СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии обработки пищевых продуктов. Кулинария. Кухня, санитарно-гигиенические требования к помещению кухни. Этикет, правила сервировки стола. Проект по теме «Питание и здоровье человека»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха,тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать,что необходимо для жизни: ты сама жизнь.                                              (А. де Сент-Экзюпери. Планета людей)

Просмотр содержимого документа
«Технологии обработки пищевых продуктов. Кулинария. Кухня, санитарно-гигиенические требования к помещению кухни. Этикет, правила сервировки стола. Проект по теме «Питание и здоровье человека»»

Тема урока: Технологии обработки пищевых продуктов. Кулинария. Кухня, санитарно-гигиенические требования к помещению кухни. Этикет, правила сервировки стола. Проект по теме «Питание и здоровье человека»

5 класс Тип урока: урок “открытия” новых знаний.

Планируемые образовательные результаты.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Универсальные познавательные учебные действия: Базовые логические действия: выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;

Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;

Регулятивные универсальные учебные действия:

Самоорганизация: уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;

Предметные: знать и называть пищевую ценность яиц, круп, овощей; приводить примеры обработки пищевых продуктов, позволяющие максимально сохранять их пищевую ценность;называть технологии первичной обработки овощей, круп; называть технологии приготовления блюд из яиц, овощей, круп; называть виды планировки кухни; способы рационального размещения мебели;

Словарь урока: санитарно-гигиенические требования, кухонная столовая и чайная посуда, столовые приборы, правила безопасной работы на кухне; пищевые вещества, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества; пищевая пирамида, режим питания.

Ход урока

1 этап. Организационный момент.

2 этап. Мотивация.

Чтобы приготовить воскресный завтрак для всей семьи, необходимо):

  • ознакомиться с понятием кулинария;

  • узнать, что такое санитарно-гигиенические требования;

  • попробовать себя в качестве официанта;

  • научиться правильно мыть посуду;

  • освоить приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;

  • научиться оказывать первую помощь при ожогах и отравлениях;

  • узнать, какие питательные вещества необходимы человеку;

  • научиться готовить вкусные и полезные блюда для завтрака;

  • научиться сервировать стол к завтраку и оформлять блюда.

Посмотрите на требования к выполнению нового проекта и определите, сможете ли вы разработать проект без дополнительной подготовки?

3 этап. Актуализация знаний.

  • Что такое проект?

  • Что такое творческое проектирование?

  • Какие этапы выполнения проекта вы знаете?

4 этап. Целеполагание и планирование.

Что вы должны узнать для выполнения творческого проекта по кулинарии

  • Познакомиться с понятием кулинария.

  • Узнать, какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при выполнении кулинарных работ.

  • Научиться ухаживать за посудой, поверхностью стен и пола.

  • Изучить безопасные приемы работы на кухне и правила оказания первой помощи при порезах и ожогах.

  • Узнать, какие питательные вещества входят в состав пищи.

  • Узнать, что такое пищевая пирамида.

  • Научиться оказывать первую помощь при пищевых отравлениях.

  • Познакомиться с понятием режим питания.

5 этап. “Открытие” нового знания (изучение новой темы).

  • Понятие кулинария.

  • Слово кулинария происходит от латинского culina – “кухня” и означает искусство приготовления пищи.

  • Санитария и гигиена на кухне.

Санитария (от лат. sanitas — “здоровье”) — система мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и профилактику различных заболеваний (слайд 6).

Значение слова гигиена вы можете самостоятельно узнать в Интернете и оформить сообщение.

К помещению кухни и столовой предъявляют особые требования – это, прежде всего, чистота. Так было всегда: и в прошлом, когда готовили пищу на открытом огне, и теперь, в условиях высокотехничного оснащения кухни (слайд 7).

Определите, какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при проведении кулинарных работ (слайд 8):

Если ты пришел на кухню, Руки мыть ты не спеши/. Фартук надевать не нужно,Его ты вовсе не носи./

Не спеши ты вымыть фрукты –  От мытья им только вред./
Прихватив ножи и доску, Режь скорее все подряд.  /

Позабудь про холодильник! Подготовь на кухне полку. Молоко, сосиски, рыбу На ней лучше сохранишь./

Обратите внимание на способы маркировки разделочных досок! 

Какие еще требования необходимо соблюдать во время работы на кухне?

Прочитайте материал учебника и дополните правила (самостоятельная работа с учебником).

Посуда для кухни и уход за ней; уход за поверхностью стен и пола.

Первичное закрепление полученных знаний: упражнение на соотнесение 

  • Определите, какие предметы к какой посуде относятся.

  • Последовательность мытья посуды.

  • Безопасные приемы работы на кухне

Практическая работа Проект по теме «Питание и здоровье человека

Для того чтобы жить, человеку нужно питаться. Это – физиологическая потребность. Но не вся пища, которой мы утоляем голод, нужна и полезна организму. Какое же питание является здоровым?

  • Пищевые (питательные) вещества.

Определите значение для человека таких веществ, как белки, жиры, углеводы и витамины.Пищевая пирамида.

Работа с карточками .Режим питания.

Для того чтобы пища приносила наибольшую пользу, нужно принимать ее в необходимых количествах и в определенное время

  1. Сколько раз в день необходимо принимать пищу?

  2. Как называются приемы пищи?

  3. Какой прием пищи считается главным? Почему?

  4. Какие продукты можно использовать для перекусов?

.

Физкультминутка

Практическая работа «Определение качества питьевой воды»

Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха,тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать,что необходимо для жизни: ты сама жизнь. (А. де Сент-Экзюпери. Планета людей)

Вода – самое удивительное, самое распространенное и самое необходимое вещество на Земле. Почти 3/4 поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере; в виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор и в полярных странах. В недрах земли также находится вода, пропитывающая почву и горные породы.От воды зависит климат планеты. Геофизики утверждают, что Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не вода.

Вода – необходима для жизни человека, растений и животных.

• Вода - основа жизни на Земле .

• Человек на 80% состоит из воды .

• Без воды гибель наступает через 3-4 дня.

• В среднем человек должен потреблять 1,5-2 литра воды в сутки.

• Вода - универсальный растворитель.

Вода оказывает огромное влияние на здоровье человека. Для выживания живого организма ежедневно требуется определенное количество воды. Вопрос качества подаваемой воды играет важную роль в сохранении здоровья людей. Судя по историческим свидетельствам, ещё Гиппократ связывал качество питьевой воды со здоровьем человека: «следует знать о водах, какие воды вредны и какие очень здоровы, какие неудобства и какое благо происходит от употребления вод, так как они имеют большое влияние на здоровье человека».

Актуальность темы

Для того чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую качественную питьевую воду. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья человека - одна из наиболее актуальных проблем современности.

Цель нашей работы: опытным путём доказать пригодность воды, поступающей к нам по водопроводу, для питья.

Задачи:

• изучить научно – познавательную литературу по данной теме;

• провести опрос среди школьников;

• определить качество воды, которую употребляют школьники;

• описать полученные результаты;

• дать рекомендации по улучшению воды пред употреблением.

Гипотезы-предположения:

• вода оказывает влияние на здоровье человека.

• Вода,поступающая через централизованное водоснабжение соответствуют СанПиНу 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды»

Чтобы проверить гипотезы я использовала различные методы исследования.

Методы исследования:

• изучение научно-познавательной литературы;исследование качества водопроводной воды;опрос среди учащихся 5-7 классов;описание результатов.

Материально – техническое обеспечение:цифровой фотоаппарат;компьютер

выступление уч-ся Состав воды.

Вода, самое распространенное соединение в природе, не бывает абсолютно чистой.

Природная вода содержит многочисленные растворенные вещества – соли, кислоты, щелочи, газы (углекислый газ, азот, кислород сероводород), продукты отходов промышленных предприятий и нерастворимые частицы минерального и органического происхождения.

Свойства и качество воды зависят от состава и концентрации содержащихся в ней веществ. Наиболее чистая природная вода – дождевая, но и она содержит примеси и растворенные вещества (до 50 мг/л).

ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ ДЛЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Вода второе по значимости вещество после воздуха для жизни человека.

Значение воды в жизни человека очень велико. Достаточное поступление воды в организм является одним из основных условий здорового образа жизни. Вода доставляет питательные вещества в каждую клетку, выводит токсины, шлаки и излишки солей, содействует понижению кровяного давления. Потребление достаточного количества воды — это один из лучших способов предотвратить образование камней в почках. Вода как бы «смазывает» суставы, а также регулирует температуру тела и обеспечивает эластичность кожи. Вода необходима для нормального пищеварения. Участвуя в обмене веществ, эта уникальная жидкость позволяет уменьшить жировые накопления и снизить вес.

Потеря воды для организма, опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды не более нескольких суток.

КАЧЕСТВО ВОДЫ И ЗДОРОВЬЕ

Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Прежде всего, это связано с качеством употребляемой воды.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) - 85% всех заболеваний в мире передается водой. Болезни, передаваемые через загрязненную воду, вызывают ухудшение состояния здоровья, инвалидность и гибель огромного числа людей, особенно детей. Ежегодно 25 миллионов человек умирает от этих заболеваний.

Вода, которую мы потребляем, должна быть чистой. По санитарным нормам любая вода, которая течет из крана, должна отвечать стандартам питьевой воды. (СанПиН 2.1.4.1074 - 01 «Питьевая вода»).

Очень опасно присутствие в питьевой воде микроорганизмов, особенно бактерий из группы кишечных палочек и энтеровирусы, поражающих желудочно-кишечный тракт, а

также вирус гепатита. Чтобы обеззаразить воду от микроорганизмов, её хлорируют.

Хлором обеззараживают воду, поскольку он — способен уничтожать болезнетворные микроорганизмы. Однако с некоторыми соединениями, находящимися в воде, хлор вступает в реакцию. В результате образуются гораздо более неприятные соединения, чем сам хлор. Они придают воде неприятный запах, влияют на печень и почки.

Иногда в питьевой воде встречается много солей соляной и серной кислот (хлориды и сульфаты). Они придают воде соленый и горько-соленый привкус. Употребление такой воды приводит к нарушению деятельности желудочно- кишечного тракта.

Вода также отвечает за зубы человека. От того сколько фтора содержится в воде зависит частота заболеваемости кариесом.

Многие химические вещества чаще всего вызывают рак либо воздействуют на печень и почки и как следствие – на кровь, поскольку почки и печень — “очистные органы человеческого организма”.

Без всякого преувеличения можно сказать, что высококачественная вода – одно из непременных условий сохранения здоровья людей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Результаты опроса учащихся 5-7 классов

Для того чтобы выяснить уровень знаний учащихся школы о качестве питьевой воды и влиянии её на организм человека, мы провели анкетирование среди школьников. Всего было проанкетировано 20 человек.

1. Пьёшь ли ты воду из – под крана?

2. Кипятишь ли ты воду перед употреблением?

3. Какую воду ты выберешь для утоления жажды?

А ) бутылированную, Б) кипячёную, В) водопроводную.

ВЫВОДЫ

Исходя из результатов, проведенного анкетирования, нами сделан вывод о том, что многие школьники недостаточно информированы о последствиях воздействия некачественной воды на организм каждого из нас. Ребята недооценивают вред, наносимый такой питьевой водой человеческому организму.

АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ВОДЫ

Методика исследования:

Для анализа были взяты пробы воды:

• водопроводная вода из крана в школе

• Результаты исследования сведены в таблицу (приложение, табл. 3).

Проведение ряда опытов по изучению качества воды.

