СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии коррекции психосоматики в юношеском возрасте

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологии коррекции психосоматики в юношеском возрасте»

Технологии коррекции психосоматики в юношеском возрасте.   Выполнили: Лобанова Е. Г. Шарапова Е. Н.

Технологии коррекции психосоматики в юношеском возрасте.

Выполнили: Лобанова Е. Г.

Шарапова Е. Н.

понятие Психосоматика  (от др.-греч. ψυχή — душа и σῶμα — тело) — направление в медицинской психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение, течение, исход соматических (телесных) заболеваний

понятие

  • Психосоматика  (от др.-греч. ψυχή — душа и σῶμα — тело) — направление в медицинской психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение, течение, исход соматических (телесных) заболеваний
понятие Психосоматические заболевания  — это группа болезней, причинами которых являются неполадки в нервной системе больного с симптомами, похожими на заболевания внутренних органов.

понятие

  • Психосоматические заболевания  — это группа болезней, причинами которых являются неполадки в нервной системе больного с симптомами, похожими на заболевания внутренних органов.
Направления работы: психоаналитическую концепцию возникновения психосоматических расстройств; конверсионная модель образования симптомов;  концепцию о вегетативном неврозе Ф. Александера; концепцию двухфазного вытеснения А. Митчерлиха; интегративную модель здоровья, болезни и болезненного состояния по Г. Вайнеру и другие.

Направления работы:

  • психоаналитическую концепцию возникновения психосоматических расстройств;
  • конверсионная модель образования симптомов;
  • концепцию о вегетативном неврозе Ф. Александера;
  • концепцию двухфазного вытеснения А. Митчерлиха;
  • интегративную модель здоровья, болезни и болезненного состояния по Г. Вайнеру и другие.
Под психосоматическими заболеваниями следует понимать смещение переживаний и внутриличностных конфликтов человека из психологической сферы в телесную.
  • Под психосоматическими заболеваниями следует понимать смещение переживаний и внутриличностных конфликтов человека из психологической сферы в телесную.
Причины возникновения: неотреагированные эмоции, неразрещенный внутренний конфликт, психологическая травма, внушение или самовнушение,  самонаказание,  условная выгода, идентификация с другим человеком

Причины возникновения:

  • неотреагированные эмоции,
  • неразрещенный внутренний конфликт,
  • психологическая травма,
  • внушение или самовнушение,
  • самонаказание,
  • условная выгода,
  • идентификация с другим человеком
классификация психосоматических расстройств: состоит из конверсионных симптомов (затрагивают произвольную моторику и органы чувств: истерический паралич, «ползание мурашек», психогенная слепота и глухота, рвота, болевые феномены и др.)  функциональные симптомы (нарушение отдельных органов или систем: ком в горле, расстройства желудка и др.) психосоматозы (изменения и патологические нарушения в органах).

классификация психосоматических расстройств:

  • состоит из конверсионных симптомов (затрагивают произвольную моторику и органы чувств: истерический паралич, «ползание мурашек», психогенная слепота и глухота, рвота, болевые феномены и др.)
  • функциональные симптомы (нарушение отдельных органов или систем: ком в горле, расстройства желудка и др.)
  • психосоматозы (изменения и патологические нарушения в органах).
критерии и проявления отсутствие отягощенной наследственности; отсутствие объективных причин с точки зрения медицины; последовательность симптомов;  симптом обостряется в проблемной ситуации.

критерии и проявления

  • отсутствие отягощенной наследственности;
  • отсутствие объективных причин с точки зрения медицины;
  • последовательность симптомов;
  • симптом обостряется в проблемной ситуации.
Техники и методы работы: «Внутренний доктор» проводится в три этапа: 1) клиент выполняет интенсивные хлопки ладонями по спине; 2) обняв себя за плечи качается вперед и назад на ступнях, одновременно фиксируя внимание на проблемной зоне; 3) позволяет своему организму выдавать те реакции, которые он захочет выдавать (человек начинает совершать определенные движения, способствующие снятию блоков и зажимов).

