Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Авиационный техникум»
Технологическая карта занятия
Преподаватель: Карпенко В. Н. Дата: 22.11.19
Учебная дисциплина (МДК): ОП.09 Экономика организации
Тема занятия: Определение показателей эффективности инвестиций
Вид занятия: практическая работа
Цели занятия
Дидактические: проверить полученные на предыдущих занятиях знания, научить студентов методике определения показателей эффективности инвестиций, научить осмысливать информацию и делать выводы.
Воспитательные: формирование интереса к предмету, умение работать в коллективе; воспитывать чувство ответственности.
Развивающие: приобрести навыки определения показателей эффективности инвестиций.
Студент должен знать: современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
основные принципы построения экономической системы организации;
основные технико-экономические показатели деятельности организации и методики их расчета;
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии.
Студент должен уметь:
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
находить и использовать необходимую экономическую информацию.
Общие компетенции: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Литература:
Барышникова, Н.А. Экономика организации: Учебное пособие для СПО / Н.А. Барышникова, Т.А. Матеуш, М.Г. Миронов. – Люберцы: Юрайт, 2016. - 191 c.
Грибов, В.Д. Экономика организации (предприятия): Учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. - М.: КноРус, 2019. – 368 с.
Чалдаева, Л.А. Экономика организации: Учебник и практикум для СПО / Л.А. Чалдаева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 435 c.
Ход занятия:
№ | Содержание | Вид деятельности | ТСО | Время, мин |
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
| Организационная часть | Организация группы; Психологический настрой обучающихся; Проверка готовности обучающихся к практическому занятию: (наличие тетрадей, ручек, калькуляторов) | Отвечают на приветствие, проверяют готовность к практическому занятию. | Раздаточный материал к практическому занятию. Приложение 1. | 2 |
| Мотивация учебной деятельности | Сообщение темы практического занятия. Сообщение цели практического занятия. Мотивация учебной деятельности. | Записывают тему практического занятия в тетрадь. Слушают преподавателя, осознают цель практического занятия, её практическое и теоретическое значение. Знакомятся с показателями оценки за практическое занятие. | | 2 |
| Инструктаж по выполнению заданий | Преподаватель подробно объясняет студентам как работать с индивидуальными заданиями и информируют о времени, отведенном на выполнение работы. | Слушают | | 3 |
| Практическая работа | Объясняет задание практической части, консультирует. Разбирает пример решения задачи у доски | Осмысление заданий. Выполняют практическое задание | | 50 |
| Контроль знаний | Контролирует практическую деятельность обучающихся | Оформляют расчеты | | 20 |
| Задание на дом | Формулирует, комментирует домашнее задание | Слушают, записывают в тетрадь | | 2 |
| Рефлексия | Выдает индивидуальную карточку рефлексии обучающимся | Заполняют индивидуальную карточку рефлексии | Индивидуальная карточка Приложение 2 | 6 |
| Подведение итогов занятия | Организует деятельность обучающихся по подведению итогов практического занятия Предлагает обучающимся обратиться к целям, поставленным в начале урока, прокомментировать их достижение. Благодарит за урок | Внимательно слушают; анализируют деятельность по достижению целей урока, дают оценку | | 5 |
Приложение 1
Практическая работа
Определение показателей эффективности инвестиций
Цель: закрепить теоретические знания по теме «Инвестиции»
Литература:
Котерова, Н.П. Экономика организации: Учебник / Н.П. Котерова. - М.: Academia, 2016. - 90 c.
Любушин, Н.П. Экономика организации: Учебник / Н.П. Любушин, Н.Э. Бабичева. - М.: КноРус, 2019. - 32 c.
Маевская, Е.Б. Экономика организации: Уч. / Е.Б. Маевская. - М.: Инфра-М, 2018. - 484 c.
Исходные данные:
На предприятии возникла идея осуществить техническое перевооружение одного из ведущих участков с целью снижения издержек производства и улучшения качества продукции.
На основе разработки бизнес-плана было установлено, что на осуществление технического перевооружения участка потребуются инвестиции в размере СI (млрд. руб.), а доходы (денежные потоки) по годам составят: 1-й год – R1 (млрд. руб.), 2-й год – R2 (млрд. руб.), 3-й год – R3 (млрд. руб.), 4-й год – R4 (млрд. руб.), 5-й год – R5 (млрд. руб.)
Нормативный срок службы оборудования составляет N лет. Ставка дисконта принимается на уровне 15% (Е=0,15)
Данные по вариантам:
№ вар | CI | R1 | R2 | R3 | R4 | R5 | N |
1 | 1,5 | 0,5 | 1 | 1,7 | 2,5 | 3,2 | 5 |
2 | 1,4 | 0,4 | 0,9 | 1,6 | 2,4 | 3,1 | 4,5 |
3 | 1,3 | 0,3 | 0,8 | 1,5 | 2,3 | 3 | 6 |
4 | 1,6 | 0,6 | 1,1 | 1,8 | 2,6 | 3,3 | 7 |
5 | 1,7 | 0,7 | 1,2 | 1,9 | 2,7 | 3,4 | 6,5 |
6 | 1,8 | 0,8 | 1,3 | 2 | 2,8 | 3,5 | 4 |
7 | 1,9 | 0,9 | 1,4 | 2,1 | 2,9 | 3,6 | 8 |
8 | 2 | 1 | 1,5 | 2,2 | 3 | 3,7 | 5 |
9 | 2,1 | 1,1 | 1,6 | 2,3 | 3,1 | 3,8 | 6 |
10 | 1,2 | 0,2 | 0,7 | 1,4 | 2,2 | 2,9 | 7 |
11 | 1,1 | 0,1 | 0,6 | 1,3 | 2,1 | 2,8 | 8 |
12 | 1 | 0,09 | 0,5 | 1,2 | 2 | 2,7 | 4 |
13 | 1,15 | 0,15 | 0,65 | 1,35 | 2,15 | 2,7 | 3 |
14 | 1,45 | 0,5 | 1 | 1,7 | 2,5 | 3,2 | 5 |
15 | 1,65 | 0,7 | 1,2 | 1,85 | 2,6 | 3,4 | 6 |
Порядок выполнения работы
Определяем текущую стоимость:
PV=R1/(1+E) + R2/(1+E)2 + R3/(1+E)3 + R4/(1+E)4 + R5/(1+E)5
Находим чистую текущую стоимость:
NPV=PV-CI
Если NPV0, то экономически целесообразно вкладывать инвестиции на техническое перевооружение участка.
Определяем индекс рентабельности:
PI=PV/CI
Если PI1, то проект по техническому перевооружению участка следует осуществлять.
Определяем внутреннюю норму рентабельности (IRR).
Она определяется методом итерации (перебора), с тем чтобы PV примерно равнялось величине CI. Для этого возьмем разные ставки дисконта (больше, чем Е=0,15) и для каждой из них рассчитаем PV.
Находим PV при Е=30%, затем при Е=50% и т.д.
Если, напр., при ставке дисконта Е=50% PV почти равна CI (разница в пределах 0,025 млрд. руб.), то IRR находится на уровне 48-50%.
Если IRR значительно превышает принятую в расчетах ставку дисконтирования (напр. 50%15%), то проект является привлекательным для инвестора.
Вывод по работе.
Контрольные вопросы:
Виды капитальных вложений.
В каких случаях инвестировать средства имеет смысл?
В чем заключается методика определения сравнительной эффективности капитальных вложений?
Приложение 2
Цель урока | (+) (все понятно) | (-) (ничего не понятно) | ! (интересно) |
| | | |