующие виды: столкновение; опрокидывание; наезд на стоящее транспортное средство; наезд на препятствие; наезд на пешехода; наезд на велосипедиста; наезд на грузовой транспорт; наезд на животное. Опасными зонами также являются железнодорожные пути, переезды, вокзалы, посадочные платформы. Сейчас давайте поговорим о железнодорожном транспорте. Часто ли вы бываете возле железной дороги? Ездите на поездах? А какие чрезвычайные ситуации могут возникнуть на железнодорожных путях? (на платформе, пожар, крушение) | Предполагают определение понятия Изучают виды транспорта Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос Обдумывают причины чс Читают стихотворение, повторяя пдд Анализируют ситуации Отвечают на вопрос Изучают виды дтп Отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни. Регулятивные: прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам; моделировать ситуации; сформировать взаимоотношения с окружающими; Познавательные: познакомиться с основными понятиями, видами и классификацией транспорта, их особенностями и причинами возникновения чс, вспомнить пдд и виды дтп; Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми, готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредметных результатов обучения. |
Практическое задание, проверка вместе с педагогом | Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы. 1 группа задание: как нужно вести себя при ДТП в легковом автомобиле и в автобусе. 2 группа задание: как нужно себя вести возле железнодорожных путей, на платформе. 3 группа задание: как нужно себя вести при крушении поезда. 4 группа задание: как нужно себя вести на дороге с велосипедом. На листе напишите основные правила, действия, которые необходимо выполнять в данной ситуации. | Разделивший по группам, выполняют задание, используя полученные и уже имеющиеся знания. Защищают свое задание перед классом | Групповая, коллективная | Познавательные УУД: осуществляют поиск информации, систематизируют собственные знания. Коммуникативные УУД: - планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, распределяют роли; - контролируют свои действия и соотносят их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в решение задачи Регулятивные УУД: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. |