СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта занятия в первом классе по русскому языку "Заглавная буква Ц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие открытия нового знания при использовании технологии Деятельностного метода.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия в первом классе по русскому языку "Заглавная буква Ц"»

Занятие 82 1 кл Русский язык

Тема: Заглавная буква Ц

Педагогическая цель

Создать условия для формирования навыка письма заглавной буквы Ц, развития орфографической зоркости, умения обобщать предметы

Тип занятия

Занятие «открытия» нового познания . Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов

Планируемые
результаты
(предметные)

Выполняют письмо слогов и слов с заглавной буквой Ц; списывают с печатного и письменного шрифта; интонируют при чтении предложение, соблюдая знаки препинания, используют двоеточие; различают слова единственного и множественного числа; работают с пословицей

Личностные
результаты

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные: задавать вопросы

Основное содержание темы, понятия
и термины

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование отдельных элементов буквы Ц в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ц]. Характеристика звука [ц]. Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц. Списывание с печатного и письменного шрифта. Работа с пословицами и поговорками. Запись предложений, оформление границ. Двоеточие. Классификация понятий, объединение в группу по общему признаку

Характеристика деятельности

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять взаимоконтроль и оценку их выполнения.

Называть правильно элементы букв Ц, ц.

Обводить по контуру отдельные элементы буквы ц в широкой строке.

Писать буквы Ц, ц в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Сравнивать написанные буквы Ц, ц с образцом.

Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [ц], характеризовать его, указывая на его постоянный признак — твёрдость.

Изменять форму числа имени существительного в соответствии с образцом прописи.

Писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием.

Составлять предложения из слов, слова по заданию содержащих новые буквы Ц, ц.

Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта.

Интонировать правильно восклицательные и повествовательные предложения.

Соблюдать паузу при интонировании предложения с тире.

Списывать без ошибок предложение с тире по образцу, данному в прописи.

Записывать слова в предложении с маленькой буквы после двоеточия.

Выделять в группе слов общий признак, классифицировать их по группам, называть группу предметов одним словом.

Понимать обобщённый смысл пословиц и поговорок, толковать их.

Обозначать правильно границы предложения.

Выполнять правила работы в паре.

Оценивать свою деятельность по шкале самооценки

Образовательные
ресурсы

1. Презентация «Живая азбука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1677/download/

2.Конспект занятия по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://proshkolu.ru/user/mozzherina6489231317044/file/6759247/

3 Электронное приложение к азбуке.

Учебник стр. - , Р/т, с.23 Методическое пособие (электронное) стр. компьютер и мультимедийный проектор с экраном (по возможности), Мет. п. стр. Карточки уроки РЭШ, методич пособие стр.1

Ход занятия


Этапы
урока

Формы,
методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма
контроля

УУД

осуществляемые
действия

формируемые
умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивационный этап Организация
начала занятия
Цель: создание положительного эмоционального фона на занятии, настроить на продуктивную работу, способствовать установлению контактов между учениками

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Активный метод (АМ)

начала урока «Поздоровайся локтями»

Включение детей в деятельность

Приветствие учащихся.

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора нам начинать урок.

– Проверим готовность к уроку

Приветствие. Проверка готовности к уроку
(наличие на столе учебной тетради «Прописи 4», ручки) У нас на парте всё в порядке:

Альбомы, книги и тетрадки.

Готовы мы начать урок,

Звени скорей для нас, звонок!

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок. Отвечают на вопросы учителя

Выполняя здания ВАМ должны коснуться, улыбнуться, назвать иена одноклассников

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок

Индивидуальный. Проверка
готовности
к уроку Коммуникативные УУД

Личностные УУД: самоопределение

II. Актуализация Цель: настроить детей на плодотворную работу, актуализировать полученные знания, способы действий


Фронтальная. Словесный



На каком фоне располагаются буквы, обозначающие гласные звуки? Что обозначают буквы, расположенные на «верхнем этаже»? А на «нижнем»?

Какую гласную выучили на последнем занятии Ю Что вы знаете о звуках, которые обозначаются этой буквой? Какова двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я? Что обозначают буквы на голубом фоне? Какие звуки обозначают буквы «верхнего этажа»? А «нижнего»? Почему над буками Х, Ц, Ч, Щ нет «верхнего этажа»? А как вы думаете, почему под буквами Р, Л, М, Н нет «нижнего этажа»? Дайте полную характеристику звуку [ц]



Слушают учителя, осмысливают, отвечают Буква Ю, гласная в начале слова и после гласных обозначает два звука

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Фронтальный.

Наблюдение
учителя Регулятивные Коммуникативные УУД Воспроизводят полученные знания Повторяют изученный ранее материал

Постановка учебной задачи

Самоопределение к деятельности

ПланированиеЦель: актуализировать знания детей определяить
цель и пути ее достижения

Работа по электронному приложению к «Азбуке».

