Технологическая карта занятия
Дисциплина: МДК 03.02. «Теория и методика развития речи у детей»
Специальность: «Дошкольное образование»
Курс: 4
Группа: 4 ДО
Дата проведения:
Тема: «Требования к детскому пересказу в разных возрастных группах. Приёмы обучения пересказу: беседа по содержанию произведения, совместный пересказ, пересказ по частям, по иллюстрациям, по плану, от лица разных героев, игры-драматизации, моделирование».
Цели занятия:
- рассмотреть требования к пересказам детей дошкольного возраста в разных возрастных группах; осуществить подробный анализ используемых воспитателем приемов обучения пересказу; организовать проведение фрагментов занятий с дальнейшим обсуждением;
- вырабатывать умения применять теоретические знания при решении профессиональных задач;
- воспитывать устойчивый интерес к работе с дошкольниками; активизировать связную монологическую и диалогическую речь студентов.
Вид занятия: профессионально-ориентированный.
Тип урока: комбинированный
Оборудование и методическое обеспечение урока: карта формируемых компетенций, презентация, учебник.
Литература основная
1. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 030900 (050703) - Дошк. педагогика и психология; 031000 (050707) - Педагогика и методика дошк. образования / Стародубова Н. А. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 256 с.
2. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Ушакова О. С., Струнина Е. М. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 287 с.
Литература дополнительная
1. Андрюшина, И.И. Научно-методические основы речевого развития детей и использования художественного слова в детском саду в трудах Е.А. Флериной [Текст]: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.07 / И.И. Андрюшина. - М., 2006. — 250 с.
2. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.
3. Базик, И.Я. Развитие способности к наглядно-практическому моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями: / И.Я. Базик. – М., 2006. – 24 с.
4. Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 235 с.
5. Гурович Л.М. Пересказ как прием активизации умственной деятельности на занятии / Л.М.Гурович // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 4.- С.15-18.
6. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. — М., «Просвещение», 1982 — 128 с.
7. Приходько, Е.В. Технологии обучения пересказу старших дошкольников / Е.В. Приходько // Молодой ученый. – 2017. –№ 3.1. – С. 59 -60.
8. Плешкова Е. В. Новые подходы при развитии у детей связной монологической речи [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-vladislavovna-pleshkova/doklad-k-semenaru-po-razvitiyu-rechi-na-temu-novye-podhody-pri-razviti-u-detei-svjaznoi-monologicheskoi-rechi.html
9. Руцкая, Н.А. Особенности развития связной повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н.А. Руцкая. - URL: https://infourok.ru/statya-osobennosti-razvitiya-svyaznoy-povestvovatelnoy-rechi-v-starshem-doshkolnom-vozraste-1720196.html
10. Часовских Р. Обучение дошкольников монологической речи [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.maam.ru/detskijsad/obuchenie-doshkolnikov-monologicheskoi-rechi.html
Ход занятия
№ Элемента занятия | Элементы занятия | Время, минут | Методы |
1 | Организационная часть: обеспечение комфортной психологической обстановки для обучающихся, подготовка к продуктивному общению на занятии. | 2 мин | разъяснение |
2 | Мотивация учебной деятельности: степень активности и качества работы на уроке будет оцениваться в конце урока. | 1 мин | указание |
3 | Проверка домашнего задания: Вопросы (задания) для самоконтроля: 1. Роль пересказа в обучении рассказыванию, его значение в развитии связной речи детей дошкольного возраста. 2. Виды пересказов, их особенности, краткая характеристика. 3. Принципы отбора литературных произведений для пересказа. 4. Предъявляемые требования к пересказам детей дошкольного возраста. 5. Структура организации и проведения занятия, на котором осуществляется пересказ художественного произведения. Анализ, индивидуальная оценка качества выполнения задания. | 10 мин | беседа, демонстрация |
4 | Сообщение темы, цели задач занятия: Сегодня нам предстоит провести практическое занятие на тему: «Требования к детскому пересказу в разных возрастных группах. Приёмы обучения пересказу: беседа по содержанию произведения, совместный пересказ, пересказ по частям, по иллюстрациям, по плану, от лица разных героев, игры-драматизации, моделирование». - Сформулируйте основную задачу сегодняшнего урока. - На какие вопросы вы, как молодой воспитатель, хотели бы получить ответ на занятии? | 5 мин | беседа, запись темы и плана |
5 | Объяснение нового материала: Получение студентами конкретной информации по изучаемой теме: 1. Усложнение требований к пересказам детей в разных возрастных группах. 2. Методические приемы обучения пересказыванию: беседа по содержанию произведения, совместный пересказ, пересказ по частям, по иллюстрациям, по плану, от лица разных героев, игры-драматизации, моделирование. 3. Анализ инновационных методик обучения пересказу, применяемых на современном этапе развития дошкольного образования. | 45 мин | решение профессионально-ориентированных ситуаций, анализ. |
6 | Закрепление, повторение полученных знаний: 1. Составьте аннотацию к книге Коротковой Э. П. «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию». (Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. — М., «Просвещение», 1982 — 128 с.). 2. Дополните теоретический материал презентации «Обучение дошкольников пересказу литературных произведений». 3. Расскажите об использовании в практике воспитателей инновационных методик и технологий обучения пересказу, применяемых на современном этапе развития дошкольного образования. 4. Подготовьте и проведите в виде деловой игры фрагменты занятий в подготовительной группе по пересказу художественного произведения с использованием мнемотехники и моделирования (согласно предъявляемым требованиям ФГОС). 5. Обсудите качество выполненной работы, составьте и запишите рекомендации молодому воспитателю «Обучение дошкольников пересказу с элементами конструирования и моделирования». | 20 мин | анализ, обсуждение |
7. | Рефлексия. Осмысление обучающимися своей деятельности. - Подводя итог занятия, давайте вернемся к вопросам, которые вы поставили перед собой. - Все ли ответы вы получили? Достигли мы цели, поставленной в начале урока? - Были ли реализованы поставленные нами в ходе урока задачи? - Что еще предстоит узнать? (методических источников, где можно найти информацию по данной теме). - Оправдались ли ваши ожидания от сегодняшнего урока? - Подумайте, насколько продуктивно вы сегодня работали на уроке? | 3 мин | самооценка достижения целей занятия и продуктивности собственной деятельности |
8. | Задание на дом: защита конспектов занятий с применением пересказа в соответствии с требованиями ФГОС ДО (группа на выбор). | 1- 4 мин | Запись |
Преподаватель: Печерская И.И.
2