Технологическая карта урока технологи для 6 класса
Ф.И.О. учителя: | Пчелова Светлана Ивановна |
Класс: | 6 |
№ урока: | 11-12 (в данном разделе) |
Тема урока: | Моделирование плечевой одежды. |
Раздел программы | Технологии получения и преобразования текстильных материалов |
Образовательные педагогические технологии | Урок открытия нового знания. Работа над проектом. |
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Ознакомление учащихся с различными способами моделирования выкроек швейных изделий; организовать деятельность учащихся по моделированию плечевой одежды. |
Дидактические средства и оборудование | модели плечевых изделий с цельнокроеным рукавом; лекало основы плечевой одежды с цельнокроеным рукавом в масштабе 1: 4, листы белой и цветной бумаги формата А4; чертежные инструменты и приспособления; учебник технологии (§ 16), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения. |
Задачи урока | Образовательные: формировать представление о методах моделирования выкройки; обеспечить усвоение учащимися приёмов моделирования плечевой одежды; научить оценивать результаты работы; закрепить умение подготавливать выкройку к раскрою; ознакомить с профессией художник по костюму. Воспитательные: воспитывать мотивы труда (стремление добиваться высоких результатов в работе). Развивающие: способствовать развитию моторных навыков (точности движений, координации). |
Планируемые результаты |
Предметные | Научиться: моделировать выкройку платья; подготавливать выкройку к раскрою; |
Метапредметные | Познавательные – сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, построение цепи рассуждений, поиск информации, работа с таблицами. Коммуникативные – выражают готовность слушать учителя и вести диалог, организация учебного сотрудничества Регулятивные – целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, оценка и самооценка |
Личностные | готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях. |
Организация пространства |
Формы организации работы | Средства и методы обучения | Ресурсы |
групповая, индивидуальная. | рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов моделирования; фронтальный опрос, практическая работа, деловая игра. | Технология Рабочая программа. Учебник Н.Е. Синица, В.Д. Симоненко. 6 класс |
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные (Л); познавательные (П), коммуникативные (К)
ХОД УРОКА
№ | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ИКТ | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) |
| | | | | | | |
| | | | познавательные | регулятивные | коммуника тивные | личностные |
1 | Организационный момент |
| Проверить готовность детей к уроку. Взаимные приветствия. Фиксация отсутствующих. Организация внимания и внутренней готовности к уроку. Создание позитивного настроя. | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. | | Правильность организации рабочего места | Способность прогнозиро- вать деятельность на уроке | планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. | Самоопреде- ление, самооргани- зация, |
2 | Этап 1: актуализация знаний, постановка темы и цели уроков |
| Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Понравилось бы вам, если бы все люди ходили в одинаковой одежде? 2. Чем может отличаться одно платье от другого? 3. Какие вы знаете вырезы горловины? 4. Рассмотрите модель платья. Какую конструктивную особенность она имеет? 5. Рассмотрите модель блузки. Какую конструкцию имеет застёжка в заднем среднем шве? Обобщает результаты диалога. Подводит обучающихся к определению темы и цели уроков | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Формулируют тему и цель уроков. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели уроков | Слайд № 1 Слайд № 2 № 3 | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно- следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологичес кое высказывание адекватно использовать устную речь | Мобилизиро- вать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
3 | Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой |
| Каждая девочка хочет иметь в своем гардеробе красивую, оригинальную, модную вещь, даже если это касается такого простого изделия, как платье с цельнокроеным рукавом. Вы со мной согласны? И я уверена, что все свои творческие идеи вы воплотили в эскиз модели платья, который сделали дома. А процесс, которым вы занимались дома, называется художественным моделированием Демонстрирует образцы различных вырезов горловины и подкройных обтачек к ним, модели плечевых изделий. Организует исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1.Что означает понятие «моделирование»? 2. Назовите виды вырезов горловины. 3. Опишите технологию моделирования выреза горловины. 4. Что означает понятие «подкройная обтачка»? Проводит обобщение полученной информации. Предлагает выполнить задание № 1 (см приложение) Показывает приёмы изготовления выкройки обтачки. Демонстрирует модель платья с цельнокроенным рукавом, знакомит с моделированием плечевой, понятиями «фурнитура», «подборт». Показывает приёмы построения борта и подборта. Предлагает выполнить практическую работу № 10 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Выполняют задание № 1. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 10.(учебник) Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Слайд № 4 № 5 № 6 Слайд № 7 № 8 Слайд № 9- № 18 | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рисунках 31—37 из учебника (аспект смыслового чтения) | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
4 | Этап III: подведение итогов уроков и рефлексия, домашнее задание |
| Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Что нужно произвести с выкройкой, чтобы получить вырез горловины каре? 2. Можно ли утверждать, что подборт является подкройной обтачкой? 3. Приведите примеры фурнитуры для платья. 4. Чем отрезная одежда отличается от цельнокроеной? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроках. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроках. Предлагает варианты домашнего задания: ответить на вопросы к § 16; выполнить моделирование своей модели платья, по эскизу в тетради. | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроках. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Осуществляют самоконтроль сформированности знаний: выполняют п. 4 задания 16 из рабочей тетради. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Слайд № 19 | Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |
Ход урока
1. Организационный момент:
приветствие;
проверка готовности учащихся к уроку;
настрой учащихся на работу;
2. Подготовка к основному этапу. Мотивация и актуализация.
