ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»
«Технологии психолого – педагогического сопровождения ребенка в соответствии с ФГОС».
Подготовила
педагог-психолог:
Сиденко Н.В.
Октябрь, 2024.
Дети с ОВЗ – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития.
В соответствии со п.16 ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, выделяют следующие категории детей с ОВЗ:
· дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
· дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
· дети с нарушением речи;
· дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
· дети с умственной отсталостью;
· дети с задержкой психического развития;
· дети с нарушением поведения и общения;
· дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Статус обучающегося с ОВЗ обязательно должен быть подтверждён ПМПК, в том числе и для детей с инвалидностью.
Дети с ОВЗ должны обучаться по адаптированным основным общеобразовательным программам. АООП – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст.2 ФЗ – 273 «Об образовании в РФ»)
Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ - это условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников и учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение АООП. (ч.3 ст. 79 ФЗ – 273 «Об Образовании в РФ»)
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной организации рассматривается как междисциплинарная деятельность педагогов и специалистов этой организации, направленная на оптимальное, в соответствии с возможностями, включение ребенка в образовательную среду вместе с другими, не имеющими подобных ограничений детьми, поддержание его социально-психологической и образовательной адаптации на всём протяжении его обучения и воспитания.
Важнейшим звеном психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является деятельность ППк учреждения., не только выявляющего детей, испытывающих трудности в обучении и определяющего стратегию работы с ними, но и разрабатывающего (с обязательным привлечением учителей/воспитателей) адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении воспитанников для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
2. Разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников;
3. Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей воспитанников; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
4. Контроль за выполнением рекомендаций ППк.
В рамках консилиума проводится обследование детей, коллективное обсуждение и принятие решения о создании специальных условий, включая психолого-педагогическое сопровождение. В соответствии с рекомендацией ППк специалисты учреждения и учителя осуществляют коррекционно-развивающую деятельность.
В рамках реализации АООП для обучающихся с ОВЗ специалисты психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор) осуществляют:
- разработку и реализацию АООП и индивидуального плана;
- отслеживание динамики развития обучающегося;
- отслеживание успешности ребенка с ОВЗ в освоении программ и в случае необходимости внесение в них необходимых корректив;
- разработка совместно с педагогами адекватных методов и средств обучения;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
- консультирование родителей.
В целом психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и просветительских технологий, реализуемых специалистами в единой команде с педагогами.
Диагностическая работа включает проведение комплексного психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ с целью выявления их особых образовательных потребностей, изучения динамики развития, успешности освоения АООП, социальной ситуации развития и т.д. По результатам обследования осуществляется анализ успешности коррекционно-развивающей работы и её изменение в соответствии с потребностями детей, пожеланиями их родителей.
Диагностическая работа строится на основе программы комплексного изучения каждого воспитанника с ОВЗ различными специалистами:
- учитель устанавливает усвоенный детьми объём знаний, умений, навыков, выявляет трудности в обучении, определяет условия, при которых эти трудности могут быть преодолены, отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях;
- учитель-дефектолог проводит изучение особенностей и возможностей развития в соответствии со спецификой сенсорного нарушения, уровнем интеллектуального развития, интеллектуальных нарушений;
- Учитель-логопед проводит изучение особенностей речевого развития;
- педагог-психолог проводит психологическое обследование с использованием методов, адекватных задачам обследования и особенностям обучающегося, анализирует результаты и разрабатывает на их основе рекомендации для всех участников образовательного процесса, в том числе по организации и содержанию коррекционной работы;
- социальный педагог проводит социально-педагогическое обследование, изучает социальную микросреду, семьи обучающихся с ОВЗ, выявляет группы социального риска.
Коррекционно-развивающая работа
Специальная коррекционно-развивающая работа осуществляется специалистами и педагогами на основе её совместного планирования и постоянного сотрудничества, систематического взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. При этом
- учитель реализует методы и приёмы организации учебной деятельности с учетом рекомендаций специалистов, выработанных ППк решений;
- учитель-дефектолог определяет методы и приёмы организации учебной деятельности с учетом структуры дефекта, в рамках своей компетенции осуществляет коррекцию обучающихся с учетом сенсорного нарушения, наличием/отсутствием интеллектуальных нарушений;
- учитель-логопед осуществляет коррекцию речевых нарушений;
- педагог-психолог проводит коррекционно-развивающую работу, направленную на коррекцию психологических проблем ( в эмоциональной, познавательной, коммуникативной и поведенческой сферах);
- социальный педагог осуществляет содействие коррекции внутрисемейных отношений, внутригрупповых отношений в образовательной организации.
Консультационная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий образования, развития и социализации детей. Консультационная работа включает выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям коррекционной и диагностической работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса; консультирование педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с ОВЗ, организации коммуникации в образовательном процессе, консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии образования, семейного воспитания и коррекционно-развивающей работы в условиях семьи; консультирование обучающихся с нарушенным и нормативным развитием по вопросам взаимодействия и общения. При этом
- учитель консультирует по вопросам организации обучения детей с ОВЗ;
- учитель-дефектолог – по вопросам преодоления трудностей в усвоении учебного материала, по формам и методам обучения детей с ОВЗ разных нозологий;
- учитель-логопед – по вопросам содействия развитию речи ребенка;
- педагог-психолог – по вопросам осознания природы дефекта, проблемам во взаимодействии с ближайшим социальным окружением, формированию адекватного отношения к состоянию нарушения у ребенка;
- социальный педагог – по вопросам социального взаимодействия, правовой и социальной защиты.
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснение вопросов образования, социокультурного развития, социальной адаптации, коммуникации с детьми с ОВЗ, их семейного воспитания, проведения коррекционной работы. Информационно-просветительская работа проводится со всеми участниками образовательного процесса в различных формах, включая дистанционные: лекции, беседы, информационные стенды, индивидуальные консультации и др. Основные задачи специалистов:
- учитель: информирование родителей об условиях организации обучения в ОО;
- учитель-дефектолог: обеспечение информацией педагогов и родителей об особенностях организации учебной деятельности обучающихся разных групп нозологий;
- учитель-логопед: обеспечение информацией педагогов и родителей об особенностях развития речи у детей с ОВЗ разных нозологий;
- педагог-психолог: повышение психологической компетентности педагогов и родителей, обеспечение участников образовательных отношений информацией по психологическим проблемам;
- социальный педагог: повышение правовой компетентности родителей.
Профилактическая работа направлена на формирование комфортного психологического климата в ОО для всех участников образовательного процесса и в условиях семейного воспитания. Включает: помощь в формировании адекватных отношений между ребёнком, одноклассниками, родителями, учителями; работу по профилактике вторичных нарушений, профилактику внутриличностных и межличностных конфликтов; обеспечение успеха для ребенка в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации обучения в целом. Задачи специалистов сопровождения в реализации профилактической деятельности:
- учитель: обеспечение ситуации успеха для ребенка с ОВЗ, организация обучения в зоне ближайшего развития, содействие формированию толерантного отношения со стороны сверстников и взрослых;
- учитель-дефектолог: актуализация ресурсных возможностей учебной деятельности обучающихся с ОВЗ разных нозологий;
- учитель-логопед: профилактика вторичных нарушений в речевой деятельности;
- педагог-психолог: профилактика вторичных нарушений (неадаптивных личностных изменений) у детей с ОВЗ разных нозологий;
- социальный педагог: профилактика социальной дезадаптации обучающихся с ОВЗ.