Цель деятельности учителя | Создать условия для формирования представлений о многоугольниках, о выпуклом многоугольнике, умений объяснять, какая фигура называется многоугольником, и называть его элементы; для рассмотрения четырехугольника как частного вида многоугольника; для повторения в ходе решения задач признаков равенства треугольников |
Термины и понятия | Выпуклый, невыпуклый многоугольник |
Планируемые результаты |
Предметные умения | Универсальные учебные действия |
Умеют объяснять, что такое ломаная, многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали; изображают и распознают многоугольники на чертежах; показывают элементы многоугольников, внутреннюю и внешнюю области многоугольников | Познавательные: умеют ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; воспринимают устную речь, проводят информационно-смысловой анализ текста и лекции, осмысливают ошибки и устраняют их. Регулятивные: понимают смысл поставленной задачи. Коммуникативные: выстраивают аргументацию, участвуют в диалоге, приводят примеры и контрпримеры. Личностные: выражают интерес к изучению предметного курса, проявляют готовность и способность к саморазвитию, имеют мотивацию к обучению и познанию |
Организация пространства |
Формы работы | Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) |
Образовательные ресурсы | • Геометрия. 7–9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. М.: Просвещение, 2014. • Задания для фронтальной и индивидуальной работы |
I этап. Актуализация опорных знаний |
Цель деятельности | Совместная деятельность |
Повторить основные элементы треугольника | (Ф) Напомнить учащимся определение треугольника. Вспомнить элементы треугольника (сторона, вершина, угол) |
II этап. Мотивация к деятельности |
Цель деятельности | Постановка учебной задачи |
Ввести понятие многоугольника | (И/Ф) Рассмотреть рис. 150, 151 и 152 из учебника на с. 97–98. Что общего у этих геометрических фигур? |
III этап. Учебно-познавательная деятельность |
Изучение нового материала |
Цель деятельности | Совместная деятельность |
Ознакомить с выпуклыми и невыпуклыми многоугольниками | (И/Ф) 1. Рассмотреть элементы многоугольника (вершины, стороны, диагонали, углы). (Ф) 2. Отметить, что каждый многоугольник разделяет плоскость на две области – внутреннюю и внешнюю. (Ф) 3. Дать понятие выпуклого многоугольника |
Закрепление изученного материала |
Цель деятельности | Обучающие и развивающие задания и упражнения | Диагностические задания |
Закрепить полученные знания | | (Ф) 1. Ответить на вопросы (устно): Какие фигуры, изображенные на доске, являются многоугольниками? Какие многоугольники являются выпуклыми? (И) 2. Задание для каждого ряда: Начертить выпуклый семиугольник, восьмиугольник, девятиугольник и провести все диагонали из какой-нибудь его вершины. |
| | (Ф) Сколько получилось треугольников? |
IV этап. Повторение |
Цель деятельности | Обучающие и развивающие задания и упражнения | Диагностические задания |
Повторить изученный материал | | (И/Ф) Найти пары равных треугольников и доказать их равенство. Решение: Рис. 7. Назовем точку пересечения отрезков АС и BD точкой О. Тогда ∆АОВ = ∆СОD (по первому признаку). Рис. 8. Так как РN = РP, РМKN = РPKE, как вертикальные, NK = KP по условию, значит, MKN = ∆EKP (по второму признаку). |
| | Рис. 9. АС – общая, АB = AD, РВАС = РСАD, значит, ∆АBC = ∆ADC (по первому признаку). Рис. 10. BD – общая, AD = BC, РADB = РCBD, значит, ∆ABD = ∆CDB (по первому признаку). Рис. 11. DF – общая, РMFD = РEFD, РMDF = РEDF, тогда ∆MDF = ∆EDF (по второму признаку). Рис. 12. АР – общая, РNAP = РNPA, РMAP = РMPA, тогда ∆MAP = ∆NAP (по второму признаку). Рис. 13. NK – общая, MN = KP, NP = KM, значит, ∆MNK = ∆PKN (по третьему признаку). Рис. 14. DB – общая, РADB = РCBD, РABD = РCDB, значит, ∆ADB = ∆CBD (по второму признаку). Рис. 15. Так как AD = BF, а DB – общая, то АВ = DF, РEDF = РCBA, РEFD = РCAB, тогда ∆DEF = ∆BCA (по второму признаку). Рис. 16. АС = ВС, РС – общий, РВ = РА, значит, ∆СВЕ = ∆САD (по второму признаку). Рис. 17. КН = НЕ, FK = PE, углы, равные смежным, тоже равны, значит, РFKH = РPEH и тогда ∆FKH = = ∆PEH (по первому признаку). Рис. 18. DE = EC, углы, равные смежным, тоже равны, тогда РADE = РBCE, РAED = РBEC (как вертикальные), следовательно, ∆ADE = ∆BCE (по второму признаку) |
V этап. Итоги урока. Рефлексия |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
(Ф/И) – Какая фигура называется многоугольником? – Что такое вершина, сторона, диагонали и периметр многоугольника? – Какой многоугольник называется выпуклым? – Какой этап урока оказался наиболее трудным для вас и почему? | (И) Домашнее задание: п. 40 прочитать; № 364, 365 |
Цель деятельности учителя | Создать условия для введения определения параллелограмма и его свойств |
Термины и понятия | Параллелограмм, противолежащие стороны, противолежащие углы |
Планируемые результаты |
Предметные умения | Универсальные учебные действия |
Умеют объяснять, какой многоугольник называется параллелограммом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии | Познавательные: проводят информационно-смысловой анализ текста и лекции; осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, умением устанавливать причинно-следственные связи; понимают и используют наглядность для иллюстрации примеров, интерпретации математических фактов, аргументации собственного суждения. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют планирование и контроль. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений |
Организация пространства |
Формы работы | Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) |
Образовательные ресурсы | • Учебник. • Задания для самостоятельной работы |
I этап. Проверка домашнего задания |
Цель деятельности | Совместная деятельность |
Выявить трудности у учащихся при выполнении домашней работы | Обсудить выполнение домашней работы (решение задач), ответить на вопросы учащихся |
II этап. Самостоятельная работа |
Цель деятельности | Задания для самостоятельной работы |
Выявить у учащихся умение находить сумму углов многоугольников | (И) Вариант I 1. Найдите сумму углов выпуклого тринадцатиугольника. (1980°.) 2. Каждый угол выпуклого многоугольника равен 135°. Найдите число сторон этого многоугольника. (8.) Вариант II 1. Найдите сумму углов выпуклого двенадцатиугольника. (1800°.) 2. Сумма углов выпуклого многоугольника с равными углами равна 1260°. Найдите число сторон этого многоугольника. (9.) Вариант III (для более подготовленных учащихся) Каждый угол данного выпуклого многоугольника равен 150°. Найдите сумму углов выпуклого многоугольника, число сторон которого в два раза меньше, чем число сторон данного многоугольника. ((n – 2) · 180° = 150n; n = 12 – число сторон исходного многоугольника; 6 сторон у второго многоугольника. Сумма его углов 720°.) |
III этап. Учебно-познавательная деятельность |
Изучение нового материала |
Цель деятельности | Совместная деятельность |
1 | 2 |
Дать определение параллелограмма и доказать его свойства | (Ф/И) 1. Дать определение параллелограмма. Воспроизвести рис. 157 из учебника (один учащийся – на доске, остальные – в тетрадях) и сделать запись: «Параллелограмм АВСD». Предложить учащимся записать пары параллельных сторон: АВ || CD, BC || AD. |
1 | 2 |
| (Ф) 2. Рассмотреть свойства параллелограмма: • В параллелограмме противоположные стороны и противоположные углы равны. • Диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам. (Ф) 3. Доказать любое свойство параллелограмма в классе, на дом предложить доказательство второго свойства |
Закрепление изученного материала |
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Закрепить полученные знания | (Ф/И) 1. Докажите, что сумма углов, прилежащих к одной стороне параллелограмма, равна 180°. 2. Решите задачи № 376 (а) (устно); № 376 (б), 372 (а). | № 376 (а). РА = РС = 84°,РВ = РD = 180° – 84° = 96°. № 376 (б). Можно решить системой уравнений: РА – РВ = 55°; РА + РВ = 180°; РА = 117,5°, РВ = 62,5° № 372 (а). Пусть одна сторона х см, тогда вторая (х + 3) см. Так как периметр равен 48 см, то составим и решим уравнение: (х + х + 3) · 2 = = 48; х = 10,5; таким образом, одна сторона равна 10,5 см, вторая – 13,5 см |
IV этап. Итоги урока |
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 |
Подвести итог изученному теоретическому материалу | (Ф) Если в условии задачи дано, что АВСD – параллелограмм, то можно использовать его свойства: АВ || СD, ВС || АD; АВ = СD, ВС = АD; РA = РC, РВ = РD; РA + РВ = 180° и т. д.; АО = ОС, ВО = ОD. | |
