Приветствие обучающихся: Здравствуйте! Я рада видеть Вас на занятии химии. Готовы ли вы к работе? Проверьте на столе наличие принадлежностей: тетрадь, учебник, ручка, линейка, карандаш. Создает комфортную рабочую атмосферу в группе. Проверяет готовность к занятию химии. | Приветствуют преподавателя, настраиваются на занятие, проверяют наличие необходимых принадлежностей для работы на занятии. Демонстрируют готовность к учебной деятельности. | К. Уважительные отношения участников учебного процесса, сотрудничество в поиске информации. Р. Организация собственной деятельности обучающимися. |
Ребята, посмотрите на слайд. Что объединяет помещённые на слайде изображения (муравьи, ветка ели, лимоны, бутылочка с уксусной кислотой) с точки зрения химии? Организует учебный диалог по вопросам: 1. Впервые ли вы встречаетесь с кислотами? 2. Можете ли вы предположить черты сходства? 3. Вспомните, пожалуйста, с чем реагировали неорганические кислоты? | Обучающиеся ищут сходства представленных изображений. Предполагают, что речь пойдет о кислотах. Вспоминают химические свойства неорганических кислот, изученных в 8 классе. | П. Обучающиеся предсказывают характер карбоновых кислот, проанализировав их состав. |
Задает вопросы. – Что мы с Вами повторили? – Можно ли прожить без знаний о карбоновых кислот? Может быть и можно, но, что бы себя считать образованными людьми, я думаю, мы обязаны знать, что мы едим и пьем, с чем мы имеем дело в быту. Знать, чем опасны эти вещества, с чем они могут прореагировать, поэтому нам и необходимы знания о каких свойствах карбоновых кислот? Какова тема нашего сегодняшнего занятия? Подправляет, что изучаем химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот. А цель занятия? | Отвечают на вопросы преподавателя: – Химические свойства неорганических кислот. – Нет, нельзя. О химических свойствах. Тема нашего занятия «Химические свойства карбоновых кислот» (записывают в тетрадь). Целью нашего занятия будет изучить химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот. Записывают в тетрадь определение одноосновных предельных карбоновых кислот и их представителей. | П. Постановка личностной цели занятия и задач для ее достижения Л. Повышение своего образовательного уровня, готовность и способность к выполнению прав и обязанностей обучающегося |
Работа с текстом. – Итак, у вас на столах лежит раздаточный материал «Приложение 1 «Памятка для обучающегося»» ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Памятка для обучающегося Внимательно читая текст, отмечай значками на полях (справа или слева), насколько новая и понятная для тебя информация: «» — уже знал; «+» — новое; «–» — думал иначе; «?» — не понял, есть вопросы. Информация по теме «Химические свойства карбоновых кислот» Многие химические свойства кислот объясняет электронно-структурная формула. 1. Диссоциация. Карбоновые кислоты — более сильные кислоты, чем спирты, поскольку атом водорода в карбоксильной группе обладает повышенной подвижностью благодаря влиянию группы СО. В водном растворе карбоновые кислоты диссоциируют: RCOOH → RCOO− + Н+ Карбоновые кислоты — это, как правило, слабые кислоты. 2. Образование солей. Карбоновые кислоты обладают всеми свойствами обычных кислот. Они реагируют с активными металлами, основными оксидами, основаниями и солями слабых кислот: 2RCOOH + Mg = (RCOO)2 Mg +Н2 2RCOOH+ СаО = (RCOO)2Ca +Н2О RCOOH + NaOH = RCOONa + Н2О RCOOH + NaHCO3 = RCOONa + Н2О + СО2↑ Соли муравьиной кислоты — формиаты, соли уксусной кислоты — ацетаты. 3. Образование сложных эфиров. Карбоновые кислоты в присутствии кислого катализатора реагируют со спиртами, образуя сложные эфиры (реакция этерификации): RCOOH + R1-ОН = RCOOR1+H2O Горение карбоновых кислот: СН3СООН + 2О2 = 2СО2 + 2Н2О – Что для вас новое? Правила техники безопасности. Преподаватель напоминает правила работы с реактивами, спиртовкой, химической посудой. Лабораторный опыт «Реакция этерификации». Предлагает группам выполнить лабораторный опыт «Взаимодействие карбоновых кислот со спиртами», используя инструкцию (оговаривает время, отведенное на работу). ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Инструкция для проведения лабораторного опыта «Реакция этерификации». Оборудование: штатив с пробирками, реактивы (спирт и карбоновая кислота), раствор серной кислоты (катализатор). ХОД РАБОТЫ Будьте аккуратны!!! 1. Налейте в свободную пробирку карбоновую кислоту (уровень жидкости приблизительно 1–1,5 см); 2. Добавьте к карбоновой кислоте спирт (уровень жидкости доведите до 2–2,5 см); 3. Отметьте, что происходит? Ощущается ли запах эфира? 4. Если реакция не идёт, добавьте в пробирку с реагентами катализатор (раствор серной кислоты) (4–5 капель); 5. Если реакция не идёт, нагрейте пробирку с реагентами; 6. Зафиксируйте запах полученного эфира; Результаты опытов Приглашает к доске одного обучающегося для записи уравнения реакции. Дайте названия продуктам реакции. | 1. Берут раздаточный материал «Приложение 1 «Памятка для обучающегося»», читают, отмечают значками на полях. Новое для нас это, что кислоты реагируют со спиртами. А также, что соли муравьиной кислоты называются формиаты, а соли уксусной кислоты — ацетаты. 2. Действуют индикаторами на раствор уксусной кислоты кислот. Записывают наблюдения. 3. Проводят реакции взаимодействия уксусной кислоты с магнием, оксидом кальция, гидроксидом калия, гидрокарбонатом натрия. Записывают уравнения проведенных реакции, называют продукты реакции. 2СН3COOH + Mg = (СН3COO)2Mg +Н2 2СН3COOH+СаО = (СН3COO)2Ca +Н2О СН3COOH + КOH = СН3COOК + Н2О СН3COOH + NaHCO3 = СН3COONa + Н2О + СО2↑ 4. Проводят реакцию этерификации, записывают уравнение реакции, называют продукты. СН3COOH + С2Н5-ОН = СН3COOС2Н5+H2O | Л. Повышение своего образовательного уровня, определение мотивации изучения учебного материала; владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием, проявление экологической культуры, оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей, доброжелательное отношение к окружающим, знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях, готовность и способность к выполнению прав и обязанностей; П. Повторяют свойства, характерные для органических и неорганических кислот, знакомятся с реакцией этерификации, учатся её записывать и называть продукты, которые образуются при выполнении опытов. |
-Итак, мы с вами узнали химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот. – Теперь проверим, как каждый из вас это понял. – Для этого Вам необходимо выполнить задание с карточки №1. Предлагает ребятам вставить пропущенные слова в предложениях (оговаривает время, отведенное на работу). -Ребята, время, отведенное для заполнения пропущенных слов в предложениях, вышло. – Проверьте, пожалуйста, правильность выполнения. Открывает слайд с ответами, предлагает обучающимся проверить свои полученные ответы с образцом. После проверки предлагает обучающимся выполнить самооценку по усвоению знаний о химических свойствах предельных одноосновных карбоновых кислот на карточке №2. | Берут карточку №1 и выполняют задание. Карточка № 1: 1) Карбоновые кислоты –__________кислоты, они ______ на ионы при растворении в воде; 2) Карбоновые кислоты реагируют с активными _______, _______ оксидами, _______, ____________; 3) При взаимодействии карбоновых кислот и спиртов образуется ________ и _______, эта реакция называется реакция ______________; 4) При горении карбоновых кислот образуется ________ и ______. | Р. Анализируют правильность выполненных действий и уровень усвоения. Самоконтроль: соотнесение с образцом. Самооценка по заданным критериям |
Задает обучающимся вопросы: Создаёт условия для заключительной рефлексии: -Сегодня на занятии я научилась(ся)… -Сегодня на занятии я узнал(а)… -Что ещё я хотел(а) бы узнать о кислотах … -Неожиданностью для меня явилось то, что…. -Сегодня на занятии я понял(а), что... -Особенно интересным было… Комментировано выставляет оценки за работу в аудитории. Итак, домашнее задание. Обязательная часть: §30, задание 2 Творческая часть: подготовить на выбор презентацию или оформленный доклад на тему: «Значение карбоновых кислот в природе и для человека». – Всем спасибо за занятие! До встречи, ребята. | Отвечают на вопросы, записывают домашнее задание. Наводят порядок на столах, уходят, прощаясь с преподавателем | К. ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения |