Негізгі бөлім - Основная часть | — Вы правильно угадали, нас приглашают сосна и ель. Это лиственные деревья? -Почему их так называют? -В какой лес мы отправимся?— Такой лес ещё называют тайгой. -А как называют лес, состоящий из одних елей? -А если в нём растут только сосны? — Просто так нам до тайги не дойти. На чём туда можно добраться? -Давайте вспомним, на чём ездили или летали сказочные герои Нас много, что нам больше подходит? — Садимся на «ковёр — самолёт» и поднимаемся в воздух: «Вот появились высокие деревья. Лес стоит сплошной стеной. В этих краях суровые морозы, а жёсткая листва — хвоя защищена от них оболочкой. Приземляемся». -Посмотрите вокруг (звучит музыка, показываю картины с изображением хвойного леса). -Какие деревья вы видите? -Что у них общего? -Какая форма у кроны? -Почему у хвойных деревьев такая крона? -Где человек использует это? Неторопливо идём по тайге. -Что у нас под ногами? -Почему вы так думаете? — Подходим к сосне (Сосна «рассказывает» про себя): «Я очень люблю, когда ко мне приходят гости. Давайте померимся силой, попробуйте вытащить меня из земли. Ну, кто из нас сильней?. Для чего нужны корни? Послушайте, что шелестит? А теперь посмотрите на мои листья. -Какие они? У сосны иголки светло- зелёные, длинные. Как расположены мои ветки? — Послушайте, я вам расскажу о себе: «Я очень высокое, стройное дерево. Ствол у меня золотой, солнечный. Даже в пасмурный день я как- будто свечусь. Я целебное дерево. Смолистые вещества, которые я выделяю, убивают в воздухе микробов. Поэтому в сосновых лесах строят санатории, в которых люди лечатся, отдыхают. Я люблю ласку и не люблю, когда злые люди бьют меня палкой или царапают кору ножом». — Какие птицы любят меня? — Какие у меня плоды? — Червяки, которые ползают в земле враги или мои друзья? Физ. минутка: «Под высокою сосной зайка прячется косой». — А теперь познакомьтесь с моей младшей сестрой — елью (показываю картинку) -Чем мы похожи? -Чем отличаемся? — О нас сочинили много стихов, вот послушайте: «Стоят дома высотные Этажи несчётные Шпили колючие Под тучами могучими» и т. д. — О себе рассказывает Ель: «Я красивое дерево, очень стройное, потому что сверху — вниз мои ветки увеличиваются постепенно. Мною можно долго любоваться, я украшаю не только леса, но и парки, дворы, участки. Я полезна, почему? — Отгадайте, сколько мне лет? Каждый год на моей верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разные стороны (новая мутовка). Повторите (Мутовка). Правильно, по этим мутовкам и можно сосчитать, сколько мне лет (+ 1).Считаем. Когда мне было 7 лет, я была ниже ребёнка, которому столько же лет. Я расту очень медленно, поэтому пока я молода, меня нужно беречь. — Давайте поиграем. Отгадайте, что мне нужно, для хорошего роста и что может принести мне вред? Д/Игра: «Что нужно дереву?»— Молодцы, ребята, за то, что вы всё правильно сделали, я дарю вам свои шишки и шишки сосны. (Даю детям шишки) Чем они отличаются? — Что спрятано в шишках?— Какие у них особенности? — Какую пользу мы приносим вам, людям? | (нет, хвойные). (потому, что у них вместо листьев хвоя). (в хвойный лес). (Ельник.) (Сосновый бор.) (на поезде, на самолёте). (на ступе, на ковре — самолёте и т.д.). (ковёр — самолёт). (Ель, сосна, кедр, пихта.) (конусовидная). (для того, чтобы снег сползал по веткам и своей тяжестью не ломал их.) (Крыши домов делают по такому же принципу). (Снег.) (сейчас зима и у нас, и в тайге). (корень) (чтобы пить воду и добывать минеральные соли из земли). (листва). (хвоя — это те же листья, но прокрыты они плотной корочкой. Поэтому они не боятся мороза). (У тебя ветки на самой макушке длинного. стройного ствола.) (Клесты.) (Шишки.) (Друзья, потому что рыхлят и удобряют почву.) Выполняют физминутку (Иголки у ели тёмно-зелёного цвета, короткие, острые. У ели ветки начинаются у самой земли. Не зря говорят «пушистая ёлочка», а у сосны ветки на самой макушке ствола.) (Очищаешь воздух от бактерий, как и сосна.) (Дети выбирают картинки: человек, червяк, насекомое, солнце, вода, снег, грибы и т.д.) (Семена.) (Они пахнут смолой, в холоде закрываются, а в тепле раскрываются.) Из дерева делают мебель, инструменты, бумагу, из хвои получают лекарства и изделия парфюмерии.) | | |