СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии проектной деятельности школьников на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. Научно-исследовательская деятельность школьников стала весьма актуальной в современном образовательном процессе. Соответственно, педагогам и учащимся приходится сталкиваться с большим количеством проблем и другими трудностями при выполнении и представлении своих исследований. Диалоговая концепция культуры Бахтина – Библера в качестве методологической основы исследовательской деятельности в области искусства, в современном образовательном пространстве школы наиболее оптимальна.

Просмотр содержимого документа
«Технологии проектной деятельности школьников на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.»

Парохина Л.А.

Россия, Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ №546 Санкт-Петербурга


Технологии проектной деятельности школьников на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.

Аннотация. Научно-исследовательская деятельность школьников стала весьма актуальной в современном образовательном процессе. Соответственно, педагогам и учащимся приходится сталкиваться с большим количеством проблем и другими трудностями при выполнении и представлении своих исследований. Диалоговая концепция культуры Бахтина – Библера в качестве методологической основы исследовательской деятельности в области искусства, в современном образовательном пространстве школы наиболее оптимальна.


Ключевые слова: диалог культур, история, исследование, школьник, эстетическое развитие, образование, стандарт, обществознание.


Исследовательская деятельность имеет высокую социально-педагогическую значимость для развития мотивации поиска, самоадаптации личности, гуманизации образования. Под научно-исследовательской деятельностью школьника понимают – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере [6].

Методологической основой данной проблематики послужила «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», разработанная А.Я. Кондаковым, А.М. Данилюком, В.А. Тишковым. Духовно-нравственное воспитание личности граждани­на России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носители этих ценностей - многонациональный на­род Российской Федерации, государство, семья, культурно-тер­риториальные сообщества, традиционные российские религиоз­ные объединения (христианские, прежде всего, в форме русско­го православия, исламские, иудаистские, буддистские и др.), мировое сообщество [4, с. 10].

ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника школы, который владеет основами научных методов познания окружающего мира; мотивирован на творчество и инновационную деятельность; является «креативным и критически мыслящим, активно и целенаправленно познающим мир, осознающим ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества» [8].

И, как нам кажется, в достижении портрета выпускника школы помогают программы курсов «История» и «Обществознание», способствующая формированию творческого, интеллектуального развития ребенка, насыщенная тематическим разнообразием, где каждая тема может послужить почвой для нового исследования, поскольку каждое произведение искусства несет на себе огромный педагогический потенциал.

Создание определенных организационно-педагогических условий в школе для развития исследовательской деятельности учащихся позволяет максимально учитывать способности и потребности учащихся и содействует формированию их исследовательской культуры, ведет к повышению качества образования. Однако, несмотря на это, в педагогической практике до сих пор часто недооценивается роль исследовательских видов деятельности в создании гармоничного, эстетического отношения школьника к внешнему окружению.

Возможно, это связано с существованием ряда проблем в организации исследовательской деятельности школьников. Рассмотрим некоторые из них, касающиеся предмета «История», «Обществознание».

Особое внимание руководителю исследовательской работы ученика следует уделять выбору темы. И здесь необходимо глубокое изучение педагогом теории организации научно-исследовательской работы школьников. Из заметок А.И. Савенкова ясно, что тема исследования должна быть интересной, увлекательной, выполнимой для школьника, оригинальной, должна соответствовать уровню образованности автора [8]. Грамотная постановка проблемы предполагает осуществление следующих действий:

- формулирование проблемы, предполагающее выдвижение центрального ее вопроса, фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы, предположительного описания ожидаемого результата;

- разработка структуры проблемы, ее конкретизация путем детализации, разделение проблемы на вопросы, без ответа на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос; предусмотрение возможности замены любого вопроса проблемы другим и поиск альтернатив для всех элементов проблемы;

- оценка проблемы, которая заключается в выявлении всех условий, необходимых для её решения, включая методы, средства, приемы ее решения; нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой;

- обоснование, представляющее собой последовательное установление всех связей данной проблемы с другими, приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения.

Следует указать на периодически возникающий вопрос о мнимых проблемах. Как правило, к возникновению таковых приводит отсутствие системного мышления и недостаточный уровень знаний в области исследования.

Большинство школьников создают исследовательские проекты, не понимая сути самой исследовательской деятельности, и в результате вместо исследовательской работы появляется работа реферативного характера.

На завершающем этапе проведения исследования необходимо уделить достаточное внимание правильному оформлению работы в соответствии с общепринятыми стандартами. В работе должна быть четко изложена актуальность проведенного исследования, основы организации исследования, а также материалы и методы, основные результаты и их обсуждение, выводы и список литературы. Один из ключевых моментов - подготовка к устному выступлению, во время которого отрабатываются навыки четкого и конкретного изложения материала работы, умения правильно и логично построить доклад, адекватно воспринимать вопросы и четко отвечать на них.

Хотелось бы затронуть другую сторону организации образования, которая призвана создать условия для занятий исследованиями школьников – дополнительное образование. Ведущими формами творческой и учебно-исследовательской работы в школе, например, являются кружки, творческие объединения, факультативы, группы продленного дня, и т.д. Сопутствующие формы – научно-практические конференции, защита проектов, ученические симпозиумы, диспуты, олимпиады и др. От уроков они отличаются новизной, глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение. Ведущие формы внеклассной творческой деятельности содействуют решению задач углубленного, дифференцированного, профильного обучения школьников согласно их интересам [ФГОС].

Еще одна немаловажная проблема исследовательской деятельности школьников - выработка критериев оценивания научно-исследовательских работ. В настоящее время нет единых, четко выработанных, критериев оценивания научно-исследовательских работ. Нам кажется, это обусловлено тем, что нет разделения на учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность, а кроме того, большинство школьных конференций не производит возрастного деления исследовательской деятельности школьников (средняя и старшая школы).

Выводы. Исходя из эмпирического опыта, мы видим, что педагогам и школьникам приходится сталкиваться с большим количеством проблем и другими трудностями при выполнении и представлении своих исследований. Немаловажным является и создание единого верифицированного инструмента оценивания и написания исследовательской ученической работы, которое будет посильно ребенку разных возрастов. В современном образовательном пространстве мы видим большие перемены в приоритете педагогических технологий, где система образования России направлена на развитие ребенка через личностно-ориентированное и дифференцированное обучение, вследствие чего создается система исследовательской деятельности школьников, объединяющая разнообразные формы ее организации: от олимпиад и конкурсов до научных сообществ и конференций. Также, хочется отметить необходимость создания банка исследовательских школьных работ, который внесет значительный вклад в научно-исследовательскую деятельность страны.



Литература:

  1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Худож. лит., 1972. – С. 234-279.

  2. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. – 413 с.

  3. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с.

  4. Мазяркина Т.В., Первак С.В. Исследовательская деятельность школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1 – С. 121-123 URL: www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=6736 (дата обращения: 22.04.2013)

  5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ Д.А. Медведевым 04.02. 2010 г. Пр-271.

  6. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2007. – № 3. – С. 14–24.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М., 2010.