Техники и методы работы:

  • «Внутренний доктор» проводится в три этапа:
  • 1) клиент выполняет интенсивные хлопки ладонями по спине;
  • 2) обняв себя за плечи качается вперед и назад на ступнях, одновременно фиксируя внимание на проблемной зоне;
  • 3) позволяет своему организму выдавать те реакции, которые он захочет выдавать (человек начинает совершать определенные движения, способствующие снятию блоков и зажимов).
«Запах лекарства» клиента просят представить себе запах воображаемого лекарства, которое нужно именно этому месту в теле при данном заболевании. Необходимо представать как данный запах проникает в это место и лечит его. Подобным образом автор предлагает использовать методику «Поток воды в теле».
  • «Запах лекарства» клиента просят представить себе запах воображаемого лекарства, которое нужно именно этому месту в теле при данном заболевании. Необходимо представать как данный запах проникает в это место и лечит его. Подобным образом автор предлагает использовать методику «Поток воды в теле».
«Создатель симптома» состоит из 4 этапов: 1) вначале клиент подробно описывает симптом (как начинается, как протекает, в каких ситуациях возникает, какими телесными ощущениями и чувствами сопровождается); 2) далее психолог разъясняет клиенту метафору «Создателя симптома», как если бы сам клиент создавал у себя данный симптом (какими действиями бы он его создавал); 3) клиент начинает совершать действия создателя симптома перед собой (давление руками, удары, разминать, пинать ногами и прочее); 4) в течение нескольких минут клиент без остановки совершает данные действия, причем они должны приносить своеобразное удовольствие от его исполнения. Клиенту необходимо ответить на вопрос «Что мне нравиться в этом действии?».
  • «Создатель симптома» состоит из 4 этапов:
  • 1) вначале клиент подробно описывает симптом (как начинается, как протекает, в каких ситуациях возникает, какими телесными ощущениями и чувствами сопровождается);
  • 2) далее психолог разъясняет клиенту метафору «Создателя симптома», как если бы сам клиент создавал у себя данный симптом (какими действиями бы он его создавал);
  • 3) клиент начинает совершать действия создателя симптома перед собой (давление руками, удары, разминать, пинать ногами и прочее);
  • 4) в течение нескольких минут клиент без остановки совершает данные действия, причем они должны приносить своеобразное удовольствие от его исполнения. Клиенту необходимо ответить на вопрос «Что мне нравиться в этом действии?».
«Пустой стул» Техника предназначена для интеграции клиента с собственной болезнью. На пустом стуле клиент визуализирует образ своей болезни и выясняет причину ее возникновения. Хронические клиенты исследуют потребности своей болезни и ищут социально-приемлемые формы ее выражения.
  • «Пустой стул» Техника предназначена для интеграции клиента с собственной болезнью. На пустом стуле клиент визуализирует образ своей болезни и выясняет причину ее возникновения. Хронические клиенты исследуют потребности своей болезни и ищут социально-приемлемые формы ее выражения.
Технологии: Арт-терапия (танец, рисунок, сказка и др.) Танцевальная психотерапия предполагает два варианта: танец больного органа; танец болезни и танец выздоровления. Задача клиента найти то музыкальное сопровождение, которое подходит под его симптом. В первой части танца клиент в течение нескольких минут исполняет «танец боли» (например, «танец головной боли», «танец тошноты» и прочее). Во второй части танца, уже под другую музыку, клиент исполняет «танец выздоровления».

Технологии:

  • Арт-терапия (танец, рисунок, сказка и др.)
  • Танцевальная психотерапия предполагает два варианта: танец больного органа; танец болезни и танец выздоровления. Задача клиента найти то музыкальное сопровождение, которое подходит под его симптом. В первой части танца клиент в течение нескольких минут исполняет «танец боли» (например, «танец головной боли», «танец тошноты» и прочее). Во второй части танца, уже под другую музыку, клиент исполняет «танец выздоровления».
В качестве рисуночных методов применяют технику «Расчлененка». Перед началом техники клиент берет 7 листов формата А4 и 7 цветных карандашей. Стоит помнить, что на каждом новом листе клиент может рисовать только карандашом одного цвета.
  • В качестве рисуночных методов применяют технику «Расчлененка».
  • Перед началом техники клиент берет 7 листов формата А4 и 7 цветных карандашей. Стоит помнить, что на каждом новом листе клиент может рисовать только карандашом одного цвета.
Классические рисуночные техники состоят в изображении клиентом своего симптома, который может быть отнесен к следующим типам рисунка: метафора болезни, живой образ, патологический процесс и ситуация болезни (М. Минакова). К каждому типу рисунка психолог задает свои вопросы, которые позволяют выявить причины симптома, а также найти эффективные и экологичные способы справится с ним.
  • Классические рисуночные техники состоят в изображении клиентом своего симптома, который может быть отнесен к следующим типам рисунка: метафора болезни, живой образ, патологический процесс и ситуация болезни (М. Минакова). К каждому типу рисунка психолог задает свои вопросы, которые позволяют выявить причины симптома, а также найти эффективные и экологичные способы справится с ним.
Сказкотерапия в качестве метода работы с психосоматическими заболеваниями предполагает создание клиентом сказки о своем больном органе (симптоме) и анализе ответов на вопросы по сценарию и результатам изложения текста
  • Сказкотерапия в качестве метода работы с психосоматическими заболеваниями предполагает создание клиентом сказки о своем больном органе (симптоме) и анализе ответов на вопросы по сценарию и результатам изложения текста
Технология сотрудничества: создание условий для активной совместной деятельности в разных ситуациях;  формирование коммуникативной личности, которая умеет сотрудничать с людьми, способна преодолевать трудности, готова слушать и слышать;  оказание эмоциональной поддержки;  обеспечение возможности утвердиться в себе, попробовать свои силы;  накопление опыта умения учиться от постановки цели через планирование её достижения до рефлексии. 

Технология сотрудничества:

  • создание условий для активной совместной деятельности в разных ситуациях; 
  • формирование коммуникативной личности, которая умеет сотрудничать с людьми, способна преодолевать трудности, готова слушать и слышать; 
  • оказание эмоциональной поддержки; 
  • обеспечение возможности утвердиться в себе, попробовать свои силы;
  • накопление опыта умения учиться от постановки цели через планирование её достижения до рефлексии. 
Диагностики:  Диагностическая беседа (При соматическом заболевании диагностическая беседа направлена на определение в первую очередь нынешнего внешнего и внутреннего состояния клиента Что знает пациент о своем заболевании? Какое значение имеет оно для него сейчас и в его жизни в целом? Имеется ли у него свой взгляд, в соответствии с которым он сам, его родные, психотерапевты или кто-либо еще ответственны за это заболевание? Соответствует ли его знание о болезни, ее причинах и течении психотерапевтической оценке?)

Диагностики:

  • Диагностическая беседа (При соматическом заболевании диагностическая беседа направлена на определение в первую очередь нынешнего внешнего и внутреннего состояния клиента Что знает пациент о своем заболевании? Какое значение имеет оно для него сейчас и в его жизни в целом? Имеется ли у него свой взгляд, в соответствии с которым он сам, его родные, психотерапевты или кто-либо еще ответственны за это заболевание? Соответствует ли его знание о болезни, ее причинах и течении психотерапевтической оценке?)
Диагностика:  Психологические тесты в психосоматической практике (тесты Люшера, Розенцвейга, Роршаха, тест-опросник Г. Айзенка (EPI) и методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела (16PF) Для изучения оценки клиентом своего самочувствия, активности и настроения используют тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН)

Диагностика:

  • Психологические тесты в психосоматической практике (тесты Люшера, Розенцвейга, Роршаха, тест-опросник Г. Айзенка (EPI) и методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела (16PF)
  • Для изучения оценки клиентом своего самочувствия, активности и настроения используют тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН)