СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карту по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карту по русскому языку»

Технологическая карта урока


ФИО учителя: Островерхова Елена Викторовна

Класс: 2

УМК: "Школа России"

Предмет: русский язык

Тема: " Изменение имён существительных по вопросам. Общее представление".

Тип урока: изучение нового

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок, формирование представлений о новом грамматическом признаки имени существительного.

Цель: формирование представлений о новом грамматическом признаке имени существительного.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные


- одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;

-определять грамматические признаки имени существительного в начальной форме - род, число, одушевленное/неодушевлённое, собственное/нарицательное, изменение по падежам.

- определять цель урока на основе анализа того, что уже известно и усвоено;

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы;

- самостоятельно находить варианты решения учебной задачи;

- обобщать и делать выводы по изученному материалу.


- преобразовывать модели, схемы, символы;

- осуществлять сравнение и клас­сификацию изученных объектов;

- обобщать материал;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- анализировать полученную информацию;

- построение логической цепи рассуждений.


– понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной;

– использовать речь для регуляции своего действия;

- формировать умения слушать и слышать;

- чётко и ясно выстраивать речевые конструкции.

- способность к самооценке и оценки партнёра на основе крите­риев успешности учебной деятельности;

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять желание и интерес к изучению нового.

Ход урока


Название

этапа урока


Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1

1. Самоопределение к    деятельности

Настроить детей на плодотворную работу.

Ф

Приветствует обучающихся, настраивает детей на плодотворную работу (Слайд 2)

С добрым утром,

Начат день!

Заниматься нам не лень!

Начинается урок,

Он пойдет ребята в прок!

Постарайтесь всё понять,

Дружно тайны открывать,

Ответы полные давайте,

А товарищам помогайте.

Надеюсь на плодотворное сотрудничество!

- Сегодня на уроке мы будем открывать тайны, разгадывать шифры, добывать новые знания.

Регулятивные:

-настраиваются на плодотворное сотрудничество;

Коммуникативные:

- слушают установку учителя.


Регулятивные:

- настроились на плодотворное сотрудничество;

Коммуникативные:

- формируется умение слушать и слышать


2

Актуализация знаний.


Повторить грамматические признаки имени существительного




И













Г





























П

"Ребусы". Их необходимо найти, они спрятаны где – то рядом с вами. Найдите каждый свой ребус и отгадайте его, запишите ответ на листочке!

(Щуки, бабочка, акула, ласточка, корова, дорога, стол, камыши, Ирак, кино, шутка, шкаф).

- Встаньте все, со своими словами, по порядку.

- Назовите каждый, по очереди, полученное слово!


- Объединитесь в группы по грамматическому признаку ЧИСЛО!

- Проверьте и обсудите в своей группе, правильно ли вы определили признак. Проверяем вместе!

- Объединитесь в группы по грамматическому признаку РОД!

- Проверьте и обсудите в своей группе, правильно ли вы определили признак. Проверяем вместе!

- Объединитесь в группы по грамматическому признаку Собственные - нарицательные!

- Проверьте и обсудите в своей группе, правильно ли вы определили признак. Проверяем вместе!

- Объединитесь в группы по грамматическому признаку одушевлённые - неодушевлённые!

- Проверьте и обсудите в своей группе, правильно ли вы определили признак. Проверяем вместе!

- Грамматические признаки какой части речи мы сейчас определяли? (Существительное)

- Молодцы! Садитесь!


- Оцените свою работу по данному заданию, по 5-ой системе. Обменяйтесь листами с соседом, теперь оцените своего товарища по парте.




Предметные:

- определяют грамматические признаки существительного;

Личностные:

-оценивают себя и партнёра, исходя из критериев, заданных учителем

Регулятивные:

- находят варианты решения учебной задачи

Познавательные:

- перекодируют информацию (ребусы в слова)

- сравнивают и клас­сифицируют объекты по заданным учителем критериям;

Коммуникативные:

- осуществляют коммуникацию при объединении в группы.

Предметные:

Актуализированы знания по определению грамматических признаков существительного - род, число, одушевлённое/неодушевлённое, собственное/нарицательное;

Личностные:

- выполнили самооценку и оценили партнёра на основе наблюдения во время выполнения задания с ребусами и определением грам.признаков;

Регулятивные:

-самостоятельно распределились на группы в зависимости от грам.признака ;

Познавательные:

- сравнили и клас­сифицировали полученные слова;

Коммуникативные:

– разрешили спор между учащимися путём приведения весомых аргументов.


















































Оценочные листы

3

Постановка учебной задачи

 (Создание затруднения)


Определить цель урока

Ф

- О какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке?

(Слайд 3)

- Что мы уже знаем об этой части речи? (Имя существительное имеет грамматические признаки: род, число… )













- Посмотрите на схему, всё ли мы знаем о имени существительном?

- Может кто-то догадывается, о каком признаке идёт речь?

Какая цель нашего урока?

(Узнать ещё один признак имени существительного…)

- Эта главная тайна нашего урока!!!


Предметные:

- называют грамматические признаки существительного;

Регулятивные:

- определяют цель урока на основе анализа того, что уже известно и усвоено;

Познавательные:

-работают со схемой

Коммуникативные:

- строят монологическое высказывание.


Предметные:

- повторили грамматические признаки существительного;

Регулятивные:

- поставлена цель урока в результате диалога;

Познавательные:

-закреплено умение работать со схемой

Коммуникативные:

- построили правильные монологические высказывания.


4

«Открытие» детьми нового знания.


Просклонять существительное, выделить окончание, закрепить грамматические признаки существительного

И





















Ф























П

- Раскрыть эту тайну мы сможем, выполнив задание на зелёной карточке. (Слайд 4)

- Прочитайте задание! Всё ли понятно? Вставьте пропущенное слово, изменяя его, в зависимости от вопроса.

- Задание всем понятно? Всё нам известно для выполнения задания?

(Нет, не известно, какое слово вставить)

- Как вы думаете, где можно найти ответ на этот вопрос?

(На карточке есть загадка, она нам поможет)

Для слабых детей в слове отгадке пропущены гласные.

- Молодцы! Прочитайте загадку и дайте устно ответ!

- Ребята, слово сосна к какой части речи относится?

- Какие грамматические признаки можете назвать? Все назвали, нет! Осталось одно, о котором мы не знаем.

- Выполните задание! На выполнение задания вам одна минута.

- Проверка! (Слайд 5) Читаем предложение, какое окончание в слове сосна!? Проверьте у всех ли получилось так?

- Что изменилось в слове? (окончание)

- Т.е. изменилась форма слова?

- Почему в каждом предложении слово изменяло форму?

- Какой вывод можно сделать?

(Что слово меняет форму в зависимости от вопроса).

- Ребята, а раз слово СОСНА сущ., какой вывод можно сделать?

Существительное тоже изменяется по вопросам!

А кто знает, как называется это явление в русском языке?

Давайте спросим у Мудрой совы, ответ её на стр.36. Прочитайте.

- Как называется изменение существительного по вопросам? (Склонением или изменение по падежам).

- Ребята, склонение это наша тайна, которую мы не смогли отгадать в начале! Это грамматический признак существительного!

- Оцените свою работу по данному заданию, по 5-ой системе. Обменяйтесь листами с соседом, теперь оцените своего товарища по парте.

Предметные:

- изменяют слово по вопросам, определяют грамматические признаки существительного, выделяют окончание;

Личностные:

- самооценка и оценка партнёра на основе анализа учебной деятельности;

Регулятивные:

-самостоятельно оценивают пра­вильность выполнения действия и вносят не­обходимые коррективы;

Познавательные:

- выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

– выстраивают чёткие и ясные аргументы для доказательства своей точки зрения.


Предметные:

- получили возможность отработать изменение слов по вопросам, определять грамматические признаки существительного, выделять окончание;

Личностные:

- организовано действие взаимоконтроля;

Регулятивные:

-проанализирована пра­вильность выполнения задания и внесены коррективы на основании сравнения с ответом;

Познавательные:

- нашли наиболее эффективные способы решения задач;

Коммуникативные:

- закреплено умение чётко и ясно обосновывать ответ.















































Оценочные листы

5

Открытие нового.


Определить вопросы к каждому падежу

Ф

- Мы узнали, что склонение – это изменение существительного по падежам. А кто знает, какие падежи есть в русском языке? И сколько их?

Проблема. - Какая цель следующего задания?

Узнать название падежей. (Слайд 6)

- Почитайте рассказ мудрой совы на экране!

- Сколько падежей в русском языке? Как они называются?

- В одной школе, ребята придумали как легко запомнить их последовательность. Хотите узнать? (Слайд 7)

- Теперь мы знаем название падежей. Можем определить падеж имени существительного? (Нет)

- Что нужно узнать? (На какие вопросы отвечает каждый падеж!)

- Эту тайну мы откроем, выполнив задание на оранжевой карточке! (Слайд 8) Возьмите её.

- Что вы увидели? (Таблицу)

- Какие колонки есть в таблице?

- Какая колонка осталась не заполненной? Как вы думаете, сможем мы её заполнить?

- Какие колонки помогут нам определить вопрос?

(Слова помощники и примеры)

- Давайте заполним первую строку вместе!

- В строчке именительный падеж, какое слово помощник? Пример одушевлённый? Задаём вопрос – есть КТО? Медведь, теперь задаём вопрос к неодушевлённому существительному?

Есть Что? Сосна. Понятно как задавать вопросы?

Теперь подберём вопрос к родительному падежу, аналогично!

Выполните оставшиеся пропуски в паре!

- Проверим, правильно ли вы записали вопросы? (Слайд 9)

Откройте учебник на стр.38. Проверьте в паре!!!

- Какую тайну мы открыли, выполнив задание?

(Узнали падежные вопросы)

- Оцените свою работу по данному заданию, по 5-ой системе. Обменяйтесь листами с соседом, теперь оцените своего товарища по парте.

Ребята, медведь говорит огромное спасибо за то, что вы правильно выполнили задание и предлагает выполнить физминутку!!! Давайте дружно встанем и повторим за ним!


Предметные:

- определяют вопросы, опираясь на слова помощники;

Личностные:

- проявляют внимание и желание узнать новое;

Регулятивные:

- самостоятельно находят варианты решения учебной задачи;

- на основе выполненного задания делают выводы;

Познавательные:

- работают с текстовой информацией и таблицей

Коммуникативные:

– используют чётко сформулированные речевые конструкции для обоснования своего выбора.


Предметные:

- сформировано умение определять падежные вопросы опираясь на слова помощники;

Личностные:

- закрепили способность к самооценке и оценки партнёра;

Регулятивные:

- самостоятельно найдены способы определения вопросов;

- сделаны выводы на основе выполненного задания;

Познавательные:

- проанализированы падежные вопросы и впоследствии занесены в таблицу;

Коммуникативные:

- закреплено умение работать в паре.

Оценочный лист

6

Первичное закрепление.


Закрепить грамматические признаки существительного

И







П

А теперь, давайте проверим. Все ли открытия вы помните. Откройте учебник, на стр.38. Найдите упр.67. Что нужно сделать? Все ли слова вам понятны?

Что такое ПОЛЫНЯ? Найдите значение этого слова (Слайд 11).

- Оцените свою работу по данному заданию, по 5-ой системе. Обменяйтесь листами с соседом, теперь оцените своего товарища по парте.













Предметные:

- обобщают и закрепляют грамматические признаки имени существительного;

Личностные:

- проявляют внимание и желание выполнить задание правильно;

- аргументируют свой выбор к самооценке и оценке партнёра на основе крите­риев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

-выделяют и осознают то, что уже усвоено Познавательные:

- строят логическую цепь рассуждений;

Коммуникативные:

- слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.


Один ученик работает на развороте доски, остальные в тетради

Сверяют свои записи с доской, при необходимости корректируют









Предметные:

- сформировано умение определять грамматические признаки имени существительного - одушевлённые /неодушевлённые, собственные /нарицательные , число, род ; ознакомились с изменением существительного по падежам;

Личностные:

- закрепили способность к самооценке и оценки партнёра;

Регулятивные:

-проанализирована информация о грамматических признаках имени существительного

Познавательные:

- проведена аналогия между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

- закреплено умение

строить правильные высказывания.




















7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Применение нового способа действий; создание ситуации успеха



И

А сейчас мы продолжаем закреплять наши открытия.

1 задание: уч.с.37, упр. 64. Что нужно сделать? Все ли слова вам понятны?

- Оцените свою работу по данному заданию, по 5-ой системе. Обменяйтесь листами с соседом, теперь оцените своего товарища по парте.

8

Информация о домашнем задании.


Ф

1 задание: уч.с.38, упр.66.

2 задание: Творческое задание.

Посмотрите, что нужно сделать. Устно проговариваем одно слово.


9

Рефлексия деятельности (итог урока)



Ф









П







П







И

















П

- Какую цель мы ставили на уроке?

(УЗНАТЬ ПРИЗНАК СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО)

- Какой признак существительного мы узнали? (склонение)

- Что такое склонение?

- Какие падежи вы запомнили?

- На какие вопросы они отвечают?

- Какие слова помогают определить падеж существительного?

- Возьмите голубые карточки. Обратите внимание на задание № 1. Как вы думаете, что нужно сделать? Заполнить пропуски ! Выполните задание в парах! (Слайд 12).

Название падежа

Вопрос

Именительный



Кого? Чего?


Кому? Чему?

Винительный





О ком? О чём?

- Проверьте товарища! (Слайд 13) Оцените себя и товарища в листах оценивания!

- Посмотрите на задание № 2? (Слайд 14) Что вы там видите? Как вы думаете, что нужно сделать?

Задание: заполните схему, используя знания о имени существительном!





- Проверьте товарища! (Слайд 15) Оцените себя и товарища в листах оценивания!

- Оцените по шкале следующие критерии:

(Слайд 16)

Подведём итоги по листам оценивания! Оцените себя за урок в целом! Оцените товарища за весь урок! Напишите свои пожелания, предложения или замечания по организации и содержанию урока?

Спасибо за урок, до свидания!

















наблюдение