СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта занятия «Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»: образ главного героя»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел

Вопрос русской литературы второй половины XIX века: как человек может влиять на окружающий мир и менять его к лучшему?

Тема

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»: образ главного героя.

Вид занятия

Лекция, комбинированный.

Тип занятия

Технология личностно-ориентированного пространства и обучения; организация целевого, продуктивного и рефлексивного пространства; эвристическая беседа, индивидуальная работа.

Основное содержание

Дать характеристику героя; раскрыть суть теории Раскольникова и разобраться в ведущих мотивах преступления; показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за идею, которой руководствуется, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую несет для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия «Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»: образ главного героя»»

Технологическая карта занятия «Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»: образ главного героя».

Группа: 23-05 ЛОГ

Специальность: 38.02.03 Операционная деятельность в логистике

Дисциплина: Литература

Преподаватель: Ратанов М.Н.

Раздел

Вопрос русской литературы второй половины XIX века: как человек может влиять на окружающий мир и менять его к лучшему?

Тема

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»: образ главного героя.

Вид занятия

Лекция, комбинированный.

Тип занятия

Технология личностно-ориентированного пространства и обучения; организация целевого, продуктивного и рефлексивного пространства; эвристическая беседа, индивидуальная работа.

Основное содержание

Дать характеристику героя; раскрыть суть теории Раскольникова и разобраться в ведущих мотивах преступления; показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за идею, которой руководствуется, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую несет для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.

Планируемые результаты освоения дисциплины:

Код

ПК, ОК

Код умений

Умения

Код знаний

Знания

ОК 01

Уо 01.01

распознавать задачу и/или проблему

в профессиональном и/или социальном контексте

Зо 01.01

актуальный профессиональный

и социальный контекст, в котором приходится работать и жить

Уо 01.04

выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы

Зо 01.02

основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте

Уо 01.09

оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Зо 01.06

порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК 02


Уо 02.01

определять задачи для поиска информации

Зо 02.03

формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации

Уо 02.02

определять необходимые источники информации

Зо 02.02

приемы структурирования информации

Уо 02.03

планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию



Уо 02.04

выделять наиболее значимое в перечне информации



ОК 04

Уо 04.01

организовывать работу коллектива
и команды

Зо 04.02

основы проектной деятельности

ОК 05

Уо 05.01

грамотно излагать свои мысли
и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

Зо 05.01

особенности социального и культурного контекста;



Зо 05.02

правила оформления документов
и построения устных сообщений

ОК 06

Уо 06.01

описывать значимость своей специальности

Зо 06.01

сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей



Зо 06.02

значимость профессиональной деятельности по специальности


Организация образовательного процесса

Межпредметные связи

Ресурсы

Форма работы

Русский язык, литература, право и обществознание, история.

Основные источники:

1. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Углубл. уровень. В 2 ч. / [ В.И. Коровин и др.] : под ред. В.И. Коровина.- 4-е изд., стер.- М.: Просвящение, 2022. 319 с. : ил. ISBN 978-5-09-0880043-5

2. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Углубл. уровень. В 2 ч. / [ В.И. Коровин и др.] : под ред. В.И. Коровина.- 4-е изд., стер.- М.: Просвящение, 2022. 319 с. : ил. ISBN 978-5-09-0880046-6

Дополнительные источники:

Образовательный портал «Лекторий Достоевского»

https://rutube.ru/u/LektoriyDostoyevskiy/

Фронтальная, индивидуальная

Ход занятия

Этапы занятия

Цель этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Время

1. Орг. момент

Приветствие и создание уютной, благополучной атмосферы на занятии

Приветствие студентов, выявление отсутствующих на занятии.

Приветствуют преподавателя, настраиваются на восприятие материала

4 мин.

2. Вступление

Знакомство с биографией писателя

Показ документального фильма «Достоевский за 22 минуты»

Просмотр фильма, его обсужденип

26 мин.

