На основе изучения М.А. Рыбниковой уроков литературного чтения в начальной школе, ею были выявлены следующие речевые умения:
Умение выражать свое субъективное отношение к прочитанному (прослушанному) произведению, устная оценка того влияния, которое оказало произведение на слушателя.
Умение различать художественный и нехудожественный, поэтический и прозаический тексты.
Умение анализировать основные средства выразительности, использованные автором и на основе этого – формирование умения выделять идею произведения, раскрывать замысел автора.
Умение осуществлять связную речь учеником,
Умение пересказывать текст, отвечать на вопросы.
В 1 классе особое внимание уделяется формированию читательских умений:
умению читать;
умению работать с текстом;
умению работать с книгой.
Для разработки заданий на формирование читательских умений существуют следующие требования:
межпредметный подход к отбору содержания текстов;
разнообразные ситуации и контексты, в которых необходимо
ориентироваться с опорой на текст (учебные, личные, общественные,деловые);
разнообразные тексты (материалы для чтения) и источникиинформации;
необходимость использования различных приемов работы с текстом;
многовариантность решения предлагаемых задач;
опора на личный опыт обучающегося.
Основой для формирования читательских умений через речевые умения на уроках литературного чтенияявляется текст.
Типы заданий к тесту для формирования читательских умений
Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения через речевые умения:
Прием «Ошибкоопасное место» для формирования грамотного письма.
Прием «Лови ошибку» для формирования грамотного письмадля создания проблемной ситуации.
Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно» - приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка.
Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.
Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.
Приемы «Своя опора», «Ключевые слова», которые научат ребенка работать с информацией.
Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на этапе закрепления знаний. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др.
«Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов» «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» и др.