1. Лучникова Наталья Валерьевна
2. Пайдаркина Гульмира Телягеновна
Разработка комплекса образовательных активностей по финансовой грамотности для гимназии, находящейся городе N по тематике «Деньги и операции с ними: ПЛАТЕЖИ и ПОКУПКИ» для учащихся 5 класса, в котором учатся 35 детей. Особенностями класса является то, что дети не имеют опыта совместного обучения и коммуникации; дети из семей с разным уровнем доходов родителей и разным социальным статусом (в том числе образовательным и профессиональным). |
Анализ условий реализации образовательной деятельности (по 6 позициям) | Характеристики | Возможности | Ограничения и риски | Решения/ рекомендации |
Крупный город | Возможность приглашения экспертов для проведения уроков | Недостаток квалифицированных преподавателей. Не во всех школах есть учителя, специализирующиеся на финансовой грамотности. | Организовать мероприятия, которые будут интересны и увлекательны |
Тема «Деньги и операции с ними: ПЛАТЕЖИ и ПОКУПКИ» | Рассмотрение актуальных вопросов, которые волнуют детей | Непонимание некоторыми детьми значения темы | Использовать игровые методики для объяснения сложных понятий |
5 класс | Разнообразие методов обучения (групповые и индивидуальные) | Недостаток знаний у некоторых детей может вызвать трудности | Провести диагностику уровня знаний перед началом занятий |
35 учеников | Возможность разделения на подгруппы для более глубокого изучения | Большой класс требует специфических методов работы Сложности в управлении классом и вовлеченности всех учеников | Использовать методы активного обучения для поддержания интереса |
Дети не имеют опыта совместного обучения и коммуникации | Формирование навыков взаимодействия и командной работы | Низкий уровень навыков коммуникации среди детей Возможные конфликты и трудности в совместном обучении | 1.Организовать совместные игры и занятия, которые помогут детям познакомиться и научиться взаимодействовать друг с другом. Это могут быть игры на развитие коммуникативных навыков, творческие задания, спортивные мероприятия и т. д. 2. Создать позитивную и дружелюбную атмосферу в классе или группе. Поощрять детей за их усилия и достижения, поддерживать их в трудные моменты. 3. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и его потребности. Предлагать задания и упражнения, которые соответствуют уровню развития и интересам детей. |
Дети из семей с разным уровнем доходов родителей и разным социальным статусом (в том числе образовательным и профессиональным) | Обсуждение финансовых ситуаций на примере реальных случаев | | Поддерживать открытый и уважительный диалог о финансах |
Планируемые образовательные результаты | Знания | Установки (что есть «грамотно» и как надо поступать) | Умения |
| | |
Ценообразование (разные механизмы ценообразования в условиях акций и скидок Что такое стоимость покупки и сдача Что такое права потребителей и как их отстаивать | Быть готовым переводить расчеты по стоимости продуктов в условиях акций/скидок Проявлять уверенность при выборе и отстаивании своих потребительских прав Проявлять уверенность при принятии решений о расходах с учетом приоритетов и ограничения по ресурсам в заданной ситуации | Уметь понимать, на чем строятся рекламные приемы продавцов. Уметь планировать расходы. Рассчитывать стоимость единицы товара с применением условий акций и скидок Уметь пользоваться акциями с точки зрения максимизации выгоды Анализировать и сравнивать условия акций Уметь распознавать акции/скидки, требующие корректировки бюджета или списка продуктов Уметь составлять план (смету) расходов (путем сложения сумм расходов по разным статьям) |
Образовательные ресурсы (название УМК, № темы, параграф, название цифрового образовательного ресурса(ЦОР), мультфильма, анимированной презентации + ссылки на указанные ресурсы) и дидактические раздаточные материалы (при необходимости) | Основные: Примерная рабочая программа учебного курса «Основы финансовой грамотности. Финансовая культура» (для 5–9 классов образовательных организаций) Уровень образования: Основное общее образование текущий статус: Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22 номер в реестре: 2-3-0:0-0-0-1.0 Учебный предмет: Курсы УМК Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся 4 класс общеобразовательных орг. – М.: НОЧУ ДПО УЦ «Сетевая Академия», 2019. – 482 с. (Занятие 11. «На что семья тратит деньги?»; занятие 12 «Подсчитаем все расходы семьи») https://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/78#page7 Вспомогательные ресурсы: Анимированные презентации «Структура расходов семьи», «Планирование расходов семьи», «Составление плана расходов», 5-7 класс. Источник: Образовательные проекты ПАКК https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#14 Сериал для учащихся 5-7 классов Сказка о деньгах. Серия «Обязательные расходы» Серия «Спонтанные покупки» https://edu.pacc.ru/kinopacc/articles/57/#91 Станционная игра «Распродажа» для 5-6 классов. Образовательные проекты ПАКК https://edu.pacc.ru/individualevent/articles/Stantsionnye-igry/ «Сборник практических задач по управлению личными финансами в рамках школьного курса математики и материалов по подготовке к ОГЭ/ЕГЭ». Образовательные проекты ПАКК https://edu.pacc.ru/finmat/articles/Zadachiimetodicheskierekomendatsiipoikhispolzovaniyunaurokakhmatematiki/ |
Методический инструментарий (образовательные технологии; методы обучения; педагогические приемы) | Мотивационно-целевой компонент: видео-контент (Сказка о деньгах. Серия «Обязательные расходы», Серия «Спонтанные покупки», «Распродажа» образовательные проекты «ПАКК»), дискуссия по результатам просмотра Операционно-действенный компонент: станционная игра «Удачная покупка» (образовательные проекты «ПАКК»), Рефлексивно-оценочный компонент: прием «Гирлянда» (на экранах телефона демонстрируют: «зеленый фонарик» – все понял, все хорошо, беру с собой; «желтый фонарик» – так себе, надо подумать; «красный фонарик» – ничего не пригодится, не понял) |
Интеграция с другими видами функциональной грамотности (интегративные задания) | Инструментальные направления функциональной грамотности: Математическая (работа с числами) Читательская (понимание предложенного к анализу текста) Цифровая (цифровые медиаресурсы: серия «Обязательные расходы» «Спонтанные покупки», «Распродажа», калькулятор, смартфоны для «Гирлянда» и др.) Тематические направления функциональной грамотности Естественно-научная грамотность (анализ ситуации и прогнозирование будущего развития событий в процессе ответов на вопросы: «Какую стратегию закупок вы выбрали? Расскажите о достоинствах и недостатках. Какие вывод вы сделали о возможности планирования бюджета?») Глобальные компетенции (нарушение прпав потребителей и пути их решения) |
Интегративное задание: Станционная игра «Удачная покупка» для 5-6 класса В игре участникам будет предложено стать покупателем с совершить покупки продуктов для приготовления ужина на 10 персон в разных магазинах с разными ценами, имея определенный бюджет и ограниченное время. Первым этапом игры является составление списка необходимых продуктов. Главным этапом игры является оптимизация денежного и временного ресурсмов для максимизации удовольствия от покупки. Далее участники посещают магазины. В каждом магазине им представлены разные механизмы ценообразования. Командам придется сделать сравнительный анализ цен на продукты в разных магазинах с учетом скидок и акций, а также составить бюджет покупок. После совершения всех покупок участники столкнуться с просроченными продуктами. Им предстоит принять решение по обмену или возврату просроченных продуктов, ссылаясь на нарушение прав потребителей. |
Что проверяет: Знания: Ценообразование (разные механизмы ценообразования в условиях акций и скидок Что такое стоимость покупки и сдача Что такое права потребителей и как их отстаивать Умения: Уметь понимать, на чем строятся рекламные приемы продавцов. Уметь планировать расходы. Рассчитывать стоимость единицы товара с применением условий акций и скидок Уметь пользоваться акциями с точки зрения максимизации выгоды Анализировать и сравнивать условия акций Уметь распознавать акции/скидки, требующие корректировки бюджета или списка продуктов Уметь составлять план (смету) расходов (путем сложения сумм расходов по разным статьям) Установки: Быть готовым переводить расчеты по стоимости продуктов в условиях акций/скидок Проявлять уверенность при выборе и отстаивании своих потребительских прав Проявлять уверенность при принятии решений о расходах с учетом приоритетов и ограничения по ресурсам в заданной ситуации |
Ответ (результат занятия) Все учащиеся принимают активное участие в выполнении заданий станционной игры. В игровой форме систематизированы знания по теме «Бюджет», «Платежи и покупки» |
Пояснение Для успешного выполнения заданий игры учащимся необходимо повторить понятия бюджет, ценообразование, права потребителей |
Воспитательный результат | Работа в команде воспитание честности, доброты, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи (духовно-нравственное направление) воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей (ценности научного познания). формирование ответственного отношения к деньгам, содействие формированию полезных привычек в области финансов |