СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Технологические карты уроков составлены по учебнику Моро М.И. и др. в двух частях.
Урок 9
Конкретный смысл умножения и деления
(учебник, с. 17–18; рабочая тетрадь, с. 8)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений понимать конкретный смысл умножения, заменять сумму одинаковых слагаемых умножением, сравнивать произведение двух чисел с суммой нескольких одинаковых слагаемых; создать условия для обучения составлению задачи по краткой записи (рисунку) |
Тип урока | Закрепление знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся использовать математическую Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: понимают значение математики в жизни и деятельности человека |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://детинн.рф/zanimatelnye-zadachi-s-otvetami |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Умножение, произведение |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Все ль на месте? Всё ль в порядке: Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Тут затеи и задачи, Игры, шутки, все для вас! Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час! | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за умением организовать рабочее место |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют | Устные ответы, |
2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 17–18, | Формулируют тему, цель урока. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3. Устный счет. | Игра «Расшифруй слово». – Решите примеры, запишите их ответы в порядке убывания и расшифруйте слово. (На доске запись примеров.)
Слово: правильно. | Выполняют задания. |
| ции из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; подводят под понятие. Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно исполь-зуют его в решении учебной задачи. К – обмениваются | полненные задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – Сравните: 4 дм 1 см … 4 дм 8 см 7 дм 5 см … 8 дм 1 см 2 дм 6 см … 26 см 8 дм … 18 см |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – Подумайте и скажите: Что помогает выжить белым медведям в пустыне, где нет воды? На каких деревьях вьют свои гнезда страусы? |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| На столе лежат 2 яблока и 4 груши. Сколько всего овощей лежит на столе? Кто громче рычит: тигр или буйвол? |
|
| в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Повторение смысла умножения. | № 1. Предлагает рассмотреть примеры |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – Рассмотрите суммы и скажите, чем они похожи. – Примеры на сложение одинаковых чисел можно заменить примерами | – Эти суммы состоят Соотносят примеры. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – Объясните, что означает каждое | – Число 2 означает, какое число бралось слагаемым, а число 8 означает, сколько раз оно бралось. Далее дают аналогичные объяснения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| № 2. – Прежде чем поставить нужный знак, | Выполняют задание |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| какое число бралось слагаемым и сколько раз. После этого посмотреть на правую часть и выяснить, какое там число бралось слагаемым и сколько раз, |
|
|
|
|
| № 3. – Выполните задание. Рассмотрите рисунки на полях учебника и объясните, почему верны равенства. | Выполняют с комментированием. Формулируют вывод: – От перестановки множителей произведение не меняется. | ||||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют движения согласно инструкции | ||||
III. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 4. – Рассмотрите рисунок. Кого вы там – Составьте по рисунку задачу, чтобы она решалась умножением. | Выполняют совместно – В 4 гнездах сидели | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют | Устные ответы, записи |
| Учитель вместе с учащимися записы-вает на доске условия и решение. 1 гнездо – 2 п. 4 гнезда – ? п. |
| ||||
|
| Решение: 2 · 4 = 8 (п.) – всего. Ответ: 8 птенцов всего. |
|
| строят логические цепочки рассуждений, доказательства. Р – осуществляют К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения; координируют в сотрудничестве разные позиции. Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело |
|
| – Составим и решим 2 обратные к ней задачи. 4 гнезда – 8 п. 1 гнездо – ? п. Решение: 8 : 4 = 2 (п.) – в 1 гнезде. Ответ: 2 птенца в 1 гнезде. | – 8 птенцов рассадили | ||||
| Всего – 8 п. 1 гнездо – 2 п. Гнезд – ? шт. Решение: 8 : 2 = 4 (шт.) – всего. Ответ: 4 гнезда всего. | – 8 птенцов рассадили | ||||
| № 5. Аналогичная работа. |
| ||||
2. Самостоятельная | – Самостоятельно выполните задание № 6. | В парах по краткой записи самостоятельно со-ставляют задачи и решают их с последующей | ||||
3. Работа | – В рабочей тетради выполните задания № 1–2, с. 8 | Выполняют задания |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| на печатной основе. |
|
|
|
|
|
4*. Задания |
|
| ||||
IV. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что сегодня вспомнили, повторили? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? – Как оцениваете деятельность класса? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
V. Дома-шнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Рабочая тетрадь, с. 8, № 3–4 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Урок 10
Связь умножения и деления
(учебник, с. 19; рабочая тетрадь, с. 9)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений по заданному примеру на умножение составлять два выражения на деление, объяснять, как получили результат, используя математическую терминологию |
Тип урока | Закрепление знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся называть компоненты и результаты умножения и деления, устанавливать взаимосвязь между результатом и компонентами умножения, составлять карточки-схемы, читать математические выражения. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Умножение, деление |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. – Начнем урок с пожелания друг другу – Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за умением организовать рабочее место |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют | Устные ответы, |
2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 19, определите тему и цель урока. | Формулируют тему |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 3. Устный счет | – Найдите «лишние» числа: а) 90, 20, 25, 50, 70; б) 42, 24, 48, 45, 49; в) 76, 32, 18, 4, 27. | Выполняют задания |
| ют знаково-символи-ческие средства; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; подводят под понятие. Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; К – обмениваются | ненные задания |
| – Сравните: 27 … 29 5 дм … 50 см 76 … 56 3 дм 2 см … 2 дм 3 см 94 … 49 7 дм 4 см … 48 см |
| ||||
| – Решите занимательные задачи: 6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. На одном дереве сидели 40 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 2 землекопа за 2 ч работы выкопают 2 м канавы. Сколько нужно землекопов, чтобы они за 100 ч работы выко-пали 100 м такой же канавы? 2 отца и 2 сына разделили между |
| ||||
III. Изучение нового материала |
| – Определите взаимосвязь между множителями и произведением. Записывает на доске: 7 · 4. Записывает ответ, названия компонентов и результата. | Читают пример с использованием терминов «первый множитель», «второй множитель», вычисляют с помощью сложения произведение. |
| ют мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои |
|
| 1 множитель 2 множитель произведение 7 · 4 = 28 28 : 7 = 4 28 : 4 = 7 | Выясняя, как получены второй и третий примеры из первого, приходят к выводу, что, разделив произведение (28) на первый множитель (7), получили второй множитель (4), а разделив произведение (28) на второй множитель (4), получили | ||||
| – Посмотрите на запись второго при-мера. Как его получили из первого? | – Произведение (28) разделили на первый мно-житель (7) и получили второй множитель (4). | ||||
| – Как получили третий пример | – Произведение (28) разделили на второй мно-житель (4) и получили первый множитель (7). |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| Аналогичная работа проводится по рисункам и записям, данным в учебнике на с. 19, в задании 1. При этом полезно попросить объяснить записи |
|
|
|
|
| 4 · 2 = 8 3 · 6 = 18 5 · 4 = 20 8 : 2 = 4 18 : 6 = 3 20 : 5 = 4 8 : 4 = 2 18 : 3 = 6 20 : 4 = 5 Объяснения будут такими же, как |
| ||||
| – Сформулируйте вывод. Учитель подчеркивает, что этот | – Если произведение двух множителей разделить на один из них, | ||||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют движения согласно инструкции | ||||
IV. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 2. Разбирается под руководством учителя, можно показать, как записать краткое условие к такой задаче. | Читают задачу. Один ученик у доски выполняет иллюстрацию … | … | … | … | … | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют | Устные ответы, записи в тет- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
| Решение: 1 этаж – 3 м. 5 этажей – ? м. Затем вызванный ученик записывает решение 3 · 5 = 15 (м) – всего. Ответ: 15 метров – |
| производят моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки Р – осуществляют К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют Л – осуществляют смыслообразование |
|
| – Составьте теперь к этой задаче | – Высота дома – 15 м, Вызванный ученик выходит к доске, записывает условие, решение … | … | … | … | … Решение: 15 : 3 = 5 (эт.) – всего. Ответ: в доме 5 этажей. | ||||
| Аналогичная работа проводится | Решают задачу. | ||||
| № 4. Задача разбирается с учителем. |
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| – Прочитайте задачу. Что в ней |
|
|
|
|
| – Прочитайте внимательно, на сколько равных частей надо разделить эти – Почему вы так решили? | – На 3 равные части. | ||||
|
| Вызванный ученик решает задачу у доски: … | … | … Решение: 12 : 3 = 4 (ор.) – у каж- Ответ: 4 ореха получил каждый. | ||||
2. Самостоя-тельная | – Выполните самостоятельно задания № 3, 5, 6. | Решают самостоя- | ||||
3. Работа | – Какая фигура «лишняя»? (На полях учебника.) – Выполните задание № 8, проверьте друг друга | Выполняют устно.
Выполняют самостоятельно с последующей взаимопроверкой | ||||
4*. Задания |
|
|
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| ложения |
|
|
|
|
|
V. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Ребята, что нового узнали сегодня – Какую же связь мы установили? – Что еще повторяли на уроке? – Где могут пригодиться эти знания | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Дома-шнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 19, № 7. Рабочая тетрадь, с. 9, № 5, 6 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Урок 11
Четные и нечетные числа.
Таблица умножения и деления с числом 2
(учебник, с. 20; рабочая тетрадь, с. 20; диск)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений выполнять вычисления на основе знания таблицы умножения и деления |
Тип урока | Закрепление знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся различать четные и нечетные Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: проявляют интерес к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://www.develop-kinder.com/client/forumsuhoi/indexforma101-1-5.html |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Четные и нечетные числа |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро доверчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, группо- вая, индивидуальная | П – понимают базовые межпредметные и предметные понятия (число); извлекают необходимую информацию из текстов; подводят под понятие; используют | Устные ответы, дения учителя, выпол-нен- |
2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 20, определите тему, цель урока. | Формулируют тему, цель урока. | ||||
3. Устный счет. | Табличные случаи умножения и деления с числом 2. | Ученики одного ряда |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||||||||
|
|
| примеры таблицы умножения на 2, второго ряда – таблицы деления |
| математические термины, символы и знаки. Р – находят способ решения учебной задачи К – обмениваются Л – осознают свои возможности в учении | ные задания | |||||||||||||||||
| – Заполните таблицу.
| Должны сказать, что | |||||||||||||||||||||
| Игра «Лабиринт». |
| |||||||||||||||||||||
4. Введение терминов «четные числа» и «нечетные числа». | – Выполните задание № 1 (1–3). | Выполняя задание 1, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
| Задания 2 и 3 выполняют с помощью рисунка |
|
|
|
| Игра «Чет – нечет». – Числа, которые делятся на 2, называются четными, а которые не делятся | Читают еще раз объяс-нение по учебнику. | ||||
| Называет вразбивку числа от 1 до 10. | Хлопают в ладоши, если число четное, и не хлопают, если число нечетное. | ||||
5. Самостоятельная | № 2 (с последующей проверкой | Самостоятельно выполняют задания. | ||||
№ 3. – Сформулируйте вывод. |
– При умножении и четных, и нечетных чисел на 2 в результате получаются четные числа. | |||||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
III. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 4. – Каким действием решим задачу? |
Выполняют схематичный рисунок, решают 6 · 3 = 18 (кг) – огурцов. Ответ: 18 килограм-мов огурцов привезли | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют сравнение, обобщение, классификацию, поиск необходимой информации; исполь-зуют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи. Р – осуществляют К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют | Устные ответы, |
| – Составьте две обратные задачи и решите их. | Выполняют задания. 18 : 3 = 6 (кг) – в 1 ящике. Ответ: 6 килограммов огурцов в каждом ящике. 18 : 6 = 3 (ящ.) – огурцов. Ответ: 3 ящика с огур-цами привезли в школьный буфет. | ||||
2. Самостоя-тельная | № 5.
– Закончите вопрос задачи. | Учащиеся решают задачу самостоятельно. – Сколько всего метров проволоки было | ||||
| – Какие номера домов пропущены? |
| ||||
3. Решение ребусов. | – Под каждым многоугольником |
| ||||
|
| – Посмотрите внимательно на каждый |
|
| обоснования своего суждения. Л – осуществляют смыслообразование |
|
| 1) 2) 3) |
| ||||
| – Какое число спряталось за треуголь-ником? |
| ||||
4*. Задания |
|
| ||||
IV. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. | – Ребята, что нового вы узнали на уроке? Зачем это надо знать? – Какие числа называются четными? – Какие числа называются нечетными? – Что повторяли мы сегодня на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Выставление оценок |
|
|
| Л – проявляют интерес к предмету |
|
V. Дома-шнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 20, № 6 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Урок 12
Таблица умножения с числом 3
(учебник, с. 21; рабочая тетрадь, с. 10; диск)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений применять в разных игровых формах знание таблицы умножения с числом 3, работать с программами решения задач, находить периметр фигуры, выполнять проверку вычислений |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять в разных игровых Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: проявляют мотивацию к учебной деятельности |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Таблица умножения с числом 3 |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. С добрым утром! Начат день. Первым делом Гоним лень. На уроке не зевать, А работать и считать! – Разгадайте кроссворд | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, | ||||||||
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, инди- | П – устанавливают | Устные ответы, | ||||||||
| 2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 21, определите тему и цель урока. | Формулируют тему | виду-альная | димую информацию из текстов; осознанно и произвольно строят речевое высказы- Р – ориентируются К – понимают различные подходы к решению учебной задачи; задают вопросы для их уточнения; четко Л – способны адекватно рассуждать о при-чинах своего успеха или неуспеха в уче- | учителя, выпол- ненные задания | ||||||||
3. Устный счет. | – Выполните следующие задания: а) Найдите сумму двух любых четных однозначных чисел. В ответе получилось четное или нечетное число? б) Найдите сумму двух любых нечетных однозначных чисел. В ответе | Выполняют задания. | ||||||||||||
| – Проверьте, является ли квадрат магическим.
|
| ||||||||||||
| – Переведите единицы длины. 80 см = … дм 58 см = … дм … см 9 дм 2 см = … см 5 дм = … см 3 дм 4 см = … см 67 см = … дм … см |
| ||||||||||||
| 4. Повторение таблицы умножения и деления на 3. | № 1. 3 · 2 = 6 2 · 3 = 6 3 · 3 = 9 3 · 3 = 9 3 · 4 = 12 4 · 3 = 12 3 · 5 = 15 5 · 3 = 15 … … 6 : 3 = 2 6 : 2 = 3 9 : 3 = 3 9 : 3 = 3 12 : 3 = 4 12 : 4 = 3 15 : 3 = 5 15 : 5 = 3 … … | По данному в учебнике |
| нии, связывая успехи с усилиями, трудо- |
| ||||||||
| № 2 (1–4).
1) Делимое 18, делитель 2. Найди 2) Найди частное чисел 10 и 5. 3) Узнай, сколько раз по 3 содержится в 15. 4) Узнай, сколько раз по 10 содержится в 90. Может предложить аналогичные | Читают задание и записывают примеры: – 18 : 2 = 9.
– 10 : 5 = 2. – 15 : 3 = 5.
– 90 : 10 = 9. | ||||||||||||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции | ||||||||||||
III. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 4. – Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему? – А это можно узнать? Каким дейст- – Что будем делить на что? – После этого ответим на главный | Решают под руководством учителя, записав краткое условие
| Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют Р – осуществляют оценку, волевую К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют | Устные ответы, | ||||||||
| Аналогичная работа проводится | Самостоятельно записывают решение и ответ задачи. | ||||||||||||
2. Самостоя-тельная | – Выполните самостоятельно: № 3, 6 Учитель помогает учащимся, которые не смогли самостоятельно записать решение. | Решают уравнения. Находят периметры | ||||||||||||
3*. Логическая задача «Комната | – На двери комнаты фараона с сокро- Мы знаем, что сумма цифр этого | Решают задачу. | ||||||||||||
|
| закрыв последнюю цифру кодового Из всех подобных чисел кодовое Найдите трехзначное кодовое число, открывающее дверь. На сколько его вторая цифра больше первой? а) 1; г) 4; ж) 7; б) 2; д) 5; з) 8. в) 3; е) 6; |
|
| используют критерии для обоснования Л – осуществляют смыслообразование |
| ||||||||
4. Работа | – В рабочей тетради выполните задания № 8–9, с. 10 | Самостоятельно выполняют задания | ||||||||||||
5*. Задания |
|
| ||||||||||||
IV. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. | – Ребята, что нового вы узнали – Как же называются эти числа? – А что закрепляли на сегодняшнем | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Выставление оценок |
|
|
| Л – проявляют интерес к предмету |
|
V. Дома-шнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 21, № 7–8 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Ресурсный материал
Кроссворд
| 1. Сколько ног у паука? (Восемь.) 2. Сколько солнышек на небе? (Одно.) 3. Самая плохая отметка в школе и заостренная палка. (Кол.) 4. 12 месяцев – это… (год). 5. Сколько глаз у совы? (Два.) 6. А – это буква, а 5 – это… (цифра). 7. Белоствольные деревья. (Березы.) Ключевое слово: Молодцы. |
Урок 13
Письменные приемы сложения и вычитания.
Работа над задачей в два действия
(учебник, с. 22; рабочая тетрадь, с. 11; диск)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений решать текстовые задачи на основе знания связи между величинами: цена, |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с понятиями «цена», «количество», «стоимость»; научатся решать новый вид задач, выполнять разные формы записи условия задачи, Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: понимают необходимость бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Цена, количество, стоимость |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Все ли на месте? Все ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Все, что надо, под рукой! | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учите-ля за организацией учащимися рабо- |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют | Устные ответы, дения учителя, выпол- ненные |
2. Целеполагание. | Сообщает тему и цель урока. | Внимательно слушают учителя. | ||||
3. Устный счет | – Какое число «лишнее» и почему: 9, 12, 16, 18, 21, 24? | Выполняют задания | ||||
|
| – Восстановите скобки и знаки «+», «–» 32 9 7 = 30 18 6 5 = 19 50 5 8 = 47 70 8 6 = 68 |
|
| делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы. Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно исполь-зуют его в решении учебной задачи. К – строят речевое высказывание Л – способны адекватно рассуждать о при-чинах своего успеха или неуспеха в уче- | зада-ния |
| Игра «Лабиринт». |
| ||||
III. Изучение нового материала | 1. Решение задач. | № 1. С помощью решения задачи раскрывается связь между величинами: ценой, количеством и стоимостью. – Прочитайте задачу. О каких величинах в ней идет речь? – Что известно в задаче? – В какой столбик занесем эти данные? – Что еще известно в задаче? – В какой столбик занесем эти данные? – Что будем узнавать? – Вопрос поставим в третьем столбике. Задача простая или составная? | Под руководством учи-теля задачу 1 (1) записывают кратко в таблице, предварительно выяснив, какие величины Отвечают на вопросы. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| – Каким действием можно узнать | – Умножением. Записывают решение: 3 · 5 = 15 (р.) – 5 открыток. Ответ: 15 рублей стоят Аналогично разбирают задачу 1 (2 и 3), после – Чтобы найти цену, надо стоимость разделить на количество. – Чтобы найти количество, надо стоимость разделить на цену. – Чтобы найти стоимость, надо цену умножить на количество. |
| нии, связывая успехи с усилиями, трудолюбием |
|
2. Самостоя-тельная | – Самостоятельно выполните задание № 2. | Выполняют самостоятельно с последующей проверкой. | ||||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
IV. Практическая деятельность | 1. Закрепление таблиц умножения и деления | – Выполните задания № 3, 5, 6. На усмотрение учителя некоторые | Выполняют задания. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют Р – осуществляют К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют | Устные ответы, |
2. Самостоя-тельная | – Самостоятельно выполните задание № 4. | По таблице составляют | ||||
3. Математический | – Разгадайте математический | Разгадывают кроссворд. | ||||
4. Работа | – В рабочей тетради выполните задания № 12, 14, с. 11 | Самостоятельно выполняют задания | ||||
5*. Задания |
|
| ||||
|
|
|
|
| используют критерии для обоснования Л – осуществляют смыслообразование |
|
V. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что нового узнали на уроке? – Что оказалось полезным? – Что осталось непонятным? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Дома-шнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 22, № 7. Рабочая тетрадь, с. 11, № 11, 13 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Ресурсный материал
Кроссворд
| 1. Мера времени, равная 60 с. (Минута.) 2. Математический знак, используемый для записи чисел. (Цифра.) 3. Старинная русская мера длины, равная 1,06 км. (Верста.) 4. Совокупность делений на линейках различных форм. (Шкала.) 5. Упражнение, выполняемое с помощью рассуждений и вычислений. 6. Величина, которая характеризует отрезок. (Длина.) 7. Одно из измерений прямоугольного параллелепипеда, которого нет у прямоугольника. (Высота.) 8. Геометрическая фигура, являющаяся центром окружности. (Точка.) |
Урок 14
Связь между величинами: масса одного предмета,
количество предметов, масса всех предметов
(учебник, с. 23; рабочая тетрадь, с. 12; диск)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений решать задачи на нахождение массы одного предмета, если известны количество предметов и общая масса этих предметов, составлять задачу на нахождение массы нескольких одинаковых предметов, если известны масса одного предмета и количество этих предметов |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся анализировать ошибки в ходе Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Математика сложна, Но говорим с почтением, Что математика нужна Всем без исключения! | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за организацией рабо- |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение; осмысленно читают тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и зада-чами; проводят не- | Устные ответы, |
2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 23, определите тему и цель урока. | Формулируют тему | ||||
3. Устный счет | – Решите примеры. 2 · 8 – 0 · 4 12 : 2 : 3 0 : 7 – 0 · 1 8 · 1 + 3 · 3 2 · 4 · 2 14 : 7 · 9 | Выполняют задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||
|
| Игра «Лабиринт». |
|
| сложные обобщения Р – понимают, при- К – умеют слушать друг друга, строить |
| ||||||
| – Решите ребусы. |
| ||||||||||
| – Решите устно задачи: 1) Почтальон опустил 12 писем поровну в 6 ящиков. Сколько писем в каждом ящике? 2) 4 девочки поровну съели 8 груш. Сколько груш съела каждая девочка? 3) В 5 клетках по 2 попугая. Сколько 4) 12 детей расставили попарно. |
| ||||||||||
III. Изу-чение | Решение | – Выполните задание № 1 (1–3). | Выполняют самостоятельно с последующей проверкой. | |||||||||
мате- |
| № 2. – Составьте задачу по данным таб-
|
Дети составляют под – На почту привезли Решение и ответ записывают самостоятельно: 8 · 3 = 24 (кг) – всего. Ответ: 24 килограмма весят все посылки. |
| задачи, задают вопросы для их уточнения; четко и аргументированно высказывают свои оценки и пред- Л – осознают свои |
| ||||||
| № 5. – Задача простая или составная? – Почему мы не можем сразу ответить |
– Сколько всего бревен должны привезти для ремонта дома? Записывают решение 1) 18 + 15 = 33 (б.) – привезли. 2) 33 + 9 = 42 (б.) – всего. Ответ: 42 бревна должны привезти для ремонта дома. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции |
|
|
|
IV. Практическая деятель- ность | 1. Самостоятельная | – Выполните задания № 3–4. | Самостоятельно выполняют задания. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют Р – осуществляют К – адекватно используют речевые средства для решения ком- | Устные ответы, записи |
2. Матема- | – Расставьте числа 1, 2, 3, 4, 5 в колонке и в строчке из динозавриков так, Какое число стоит на месте вопроса? a) 1; б) 2; в) 3; г) 4; д) 5. | Решают ребус. | ||||
3. Работа | – В рабочей тетради выполните задание № 15 на с. 12 | Устно решают задачи | ||||
| 4*. Задания |
|
|
| ментируют свое мнение и позицию в коммуникации. Л – осуществляют смыслообразование |
|
V. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что повторяли на уроке? – Где пригодятся эти знания? – Как оцениваете свою деятельность | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Дома-шнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 23, № 6 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Урок 15
Порядок выполнения действий в числовых выражениях
(учебник, с. 24–25; рабочая тетрадь, с. 13; диск)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений устанавливать и использовать правила порядка выполнения действий |
Тип урока | Комплексное применение знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся вычислять значение числовых Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: понимают значение математических знаний в собственной жизни |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Порядок выполнения действий |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Давайте, ребята, учиться считать, Чтобы скорей учеными стать. Им по плечу любая работа, Но прежде разучим правила счета. Звонок прозвенел. Он позвал на урок. Пора! Тишина! К нам наука идет… | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют | Устные ответы, дения учителя, выпол- ненные |
2. Целеполагание. | Сообщает тему и цель урока. | Внимательно слушают учителя. | ||||
3. Устный счет | – Решите «круговые примеры». 45 – 8 8 + 6 17 – 9 14 + 30 44 + 1 37 – 20 | Выполняют задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| Арифметический диктант. 8 · 3 2 · 9 6 · 3 2 · 7 24 : 3 27 : 9 12 : 2 14 : 7 12 : 3 |
|
|
ют выводы по аналогии и проверяют эти выводы. Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; планируют свои действия в соответствии К – обмениваются Л – осознают свои |
зада-ния |
III. Изучение нового материала | Работа | – Рассмотрите примеры, почему результаты в примерах получились разные? – От чего зависел порядок действий? | Рассматривают выра-жения, данные в учебнике на с. 24, называют, | |||
| – Прочитайте вводный текст и правило в рамочке. | – Выполнять действия 1) действия, записанные 2) умножение и деление; 3) сложение и вычи- | ||||
| – Выполните задание № 1. | Под руководством учи-теля объясняют порядок действий в выражениях: – Выражение 30 + 6 · |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
| сложение, умножение 13 – 9 = 4, 6 · 4 = 24, 30 + 24 = 54. Выражение 18 : 2 – 2 · 3 + 12 : 3 В нем нет скобок, значит, сначала выполняются деление и умноже- |
| о причинах своего успеха или неуспеха |
|
| – Выполните задания № 2–3 (под руководством учителя). | Называют, какие действия содержит выражение, в каком порядке их надо выполнять, и вычисляют значение выражения. Запись выполняется по образцу учебника. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции |
|
|
|
IV. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 4 (разобрать с комментированием). Всего – 48 с. Прочитала – 3 д. по 9 с. Осталось – ? – Задача простая или составная? – Что надо еще найти, прежде чем ответить на главный вопрос задачи? |
Отвечают на вопросы. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериацию, классификацию, поиск необходимой информации; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания, Р – осуществляют К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют | Устные ответы, |
| – После этого можно узнать, сколько страниц ей осталось прочитать? | Оформляют решение 1) 9 · 3 = 27 (с.) – про- 2) 48 – 27 = 21 (с.) – Ответ: 21 страница осталась. | ||||
| – Самостоятельно выполните задание № 5. |
| ||||
| № 8. | Решают самостоя- Заканчивают вопрос | ||||
|
| 1) 8 + 12 = 20 (шт.) – комбайнов и тракторов вместе. 2) 20 + 5 = 25 (шт.) – всего автомашин. Ответ: 25 автомашин. | – Сколько автомашин Ученик решает у доски – Сразу ответить на главный вопрос задачи мы не можем, так как не знаем, сколько комбайнов |
| мнение и позицию Л – осуществляют смыслообразование |
|
2. Решение уравнений. | – Как найти неизвестные слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое? | – Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо – Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо – Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо | ||||
|
| – Самостоятельно выполните задание № 7. | Выписывают уравнения |
|
|
|
3. Работа | – Задание № 6 оформите как задачу | Дети измеряют длину данных отрезков, перечерчивают их в тетрадь, выразив длину – Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, | ||||
4*. Задания |
|
| ||||
V. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. | – Что сегодня вспомнили, повторили? – Где можно применить полученные знания? – Какое значение они имеют для вас? – Что по этой теме вам кажется непонятным? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность | Устные ответы |
| Выставление оценок |
|
|
| Л – проявляют интерес к предмету |
|
VI. Дома-шнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Рабочая тетрадь, с. 13, № 16–18 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Урок 16
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок
(учебник, с. 26; рабочая тетрадь, с. 14)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений применять правила порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений, использовать различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения |
Тип урока | Комплексное применение знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять правила порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений, использовать различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях). Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: понимают положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Порядок выполнения действий |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Давайте, ребята, учиться считать, Делить, умножать, Прибавлять, вычитать. Запомните все, Что без точного счета Не сдвинется с места Любая работа! | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – фиксируют мате-матические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символи- | Устные ответы, |
2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 26, определите тему и цель урока. | Формулируют тему | ||||
3. Устный счет. | Игра «Молчанка». |
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||||||||
|
| |
|
| тические знания в расширенной области применения; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; используют математические термины, символы и знаки. Р – находят способ решения учебной задачи К – обмениваются |
| |||||||||||||||||
| – Найдите «лишнее» выражение. 20 + 28 40 + 8 24 + 24 30 + 18 15 + 34 | – «Лишнее» выражение | |||||||||||||||||||||
| – Заполните таблицу (№ 2).
| Вспоминают взаимо-связь между компонен-тами умножения. | |||||||||||||||||||||
4. Закрепление правил порядка действий | – Выполните задание № 1. | Вспоминают правила, | |||||||||||||||||||||
| в выраже- |
| рованием. |
| необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои |
| |||||||||||||||||
5. Решение задач. | № 3. Помогает выполнить иллюстрацию, изобразив каждый кубик квадратиком. Далее делается краткая запись | Под руководством учи-теля составляют план 1) 8 · 2 = 16 (к.) – желтых. 2) 16 + 16 = 32 (к.) – Ответ: 32 кубика всего. | |||||||||||||||||||||
| № 4. Запись условия оформляется в форме таблицы.
– Можно ли ответить на главный вопрос задачи? Почему? – Что нам из этого известно? | Разбирают с комментированием у доски. | |||||||||||||||||||||
| – Что неизвестно? Это можно узнать? – Каким действием? | Оформляют решение | |||||||||||||||||||||
|
|
| тельно: 1) 24 : 3 = 8 (ст.) – 2) 8 · 2 = 16 (ст.) – Ответ: 16 стульев |
|
|
| |||||||||||||||||
Физкультминутка. | Организует проведение физкультминутки. | Выполняют упражнения согласно инструкции | |||||||||||||||||||||
6. Нахождение периметра много-угольника. | № 6. – Что нужно сделать, прежде чем начать решать задачу? – Что такое периметр? |
– Надо измерить стороны данных фигур. Вспоминают, что назы-вается периметром: – Периметром называется сумма длин всех сторон многоугольника. Делают необходимые измерения и записывают решение и ответ в тетради. | |||||||||||||||||||||
7. Занимательные | 1) Тройка лошадей пробежала путь | – 30 км. | |||||||||||||||||||||
|
| 2) Сколько концов у четырех с половиной палок? | – 10. |
|
|
| |||||||||||||||||
| 3) Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что | – 2 и 2. | |||||||||||||||||||||
| 4) К однозначному числу приписали | – В 11 раз. | |||||||||||||||||||||
| 5) Петух, стоя на одной ноге, весит 4 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? | – 4 кг. | |||||||||||||||||||||
| 6) На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 5 руках? | – 25. | |||||||||||||||||||||
8. Работа | – В рабочей тетради выполните задание № 19 на с. 14 | Выполняют задание | |||||||||||||||||||||
III. Итоги урока. Рефлек-сия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Какие знания вам понадобились – Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным? – Где испытали трудности? – Какие задания вам необходимо еще раз выполнить? | Отвечают на вопросы | Фрон-тальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы | |||||||||||||||||
IV. Дома-шнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 26, № 5. Рабочая тетрадь, с. 14, № 20 | Задают уточняющие | Фрон-тальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Урок 17
Связь между величинами: расход ткани на одну вещь,
количество вещей, расход ткани на все вещи
(учебник, с. 27; рабочая тетрадь, с. 14; диск)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений понимать взаимосвязь между результатом и компонентами действий, |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся понимать взаимосвязь между Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: понимают интерес к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий, предложенных в учебнике или учителем |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Считайте, ребята, Точнее считайте, Хорошее дело Смелей прибавляйте, Хорошее дело Смелей прибавляйте, Плохие дела Поскорей вычитайте | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- | ||||||||||||
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют | Устные ответы, | ||||||||||||
2. Целеполагание. | Сообщает тему и цель урока. | Внимательно слушают учителя. | ||||||||||||||||
| 3. Устный счет. | 1) «Занимательные рамки».
| Выполняют задания. |
| и проверяют эти выводы; извлекают необходимую информацию из текстов. Р – проводят пошаговый контроль под К – умеют слушать друг друга, строить | ненные задания | ||||||||||||
| 2) Арифметические ребусы. |
| ||||||||||||||||
| 3) Арифметический диктант. 3 · 9 4 · 3 18 : 3 27 : 9 3 · 7 16 : 2 24 : 8 8 · 2 12 : 2 9 · 2 |
| ||||||||||||||||
4. Определение взаимо-связи между величинами: расход тка- | № 3 (выполняется под руководством учителя). | Составляют и решают первую задачу по первой строчке таблицы. | ||||||||||||||||
| ни на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи. |
Решения: 3 · 2 = 6 (м) – на все костюмы. Ответ: 6 метров ткани израсходовали на все костюмы. 6 : 2 = 3 (м) – на 1 костюм. Ответ: 3 метра ткани израсходовали 6 : 3 = 2 (шт.) Ответ: 2 костюма сошьют. | в таблице во 2-й и 3-й строчках, составляют |
| Л – осознают свои |
| ||||||||||||
5. Самостоятельная | № 4. Оказывает помощь тем учащимся, | Решают задачу в тет- | ||||||||||||||||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
III. Практическая деятельность | 1. Отработка навыка | Вывесить в классе плакат, иллюстри-рующий порядок выполнения действий:
|
| Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют Р – осуществляют К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точ- Л – осуществляют смыслообразование | Устные ответы, | |
– Выполните задание № 1. | Ученики рассуждают сначала вслух, потом про себя. | ||||||
| – Выполните задание № 2. | Ученики выполняют веркой. | |||||
2. Работа | № 5. – Фигуры рассматривать по форме. – Фигуры рассматривать по цвету. | Выделяют «лишнюю» Выделяют как «лишний» зеленый прямоугольник | |||||
3. Работа | – Выполните задание № 21 в рабочей тетради на с. 14 | Выполняют задание | |||||
4*. Задания |
|
|
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| ложения |
|
|
|
|
|
IV. Итоги урока. Рефлексиядеятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что сегодня вспомнили, повторили? – Где можно применить полученные знания? – Какое значение они имеют для вас? – Что по этой теме вам кажется непонятным? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
V. Дома-шнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Рабочая тетрадь, с. 140, № 22 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Урок 18
Проверочная работа «Проверим себя и оценим
свои достижения». Анализ результатов*
(учебник, с. 29–33)
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений находить значения числовых выражений, применяя изученные правила о порядке выполнения действий, включающих только сложение и вычитание, только умножение и деление или сложение, вычитание, умножение и деление, сравнивать величины, решать текстовые задачи, составлять обратные к ним.
Тип урока: закрепление знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять правила порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, понимать взаимосвязь между результатом и компонентами действий, сравнивать именованные числа, решать текстовые задачи и составлять обратные к ним, анализировать результат самостоятельной работы.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои до-стижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: осуществляют самоконтроль и оценку результатов своей учебной деятельности.
Образовательные ресурсы: http://www.grigoryandreev.com/ru/
testy-matematika-3-klass-1-chetvert
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, тесты для каждого ученика.
Сценарий урока
I. Проверочная работа (тестовая форма) по вариантам.
Вариант I
1. Найди и подчеркни пример (или примеры), в котором ответ равен 62:
50 + 13; 46 + 18;
81 – 13; 84 – 22.
2. Реши примеры и запиши ответы:
5 · 3 = … 4 · 9 = …
15 : 5 = … 21 : 7 = …
3. Найди произведение чисел 8 и 6. Отметь, обведя в кружок, правильный ответ:
86; 68;
46; 48.
4. Найди сумму чисел 32 и 26. Отметь, обведя в кружок, правильный ответ:
86; 56;
58; 38.
5. Найди частное чисел 18 и 6. Отметь, обведя в кружок, правильный ответ:
5; 6;
3; 4.
6. Найди разность 37 и 19. Отметь, обведя в кружок, правильный ответ:
16; 17;
18; 20.
7. Начерти прямоугольник со сторонами 5 и 7 см. Найди периметр этого прямоугольника и запиши ответ.
8. Реши задачу.
У маленького велосипеда 3 колеса. Сколько всего колес у 4 велосипедов? Выбери правильный ответ:
34; 7;
10; 12.
9. Начерти ломаную из 4 звеньев. Первое звено – 4 см, 2 звено – 2 см, 3 звено – 3 см, 4 звено – 6 см. Найди общую длину ломаной, подчеркни правильный ответ:
23; 16; 15;
6; 32; 20.
Вариант II
1. Найди и подчеркни пример (или примеры), в котором ответ равен 74:
50 + 23; 46 + 28;
90 – 16; 84 – 32.
2. Реши примеры и запиши ответы:
5 · 6 = … 7 · 9 = …
35 : 5 = … 28 : 7 = …
3. Найди произведение чисел 7 и 6. Отметь, обведя в кружок, правильный ответ:
76; 67;
46; 42.
4. Найди сумму чисел 31 и 45. Отметь, обведя в кружок, правильный ответ:
67; 69;
76; 77.
5. Найди частное чисел 18 и 9. Отметь, обведя в кружок, правильный ответ:
6; 2;
3; 5.
6. Найди разность 37 и 16. Отметь, обведя в кружок, правильный ответ:
16; 30;
21; 20.
7. Начерти прямоугольник со сторонами 4 и 3 см. Найди периметр этого прямоугольника и запиши ответ.
8. Реши задачу.
Сколько всего крыльев у 7 цыплят? Выбери правильный ответ:
7; 10;
15; 14.
9. Начерти ломаную из 4 звеньев. Первое звено – 3 см, 2 звено – 3 см, 3 звено – 6 см, 4 звено – 2 см. Найди общую длину ломаной и выбери правильный ответ:
13; 19; 14;
16; 32; 20.
Вариант III
1. Найди пример (или примеры), в котором ответ равен 47:
24 + 23; 36 + 28;
91 – 34; 84 – 37.
2. Реши примеры и запиши ответы:
4 · 8 = … 3 · 5 = …
36 : 9 = … 24 : 8 = …
3. Найди произведение чисел 8 и 9. Отметь, обведя в кружок, правильный ответ:
74; 89;
72; 62.
4. Найди сумму чисел 31 и 45. Отметь, обведя в кружок, правильный ответ:
67; 76;
78; 70.
5. Найди частное чисел 27 и 9. Отметь, обведя в кружок, правильный ответ:
3; 2;
4; 6.
6. Найди разность 54 и 18. Отметь, обведя в кружок, правильный ответ:
26; 30;
36; 38.
7. Начерти прямоугольник со сторонами 4 и 7 см. Найди периметр этого прямоугольника и запиши ответ.
8. Реши задачу.
Сколько всего лап у 5 щенков? Подчеркни правильный ответ:
45; 20;
15; 25.
9. Начерти ломаную из 4 звеньев. Первое звено – 2 см, 2 звено – 4 см, 3 звено – 6 см, 4 звено – 5 см. Найди общую длину ломаной и выбери, подчеркнув, правильный ответ:
11; 19; 14;
16; 20; 17.
II. Самопроверка.
III. Итоги урока. Рефлексия деятельности.
– Что выполняли на уроке?
– Какие задания вызвали у вас затруднения? Как вы думаете, почему?
– Какие задания не вызвали затруднений при их выполнении?
– Как оцениваете свою работу на урок