СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта занятия по финансовой грамотности «Деньги и операции с ними: ПЛАТЕЖИ и ПОКУПКИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия по финансовой грамотности «Деньги и операции с ними: ПЛАТЕЖИ и ПОКУПКИ»»

Технологическая карта занятия по финансовой грамотности «Деньги и операции с ними: ПЛАТЕЖИ и ПОКУПКИ»

Авторы:

1. Лучникова Наталья Валерьевна

2. Пайдаркина Гульмира Телягеновна



Разработка комплекса образовательных активностей по финансовой грамотности для гимназии, находящейся городе N по тематике «Деньги и операции с ними: ПЛАТЕЖИ и ПОКУПКИ» для учащихся 5 класса, в котором учатся 35 детей. Особенностями класса является то, что дети не имеют опыта совместного обучения и коммуникации; дети из семей с разным уровнем доходов родителей и разным социальным статусом (в том числе образовательным и профессиональным).


Анализ условий реализации образовательной деятельности (по 6 позициям)

Характеристики

Возможности

Ограничения и риски

Решения/

рекомендации

  1. Крупный город

Возможность приглашения экспертов для проведения уроков

Недостаток квалифицированных преподавателей. Не во всех школах есть учителя, специализирующиеся на финансовой грамотности.

Организовать мероприятия, которые будут интересны и увлекательны

  1. Тема «Деньги и операции с ними: ПЛАТЕЖИ и ПОКУПКИ»

Рассмотрение актуальных вопросов, которые волнуют детей

Непонимание некоторыми детьми значения темы

Использовать игровые методики для объяснения сложных понятий

  1. 5 класс

Разнообразие методов обучения (групповые и индивидуальные)

Недостаток знаний у некоторых детей может вызвать трудности

Провести диагностику уровня знаний перед началом занятий

  1. 35 учеников

Возможность разделения на подгруппы для более глубокого изучения

  • Большой класс требует специфических методов работы

  • Сложности в управлении классом и вовлеченности всех учеников

Использовать методы активного обучения для поддержания интереса

  1. Дети не имеют опыта совместного обучения и коммуникации

Формирование навыков взаимодействия и командной работы

  • Низкий уровень навыков коммуникации среди детей

  • Возможные конфликты и трудности в совместном обучении

1.Организовать совместные игры и занятия, которые помогут детям познакомиться и научиться взаимодействовать друг с другом. Это могут быть игры на развитие коммуникативных навыков, творческие задания, спортивные мероприятия и т. д.


2. Создать позитивную и дружелюбную атмосферу в классе или группе. Поощрять детей за их усилия и достижения, поддерживать их в трудные моменты.

3. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и его потребности. Предлагать задания и упражнения, которые соответствуют уровню развития и интересам детей.

  1. Дети из семей с разным уровнем доходов родителей и разным социальным статусом (в том числе образовательным и профессиональным)

Обсуждение финансовых ситуаций на примере реальных случаев

  • Разные финансовые возможности могут влиять на мотивацию

Поддерживать открытый и уважительный диалог о финансах

Планируемые образовательные результаты


Знания


Установки

(что есть «грамотно» и как надо поступать)

Умения




  • Ценообразование (разные механизмы ценообразования в условиях акций и скидок

  • Что такое стоимость покупки и сдача

  • Что такое права потребителей и как их отстаивать


  • Быть готовым переводить расчеты по стоимости продуктов в условиях акций/скидок

  • Проявлять уверенность при выборе и отстаивании своих потребительских прав

  • Проявлять уверенность при принятии решений о расходах с учетом приоритетов и ограничения по ресурсам в заданной ситуации

  • Уметь понимать, на чем строятся рекламные приемы продавцов.

  • Уметь планировать расходы.