3. Организация целевого пространства

Определение темы, целей и задач занятия. Формирование устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация студента к учебной деятельности, к активной работе на занятии

Озвучивает эпиграф, который записан на доске (презентации):

«История Раскольникова — это история заблудшей души.

Это развеянный миф о «сверхчеловеке»; об избранных, которым все дозволено.»

Лев Кулиджанов

(режиссер-постановщик фильма по роману «Преступление и наказание»)

Совместно со студентами формулирует тему, которую записывает на доске, цели и задач занятия:

  1. Дать характеристику героя;

  2. Раскрыть суть теории Раскольникова и разобраться в ведущих мотивах преступления;

  3. Показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за идею, которой руководствуется, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую несет для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.

Работают с эпиграфом, участвуют в беседе с преподавателем.

5 мин.

3. Актуализация опорных знаний

Вступительное слово, в результате которого происходит осмысление информации и соотнесении ее с уже имеющимися знаниями

Не раз мы сталкивались с тем, что в разговорах о русской общественной жизни вспоминали о развитии страны, о её будущем, о проблемах крестьянства и нищеты. Это вечные темы литературы и истории, рождающие массу споров. Аналогичные этим споры рождали в умах молодых прогрессивных людей самые различные идеи и теории. Какие же теории возникали в это время в России? Существующие теории-предпосылки к роману «Преступление и наказание: 1. И. С. Тургенев «Отцы и дети» - теория нигилизма. Жизнь сложнее, шире, многообразнее любой теории. Герой романа гибнет случайной, нелепой смертью, а его теория опровергается самой жизнью. 2. Н. Г. Чернышевский — теория «разумного эгоизма». Революционеры-демократы: жизнь по теории возможна, что не подтвердилось реальностью. Истоки романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» достигают время пребывания писателя на каторге. 9 октября 1859 он из Твери писал брату: «В декабре я начну роман. Не помнишь, я тебе говорил об одной исповедь-роман, который я хотел писать после всех, понимая, что еще самому нужно пережить. На днях я решил писать его немедленно. Все сердце мое с кровью будет вложено в этот роман ». Сначала «преступление и наказание» задумывался писателем в форме исповеди Раскольникова. Но прошло еще шесть лет. За это время были написаны романы «Униженные и оскорбленные», «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья». Главные мотивы этих произведений - тема бунта и тема героя-индивидуалиста - потом синтезировались в романе «Преступление и наказание». 8 июня 1865 Достоевский попросил денег у издателя А. Краевского и предложил ему для журнала «Отечественные записки» свою новую работу - роман «Пьяненькие». Но издатель отказал писателю, мотивируя это отсутствием денег в редакции. Находясь за границей, достоевский оставил «Пьяненький» и решил написать повесть, замысел которой стал зерном будущего романа «Преступление и наказание». В сентябре 1865 Достоевский решил предложить повесть журнала «Русский вестник». В письме к издателю М. Каткова автор подробно изложил план своего произведения и определил его главную идею: «Это - психологический отчет одного преступления». Но в процессе работы повесть постепенно перерастает в большой роман, и Достоевский решает пожертвовать всем написанным и начать заново. В середине декабря 1865 первая часть романа была написана, опубликована в января 1866 г. в журнале «Русский вестник». Работа над произведением продолжалась в течение всего 1866 года. Таким образом, мы видим, что первоначальный замысел романа постепенно «разрастался», охватывая более широкий круг проблем. Достоевский в романе «Преступление и наказание» вступает в полемику с Чернышевским. Его герой создает свою теорию, изложенную в статье «О преступлении», которая была опубликована в газете «Периодическая речь» за несколько месяцев до убийства.

Каким читатель видит Родиона Раскольникова в начале романа?

Характеристика героя:

  1. Герой не может принять «безобразия современного ему мира». Такая жизнь вызывает в нем чувства презрения, озлобленности по отношению к богатым и имеющим власть людям.

  2. Герой находится в состоянии агрессии, нервного возбуждения, он подавлен как духовно, так и физически.

  3. Раскольников мучается от того, что не может решить свой вопрос.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

10 мин.

