Технологии применения
личностно-ориентированного подхода на уроках математики.
Бондаренко Наталья Михайловна- учитель начальных классов
2/3/19
- * раскрытие личности ребенка, его талантов, * развитие способности к самообучению и коллективной работе, * формирование ответственности за свои поступки, * создание дружелюбной среды на уроке и во внеурочное время.
Главные цели новых ФГОС
Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям :
- развивающего, личностно- ориентированного обучения,
- уровневой дифференциации,
- проектной и исследовательской деятельности,
- информационно-коммуникационным,
- коллективного обучения,
- модульного обучения.
Цели
личностно- ориентированного обучения на уроке математики
* Р азвитие личности ученика, стремления к саморазвитию, самоопределению, к выбору индивидуальной траектории обучения.
* Формирование интереса к собственному «я»: кто я на самом деле, могу ли я быть успешным в математике .
* П ознание себя как субъекта математической учебной деятельности : самостоятельный выбор учебных целей, задач и форм учебной работы, проявление своего творческого потенциала в учебных заданиях и учебных ситуациях.
Принципы личностно - ориентированного подхода * Ребенок учится только через действие * Ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности *Ребенок осваивает мир в целостном восприятии * Ребенок учится от другого ученика так же, как и от учителя на уроке *Ребенок успешен в учении, когда ему психологически комфортно, когда его поддерживают и вдохновляют, когда его родители активно участвуют в школьной жизни.
2/3/19
Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок может раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, путь его собственного развития ему еще не ясен. Основная и очень ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Для этого нужна не изолированная, а единая для всех, но разнородная образовательная среда, где любой ребенок мог бы проявить себя, не боясь быть отвергнутым. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе. Не секрет, что в школу приходят дети с разным уровнем подготовленности, развития, возможностей. Поэтому, учителям, надо организовать свою работу так, чтобы при минимальных временных затратах получить желаемый результат.
Одна из важнейших задач начального образования – это создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. Одним из средств индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения, т.е. учёт типичных индивидуальных различий учащихся. Если в процессе обучения учитель, зная индивидуально-типологические особенности учащихся, будет умело подбирать формы и методы, ученик сможет комфортно чувствовать себя на уроке, получая развитие, которое не противоречило бы его возможностям, склонностям, интересам.
Учителю необходимо направить основное внимание на максимальное развитие способностей учащихся, чему способствует личностно-ориентированная система обучения, учитывающая и развивающая индивидуальные способности учеников. Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения качества обучения математике. В моей работе под термином “личностно-ориентированный подход в обучении” понимается такой подход, при котором учитель в процессе обучения может контролировать качество полученных знаний каждого учащегося и в зависимости от индивидуальных особенностей ученика совершенствовать их.
Личностно-ориентированное обучение –это: 1. Признание учителем приоритета личности перед коллективом. 2. Создание гуманистических взаимоотношений в классе, через которые каждый ребенок осознает себя полноправной личностью, учится видеть и уважать личность в других. 3. Признание учителем, того, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя. 4.Отказ учителя от деления детей на «сильных» и «слабых», понимая, что все дети разные, и что каждый знает и умеет что-то лучше других. 5. Признание того, что учитель – такой же равноценный участник учебного процесса, как и ученик, только с «направляющей» функцией. 6. Переход с позиции «я тебя учу» на позицию «мы с тобой учимся» и мне интересно, что ты думаешь о … 7. Понимание учителем того, что учебный процесс тем эффективнее, чем меньше учитель на уроке говорит и делает сам и чем больше дает сказать и сделать своим ученикам. 8.Задачи учителя помочь каждому ученику построить собственную образовательную траекторию.
При личностно-ориентированном обучении учитель и ученик являются равноправными партнерами по учебному общению. Младший школьник не боится допустить ошибку в рассуждениях, исправить ее под влияние высказанных сверстниками аргументов, а это и есть личностно – значимая познавательная деятельность. У младших школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.
Для реализации личностно-ориентированного урока требуется учитывать подходы:
- изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика.
- учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;
- стимулирование самостоятельного выбора и использования значимых способов освоения учебного материала .
Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребёнку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха! Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха.
Личностно-ориентированный урок состоит из нескольких этапов: Мотивационно-целевой этап , который включат в себя эмоционально – психологический настрой, выявление базовых знаний, определение темы урока, целеполагание. Операционный этап , который состоит из проверки теории, самостоятельной работы и рефлексии.
В личностно-ориентированном обучении предусматривается три уровня заданий:
Репродуктивный - Алгоритмический Творческий
1 уровень 2 уровень 3 уровень
и дополнительное задание
АКТУАЛЬНОСТЬ:
личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных способностей;
учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.
Использование личностно ориентированного подхода в преподавании математики даёт определенные результаты: повышается качество знаний, интерес учащихся к математике. Но, наряду с успехами, остались и проблемы, требующие решения. К таким проблемам можно отнести недостаточное количество дидактического материала, соответствующего концепции личностно ориентированного обучения.
Личностно ориентированное обучение направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.
Спасибо
за внимание