2 | Основной этап: Организационный Мотивация к занятию. Знакомство с буквой и звуком Аа. Физ. Минутка. Закрепление, обобщение, систематизация | 1. Воспитатель стоит рядом с магнитной доской, держит в руках картинки, читает детям стихотворение и по ходу стихотворения выставляет картинки на магнитную доску. «Где-то собаки рычали: Ррр! В стойле коровы мычали: Ммм! В комнате мухи жужжали: Жжж! Мимо машины бежали: Ррр! Листья в лесу шумели: Ссс! Змеи в лесу шипели: Шшш! А комары все пели: Ззз!» «А сейчас сядет тот, кто вспомнит, как рычали собаки? Какие звуки издавали коровы? Как жужжали мухи? Как шипели змеи? Какие звуки пели комары? А листья в лесу как шумели?» 2.Выставляется несколько панно: Звуковые домики красного, синего цветов. В окошках домиков кружочки такого же цвета. Вносится кукла. «К нам на занятие пришла Анна. Она рассказала мне такую историю. Однажды добрая волшебница пригласила Анну в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела вот такие красивые домики. Какого они цвета? Этот домик… (красный). А этот… (синий). В окошках домиков Машенька увидела кружочки. Захотелось ей потрогать их. Подошла она к красному домику, прикоснулась к первому кружочку, и он зазвучал: «А-а-а». Прикоснулась к другому кружочку и услышала: «У-у-у». Третий кружок подал голосок: «И-и-и». Четвертый запел: «О-о-о». Подошла Машенька к Синему домику. Из его окошек донеслись другие песенки: «Д-д-д, н-н-н, к-к-к , б-б-б». Думает Машенька: «Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки». «Ребята, вспомните, что мы обозначаем такими кружочками? (Звуки). Одинаково звучат песенки в разных домиках? (По-разному). Давайте вместе с вами споем звуки из красного домика: «А-а-а, и-и-и, у-у-у, о-о-о». Вспомните, какие это звуки? (Гласные). Почему они так называются? (Мы их можем пропеть голосом, можем их тянуть). А теперь скажем звуки из синего домика, повторяйте за мной: «К, п, т, м, н». Получается у нас их пропеть? (Нет). Почему? (Мешает преграда – губы или язык мешают воздуху свободно пройти. Повторим еще раз: «К, п, т, м, н». Как называются эти звуки?» (Согласные). 3. Какой первый звук в слове Анна? (Звук А). Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а). Чем мы произносим звук А? (Ртом). Как был рот открыт? (Широко). Правильно, и нет никакой преграды для воздуха. Звук а – гласный звук, потому что его можно пропеть голосом. Нажмите пальчиком на красный кружок, оживите его. Это – буква А. Буква А будет жить в красном домике, потому что звук а – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным). А – шалашик, посмотри: Есть скамеечка внутри. (Объясняем, что такое шалашик – показываем картинку). На что похожа эта буква? Заучить! Широко расставив ноги, Буква встала на дороге, Ах!-кричит, Ау и Ай! Алфавит запоминай Выкладывание буквы из палочек, из фасоли. Пишем большую и маленькую букву А. Придумай слово на заданный звук А. «Аист». - Аист, аист, длинноногий, Укажи домой дорогу. Аист отвечает: - Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова – правою ногой, Снова – левою ногой, После – правою ногой, После – левою ногой, Вот тогда придешь домой. Ребята, какое слово в этом стихотворении начиналось на звук «а»? (Аист).
4. Послушайте стихотворение: Астра, азбука, айва Выставляются картинки. Начинаются на «а». И кончаются на «а» Астра, азбука, айва. Давайте вместе еще раз скажем эти слова. Что это? Астра. Сколько здесь звуков а? (два). Астра – начинается на а, и заканчивается на а. Айва. Азбука. Подарим хозяйке красного домика слова со звуком А. Используя карточку, разделенную на 3 части, педагог ставит в ее начало букву А и предлагает детям догадаться – какое слово задумано. Я буду произносить часть слова без звука А. Вы дополните его звуком А и скажите все слово._ пельсин, _ нанас, _ рбуз, _ фрика, _ збука. Затем буква А передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука. Незнайк_, свечк_, плит_, весн_, мимоз_. Определить место звука в слове арбуз, арка, марка. 5. Игра «Поймай звук». А сейчас мы с вами будем ловить звук а ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук а – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно. а-о-у-а-и-а-и-у-ы-а-и-о-у… 5.Упражнение «Подбери прилагательное» (стол, доска, дерево, мяч, мама, папа) 6. Работа с букварем. Стр.4 . Какая буква первая? Прочитаем ее в букваре. Рассмотреть картинки, определить место звука в слове. | Повторяют четко звуки Отвечают на вопросы, четко проговаривая звуки. Запоминают. Печатают букву в тетради, обводят в красный кружок Дети повторяют за «аистом» все движения, а потом еще раз вместе рассказывают все стихотворение. Ответы детей Дети работают с карточкой и красным кружком Дополняют слово Ловят ладонями звук А. Образуют прилагательные Чтение, определение места звука в слове. |