4. Организация продуктивного пространства


Объяснение нового материала.


Показ видеофрагмента из экранизации «Теория Раскольникова». Главный герой выстраивает свою теорию, он полон презрения к людям, обществу, полон желания властвовать над этим стадом, полон деспотизма: «Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее». Его теория напрямую связана с актуальной в то время идеей отказа от веры. Богоборческие идеи Раскольникова — разочарование его в сути христианской религии, потому что христианские заповеди и морально-нравственные нормы в современном ему обществе не помогают людям облегчить их страдания. Размышляя над ходом истории, герой приходит к выводу, что исторический прогресс всегда осуществляется на чьих-то страданиях. Суть теории Раскольникова состоит в следующем. Исходя из представления о неравноценности людей, Раскольников делит их на «тварей дрожащих» и «право имеющих», для которых не действуют законы и мораль большинства, разрешена «кровь по совести», потому что именно они двигают человечество вперед. Такие великие люди, как Наполеон, Цезарь, Карл Великий, по теории Раскольникова, ради достижения своих грандиозных целей могут совершить преступление, даже убийство. Другими словами, «цель оправдывает средства», но определить эту цель и достичь ее может только личность исключительная. Так возникает в романе тема «наполеонизма» и связанная с ней проблема индивидуализма.

Возвращаясь к теории Раскольникова, мы должны подчеркнуть, что Достоевский стремился убедить читателя в том, что Раскольникова увлек идеал сильной личности. Мысль о праве сильной личности родила у Раскольникова желание самому вступить в число «избранных», «великих». И он решает проверить себя, а для этого нужно было пойти на преступление.

Какие события романа приводят Раскольникова к мысли о преступлении, а затем к оправданию «крови по совести»? Диктует под запись следующее:

События, которые повлияли на преступление и его оправдания:

  1. Раскольников написал статью о праве «сильного» преступить закон.

  2. Через 3,5 месяца он впервые идет к старухе заложить колечко.

  3. По дороге от старухи он заходит в трактир, заказывает чай, задумывается и вдруг слышит разговор студента и офицера о старухе-проценщице и о «праве» на убийство.

  4. Через две недели у Раскольникова созревает решение: убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем — убийство.

  5. Исповедь Мармеладова еще раз убеждает героя в несправедливости и жестокости современного мира.

  6. Письмо матери.

  7. Встреча на бульваре с пьяной девочкой.

Причины преступления

  1. Нищета, желание помочь матери. Сестре. Другим людям;

  2. Мир жесток, а жизнь, полная страданий, толкает людей на преступление;

  3. Раскольников не может спокойно смотреть на страдания людей;

  4. Идея героя, мысль об особых людях, которые выведут остальных на праведный путь; ради этой идеи они могут убрать с дороги других, и Раскольников причисляет себя к особым людям.

Наказание героя:

  1. Муки совести;

  2. По природе своей Раскольников не способен на убийство. Это противоречит его натуре.

  3. Первый сон Раскольникова (наказание начинается еще до убийства).

  4. «Как ножницами отрезал» себя от всего мира, одиночество тяготит и мучает героя.

  5. «Убить-то убил, а не переступил»

Просмотр видеоролика, обсуждение. Слушают и записывают основные тезисы в тетрадь, отвечают на вопросы.

15 минут

5. Закрепление изученного материала.

Выполнение индивидуального задания


Просмотр видеоролика для закрепления материала «В чем смысл «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского». По мнению большинства литературоведов, «Преступление и наказание» (1866) – социально-психологический роман, в котором автор исследует внутренний мир отдельного героя, а также психологию, характерную для разных социальных групп: униженного и оскорбленного городского люда, преуспевающих торговцев, обездоленных крестьян, мелких служащих. Писатель высказывает резко противоположные суждения, исключающие друг друга точки зрения, сталкивает характеры, воплощающие разные идейные принципы. В основе драматического конфликта романа – «внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собой» (Ю. В. Лебедев). В центре произведения Достоевского – преступление, идеологическое убийство. Таким образом, «Преступление и наказание» – роман об «идейном убийце» Раскольникове. Писатель прослеживает «психологический процесс преступления». После просмотра видеоролика и слов преподавателя заполняют таблицу, используя систему дистанционного обучения «MOODLE»