  • Рассчитывать стоимость единицы товара с применением условий акций и скидок

  • Уметь пользоваться акциями с точки зрения максимизации выгоды

  • Анализировать и сравнивать условия акций

  • Уметь распознавать акции/скидки, требующие корректировки бюджета или списка продуктов

  • Уметь составлять план (смету) расходов (путем сложения сумм расходов по разным статьям)


Образовательные ресурсы (название УМК, № темы, параграф, название цифрового образовательного ресурса(ЦОР), мультфильма, анимированной презентации + ссылки на указанные ресурсы) и дидактические раздаточные материалы (при необходимости)


Основные:

  • Примерная рабочая программа учебного курса «Основы финансовой грамотности. Финансовая культура» (для 5–9 классов образовательных организаций)

Уровень образования: Основное общее образование

текущий статус: Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22

номер в реестре: 2-3-0:0-0-0-1.0 Учебный предмет: Курсы

  • УМК Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся 4 класс общеобразовательных орг. – М.: НОЧУ ДПО УЦ «Сетевая Академия», 2019. – 482 с. (Занятие 11. «На что семья тратит деньги?»; занятие 12 «Подсчитаем все расходы семьи»)
    https://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/78#page7

Вспомогательные ресурсы:

  • Анимированные презентации «Структура расходов семьи», «Планирование расходов семьи», «Составление плана расходов», 5-7 класс. Источник: Образовательные проекты ПАКК https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#14

  • Сериал для учащихся 5-7 классов Сказка о деньгах. Серия «Обязательные расходы» Серия «Спонтанные покупки» https://edu.pacc.ru/kinopacc/articles/57/#91

  • Станционная игра «Распродажа» для 5-6 классов. Образовательные проекты ПАКК

https://edu.pacc.ru/individualevent/articles/Stantsionnye-igry/

  • «Сборник практических задач по управлению личными финансами в рамках школьного курса математики и материалов по подготовке к ОГЭ/ЕГЭ». Образовательные проекты ПАКК https://edu.pacc.ru/finmat/articles/Zadachiimetodicheskierekomendatsiipoikhispolzovaniyunaurokakhmatematiki/

Методический инструментарий

(образовательные технологии; методы обучения; педагогические приемы)

Мотивационно-целевой компонент:

  • видео-контент (Сказка о деньгах. Серия «Обязательные расходы», Серия «Спонтанные покупки», «Распродажа» образовательные проекты «ПАКК»),

  • дискуссия по результатам просмотра

Операционно-действенный компонент:

  • станционная игра «Удачная покупка» (образовательные проекты «ПАКК»),

Рефлексивно-оценочный компонент:

  • прием «Гирлянда» (на экранах телефона демонстрируют: «зеленый фонарик» – все понял, все хорошо, беру с собой; «желтый фонарик» – так себе, надо подумать;

  • «красный фонарик» – ничего не пригодится, не понял)

Интеграция с другими видами функциональной грамотности (интегративные задания)

Инструментальные направления функциональной грамотности:

  • Математическая (работа с числами)

  • Читательская (понимание предложенного к анализу текста)

  • Цифровая (цифровые медиаресурсы: серия «Обязательные расходы» «Спонтанные покупки», «Распродажа», калькулятор, смартфоны для «Гирлянда» и др.)

Тематические направления функциональной грамотности

  • Естественно-научная грамотность (анализ ситуации и прогнозирование будущего развития событий в процессе ответов на вопросы: «Какую стратегию закупок вы выбрали? Расскажите о достоинствах и недостатках. Какие вывод вы сделали о возможности планирования бюджета?»)

  • Глобальные компетенции (нарушение прпав потребителей и пути их решения)

Интегративное задание:

Станционная игра «Удачная покупка» для 5-6 класса

В игре участникам будет предложено стать покупателем с совершить покупки продуктов для приготовления ужина на 10 персон в разных магазинах с разными ценами, имея определенный бюджет и ограниченное время. Первым этапом игры является составление списка необходимых продуктов. Главным этапом игры является оптимизация денежного и временного ресурсмов для максимизации удовольствия от покупки.

Далее участники посещают магазины. В каждом магазине им представлены разные механизмы ценообразования. Командам придется сделать сравнительный анализ цен на продукты в разных магазинах с учетом скидок и акций, а также составить бюджет покупок.

