Технологическая карта занятия
Дисциплина: МДК 03.02. «Теория и методика развития речи у детей»
Специальность: «Дошкольное образование»
Курс: 3
Группа: 3 ДО
Дата проведения:
Тема: «Приемы формирования грамматического строя речи. Проведение игр и упражнений по формированию грамматического строя речи».
Цели занятия:
- раскрыть значение и особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста; рассмотреть приемы формирования грамматического строя речи;
- сформировать профессиональные компетенции, необходимые для организации и проведения занятий с использованием наглядных, словесных, практических; репродуктивных и продуктивных методов и приемов в работе с дошкольниками;
- вырабатывать умения применять теоретические знания при решении профессиональных задач;
- воспитывать устойчивый интерес к работе с дошкольниками; желание работать в коллективе, взаимодействовать с педагогом; активизировать познавательную и речевую деятельность студентов.
Вид занятия: профессионально-ориентированный.
Тип урока: практическое занятие
Методы занятия:
- информационно-развивающие (объяснение, разъяснение, беседа (вводная, проблемная, эвристическая), инструктаж);
- наглядные (показ, демонстрация);
- практические (упражнения (воспроизводящие).
Внутрипредметные связи:
Теоретические основы методики развития речи, связная речь и др.
Межпредметные связи:
обеспечивающие: с психологией, педагогикой.
обеспечиваемые: с педагогической практикой в дошкольной образовательной организации.
Оборудование и методическое обеспечение урока:
карта формируемых компетенций; карточки с заданием для творческих групп.
В соответствии с ФГОС СПО студент должен:
Знать:
основы организации обучения дошкольников, особенности и методику речевого развития детей, основные принципы речевой коммуникации.
Уметь: определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста; формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями; использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях.
ОК 1-10; ПК 3.1-3.5
Литература основная
Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: Дошк. педагогика и психология; Педагогика и методика дошк. образования / Стародубова Н. А. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 256 с.
Конина М. Некоторые вопросы обучения детей 3 - 5 лет грамматически правильной речи / Конина М. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 28-31.
Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Ушакова О. С., Струнина Е. М. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 287 с.
Литература дополнительная
Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стер. - М. Академия, 2000. - 400 с.
Арушанова А. Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. — 1993. - № 9. - С. 58.
Лямина Г. М. Особенности грамматического строя речи у маленьких//Дошкольное воспитание. — 1968. — № 8.
Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий [Текст] / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2001-144 с.
Развитие речи дошкольника. / Под ред. О. С. Ушаковой - М., 1990.
Ход занятия
№ Элемента занятия | Элементы занятия | Время, минут | Методы |
1 | Организационная часть: Обеспечение комфортной психологической обстановки для обучающихся, подготовка к продуктивному общению на занятии. | 2 мин | разъяснение |
2 | Мотивация учебной деятельности: степень активности и качества работы на уроке будет оцениваться в конце урока. | 1 мин | указание |
3 | Проверка домашнего задания: Вопросы (задания) для самоконтроля: 1. Что понимается под грамматическим строем языка? 2. Почему для развития ребёнка так важно усвоение ими грамматической системы родного языка? 3. Назовите основные направления исследований по формированию грамматического строя языка. 4. Перечислите механизмы формирования грамматического строя речи дошкольников. 5. Раскройте особенности возрастного подхода формирования грамматического строя речи 6. Каковы типичные морфологические ошибки детей? Какими закономерностями усвоения морфологической стороны речи они объясняются? 7. Охарактеризуйте методику исправления грамматических ошибок у дошкольников. Анализ, индивидуальная оценка качества выполнения задания. | 10 мин | беседа, демонстрация |
4 | Сообщение темы, цели задач занятия: Сегодня нам предстоит изучить и закрепить тему: «Приемы формирования грамматического строя речи. Проведение игр и упражнений по формированию грамматической стороны речи». - Сформулируйте основную задачу сегодняшнего урока. - На какие вопросы вы, как молодой воспитатель, хотели бы получить ответ на занятии? | 5 мин | беседа, запись темы и плана |