«Идеи произведения Ф. Достоевского "Преступление и наказание "»:

  1. Философские: Развенчание теории «сильной личности», «сверхчеловека»;

  2. Социальные: Осуждение социальной несправедливости, власти денег;

  3. Психологические: Человек не может оправдывать свои действия только социальными обстоятельствами; многое зависит от ее психологического склада, характера;

  4. Морально-этические: Даже благородная цель не может оправдать любые средства, есть грань, которую нельзя пересекать.

Просмотр видеоролика, его обсуждения заполняют самостоятельно таблицу, используя систему дистанционного обучения «MOODLE».

Итогом работы становится таблица «Идеи произведения Ф. Достоевского "Преступление и наказание "»

Философские: Развенчание теории «сильной личности», «сверхчеловека»;

Социальные: Осуждение социальной несправедливости, власти денег;

Психологические: Человек не может оправдывать свои действия только социальными обстоятельствами; многое зависит от ее психологического склада, характера;

Морально-этические: Даже благородная цель не может оправдать любые средства, есть грань, которую нельзя пересекать.



20 мин.

6. Организация рефлексивного пространства

Целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу

Организует рефлексию. Создает условия для формирования у обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу. Задает вопросы-предложения, используя отдельные листочки, на которых отвечают обучающиеся:

Продолжите предложение:

  1. Относительно теории сильной личности, «сверхчеловека» я считаю ...

  2. Мне более близка идея ...

  3. Очень хотелось бы ...

Озвучивает вывод: А.С.Пушкин в «Цыганах» и «Пиковой даме» предупреждал, к чему ведет своеволие, безответственная игра в сверхчеловека, неуважение к чужой жизни. Но Раскольников этим предупреждениям не внял, к тому же ему очень помогли модные книги и журналы, новейшие естественные науки, социальные теории и политические учения. Тогда многие утверждали, что преступления нет, есть законный социальный протест личности против угнетения. Они забыли о человеческой натуре, забыл о ней и гордый мечтатель. Гениальные произведения Достоевского (талант-гений) в начале 20 века в России обернулось реальной исторической трагедией: «Железной рукой загоним человечество в счастье» - вот лозунг большевиков времен гражданской войны. «Бесовством» называл Достоевский такие идеи, он не признавал социальной арифметики, которую в романе обосновывает Раскольников. Достоевский считал, что в основе справедливого устройства общества не может лежать насилие — цель не оправдвает средства. Историей преступления и наказания Раскольникова он доказывает это. Крушение Раскольникова оглушительно: на практике его стройная теория сразу начинает ломаться (пример общения с Лизаветой). «Арифметике» Раскольникова Достоевский противопоставляет высшую математику жизни. Теория Раскольникова носит антигуманный характер, то есть оправдывает «природное» неравенство людей, беззаконие произвол. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с ее проповедью о превосходстве арийской расы. Тем более важно для нас сегодня гениальное пророчество-предупреждение Достоевского, потому что фашистские иде живы и по сей день, об этом нужно помнить, потому что мы знаем, к чему они могут привести. Закончить занятие хотелось бы словами Достоевского: «Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного».

Анализируют свои действия, выделяют главное и интересное на занятии.

8.мин.

7. Информация о домашнем задание и подведение итогов занятия

Формулирование выводов и мотивация выполнения домашнего задания

Благодарит обучающихся за работу, объясняет домашнее задание и комментирует его.

Записывают домашнее задание (на выбор):

  1. Найти цитаты и высказывания, используя различные источники, о главном герое романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

  2. Написать сочинение-миниатюру «Отраву или лекарство предложил миру Раскольников?».

Дополнительное задание:

  1. Проследить маршрут главного героя до совершения убийства и после него в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Оценивают свою деятельность на занятии.

Записывают домашнее задание (на выбор).


2 мин.