План занятия
Занятие № | 2 | Дата | |
УД/МДК: | Биология |
Группа | 311 |
Тема(Раздел) программы: Тема урока: | Учение о клетке Строение и функции клетки |
Форма и методы занятия: | Беседа по предыдущим темам; Рассказ с элементами беседы по новой теме с использованием мультимедийного оборудования; Работа в группах (по рядам); Самостоятельная работа с учебником. |
Цель занятия: | расширить знания обучающихся о методах цитологии, познакомить студентов с историей становления клеточной теории. | | |
1. Образовательная: | Рассмотреть понятия: клетка, клеточная теория, цитология, микроскопия; |
2. Развивающая: | Продолжить формирование обще учебных умений и навыков, умения пользоваться научной терминологией; |
3. Воспитательная: | Совершенствовать умение работать в группах; |
Формируемые компетенции: | личностных: сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира; метапредметных: осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; предметных: сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; |
Методико-дидактические оснащение занятия: | Константинов В.М.Резанов А.Г.,Фадеева Е.О., Биология учебник для студ.учережд сред. проф. образования , Изд.центр «Академия» 2014 www.bio.Info. |
Оборудование | презентация «Клеточная теория», портреты ученых, доклад обучающихся в виде презентации; раздаточные листы; таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки». | |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
При изучении темы обратить внимание на:
Кто впервые увидел клетки и ввел термин «клетка»?
Цитология – наука о клетке, изучающая строение, химический состав, функции, индивидуальное развитие и эволюцию клеток живого.
методы цитологии.
использование микроскопов
центрифугирование
хроматография
электрофорез
использование радиоактивных изотопов
Положения клеточной теории Шванна и Шлейдена.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
В XVII веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы и совершили переворот в воззрение на строение живых организмов. Как вы думаете, что это за открытие? (клетка)
- Как называется наука о клетке? (цитология)
- Почему клетку принято считать единицей всего живого?
Предметом цитологии являются клетки одноклеточных и многоклеточных организмов, про которые можно изучить строение и химический состав, функции их структур, функции самих клеток, размножение и развитие клеток, приспособления клеток к условиям окружающей среды. Термину «клетка» 300 лет, а возраст науки 100 лет.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
заполнить таблицу:
Таблица «История изучения клетки»
- 1590г З. Янсен изобрел микроскоп
- 1665г. Р. Гук ввел термин «клетка»
- 1676г. А. Левенгук описал бактерии
- 1682г. Грю ввел термин «ткани»
- 1781г. Ф. Фонтана зарисовал клетки животных и их ядра
- 1827 г. Карл Бэр обнаружил яйцеклетку у млекопитающих.
- 1831г. Р. Браун описал ядро растительной клетки
- 1838-1839 годы. Ботаник Матиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн объединили идеи разных ученых и сформулировали клеточную теорию, которая постулировала, что основной единицей структуры и функции в живых организмах является клетка.
- 1855 год. Рудольф Вирхов показал, что все клетки образуются в результате клеточных делений.
Изучи основные пункты этой теории в учебнике
-Найдите в тексте слайда положения клеточной теории Шванна и Шлейдена.
Какое из этих положений неверно с современной точки зрения?
-А какой немецкий ученый установил это? Расскажет нам …
Почему дополнение принципа Р. Вирхова к клеточной теории было очень важным?
- Найдите в учебнике основные положения современной клеточной теории. Прочитайте их.
Клеточная теория оказала огромное влияние на развитие всего естествознания в целом. Ф. Энгельс поставил создание клеточной теории в один ряд с законом превращения энергии и эволюционным учением Ч. Дарвина. Он считал, что в общности клеточного строения организмов находит свое отражение общность происхождения всего органического мира на нашей планете. Сегодня учение о клетке имеет значение для установления и лечения заболеваний организма.
Где применимы знания о клетке?
- медицина (общий анализ крови, где по количеству клеток судят о состоянии пациента, искусственное оплодотворение, пластическая хирургия, пересадка клеток красного костного мозга при онкозаболеваниях; влияние никотина, алкоголя, наркотических веществ на клетки организма, вызывая в них изменения);
- генетика (стволовые клетки, изменение формы эритроцита: при замене одной аминокислоты на другую, глутаминовая кислота заменяется на валин, функции клеток зависят от белков, входящих в состав клеток);
- размножение растений методом культуры тканей, когда не удается размножить растение вегетативным путем (чтобы можно было управлять человеку процессом размножения);
- клонирование (генная инженерия);
- искусственное оплодотворение в сельском хозяйстве и т.д.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Работа с тестовыми заданиями из ЕГЭ. (обучающиеся обмениваются работами, сверяют с ответами на экране, оценивают работу.)
Домашнее задание.
Прочитать параграф учебника.
Выписать и выучить основные положения клеточной теории.
Найти другие методы изучения клетки.
ДАТА и ВРЕМЯ ПРОВЕРКИ: