Тема: «Технологические машины »
Цели:
Предметные: В области познавательной культуры:
знания основных технологических понятий;
знание назначения и устройства применяемых приспособлений, машин и оборудования;
знания о видах, приемах и последовательности выполнения технологических операций, влияния различных технологий обработки материалов и влияния продукции на окружающую среду и здоровье человека.
В области трудовой культуры:
Способность преодолевать трудности; составлять последовательность выполнения технологических операций.
В области коммуникативной культуры:
Способность интересно и грамотно излагать знания о технологической культуре.
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности.
Метапредметные: Понимание технологических процессов как основы современного производства и современной постиндустриальной культуры;
Понимание влияния технологических процессов на окружающую среду, здоровье человека как важнейшего условия саморазвития и самореализации, осознание свободы выбора профессиональной деятельности;
Ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственную позицию, отвечать за результаты своей деятельности.
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе деятельности.
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной форме, проявление к собеседнику внимания, уважения;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения.
Личностные: Владение знаниями об основных технологических понятиях, видах, приемах и последовательности выполнения технологических операций;
Владение знаниями о влиянии различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
Владение знаниями о профессиях и специальностях, связанных с обработкой материалов.
Методическое оснащение урока.
Материально – техническая база:
ПК, ММП.
Дидактическое обеспечение:
Информационные карты «Объекты», «Технические устройства», схемы «Технические устройства», «Сверлильный станок» «Токарный станок»
Метод обучения: рассказ, объяснение, демонстрация схем.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Приветствие.
Проверка явки учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания.
Доведение до учащихся плана урока.
2.Актуализация знаний учащихся.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята.
Какую, на ваш взгляд, роль играют машины и механизмы в развитии общества? Приведите примеры?
Таким образом, мы с вами можем назвать тему нашего урока.. «Технологические машины»
А целью урока является:Цель – познакомиться с основными видами машин и их составными частями, видами механизмов и типами механических передач.
Учебные задачи:
-изучить виды и составные части машин, новые технические и технологические термины;
-изучить основные механизмы и виды механических передач, их применяемость
Но прежде чем начать изучать новый материал, необходимо повторить ранее изученный материал.
Проверка домашнего задания:
Назначение и устройство штангенциркуля.
Молодцы, хорошо справились с домашним заданием.
Изложение нового материала
Тема нашего урока «Технологические машины»
Для облегчения условий труда людей, повышения производительности труда используется много разных машин, которые частично или полностью берут на себя производственные функции человека.
Машина - это устройство, предназначенное для выполнения полезной работы при преобразовании материалов, энергии или информации.
В зависимости от функций, которые выполняют машины, они делятся на рабочие, энергетические и информационные.
Энергетические машины преобразуют один вид энергии в другой. В обычном автомобиле энергетическая машина - бензиновый двигатель, который преобразует химическую энергию топлива в механическую энергию вращения. В электрическом двигателе электрическая энергия преобразуется в механическую энергию вращающийся части двигателя - ротора.
Информационные машины преобразуют информацию. К этой группе относятся электронно-вычислительные машины.
К рабочим машинам относятся технологические, транспортные, транспортирующие и бытовые машины. Транспортные машины осуществляют перемещение людей и грузов на большие расстояния. К ним относятся самолеты, локомотивы, автомобили (рис. 3.1)
. Транспортирующие машины перемещают людей и грузы на малые расстояния. К этой группе относятся эскалаторы, подъемные краны (рис 3.2),
конвейеры.
Технологические машины предназначены для преобразования материалов. Примером технологической машины является токарный станок (рис. 3.3)
для обработки древесины, основное назначение которого — изготовление деталей из древесины посредством точения.
Бытовые машины используются в домашнем хозяйстве. К этой группе относятся, например, пылесосы, стиральные и посудомоечные машины, миксеры, соковыжималки(рис. 3.4).
Любая рабочая машина состоит из трёх основных частей: рабочего (исполнительного) органа, двигателя и передаточного механизма.
Двигатель – это устройство, которое преобразует какой-либо вид энергии (электрическую, тепловую, химическую) в механическую работу.Это источник движения рабочей машины. Рабочий орган выполняет необходимые технологические операции или сообщает движение заготовке и инструменту. В сверлильном и токарном станках — это шпиндель. Для передачи движения от двигателя к рабочему устройству используются передаточные механизмы. Например, ремённая передача в токарном станке по обработке древесины
Машины, а также некоторые приспособления и инструменты устроены таким образом, что движение от одних деталей должно передаваться другим. Механические системы, предназначенные для передачи или преобразования движения, называются механизмами. Существует большое количество разнообразных механизмов.
Например, механизмами являются зубная передача в ручной и электрической дрелях; цепная передача в велосипеде (рис. 3.5)
Рис. 3.5. Велосипед для фристайла
; винтовой механизм в зажимах столярного верстака и т. д.
Для передачи вращательного движения на сравнительно большое расстояние используют ремённую передачу, состоящую из двух шкивов и надетого на них плоского или клиновидного ремня
Для графического описания принципа действия машины используют кинематические схемы. Кинематическая схема – это такая схема, на которой показана последовательность передачи движения от двигателя к рабочему органу машины посредством передаточного механизма.
1 – электродвигатель; 2, 9 – двухступеньчатый шкив; 3 – подшипник качения; 4 – вал ; 7 – винт; 8 – неразъемная гайка на винте
Рис. 3.5. Кинематическая схема токарного станка СТД-120М:
Для изображения элементов машины или механизма на схеме используются специальные обозначения (таб. 3.1).
Таблица3.1
Закрепление нового материала.
1. Что такое технологическая машина? Приведите примеры технологических машин, установленных в мастерских вашей школы.
2. Каково основное назначение кинематической схемы?
3. Что представляет собой винтовой зажим столярного верстака: это механизм, деталь или машина? Какой вид движения используется в нём?
Задание 1. Найдите в Интернете информацию о современных транспортирующих машинах. Расскажите о том, как они помогают людям в быту и на производстве.
Практическая работа
В 5-м классе вы изучали сверлильный станок марки НС-12 и его несложную кинематическую схему. Сейчас вы изучили кинематическую схему токарного станка СТД 120М.
Нарисуйте таблицу и заполните её, указав, что общего и что различного в этих технологических машинах и кинематических схемах.
Технологические машины марки ВСН и СТД-120М |
Общее | Различия |
| |
Самостоятельная работа
Найдите в Интернете информацию о современных транспортирующих машинах. На одном из примеров транспортирующих машин, опишите её сферу применения, работу узлов и механизмов, используемое топливо.
Вопросы
1. Приведите примеры информационных машин. Какими машинами пользуются в вашей семье?
2. Объясните понятие технологическая машина.
3. С какими технологическими машинами уже приходилось сталкиваться в школе? Какое их предназначение?
4. С какими механизмами технологических машин вы познакомились на уроке?
5. Для чего нужны условные обозначения в кинематических схемах?
6. Где используются цилиндрические зубчатые передачи?
Повторение новых понятий:
машина, рабочая машина, энергетическая машина, транспортная машины, транспортирующая машина, бытовая машина, технологическая машина, рабочий орган, двигатель, передаточный механизм, подшипник, кинематическая схема.
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Сообщение о достижении целей урока.
Оценка результатов труда учащихся.
Задание на дом
Условные обозначения на кинематических схемах
(заполнить таблицу)
Наименование | Изображение | Условное обозначение |
1. Вал, ось, стержень | | |
2. Подшипник качения | | |
3. Соединение детали с валом: а) свободное при вращении; б) глухое | | |
4. Шкив ступенчатый, закреплённый на валу на глухой шпонке | | |
5. Передача клиновидным ремнём | | |
6. Гайка неразъемная на винте, передающем движение | | |
7.Цилиндрическая зубчатая передача | | |
8. Электродвигатель | | |