После совершения всех покупок участники столкнуться с просроченными продуктами. Им предстоит принять решение по обмену или возврату просроченных продуктов, ссылаясь на нарушение прав потребителей.


Что проверяет:

Знания:

  • Ценообразование (разные механизмы ценообразования в условиях акций и скидок

  • Что такое стоимость покупки и сдача

  • Что такое права потребителей и как их отстаивать


Умения:

  • Уметь понимать, на чем строятся рекламные приемы продавцов.

  • Уметь планировать расходы.

  • Рассчитывать стоимость единицы товара с применением условий акций и скидок

  • Уметь пользоваться акциями с точки зрения максимизации выгоды

  • Анализировать и сравнивать условия акций

  • Уметь распознавать акции/скидки, требующие корректировки бюджета или списка продуктов

  • Уметь составлять план (смету) расходов (путем сложения сумм расходов по разным статьям)


Установки:

  • Быть готовым переводить расчеты по стоимости продуктов в условиях акций/скидок

  • Проявлять уверенность при выборе и отстаивании своих потребительских прав

  • Проявлять уверенность при принятии решений о расходах с учетом приоритетов и ограничения по ресурсам в заданной ситуации

Ответ (результат занятия)

Все учащиеся принимают активное участие в выполнении заданий станционной игры. В игровой форме систематизированы знания по теме «Бюджет», «Платежи и покупки»

Пояснение

Для успешного выполнения заданий игры учащимся необходимо повторить понятия бюджет, ценообразование, права потребителей

Воспитательный результат

Работа в команде

  • воспитание честности, доброты, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи (духовно-нравственное направление)

  • воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей (ценности научного познания).

формирование ответственного отношения к деньгам, содействие формированию полезных привычек в области финансов


План проведения образовательных активностей

Форма проведения активности: Внеурочная деятельность Тема «Деньги и операции с ними: ПЛАТЕЖИ и ПОКУПКИ»

Этап 0. Подготовительный

Необходимо подготовить раздаточные материалы, ведущих, аудиторию для проведения станционной игры


Деятельность учителя

Деятельность учеников

Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли)


  • Подготовить раздаточные материалы (карточки с заданиями, деньги для ролевой игры).

  • Назначить ведущих для станционных игр.

  • Подготовить аудиторию (организовать станции, распределить места для работы).


  • Участвовать в организационных моментах, например, помогать расставлять оборудование.


  • Узнали о правилах взаимодействия в группе и совместной деятельности.

  • Поняли важность подготовки и организации пространства для обучения.


Этап 1. Мотивационно-целевой (10 минут)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли)

1.1

Провести интерактивное обсуждение: «Что такое деньги? Зачем они нам нужны?».


Участвуют в обсуждении, высказывая свои мнения.


  • Узнали о различных аспектах денег и их практическом значении.

  • Поняли важность финансовой грамотности и ее влияние на жизнь.


1.2

Показать короткое видео о финансовой грамотности

Задают вопросы после просмотра видео.


Этап 2. Операционно-действенный (75 минут)

2.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли)

2.1

Разделить класс на группы и объяснить правила станционной игры.

Работают в группах на разных станциях, выполняя задания (например, работа с реальными ценниками, составление бюджета, решение ситуационных задач).


  • Научились работать в команде, обмениваясь мнениями и идеями.

  • Узнали о различных аспектах финансовых операций (покупки, платежи, планирование бюджета).


2.2

Сопровождать группы по станциям, помогая им при необходимости.



Этап 3. Рефлексивно-оценочный (5 минут)

3.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли)

3.1

Подвести итоги, спросить детей о впечатлениях и полученных знаниях.

Обсудить, что им больше всего понравилось и почему.


  • Делятся своими мыслями о проведенной активности и что нового узнали.

  • Оценивают свою работу в группах и выделяют полезные моменты.


  • Поняли важность самоанализа и обсуждения результатов работы.

  • Усвоили полученные знания и осознали необходимость финансовой грамотности в жизни.