Постановка цели и задач Урок РЭШ

АМ выяснения цели, ожиданий опасений

.

– Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

  1. Какие новые звуки сегодня были у нас в гостях на уроке литературного чтения

Закрепить и обобщить знания о звуке [ц] и буквах Ц, ц с помощью игры «Я — учитель» по электронному приложению к «Азбуке».

«Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать, и на трапеции вертеться, и на канате танцевать». (Е. Благинина.)

Как можно озаглавить стихотворение? (Цирк.)Сколько раз встретился звук «ц»?

Как вы думаете какова тема сегодняшнего занятия?



Целеполагание осуществляется учащимися после просмотра слайда и материалов на с. 21—24 «Прописи»:


Постановка задач используя страницы Уроков портала РЭШ

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Сегодня мы вспомним правописание элементов знакомых букв, будем учиться писать букву ц, предложения под диктовку, познакомимся с новыми пословицами, поговорками

АМ «Солнышко и тучка»

.

Слушают учителя, одноклассников Высказывания по теме

Тема: формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)























Прикрепляют солнышко или тучку к доске(отследить неуверенных учеников)

Высказывают своё мнение

Цели и задачи: формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем Определяют
цель и пути ее достижения Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Познавательные УУД (общеучебные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; логические: формулирование познавательной цели

, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

Отвечают
на вопрос

Коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации) Регулятивные УУД целеполагание, планирование, прогнозирование


Планирование Регулятивные УУД планирования

III. Усвоение новых знаний и способов
деятельности, компетентностей.

1. Пальчиковая гимнастика

Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития
мелкой
моторики

– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Замок».

На двери висит замок.


Кто его открыть бы смог?

Потянули… Покрутили…



Постучали… И открыли!



Быстрое соединение пальцев в замок.


Руки в разные стороны, волнообразные движения кистями рук.

Пальцы сцеплены
в замок, дети стучат ладошками друг
о дружку. Пальцы
расцепились

Внимательно
слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом
учителя

Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук Познавательные, Коммуникативные УУД

Регулятивные









2. Правила посадки за столом во время письма Цель: актуализировать знания детей


Индивидуальная. Практический

– Проверяем посадку, правила обращения
с ручкой







Показывают посадку
за столом при письме, как правильно держать ручку

Правильно держат осанку при письме, верно обращаются
с ручкой

Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой Коммуникативные УУД

3. Знакомство с написанием заглавной буквы Ц (с. 23) Цель: научить детей по теме цель занятия

Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Работа в группах

«АМ «Творческая мастерская»

Проработка нового материала в группах

Объяснение с опорой на показ

СД диск приложение к «Азбуке»

– Рассмотрите образец написания заглавной буквы Ц.

  1. Группа Из скольких элементов она состоит?

– Буква Ц состоит из трех элементов.

2 группа Где будем начинать писать букву

Заглавную букву Ц начинаем писать чуть ниже с середины вспомогательной строки. Работа в группах

Исследовать и доложить о правилах написания буквы Ц.

Ведем вверх вправо, закругляем, ведем наклонную
палочку вниз, к нижней линии рабочей строки. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки.

Ведем вниз; чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх
вправо, чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.

– Запишите букву Ц в воздухе

По элементам на экране Используется СД- диск (приложение к «Азбуке»)

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач

Проработка нового материала в группах



Слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы.

Прописывают элементы в воздухе








Вспоминают правила о написании заглавной буквы Ц, составляют схемы предложений. При этом два учащихся работают у доски, остальные — в прописях. Если в схемах работающие у доски допускают ошибки (наиболее часто забывают о выступе, сигнализирующем о заглавной букве в именах собственных, и точке в конце схемы), то остальные их исправляют.


Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется работа в группе, индивидуальный методы),

учитель консультирует


Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в заглавной букве

Фронтальный.

Наблюдение
учителя Познавательные УУД логические – анализ объекта с целью выделения признаков Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Прием контроля. Наблюдение

Познавательные УУД логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные УУД: обеспечивающие организацию собственной деятельности, контроль, внимание

Яя

4. Работа

в «Прописи 4»
(с. 23). Письмо буквы Ц, узора

Индивидуальная. Практический. Письмо

– Посмотрим образцы написания буквы Ц.

– Для чего нужны стрелки?



– Обведите элементы буквы. Обведите узор,
самостоятельно выполните узор по образцу.

– Допишите буквы на 1-й строке.

Помните правило: буквы надо писать на одинаковом расстоянии

Стрелки показывают направление движения руки.


