СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая  разработка

Просмотр содержимого документа
««Технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе»»

«Технологии проблемного обучения на уроках 

в начальной школе»





Методическая  разработка



Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

Главные цели проблемного обучения:

1.     Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

2.     Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

3.     Развитие профессионального проблемного мышления.



Этапы технологии проблемного обучения:

1.Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации. Результат этого этапа – затруднение учащихся и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью урока.

2.Поиск решения проблемы:

- через диалог;

- выдвижение гипотез.

3. Проверка гипотез, начиная с ложной.

4. Формулировка правила, способа; сравнение его с научным образцом в учебнике.

5. Обучение постановке учебных вопросов (проблемных).

6. Проведение  контрольных и проверочных работ с включение заданий проблемного характера:

- поставь проблемный вопрос;

- выдвини гипотезу;

- докажи.





Математика 2 класс. 

Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.

Учитель: Выполните вычисления по следующей программе:

1) Из числа 8 вычесть 3.

2) К полученной разности прибавить 4.

Итак, 8 – 3 + 4 = 9

Учитель: Выполни вычисления по следующей программе:

1) К числу 3 прибавить число 4.

2) Из числа 8 вычесть полученную сумму.

Итак, 8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов).

Учитель: Ребята, сравните выражения (Побуждение к осознанию противоречия).

Ученики: Выражения одинаковые, а результаты разные.



Окружающий мир, 2 класс. 
Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики: Очень мало, почти нет. (Шаг 1.) 
Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи. (Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле - шаг 2. Обучающиеся испытывают удивление.) 
Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне? 



Урок русского языка в 3-м классе.
 Цель: изучение правописания безударных гласных в приставках.
Ученики получают задание списать из учебника слова "долетел", "забежал", "надписал" и т.д., имеющие безударные гласные и в корне, и в приставке. Дети записывают слова, ставят ударение, подчеркивают безударные гласные, обозначают части слова и по ходу записи объясняют правописание гласных букв в корне (называют проверочные слова).
 Учитель: Ребята, в каких частях слова находятся безударные гласные?
 Ученики: В корне и приставке.
 Учитель: Какое правило о написании безударных гласных мы применили, выполняя упражнение?
 Ученики: О безударных гласных в корне.
 Учитель: А какого правила, мы еще не учили, с каким будем знакомиться сегодня?
 Ученики: Наверное, о безударных гласных в приставках (учебная проблема в формулировке, совпадающей с темой).
Нетрудно заметить, что в приведенном примере учитель работал методом диалога. Вот только каким был диалог?
Мы встретились с диалогом - подводящим. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ребенка к открытию нужной мысли. Для разворачивания подводящего диалога не нужно создавать проблемную ситуацию: как правило, он прекрасно выстраивается "от повторения".

 

Воспроизведение нового материала. Творческое применение открытых знаний.

Этот этап не является строго обязательным, но весьма желателен, так как:

  • углубляет понимание нового материала;

  • способствует формированию наглядно-образного мышления;

  • развивает активную речь, творческие способности.

Это творчество учащихся, которое обеспечивается выполнением продуктивных заданий трех типов:

  • на формулирование (темы, вопросов по теме);

  • опорный сигнал (символ, схема, опорные слова);

  • художественный образ: метафора, загадка, стихотворение.



 Первая моя цель - научить учиться. То есть, создать условия для того, чтобы ребёнок мог бы самостоятельно решать учебные и познавательные задачи, проявлять положительные эмоции и чувства, творческий потенциал, что формирует лучшие духовно-нравственные качества его личности.

Это и помогает достигнуть правильно построенный урок проблемного обучения, на котором обеспечивается и стимулируется активная самостоятельная и совместная деятельность учащихся.

Таким образом, идет целенаправленное формирование ключевых компетенций младшего школьника

            Успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности.

Главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.