МБОУ ВМР «Макаровская основная школа»
Методическая разработка урока биологии в 5 классе
по теме: «Грибы –паразиты. Грибы –паразиты лесов Вологодской области»
Автор: Светлана Валентиновна Мясникова,
учитель биологии
МБОУ ВМР «Макаровская основная школа»
Пояснительная записка
Предмет: Биология
Класс: 5 класс
Базовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015.
Тема урока: «Грибы –паразиты. Грибы –паразиты лесов Вологодской области»
Место урока в тематическом планировании: № 23.
В разделе программы «Грибы» № 4 (Программа основного общего образования по биологии. 5—9 классы. Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М. Пальдяева.- 4-е изд. – М.: Дрофа, 2015. (Стандарты второго поколения). Отдельных уроков с региональным компонентом в программе не предусмотрено, поэтому знакомство с грибами-паразитами лесов Вологодской области включаю в урок «Грибы- паразиты»
Тип урока: урок открытия нового знания
Используемая технология: урок с технологией развития критического мышления Формы работы: самостоятельная, групповая, фронтальная работа. Содержание отобрано в соответствии с требованиями программы, требованиями ФГОС, с учетом подготовленности детей и учетом возрастных особенностей данного класса.
Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием грибов- паразитов сельскохозяйственных и плодово-ягодных культур и лесов Вологодской области, выявить их роль в природе и жизни человека, развивать умение сравнивать разные виды грибов между собой.
Планируемые результаты урока:
1) Предметные УУД: знать особенности строения грибов – паразитов, наносимый вред растениям, мерами борьбы с ними; научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов; знать грибы- паразиты лесов Вологодской области.
2) Метапредметные УУД:
-Познавательные: дают определения понятий; сравнивают и делают выводы на основе сравнения; устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками.
-Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности; осуществляют целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполняют задания в соответствии с целью; представляют результаты своей работы, осуществляют рефлексию совей деятельности. Умеют подготовить сообщения опережающего характера по заданному плану.
- Коммуникативные: формулируют вопросы и отвечают на них; умеют работать в паре и группе; умеют вести диалог.
- Личностные : понимают учебные задачи и стремятся их выполнить; оценивают усваиваемое содержание, формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.
Материально-техническое обеспечение урока: учебник, гербарии грибов-паразитов сельскохозяйственных культур, коллекция грибов-трутовиков нашей местности, яблоко, пораженное паршой, таблицы, иллюстрации с изображением грибов, раздаточный материал с текстами, листы самооценки, презентация, видеоролик «трутовик зонтичный», компьютер, мультимедийный проектор.
.
Технологическая карта урока «Грибы –паразиты. Грибы –паразиты лесов Вологодской области»
Этапы урока | Деятельность Учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Организационный момент | Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку. Включает учащихся в деятельность, создает положительный настрой; мотивирует к учебной деятельности. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку. | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его значимость |
2. Проблемная ситуация и актуализация знаний | - Вспомните, пожалуйста, какое царство мы изучаем? Грибы относят к отдельному царству ,потому что… Назовите признаки грибов, которые объединяют их с растениями, с животными и назовите их отличительные признаки. Назовите группу грибов, которую мы изучали на прошлом уроке Игра – проверка знаний «Слушай, не зевай» Организует проверку знаний в игровой форме, ответы на слайде № 1, приложение №1 Стимулирует к активной работе учеников. | Отвечают на вопросы учителя, называют признаки . проверяют знания по теме прошлого урока «Плесневые грибы»,организуют взаимооценку в паре, самоооценку, ставят оценку в маршрутный лист | Познавательные - умение структурировать знания выбор наиболее эффективных способов решения тестовых заданий. установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками., в паре Регулятивные-контроль, коррекция, оценка знаний |
3 Проблемная ситуация. целеполагание | Показ слайдов презентации № 2,3, просит дать название грибов, с которыми уже знакомы. Среди них есть грибы- паразиты. Задает вопросы На какие группы делятся грибы по способу питания? (сапрофиты и паразиты), какие мы изучили? А какие нет ( паразиты) Кто такие паразиты? Обращается к слайдам, Постановка цели ,задач, способов получения знаний, составление плана работы, запись на доске Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, но мы разберем только паразитов, поселяющихся на различных растениях | Дают названия грибов. Отвечают на вопросы. Проявляют интерес к неизвестным грибам
Формулируют тему урока , цели и задачи.(какие виды грибов-паразитов встречаются; какие живые организмы они поражают;в чем особенность их строения и жизнедеятельности, значение грибов-паразитов;какие меры борьбы с грибами-паразитами существуют) Составляют план работы на уроке. Формулируют способы получения информации( работа с текстом учебника, гербариями, иллюстрациями) | Познавательные: - воспроизводят информацию, строят речевые высказывания;- дают описания процессов и явлений. Коммуникативные:- обмениваются мнениями;- умеют слушать друг друга; отстаивают свою точку зрения. Регулятивные: самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности, выдвигают версии. |
4.Открытие новых знаний. | 1. Изучение грибов- паразитов сельскохозяйственных и плодово-ягодных культур Раздает карточки-задания с текстом учебника ( с.81-84) и иллюстрациями, гербариями грибов- паразитов сельскохозяйственных и плодово-ягодных культур каждой паре обучающихся, дает задание по заполнению таблицы в маршрутном листе . Для ответов обучающихся использует слайды презентации №5-10 2.Знакомство с грибами- паразитами лесов Вологодской области и нашей местности. На прошлом уроке задала опережающее задание по изучению грибов-паразитов Вологодской области по предложенному плану. Предлагает выступить с сообщениями, используя слайды презентации и коллекции грибов-паразитов. Предлагает познакомится с интересным грибом- трутовике зонтичном, «грибе- баране» Демонстрация слайда № 21, видеофрагмента», показ Красной книги Вологодской области
Мотивирует к беседе о мерах борьбы с грибами-паразитами лесов вологодской области. | Работают в паре, с текстом , заполняют таблицу, обсуждают Готовят устный ответ по заданию, используя заполненную таблицу в рабочем листе. Самооценка работы в паре. Заполняют таблицу по ответам других пар обучающихся.
Выступают с сообщениями о видах трутовиков наших лесов: настоящем, сосновом, еловом, березовом, скошенном (чаге), ржавчине ели и сосны, трутовике зонтичном, занесенном в Красную книгу Вологодской области .
Сообщение о трутовике зонтичном, занесенном в Красную книгу Вологодской области .
Формулируют меры борьбы с грибами- паразитами, делают выводы. |
Личностные: смыслообразование (интерес к новому, неизвестному, мотивация учебной деятельности)
Познавательные– извлечение, выделение необходимой информации из прочитанного текста;умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Коммуникативные: умение работать в паре, умение правильно построить высказывание и аргументировать свое мнение Регулятивные : контроль и коррекция к приобретению новых знаний. |
5. Физкульми нутка | Демонстрация слайда № 14 | Учащиеся выполняют физические упражнения | Личностные : Формирование здорового образа жизни |
6.Первичное закрепление знаний. | Какие грибы мы изучили на уроке? - Почему их относят к паразитам? -Какие меры борьбы с грибами паразитами? Какие грибы- паразиты обитают в вологодских лесах? Предлагает Задание: «Угадай загадку», расположить по группам: Паразиты или Плесневые грибы. 2) Игра «Да-нет-ка» (выбрать верные и неверные суждения) Критерий оценки на слайде № 21 Приложение №1 | Отвечают на вопросы Учащиеся выполняют задания, осуществляют самопроверку по готовым ответам на слайде. Выполняют взаимопроверку в паре работы на уроке, оценивают по предложенному критерию | Личностные: действие, ориентированное на оценивание усваиваемого содержания Коммуникативные: оценка действий партнера, самооценка Регулятивные: контроль и коррекция, оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)
|
7.Рефлексия учебной деятельности | Мне было интересно… Мне было трудно… Сегодня я узнал… Я научился.. | Оценивают свою работу на уроке, ставят в лист самооценки | Регулятивные: Оценка учебной деятельности Коммуникативные: Построение речевых высказываний |
8. Домашнее задание | Демонстрация слайда № 22 Повторить п.13-16, Подготовить задание «Грибы-паразиты» на выбор ( кроссворд, тестовые задания), составить синквейн. |
Записывают домашнее задание | |
3.Список литературы
1.Бенуж Е. М. Тесты по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). - М.: Экзамен, 2008
2.Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015.
3. Биология. 5 класс: система уроков по учебнику В.В.Пасечника /авт.-состав. Н.И.Галушкова.-Волгоград: учитель.2017.
4.Горин Е.Г. Вологодские леса.- Архангельск. Вологда: Северо-Западное книжное издательство,1988.-128 с.
5.Красная книга Вологодской области- Т. 2. Растения и грибы. / Отв. ред. Конечная Г. Ю., Суслова Т. А.. — 2004: ВГПУ, изд-во «Русь». —360 с
6.Лесная энциклопедия: В 2-х т./Гл.ред. Воробьев Г.И.; Ред.кол.: Анучин Н.А., Атрохин В.Г., Виноградов В.Н. и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1985. -563 с.
7.Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника.- М.: АСТ-пресс,1988.-431 с.
8. Сухова Т.С.. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 кл.: Метод. Пособие.-М.: Дрофа.1997 г.
9. Физкультурные минутки (материалы для проведения физкультурных пауз) / О.В.Узорова, Е.А. Нефедова – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006 г.
Интернет- ресурсы
1.Трутовик настоящий, трутовик сосновый, трутовик березовый, трутовик скошенный – Википедия [электронный ресурc].- режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki свободный.- Заглавие с экрана.
2.Иллюстрации- Яндекс. картинки [электронный ресурc].-режим доступа https://www.google.ru свободный.- Заглавие с экрана.
3. Видео трутовик зонтичный, гриб-баран. [электронный ресурc]- режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=6Zc5viRv16k свободный.
9