СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологические подходы формирования функциональной грамотности у младших школьников через речевые умения на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приемы по формированию функциональной грамотности для работы на уроках литературного чтения в 1-2 классах.

Просмотр содержимого документа
«Технологические подходы формирования функциональной грамотности у младших школьников через речевые умения на уроках литературного чтения»

На основе изучения М.А. Рыбниковой уроков литературного чтения в начальной школе, ею были выявлены следующие речевые умения:

  1. Умение выражать свое субъективное отношение к прочитанному (прослушанному) произведению, устная оценка того влияния, которое оказало произведение на слушателя.

  2. Умение различать художественный и нехудожественный, поэтический и прозаический тексты.

  3. Умение анализировать основные средства выразительности, использованные автором  и на основе этого – формирование умения выделять идею произведения, раскрывать замысел автора.

  4. Умение осуществлять связную речь учеником,

  5. Умение пересказывать текст, отвечать на вопросы.

В 1 классе особое внимание уделяется формированию читательских умений:

  • умению читать;

  • умению работать с текстом;

  • умению работать с книгой.

Для разработки заданий на формирование читательских умений существуют следующие требования:

  • межпредметный подход к отбору содержания текстов;

  • разнообразные ситуации и контексты, в которых необходимо

ориентироваться с опорой на текст (учебные, личные, общественные,деловые);

  • разнообразные тексты (материалы для чтения) и источникиинформации;

  • необходимость использования различных приемов работы с текстом;

  • многовариантность решения предлагаемых задач;

  • опора на личный опыт обучающегося.

Основой для формирования читательских умений через речевые умения на уроках литературного чтенияявляется текст.

Типы заданий к тесту для формирования читательских умений

Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения через речевые умения:

  • Прием «Ошибкоопасное место» для формирования грамотного письма.

  • Прием «Лови ошибку» для формирования грамотного письмадля создания проблемной ситуации.

  • Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно» - приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка.

Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

  • Прием «Проблемная ситуация».

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

  • Приемы «Своя опора», «Ключевые слова», которые научат ребенка работать с информацией.

Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на этапе закрепления знаний. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др.

  • Тренинги для развития быстрого чтения Ткачёвой О.Н.

«Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов» «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» и др.

  • Приёмы «Чтение с остановками» и «Своя опора».