СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологические карты уроков по УД "Биология"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: Учение о клетке

Тема: Строение и функции клетки

Просмотр содержимого документа
«Технологические карты уроков по УД "Биология"»


План занятия

Занятие №

2

Дата


УД/МДК:

Биология

Группа

311

Тема(Раздел) программы:

Тема урока:

Учение о клетке

Строение и функции клетки

Форма и методы занятия:

Беседа по предыдущим темам;

Рассказ с элементами беседы по новой теме с использованием мультимедийного оборудования;

Работа в группах (по рядам);

Самостоятельная работа с учебником.


Цель занятия:

расширить знания обучающихся о методах цитологии, познакомить студентов с историей становления клеточной теории.



1. Образовательная:

Рассмотреть понятия: клетка, клеточная теория, цитология, микроскопия;

2. Развивающая:

Продолжить формирование обще учебных умений и навыков, умения пользоваться научной терминологией;


3. Воспитательная:

Совершенствовать умение работать в группах;


Формируемые компетенции:

личностных: сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;

метапредметных: осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

предметных: сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

Методико-дидактические оснащение занятия:

Константинов В.М.Резанов А.Г.,Фадеева Е.О., Биология учебник для студ.учережд сред. проф. образования , Изд.центр «Академия» 2014

www.bio.Info.

Оборудование

презентация «Клеточная теория», портреты ученых, доклад обучающихся в виде презентации; раздаточные листы; таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки».



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

При изучении темы обратить внимание на:

Кто впервые увидел клетки и ввел термин «клетка»?

Цитология – наука о клетке, изучающая строение, химический состав, функции, индивидуальное развитие и эволюцию клеток живого.

методы цитологии.

  • использование микроскопов

  • центрифугирование

  • хроматография

  • электрофорез

  • использование радиоактивных изотопов

Положения клеточной теории Шванна и Шлейдена.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

В XVII веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы и совершили переворот в воззрение на строение живых организмов. Как вы думаете, что это за открытие? (клетка)

- Как называется наука о клетке? (цитология)

- Почему клетку принято считать единицей всего живого?

Предметом цитологии являются клетки одноклеточных и многоклеточных организмов, про которые можно изучить строение и химический состав, функции их структур, функции самих клеток, размножение и развитие клеток, приспособления клеток к условиям окружающей среды. Термину «клетка» 300 лет, а возраст науки 100 лет.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

заполнить таблицу:


Таблица «История изучения клетки»


Год

Ученый

Открытие




















- 1590г З. Янсен изобрел микроскоп

- 1665г. Р. Гук ввел термин «клетка»

- 1676г. А. Левенгук описал бактерии

- 1682г. Грю ввел термин «ткани»

- 1781г. Ф. Фонтана зарисовал клетки животных и их ядра

- 1827 г. Карл Бэр обнаружил яйцеклетку у млекопитающих.

- 1831г. Р. Браун описал ядро растительной клетки

- 1838-1839 годы. Ботаник Матиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн объединили идеи разных ученых и сформулировали клеточную теорию, которая постулировала, что основной единицей структуры и функции в живых организмах является клетка.

- 1855 год. Рудольф Вирхов показал, что все клетки образуются в результате клеточных делений.


Изучи основные пункты этой теории в учебнике

-Найдите в тексте слайда положения клеточной теории Шванна и Шлейдена.
Какое из этих положений неверно с современной точки зрения?

-А какой немецкий ученый установил это? Расскажет нам …

Почему дополнение принципа Р. Вирхова к клеточной теории было очень важным?

- Найдите в учебнике основные положения современной клеточной теории. Прочитайте их.

Клеточная теория оказала огромное влияние на развитие всего естествознания в целом. Ф. Энгельс поставил создание клеточной теории в один ряд с законом превращения энергии и эволюционным учением Ч. Дарвина. Он считал, что в общности клеточного строения организмов находит свое отражение общность происхождения всего органического мира на нашей планете. Сегодня учение о клетке имеет значение для установления и лечения заболеваний организма.

Где применимы знания о клетке?

- медицина (общий анализ крови, где по количеству клеток судят о состоянии пациента, искусственное оплодотворение, пластическая хирургия, пересадка клеток красного костного мозга при онкозаболеваниях; влияние никотина, алкоголя, наркотических веществ на клетки организма, вызывая в них изменения);

- генетика (стволовые клетки, изменение формы эритроцита: при замене одной аминокислоты на другую, глутаминовая кислота заменяется на валин, функции клеток зависят от белков, входящих в состав клеток);

- размножение растений методом культуры тканей, когда не удается размножить растение вегетативным путем (чтобы можно было управлять человеку процессом размножения);

- клонирование (генная инженерия);

- искусственное оплодотворение в сельском хозяйстве и т.д.



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Работа с тестовыми заданиями из ЕГЭ. (обучающиеся обмениваются работами, сверяют с ответами на экране, оценивают работу.)

Домашнее задание.

Прочитать параграф учебника.

Выписать и выучить основные положения клеточной теории.

Найти другие методы изучения клетки.


ДАТА и ВРЕМЯ ПРОВЕРКИ: