СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта занятия по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей". "Требования к детскому пересказу в разных возрастных группах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для преподавателей и студентов педагогических колледжей

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей". "Требования к детскому пересказу в разных возрастных группах"»

Технологическая карта занятия

Дисциплина: МДК 03.02. «Теория и методика развития речи у детей»

Специальность: «Дошкольное образование»

Курс: 4

Группа: 4 ДО

Дата проведения:

Тема: «Требования к детскому пересказу в разных возрастных группах. Приёмы обучения пересказу: беседа по содержанию произведения, совместный пересказ, пересказ по частям, по иллюстрациям, по плану, от лица разных героев, игры-драматизации, моделирование».

Цели занятия:

- рассмотреть требования к пересказам детей дошкольного возраста в разных возрастных группах; осуществить подробный анализ используемых воспитателем приемов обучения пересказу; организовать проведение фрагментов занятий с дальнейшим обсуждением;

- вырабатывать умения применять теоретические знания при решении профессиональных задач;

- воспитывать устойчивый интерес к работе с дошкольниками; активизировать связную монологическую и диалогическую речь студентов.

Вид занятия: профессионально-ориентированный.

Тип урока: комбинированный

Оборудование и методическое обеспечение урока: карта формируемых компетенций, презентация, учебник.

Литература основная

1.​ Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 030900 (050703) - Дошк. педагогика и психология; 031000 (050707) - Педагогика и методика дошк. образования / Стародубова Н. А. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 256 с.

2.​ Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Ушакова О. С., Струнина Е. М. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 287 с.

Литература дополнительная

1. Андрюшина, И.И. Научно-методические основы речевого развития детей и использования художественного слова в детском саду в трудах Е.А. Флериной [Текст]: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.07 / И.И. Андрюшина. - М., 2006. — 250 с.

2. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.

3. Базик, И.Я. Развитие способности к наглядно-практическому моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями: / И.Я. Базик. – М., 2006. – 24 с.

4. Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 235 с.

5. Гурович Л.М. Пересказ как прием активизации умственной деятельности на занятии / Л.М.Гурович // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 4.- С.15-18.

6. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. — М., «Просвещение», 1982 — 128 с.

7. Приходько, Е.В. Технологии обучения пересказу старших дошкольников / Е.В. Приходько // Молодой ученый. – 2017. –№ 3.1. – С. 59 -60.

8. Плешкова Е. В. Новые подходы при развитии у детей связной монологической речи [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-vladislavovna-pleshkova/doklad-k-semenaru-po-razvitiyu-rechi-na-temu-novye-podhody-pri-razviti-u-detei-svjaznoi-monologicheskoi-rechi.html

9. Руцкая, Н.А. Особенности развития связной повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н.А. Руцкая. - URL: https://infourok.ru/statya-osobennosti-razvitiya-svyaznoy-povestvovatelnoy-rechi-v-starshem-doshkolnom-vozraste-1720196.html

10. Часовских Р. Обучение дошкольников монологической речи [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.maam.ru/detskijsad/obuchenie-doshkolnikov-monologicheskoi-rechi.html

Ход занятия

Элемента

занятия


Элементы занятия


Время,

минут


Методы


1

Организационная часть: обеспечение комфортной психологической обстановки для обучающихся, подготовка к продуктивному общению на занятии.

2 мин

разъяснение

2

Мотивация учебной деятельности: степень активности и качества работы на уроке будет оцениваться в конце урока.

1 мин

указание

3

Проверка домашнего задания:

Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Роль пересказа в обучении рассказыванию, его значение в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

2. Виды пересказов, их особенности, краткая характеристика.

3. Принципы отбора литературных произведений для пересказа.

4. Предъявляемые требования к пересказам детей дошкольного возраста.

5. Структура организации и проведения занятия, на котором осуществляется пересказ художественного произведения.

Анализ, индивидуальная оценка качества выполнения задания.


10 мин


беседа, демонстрация

4


Сообщение темы, цели задач занятия:

Сегодня нам предстоит провести практическое занятие на тему: «Требования к детскому пересказу в разных возрастных группах. Приёмы обучения пересказу: беседа по содержанию произведения, совместный пересказ, пересказ по частям, по иллюстрациям, по плану, от лица разных героев, игры-драматизации, моделирование».

- Сформулируйте основную задачу сегодняшнего урока.

- На какие вопросы вы, как молодой воспитатель, хотели бы получить ответ на занятии?

5 мин

беседа, запись темы и плана

5

Объяснение нового материала:

Получение студентами конкретной информации по изучаемой теме:

1. Усложнение требований к пересказам детей в разных возрастных группах.

2. Методические приемы обучения пересказыванию: беседа по содержанию произведения, совместный пересказ, пересказ по частям, по иллюстрациям, по плану, от лица разных героев, игры-драматизации, моделирование.

3. Анализ инновационных методик обучения пересказу, применяемых на современном этапе развития дошкольного образования.

45 мин

решение профессионально-ориентированных ситуаций, анализ.

6

Закрепление, повторение полученных знаний:

1. Составьте аннотацию к книге Коротковой Э. П. «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию». (Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. — М., «Просвещение», 1982 — 128 с.).

2. Дополните теоретический материал презентации «Обучение дошкольников пересказу литературных произведений».

3. Расскажите об использовании в практике воспитателей инновационных методик и технологий обучения пересказу, применяемых на современном этапе развития дошкольного образования.

4. Подготовьте и проведите в виде деловой игры фрагменты занятий в подготовительной группе по пересказу художественного произведения с использованием мнемотехники и моделирования (согласно предъявляемым требованиям ФГОС).

5. Обсудите качество выполненной работы, составьте и запишите рекомендации молодому воспитателю «Обучение дошкольников пересказу с элементами конструирования и моделирования».


20 мин


анализ, обсуждение

7.

Рефлексия. Осмысление обучающимися своей деятельности.

- Подводя итог занятия, давайте вернемся к вопросам, которые вы поставили перед собой.

- Все ли ответы вы получили? Достигли мы цели, поставленной в начале урока?

- Были ли реализованы поставленные нами в ходе урока задачи?

- Что еще предстоит узнать? (методических источников, где можно найти информацию по данной теме).

- Оправдались ли ваши ожидания от сегодняшнего урока?

- Подумайте, насколько продуктивно вы сегодня работали на уроке?

 3 мин

самооценка достижения целей занятия и продуктивности собственной деятельности

8.

Задание на дом: защита конспектов занятий с применением пересказа в соответствии с требованиями ФГОС ДО (группа на выбор).

1- 4 мин

Запись



Преподаватель: Печерская И.И.

2