Просмотр содержимого документа
«Технологии профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом»
МОКУ «Лопчинская СОШ»
Технология профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом
Варакута В.К.
тезаурус
- Педагогическая технология (от др.-греч . τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
- Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач
Педагогическая компетентность
эффективное владение системой образовательных умений и навыков, в своей совокупности позволяющие педагогу осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться оптимального образования учащихся.
Совокупность различных профессиональных умений учителя называют педагогической техникой.
Педагогическое мастерство
доведённая до высокой степени совершенства образовательная компетентность , отражающая особую отшлифованность методов и приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Для современного педагога приоритетными становятся
- знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций);
- методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания);
- технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).
Ключевые области стандарта педагога: разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога
обучение
воспитание
развитие
. Содержание профессионального стандарта педагога Часть первая: обучение Педагог должен:
Иметь высшее образование
Демонстрировать знание предмета и программы обучения
Уметь планировать, проводить и анализировать уроки
Владеть формами и методами уроков , выходящими за рамки уроков
Использовать специальные подходы в обучении
Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля
Владеть ИКТ-компетенциями
Часть вторая. Воспитательная работа. Педагог должен
- Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
- Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
- Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
- Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
- Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
- Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
- Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
- Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
- Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
- Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
- Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
- Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
- Умение отслеживать динамику развития ребенка.
Иметь высшее образование
- Получение высшего образования
очная форма заочная форма дистанционная
- Переквалификация в связи с преподаванием нескольких разнопрофильных предметов
Уметь планировать, проводить и анализировать уроки; уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля; демонстрировать знание предмета и программы обучения; использовать специальные подходы в обучении;
- Повышение уровня профессиональной компетенции( курсы)
- Участие в школьных, районных, областных МО, конференциях, семинарах и пр. с целью обмена и приобретения теоретического и практического опыта
- Участие в дистанционных, очных и заочных конкурсах с целью демонстрации собственных знаний, умений
ИКТ - компетенции
Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.
В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:
(отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.
Общепользовательская ИКТ-компетентность .
Общепедагогическая ИКТ-компетентность .
Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность
Общепользовательский компонент
- Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.
- Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ
- Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.
- Клавиатурный ввод.
- Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).
- Навыки поиска в Интернете и базах данных.
- Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.
Общепедагогический компонент
- Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:
- Планирования и объективного анализа образовательного процесса.
- Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).
- Организации образовательного процесса:
- выдача заданий учащимся,
- проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев,
- составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного,
- дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором.
- Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования:
- ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве,
- следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата),
- используют предоставленные им инструменты информационной деятельности.
- Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.
- Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.
- Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.
- Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.
- Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.
- Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного.
- Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся.
- Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.
Предметно-педагогический компонент После формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.
- Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
- Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных (естественные и математические науки, география).
- Обработка числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
- Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы. Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков (география, экология, экономика, биология).
- Использование цифровых определителей, их дополнение (биология).
- Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:
- литературные тексты и экранизации,
- исторические документы, включая исторические карты(все предметы).
- Представление информации в родословных деревьях и на линиях времени (история, обществознание).
- Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения (музыка).
- Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература).
- Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика).
- ·Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся.
Спасибо за внимание