Выполняют письмо
элементов буквы, узора, буквы Ц

По завершении этапа дети делают вывод, выполнена ли часть учебной задачи

Учатся писать букву Ц в соответствии с образцом; выполняют узор

Индивидуальный. Правильное письмо буквы Ц, ее элементов, узора Регулятивные Коммуникативные УУД

Познавательные


Физкультминутка Цель: дать возможн учащимся немного отдохнуть, повысить и удержать умст-ную работоспособность

Коллективная. Практический

АМ релаксации.

Метод «Постройся по росту»

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп.

Мы глазами миг-миг,

Плечиками чик-чик.


Раз – сюда, раз – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели,

Два – привстали.

Сели – встали, сели – встали,


Ванькой-встанькой словно стали.

Топают ногами, хлопают руками.

Мигают глазами, поднимают поочередно то
правое, то левое плечо.

Повороты вокруг себя.


Приседают, поднимаются, руки на поясе.

То приседают, то встают, руки на поясе.

Легкое покачивание
головой вправо-влево.

Осуществляют профилактику утомления

Фронтальный.

Правильное
выполнение физических упражнений Повышение и держивание работоспособности Выполняют упражнения по тексту стихотворения. Виды контроля Наблюдение Коммуникативные УУ

Познавательные УУД




Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.



Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

Учитель в среднем
темпе ударяет мячом об пол, дети в такт прыгают вместе с ударами мяча, легко и как можно выше.

Шагают на месте



5. Письмо слогов.

Цель: закрепление опорных знаний

Индивидуальная. Практический. Письмо

– Прочитайте слоги на 2-й строке.

– Рассмотрите соединение букв в слогах.

Напишите на свободной части строки данные слоги

Читают.

Пишут самостоятельно
по образцу По завершении этапа дети делают вывод, выполнена ли часть учебной задачи

Воспроизводят письмо буквы Ц и ее соединение с другой буквой по образцу

Индивидуальный. Письмо Регулятивные Коммуникативные УУД

Познавательные


6. Слого-звуковой анализ
слова Цель: выявить, у кого из учащихся есть затруднения в усвоении данной темы.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Анализ, письмо

– Прочитайте слово, рассмотрите его схему-
модель на 3-й строке.

– Выполните слого-звуковой анализ слова цапля.

Какая схема подходит? Игра «Каждому слову- схема»


цапля.

– В каком числе употребляется слово цапля?

– Запишите слово, обращая внимание
на соединение букв

Читают слово, рассматривают схему.



В единственном числе.

Пишут

Соотносят напи-
сание слова
и его схему. Выполняют слого-звуковой анализ слов. Определяют число существительного

Фронтальный, индивидуальный. Слого-звуковой анализ слова, письмо Регулятивные Коммуникативные познавательные УУД

IV. Закрепление знаний и способов
деятельности.
Цель: закрепление опорных знаний и способов действий

Парная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо

– Прочитайте друг другу предложение, соблюдая знаки, интонацию.

– Какое это предложение по цели высказывания?

– Обведите слово болоту.







Читают предложение.


Повествовательное.



Выполняют правила работы в паре, контролируют работу друг друга. Различа-ют предложения

Парный, индивидуальный. Чтение, устные ответы, письмо Регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка)

Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество, управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

Познавательные УУД


1. Работа
с предложением

Словесный, практический. Чтение, беседа,
письмо

– Придумайте к этому предложению вопрос и задайте другу

Написание слов и предложений с буквой Ц проводится на с. 23 (оставшиеся задания) и 24 (Полотенце пушистое.) «Прописи».


Задают вопросы

по цели высказывания. Формулируют вопросы

Регулятивные Коммуникативные УУД

Познавательные


2. Классификация животных: птицы,
звери

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа,
письмо, проверка по образцу (слайду)

1.Игра со словами на доске.

Слова распечатаны на бумаге и прикреплены к магнитной доске.

– Прочитайте слова в левом столбике.

– Из правого столбика выберите соответствующие названия.

– Запишите слова на соответствующих
строках

  1. Тренировочные упражнения. Учащиеся записывают в рабочих тетрадях слова под диктовку учителя: жизнь, шить; часть, чудо; цирк, огурцы.

  2. Какое слово вызвало сомнения?

  3. Задание одинаковое, а выполнили все одинаково? Все одинаково записали слово цирк?

  4. Сами проверяют себя с помощью слайда (сочетания лучше выделить красным цветом):

жизнь

шить

часть

чудо

цирк

огурцы

Затем проводится работа со словом цыплёнок на с. 24 «Прописи». Учитель напоминает детям, что у некоторых правил есть исключения, то есть отдельные слова пишутся не по правилам. С исключениями дети vжe сталкивались при изучении буквы Й. Учитель сообщает, что внутри слова после буквы Ц по общему правилу пишется И, но есть и исключения, в которых пишется по традиции Ы: цыган, цыц, цыпленок, на цыпочках (запоминать их детям не нужно). Учащиеся в «Прописи» на с. 24 записывают по образцу слова чирк (по правилу) и цыплёнок (исключение). Для закрепления на свободных строчках с. 24 «Прописи» можно записать под диктовку учителя пословицу Работа с учащимися, имеющими низкие учебные способности. Пропедевтика темы «Слово», «Предложение»

Цыплят по осени считают. Проверку лучше осуществить с помощью слайда с этой пословицей

Птицы, звери.

Птицы: синица, цапля. Звери: заяц, волк.































Выделяют в группе слов общий признак, классифицируют их по группам. Используют двоеточие

Фронтальный, индивидуальный. Чтение, устные ответы, письмо Регулятивные Коммуникативные УУД

Познавательные


3. Контрольные задания. Работа

с посло-
вицей Цель: выявить, у кого из учащихся есть затруднения в усвоении данной темы

Групповая, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо

Работа с » с помощью электронного приложения к «Азбуке»

1.– Прочитайте последнее предложение.

– Определите, что это написано.

– Как вы понимаете смысл пословицы?

– Какой шрифт использовался?

.

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

- Спишите с печатного шрифта

2.*** -Выпишите слова с « Ц».

3 В ходе игры «Я — учитель» с помощью электронного приложения к «Азбуке» (буква Ц): на каждый раздел электронного пособия по желанию вызывается к экрану (доске) один ученик из тех, кто ещё не был «учителем». Особое внимание нужно обратить на работу с интерактивной таблицей, на подбор слов со слогами: цапля, лицо, к отцу, чех, чирк, огурцы. В столбике с конечной буквой Ц надо обратить внимание детей, что буква Ц находится вне слияния, и отделить её вертикальной пунктирной линией. Учитель может дать задание подобрать слова на -еч: отец, палец, гребец, немец, рубец, боец и т. д. На остальные форманты учитель приводит примеры сам: абзац, форзац, жатрач (на -ач); шпиц, шприц (на -иц); заяц, паяц, жесяц (на -яц); цыц (на -ыц). Задание по анимированным прописям можно выполнить на с. 24 «Прописи» (верхняя строчка). При работе с лентой букв нужно ещё раз обратить внимание на непарность не только буквы Ц, но и Х и Ч, так как они обозначают глухие непарные согласные звуки [х], [ц], [ч'], но в то же время и различаются: Х обозначает парные по мягкости/твёрдости [х] и [х '], Ч обозначает — мягкий непарный согласный, а Ц — твёрдый непарный [ц].

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),

учитель консультирует Читают.

Пословица.

Объясняют смысл.

Печатный.

Пишут

Проверяют





Учитель не вмешивается в работу «учителя». Если учащийся ошибается, желательно, чтобы его поправляли одноклассники. Учитель же выступает как консультант, обобщая и дополняя работу « учителя » .

Высказывают свое мнение.

Правильно списывают с печатного шрифта

Групповой, индивидуальный. Чтение, устные ответы, письмо Осуществление контроля

Регулятивные контроля (самоконтроля)Коммуникативные УУД


4. Осуществление коррекции.

Оценивание учащихся

Работа по образцу

Самооценка. Взаимооценка. Оценка учителя

Посвящаем игре «Сам себе контролёр»: дети, сверяясь со слайдом, на котором скопированы рукописные буквы алфавита со страницы «Прописи» .N2 , записывают те буквы, которые, по их мнению, они пишут ещё не так хорошо, как им хотелось бы.

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию


Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

По завершении этапа дети делают вывод, выполнена ли часть учебной задачи

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,


Учитель консультирует, советует, помогает



(самооценка, оценивание результатов деятельности одноклассников)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

V. Рефлексивно-оценочный Цель: систематизировать знания учащихся полученные на уроке, контроль коррекция, выделение и осознание того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению

Фронтальная. Словесный. Беседа

АМ «Подведение итогов»

«Ромашка»

– Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие правила мы повторили на этом уроке? В каких случаях пишутся заглавные буквы? Как пишутся сочетания жи ши, ча — чу? Какая буква пишется после Ц в конце слова — И или Ы? Какая буква, И или Ы, пишется после Ц внутри слова? Какое исключение из правила мы сегодня узнали?»

– Что получилось? Над чем надо еще пора-
ботать?

- я старался, но делал небольшие

ошибки;

- мне хотелось бы работать лучше

Отвечают на вопросы учителя Отрывают лепестки, отвечают


Оценивают свою работу
на уроке

Самооценка, взаимооценка


Фронтальный. Устные ответы Регулятивные оценивания, саморегуляции, самооценивание, взаимооценивание

Коммуникативные УУД

Личностные


Занятие 82 1 кл Русский язык

Тема: Заглавная буква Ц