5 | Объяснение нового материала: Получение студентами конкретной информации по изучаемой теме: 1. Задачи формирования грамматического строя речи в разных возрастных группах. Предупреждение и исправление грамматических ошибок детей. Пути формирования грамматической стороны речи у детей. 2. Специальные занятия, упражнения по формированию грамматически правильной речи, работа по грамматике в повседневной жизни. 3. Методика формирования морфологической, синтаксической стороны речи и способов словообразования в дошкольном возрасте. Организация продуктивного взаимодействия в подгруппах, парах. После изучения теоретического материала студенты выполняют практическое задание: составляют картотеку дидактических игр, упражнений. В картотеку должны войти игры и игровые упражнения, которые можно использовать как на занятиях, так и в повседневной жизни детей дошкольного возраста. Игры должны быть направлены на усвоение или закрепление знаний дошкольников при формировании морфологической, синтаксической стороны речи и способов словообразования. Картотека выполняется следующим образом. Карточки должны быть размером 7 х 14 см, 5 карточек с играми и игровыми упражнениями на формирование морфологической стороны речи детей; 5 карточек - синтаксической и 5 карточек - способов словообразования. Таким образом, в картотеке должно быть 15 карточек. На каждой карточке записывается название игры (игрового упражнения); цель; описание игры, выходные данные. Прошу вас разрешить профессионально-ориентированные ситуации: 1. Изучить научную и методическую литературу по данной теме. 2. Подготовить сообщение по статье из опыта работы: Тюрикова И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей // Дошкольное воспитание. — 1988. — № 2, 3. 3. Подготовить сообщение «Проблемы усвоения грамматической стороны речи дошкольниками». 4. Подготовить реферативное сообщение по книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» о словотворчестве детей. 5. Составить картотеку игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у дошкольников 3 - 6 лет. 6. Составить сравнительную таблицу «Задачи формирования грамматического строя речи». Название раздела | Младший дошкольный возраст | Средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст | Морфология | | | | Синтаксис | | | | Словообразование | | | | 7. Подготовить конспект (технологическую карту) занятия по обучению детей грамматически правильной речи (старшая группа). 8. Составьте аннотацию статей из журнала «Дошкольное воспитание» по проблемам формирования грамматического строя речи (за последние 3 года). | 45 мин | решение профессионально-ориентированных ситуаций, работа в парах по учебнику, анализ. |
6 | Закрепление, повторение полученных знаний: Вопросы (задания) для самоконтроля: Выполните тест № 1, 2: Тест 1. В чем трудность обучения детей грамматике? а) отсутствие специальных занятий; б) постепенность овладения грамматическим строем речи; в) усвоение грамматических значений интуитивно. 2. В каком возрасте наблюдается взрыв словотворчества? а) вторая младшая группа; б) средняя группа; в) старшая группа. 3. Некоторые запаздывания словотворчества являются: а) патологией; б) индивидуальными особенностями; в) симптомом педагогического неблагополучия. 4. Осознание грамматических правил происходит: а) в три года; б) после десяти; в) в пятнадцать. 5. Сколько раз повторяют ребенку одну и ту же грамматическую форму: а) 8 раз; б) пока не исчезнет ошибка; в) ежедневно. 6. Какой прием работы является ведущим на первых занятиях: а) сравнение; б) мотивировка учебного задания; в) образец речи педагога. 7. При исправлении ошибки: а) не следует ее повторять; б) дать аналогичный пример; в) повторить ошибку и дать правильный вариант. 8. Игры и упражнения проводятся в течение: а) 7 минут; б) 3-х минут; в) 15 минут. 9. Сколько грамматических форм отрабатывается за одну совместную деятельность: а) три; б) одна; в) сколько позволит время совместной деятельности. Тест 2. 1. Определить, какая ошибка допущена: синтаксическая, морфологическая, на словообразование: 1. «Ты это иголком сошила? – интересуется девочка 3 – х лет. | 2. «Ты у нас хороший мальчик! – А кто хорошее, я или Саша?» | 3. «Сделай поезд, предлагает Женя. «Нет», - отвечает Дима. Здесь мало Стулов». | 4. «Я мапина дочка», - говорит Юля. | 5. «Шел Петя и Миша», - рассказывала девочка. | 6. «Мне было жаль щенка, стоящий под дождем». | | 20 мин | анализ, обсуждение |
7. | Рефлексия. Осмысление обучающимися своей деятельности. - Подводя итог занятия, давайте вернемся к вопросам, которые вы поставили перед собой. - Все ли ответы вы получили? Достигли мы цели, поставленной в начале урока? - Были ли реализованы поставленные нами в ходе урока задачи? Что еще предстоит узнать? (методических источников, где можно найти информацию по данной теме). - Оправдались ли ваши ожидания от сегодняшнего урока? - Подумайте, насколько продуктивно вы сегодня работали на уроке? | 3 мин | самооценка достижения целей занятия и продуктивности собственной деятельности |
8. | Задание на дом: 1. Подобрать и проанализировать дидактические игры (упражнения) по реализации различных направлений работы воспитания грамматически правильной речи детей младшего и старшего дошкольного возраста. 2. Изготовить дидактический материал для проведения дидактических игр (упражнений) по воспитанию грамматически правильной речи детей младшего и старшего дошкольного возраста. 3. Разработать дидактические рассказы (сказки) для воспитания грамматически правильной речи детей младшего и старшего дошкольного возраста. 4. Сделать обзор статей журнала «Дошкольное воспитание», «Обруч» и других по воспитанию грамматически правильной речи детей дошкольного возраста. | 1- 4 мин | Запись |
Преподаватель: Печерская И.И.
7