СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая урока урока биологии в 5 классе по теме "Грибы- паразиты"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учитеелю провести для учеников интересный и познавательный урок.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая урока урока биологии в 5 классе по теме "Грибы- паразиты"»

МБОУ ВМР «Макаровская основная школа»







Методическая разработка урока биологии в 5 классе

по теме: «Грибы –паразиты. Грибы –паразиты лесов Вологодской области»







Автор: Светлана Валентиновна Мясникова,

учитель биологии

МБОУ ВМР «Макаровская основная школа»



  1. Пояснительная записка

Предмет: Биология

Класс: 5 класс

Базовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015.

Тема урока: «Грибы –паразиты. Грибы –паразиты лесов Вологодской области»

Место урока в тематическом планировании: № 23.

В разделе программы «Грибы» № 4 (Программа основного общего образования по биологии. 5—9 классы. Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М. Пальдяева.- 4-е изд. – М.: Дрофа, 2015. (Стандарты второго поколения). Отдельных уроков с региональным компонентом в программе не предусмотрено, поэтому знакомство с грибами-паразитами лесов Вологодской области включаю в урок «Грибы- паразиты»

Тип урока: урок открытия нового знания

Используемая технология:  урок с технологией развития критического мышления Формы работы: самостоятельная, групповая, фронтальная работа. Содержание отобрано в соответствии с требованиями программы, требованиями ФГОС, с учетом подготовленности детей и учетом возрастных особенностей данного класса.

Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием грибов- паразитов сельскохозяйственных и плодово-ягодных культур и лесов Вологодской области, выявить их роль в природе и жизни человека, развивать умение сравнивать разные виды грибов между собой.

Планируемые результаты урока:

1) Предметные УУД: знать особенности строения грибов – паразитов, наносимый вред растениям, мерами борьбы с ними; научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов; знать грибы- паразиты лесов Вологодской области.

2) Метапредметные УУД:

-Познавательные: дают определения понятий; сравнивают и делают выводы на основе сравнения; устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками.

-Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности; осуществляют целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполняют задания в соответствии с целью; представляют результаты своей работы, осуществляют рефлексию совей деятельности. Умеют подготовить сообщения опережающего характера по заданному плану.

- Коммуникативные: формулируют вопросы и отвечают на них; умеют работать в паре и группе; умеют вести диалог.

- Личностные : понимают учебные задачи и стремятся их выполнить; оценивают усваиваемое содержание, формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.


Материально-техническое обеспечение урока: учебник, гербарии грибов-паразитов сельскохозяйственных культур, коллекция грибов-трутовиков нашей местности, яблоко, пораженное паршой, таблицы, иллюстрации с изображением грибов, раздаточный материал с текстами, листы самооценки, презентация, видеоролик «трутовик зонтичный», компьютер, мультимедийный проектор.







.











  1. Технологическая карта урока «Грибы –паразиты. Грибы –паразиты лесов Вологодской области»



Этапы урока

Деятельность

Учителя

Деятельность

ученика

Формируемые

УУД

1.Организационный момент


Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку.

Включает учащихся в деятельность, создает положительный настрой; мотивирует к учебной деятельности.


Слушают учителя.

Демонстрируют готовность к уроку.


Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его значимость

2. Проблемная ситуация и актуализация знаний 


- Вспомните, пожалуйста, какое царство мы изучаем?

Грибы относят к отдельному царству ,потому что…

Назовите признаки грибов, которые объединяют их с растениями, с животными и назовите их отличительные признаки.

Назовите группу грибов, которую мы изучали на прошлом уроке

Игра – проверка знаний «Слушай, не зевай» Организует проверку знаний в игровой форме, ответы на слайде № 1, приложение №1

Стимулирует к активной работе учеников.



Отвечают на вопросы учителя, называют признаки .











проверяют знания по теме прошлого урока «Плесневые грибы»,организуют взаимооценку в паре, самоооценку,

ставят оценку в маршрутный лист

Познавательные

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

- умение структурировать знания

  • выбор наиболее эффективных способов решения тестовых заданий.

  • установление причинно-следственных связей

  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками., в паре

Регулятивные-контроль, коррекция, оценка знаний

3 Проблемная ситуация. целеполагание

Показ слайдов презентации № 2,3, просит дать название грибов, с которыми уже знакомы. Среди них есть грибы- паразиты.

Задает вопросы На какие группы делятся грибы по способу питания? (сапрофиты и паразиты), какие мы изучили? А какие нет ( паразиты)

Кто такие паразиты? Обращается к слайдам,

Постановка цели ,задач, способов получения знаний, составление плана работы, запись на доске

Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, но мы разберем только паразитов, поселяющихся на различных растениях

Дают названия грибов.



Отвечают на вопросы.

Проявляют интерес к неизвестным грибам



Формулируют тему урока , цели и задачи.(какие виды грибов-паразитов встречаются; какие живые организмы они поражают;в чем особенность их строения и жизнедеятельности, значение грибов-паразитов;какие меры борьбы с грибами-паразитами существуют)

Составляют план работы на уроке.

Формулируют способы получения информации( работа с текстом учебника, гербариями, иллюстрациями)

Познавательные: - воспроизводят информацию, строят речевые высказывания;- дают описания процессов и явлений.

Коммуникативные:- обмениваются мнениями;- умеют слушать друг друга; отстаивают свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности, выдвигают версии.


4.Открытие новых знаний.

1. Изучение грибов- паразитов сельскохозяйственных и плодово-ягодных культур

Раздает карточки-задания с текстом учебника ( с.81-84) и иллюстрациями, гербариями грибов- паразитов сельскохозяйственных и плодово-ягодных культур каждой паре обучающихся, дает задание по заполнению таблицы в маршрутном листе .

Для ответов обучающихся использует слайды презентации №5-10

2.Знакомство с грибами- паразитами лесов Вологодской области и нашей местности.

На прошлом уроке задала опережающее задание по изучению грибов-паразитов Вологодской области по предложенному плану.

Предлагает выступить с сообщениями, используя слайды презентации и коллекции грибов-паразитов.

Предлагает познакомится с интересным грибом- трутовике зонтичном, «грибе- баране»

Демонстрация слайда № 21, видеофрагмента», показ Красной книги Вологодской области



Мотивирует к беседе о мерах борьбы с грибами-паразитами лесов вологодской области.






Работают в паре, с текстом , заполняют таблицу, обсуждают

Готовят устный ответ по заданию, используя заполненную таблицу в рабочем листе. Самооценка работы в паре.

Заполняют таблицу по ответам других пар обучающихся.









Выступают с сообщениями о видах трутовиков наших лесов: настоящем, сосновом, еловом, березовом, скошенном (чаге), ржавчине ели и сосны, трутовике зонтичном, занесенном в Красную книгу Вологодской области .



Сообщение о трутовике зонтичном, занесенном в Красную книгу Вологодской области .









Формулируют меры борьбы с грибами- паразитами, делают выводы.




Личностные: смыслообразование (интерес к новому, неизвестному, мотивация учебной деятельности)





Познавательные– извлечение, выделение необходимой информации из прочитанного текста;умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные: умение работать в паре, умение правильно построить высказывание и аргументировать свое мнение

Регулятивные : контроль и коррекция к приобретению новых знаний.


5. Физкульми нутка

Демонстрация слайда № 14

Учащиеся выполняют физические упражнения

Личностные : Формирование здорового образа жизни

6.Первичное закрепление знаний.

Какие грибы мы изучили на уроке?
- Почему их относят к паразитам?
-Какие меры борьбы с грибами паразитами?

Какие грибы- паразиты обитают в вологодских лесах?


Предлагает Задание: «Угадай загадку», расположить по группам: Паразиты или Плесневые грибы.

2) Игра «Да-нет-ка» (выбрать верные и неверные суждения)

Критерий оценки на слайде № 21

Приложение №1


Отвечают на вопросы






Учащиеся выполняют задания,

осуществляют самопроверку по готовым ответам на слайде.




Выполняют взаимопроверку в паре работы на уроке, оценивают по предложенному критерию

Личностные: действие, ориентированное на оценивание усваиваемого содержания

Коммуникативные: оценка действий партнера, самооценка

Регулятивные: контроль и коррекция, оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)






7.Рефлексия учебной деятельности

Мне было интересно… Мне было трудно… Сегодня я узнал… Я научился..

Оценивают свою работу на уроке, ставят в лист самооценки

Регулятивные: Оценка учебной деятельности Коммуникативные: Построение речевых высказываний

8. Домашнее задание

Демонстрация слайда № 22

Повторить п.13-16,

Подготовить задание «Грибы-паразиты» на выбор ( кроссворд, тестовые задания), составить синквейн.



Записывают домашнее задание

















3.Список литературы


1.Бенуж Е. М. Тесты по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). - М.: Экзамен, 2008


2.Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015.

3. Биология. 5 класс: система уроков по учебнику В.В.Пасечника /авт.-состав. Н.И.Галушкова.-Волгоград: учитель.2017.


4.Горин Е.Г. Вологодские леса.- Архангельск. Вологда: Северо-Западное книжное издательство,1988.-128 с.


5.Красная книга Вологодской области- Т. 2. Растения и грибы.  / Отв. ред. Конечная Г. Ю., Суслова Т. А.. — 2004: ВГПУ, изд-во «Русь». —360 с

6.Лесная энциклопедия: В 2-х т./Гл.ред. Воробьев Г.И.; Ред.кол.: Анучин Н.А., Атрохин В.Г., Виноградов В.Н. и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1985. -563 с.

7.Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника.- М.: АСТ-пресс,1988.-431 с.

8. Сухова Т.С.. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 кл.: Метод. Пособие.-М.: Дрофа.1997 г.


9. Физкультурные минутки (материалы для проведения физкультурных пауз) / О.В.Узорова, Е.А. Нефедова – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006 г.


Интернет- ресурсы

1.Трутовик настоящий, трутовик сосновый, трутовик березовый, трутовик скошенный – Википедия [электронный ресурc].- режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki свободный.- Заглавие с экрана.

2.Иллюстрации- Яндекс. картинки [электронный ресурc].-режим доступа https://www.google.ru свободный.- Заглавие с экрана.


3. Видео трутовик зонтичный, гриб-баран. [электронный ресурc]- режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=6Zc5viRv16k свободный.


9