Учитель.
Помните, кто носил в древности тунику? Правильно, древние римляне, да и не только они – тунику носили в Византии, на Руси и в других странах.
А как вы думаете, сейчас кто-нибудь носит тунику? Кому же её носить, если это такой древний вид одежды? Вот и ошибаетесь, она не исчезла, и носили
и носим её мы с вами. Как же так? Да очень просто: ведь туника – это всякая одежда, похожая на букву «Т» – прямая, рукава в стороны, тоже прямые.
Это самая простая рубаха, сорочка, которую носили и носят и мужчины, и женщины всех народов. Рукава у нее могут быть короткие и длинные, широкие и узкие, и сборчатые внизу. Так что, самая обыкновенная рубашка приходится античной тунике прямой родственницей, и весьма почтенной; а её младшие потомки – это веселые, озорные, модные молодежные платья и блузки, которые к лицу самым юным. (Слайд 1).
Выяснив, какая ткань необходима для изготовления платья и, выполнив конструирование, мы можем приступить непосредственно к пошиву и сшить очень простое плечевое изделие. Но я думаю, что вы со мной согласитесь в том, что каждая девочка хочет иметь в своем гардеробе красивую, оригинальную, модную вещь, даже если это касается такого простого изделия, как платье с цельнокроеным рукавом. Вы со мной согласны?
И я уверена, что все свои творческие идеи вы воплотили в эскиз модели платья, который сделали дома. А процесс, которым вы занимались дома, называется художественным моделированием (учащиеся делают запись в тетрадь).
3. Введение нового материала.
Учитель.
И так, выбор сделан, и мы можем приступать к моделированию платья.
Платья бывают разных фасонов. Они могут быть короткими и длинными,
без рукавов и с рукавами разной длины, с воротником и без воротника, со швом по линии плеча и без плечевого шва. Форма горловины может быть различной – овальной, квадратной, фигурной, углом. Для отделки используют кружево, тесьму, вышивку, мережку, аппликацию.
Научиться моделировать необходимо каждой девушке. Это позволит найти индивидуальный стиль в одежде, что очень важно в жизни. Чтобы соответствовать моде, вовсе не нужно покупать новую одежду. Можно изменить, реконструировать любимые, но вышедшие из моды вещи.
Композицию модели следует определять с учетом назначения будущего изделия, его конструкции, технологии изготовления, свойств и стоимости ткани и отделки, особенностей фигуры и направления современной моды. Само слово композиция имеет латинское происхождение и означает – составление, соединение, сочинение (учащиеся делают запись в тетрадь).
Я еще раз напомню один секрет, который открываю вам вот уже не первый год: на основе построенного чертежа можно смоделировать десятки новых разнообразных платьев. Давайте посмотрим несколько моделей, которые были выполнены на основе нашей с вами выкройке. (Слайд 5).
И так, второй этап моделирования называется техническим моделированием - это процесс изменения формы деталей одежды (учащиеся делают запись в тетрадь).
Для создания новой модели необходимо представить себе новую модель в пространстве и суметь выполнить некоторые приемы моделирования швейных изделий, с которыми мы сейчас и познакомимся.
А. Моделирование изменением длины изделия
Изменение длины изделия – один из самых простых приемов моделирования.
Если вы хотите уменьшить длину изделия, проведите на лекалах переда и спинки новую линию низа параллельно нижнему срезу на таком расстоянии, на сколько вы хотите сделать изделие короче, и срежьте лишние части лекал. (Слайд 7).
Если вы хотите увеличить длину изделия, приклейте к выкройке снизу дополнительный лист бумаги, продлите на нем линию бока и линию сгиба и отложите на этих прямых увеличение длины изделия. Новая линия низа должна быть параллельна прежнему срезу. (Слайд 8).
Б. Моделирование изменением формы выреза горловины
Если вас не устраивает овальная горловина, которую вы получили при изготовлении выкройки и хотите изменить ее на прямоугольную, V – образную или фигурную. Нет ничего сложного. Нужно на выкройках переда и спинки нанести новую линию выреза горловины и срезать лишнюю часть выкройки. При моделировании формы выреза горловины следует учитывать, что ширина плеча спинки и переда должна быть одинаковой.
Давайте посмотрим, какие модели ночных сорочек получатся после процесса моделирования формы выреза горловины. (Слайд 9-11).
В. Моделирование кокетки. (Слайд 12, 13)
Новую форму изделия можно получить моделированием кокетки с одновременным расширением низа. Форма линии, по которой отрезается кокетка, может быть любой: прямой, ломаной, круглой, фигурной т.д.
Рассмотрим моделирование прямой кокетки. На выкройке намечают линию кокетки, а также две вертикальные линии, по которым проводится расширение низа. Затем выкройку разрезают по намеченным линиям и раздвигают их. И в таком виде накладывают на новую бумагу, обводят и плавно оформляют линию низа и линию кокетки. (Слайд 14).
Моделирование овальной кокетки аналогично предыдущему этапу. Но расширение нижней части можно сделать большим, при этом раздвигаются части лекала не только по низу, но и по линии кокетки. Моделирование кокетки можно выполнять как на передней части изделия, так и на спинке. (Слайд 15).
Как я вам уже говорила, на основе выкройки платья с цельнокроеным рукавом можно выполнить моделирование не только новой модели платья, но и другого изделия, например, халата, ветровки или блузки. (Слайд 16-18).
Учитель. Все этапы моделирования проходили с учетом конструктивных линий, которые нам так же будут необходимы во время практической работы.
4. Физкультминутка.
Гимнастика для глаз: Сели прямо, удобно.
-Посмотрите направо, налево, вверх, вниз (вниз как можно глубже, чтобы увидеть пол). -5 раз
- Оглянулись на противоположную сторону стены, посмотрели. Смотрим на стену перед собой, закрыли глазки. Представили, что сзади. Открыли глаза. -5 раз.
- Закрыть глаза, сжав сильно веки, открыть глаза. -5 раз.
- Поставили ладошку перед глазами - посмотрели, отодвинули ладошку –посмотрели- убрали ладошку. - 5 раз.
5. Первичное закрепление знаний и обратная связь. Игра “Я-модельер”.
Вводный инструктаж учителя.
Проверка организованности начала работы, организация рабочих мест.
Повторение правил техники безопасности при работе с острыми предметами, химическими веществами.
Класс разбивается на три - четыре группы, в состав которых входят специалисты - модельеры. Каждой группе дается задание на выполнение элементов моделирование платья. Также, выдается инструкционная карта по выполнению данного задания, с наглядным примером. (см. Приложение)
Цель – выполнить заказ по моделированию ночной сорочки с цельнокроеным рукавом.
По окончании работы “модельеры” демонстрируют свои модели ночных сорочек.
Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся выполняют моделирование платья с цельнокроеным рукавом по картам.
Во время работы учащихся сделать обход и провести текущий инструктаж, если есть в этом необходимость.
Текущий инструктаж учителя
Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций.
Концентрация внимания на наиболее эффективных приёмах выполнения операций.
Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.
6. Подведение итогов урока и рефлексия.
Слово учителя.
На основе построенного чертежа можно смоделировать десятки новых разнообразных изделий. Это могут быть различные фасоны платьев. Для создания новой модели необходимо иметь немного фантазии и уметь выполнять некоторые приёмы моделирования.
7. Задание на дом.
1) Изучить материал параграфа 16, ответить на вопросы параграфа.
1) Выполнить моделирование своей модели платья, по эскизу в тетради.
2) Принести: ткань для проектного изделия, инструменты для раскройных работ, готовую выкройку.
Приложение к уроку
Выполните моделирование в соответствии с эскизом.
Приложение к уроку
Выполните моделирование в соответствии с эскизом
Приложение к уроку
Выполните моделирование в соответствии с эскизом