Любое знакомство со свойствами воды начинается с определения органолептических показателей, т.е. таких, для определения которых мы пользуемся нашими органами чувств: зрением, обонянием, вкусом.

К органолептическим относятся такие характеристики, как цветность, прозрачность, вкус, количество взвешенных веществ.

Органолептическая оценка даёт много информации о качестве воды.

Опыт 1. Определение интенсивности запаха воды.

Анализ на запах должен показать, присутствует ли какой - либо чужеродный запах.

Различают - гнилостный, болотный, землистый и так далее. Запах определяется при комнатной температуре Результат: обнаруживается слабый запах.

опыт 2. Определение прозрачности воды.

Анализ на цветность должен показать, какого цвета вода, прозрачная, замутненная, с каким либо оттенком. Определяют это с помощью белого листа бумаги. При дневном свете надо поставить лист позади пробирок и внимательно посмотреть на цвет воды

Результат: Этот анализ показал, что вода прозрачная.

Опыт 3. Фильтрация воды.

Анализ на осадок показывает, есть ли в воде какие - либо частицы, хлопья и т.д. Различают как ничтожный, незначительный, заметный, большой.

Результат: на фильтре никаких частей нет, значит, вода чистая.

Опыт 4. Определение наличия в воде растворённых солей.

Результат: в исследуемой воде есть растворённые соли.

Опыт 5. Определение водородного показателя (рН).При опускании лакмусовой бумажки в

пробирку с водой, цвет её не изменился. результат: водопроводная вода имеет нейтральную среду

Вывод:

• Качество питьевой воды в учебное заведение соответствует нормам и требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.

• Вода, которую мы пьём из под крана не пригодна для питья. Необходимо соблюдать рекомендации по употреблению водопроводной воды. (Приложение )


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Без всякого преувеличения можно сказать, что высококачественная вода, отвечающая санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим требованиям, является одним из непременных условий сохранения здоровья людей.

22 марта отмечается Всемирный день воды. Он отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она всё чаще требует защиты. Учёные говорят, что в 21-м веке будут вестись войны из-за воды. Сокращение пресной воды на Земле происходит из-за неправильного использования её человеком, роста населения, уничтожения лесов, загрязнения нашей планеты. Огромные нефтяные пятна на поверхности океанов, могут привести к гибели всего живого в них.

Я считаю, что проблему воды, экологию в целом нужно изучать и понимать с раннего детства. И когда мы станем взрослыми – это будет наша работа, наша жизнь.

Чистая вода – это будущее нашей планеты!


Факты о воде

Вода — источник здоровья, красоты и долголетия, но не всегда. Поскольку она превосходный природный растворитель, то растворяет и ядовитые вещества, поэтому становится переносчиком болезнетворных бактерий. Так, 85% болезней в мире передается именно через воду. Из-за плохой воды в мире каждые 8 секунд умирает один человек. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, лишь 71% населения планеты имеет доступ к безопасной воде.

По меньшей мере миллиард человек не имеет свободного доступа к источнику чистой воды. В мире за последние полвека из-за нее произошло более 500 конфликтов, 21 из них перерастал в военные действия. Самая чистая вода на планете в Финляндии. За ней следует Канада, Новая Зеландия и Великобритания.

Самый удивительный факт о воде состоит в том, что это крайне редкий ресурс. Со временем доступ к пресной питьевой воде будет сокращаться. Однако ученые продолжают исследовать ее природу, открывая все новые невероятные свойства и альтернативные способы ее добычи.


6 этап. закрепление

Самостоятельная работа: рабочая тетрадь

7 этап. Рефлексия и оценивание.

Согласны ли вы с народной пословицей: “Гигиена – не мука, гигиена – не скука, а важная наука”?

Оцените свои достижения на уроке.

8 этап. Домашнее задание.

Подготовить сообщение Темы для сообщений:

  • “Витамины в жизни человека”,

  • “Вода – богатство планеты”,