| | |
V этап. Рефлексия |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
(Ф/И) Составьте синквейн к уроку | (И) Домашнее задание: вопросы 6–8, с. 113; № 372 (б), 376 (в, г), 374; доказать одно из свойств параллелограмма (то, которое в классе не доказывали) |
Цель деятельности учителя | Создать условия для закрепления знаний о свойствах и признаках параллелограмма в процессе решения задач |
Термины и понятия | Выпуклый, невыпуклый многоугольник |
Планируемые результаты |
Предметные умения | Универсальные учебные действия |
Умеют точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии | Познавательные: умеют ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; воспринимают устную речь; проводят информационно-смысловой анализ текста и лекции; осмысливают ошибки и устраняют их. Регулятивные: понимают смысл поставленной задачи. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Личностные: выражают интерес к изучению предметного курса; проявляют готовность и способность к саморазвитию; имеют мотивацию к обучению и познанию |
Организация пространства |
Формы работы | Фронтальная (Ф); парная (П); индивидуальная (И) |
Образовательные ресурсы | • Учебник. • Задания для работы по индивидуальным карточкам, для самостоятельной работы по вариантам, для парной работы |
I этап. Актуализация опорных знаний |
Цель деятельности | Задания для самостоятельной работы |
1 | 2 |
Повторить основные свойства и признаки параллелограмма | (И) Работа по индивидуальным карточкам (3–6 человек). 1-й уровень. 1. Точки Е и K – середины сторон АВ и CD параллелограмма ABCD. Докажите, что АЕСK – параллелограмм. |
| 2. Диагонали четырехугольника ABCD пересекаются в точке О, причем АС = 2 дм, АО = 10 см, BD = 1,5 дм, ВО = 1 см. Выясните, является ли ABCD параллелограммом. 2-й уровень. 1. В параллелограмме ABCD на сторонах АВ и CD отмечены соответственно точки М и N так, что РBMC = = РAND. Докажите, что AMCN – параллелограмм. 2. Точки А и В делят диагональ МK параллелограмма MNKP на три равные части. Является ли четырехугольник ANBP параллелограммом? Ответ обоснуйте. 3-й уровень. Дано: ABCD – параллелограмм, AM = СK, AP = CN (рис. 1). Доказать: MNKP – параллелограмм. (И) Остальные учащиеся выполняют самостоятельную работу по вариантам. Вариант I 1. В четырехугольнике АВСD АВ || CD и АВ = CD, АС = 10 см, BD = 5 см, АВ = 6,5 см. Диагонали четырехугольника пересекаются в точке О. Найти периметр треугольника СОD. 2. В параллелограмме АВСD из вершины В тупого угла АВС проведен перпендикуляр ВK к стороне АD (K О АD) и ВK = 0,5АВ. Найти углы параллелограмма. Вариант II 1. В четырехугольнике АВСD О – точка пересечения диагоналей и ВС = АD, АВ = CD, АС = 16 см, ВD = 14 см, Р∆АОВ = 25 см. Найти АВ. |
| 2. В параллелограмме АВСD из вершины В тупого угла опущен перпендикуляр ВK на сторону AD и АK = ВK. Найти углы параллелограмма |
II этап. Решение задач по готовым чертежам |
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 |
Повторить основные свойства и признаки параллелограмма | (П) 1. ABCD – параллелограмм. Найти: РС, РD. 2. MNKP – параллелограмм. Найти: МР, РK. 3. Найти углы параллелограмма ABCD. | 1. РC = 64°, РD = 116°. 2. МР = 4 см, РK = 10 см. 3. РB = РD = 115°, РA = РC = 65°. |
| 4. ABCD – параллелограмм. Найти: PАВСD. 5. ABCD – параллелограмм. Найти: AD. 6. ABCD – параллелограмм. Найти: PABCD, РАЕD. 7. NBFD – параллелограмм. AD = 4 см, NB = 5 см. Найти: ВС, CD. | 4. PABCD = 16 см. 5. AD = 10 см. 6. PABCD = 30 см, РAED = 90°. 7. ВС = 4 см, CD = 5 см. |
| 8. ABCD – параллелограмм. PMNKP = 20 см. Найти: MN, MP. 9. BNDM – параллелограмм. АВ : ВС = 4 : 5, РABCD = 18 см. Найти: AD, DC. | 8. MN = 3 cм, MP = 1 cм. 9. AD = 5 см, DC = 4 см |
III этап. Итоги урока. Рефлексия |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
(Ф/И) – Какие свойства и признаки параллелограмма повторили на уроке? – Оцените свою работу на уроке | (И) Домашнее задание: разобрать по учебнику № 385 (Теорему Фалеса), решить задачу: Дано: ABCD – параллелограмм. AN – биссектриса РBAD, ВМ – биссектриса РABC. Доказать: ABNM – параллелограмм. |