Просмотр содержимого документа
«Технологии сотрудничества на уроках биологии»
Применение технологии сотрудничества на уроках биологии
подготовила: Милунова
Наталья Петровна
учитель биологии
МБОУ СОШ №50 г.о.Самара
Сотрудничество в отличие от индивидуальной работы следующими свойствами:
а) пространственным и временным соприсутствием;
б) единством цели;
в) организацией и управлением общей деятельностью;
г) разделением функций, действий и операций между участниками совместной деятельности;
д) наличием позитивных межличностных отношений.
Принципы групповой работы:
- Класс разбивается на несколько небольших групп (от 3 до 6 человек).
- Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными.
- Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли.
- Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками.
- Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
Требования к учебному материалу:
- По своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты.
- Быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. Чем более трудным оно является, чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.
Функции учителя .
- Объяснение цели предстоящей работы.
- Разбивка учащихся на группы.
- Раздача заданий для групп.
- Контроль за ходом групповой работы.
- Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску.
- После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы. Обращает внимание на типичные ошибки. Дает оценку работе учащихся.
В процессе обучения в сотрудничестве, происходит формирование социальных компетенций:
- действенное общение;
- умение слушать;
- умение понять точку зрения другого;
- умение разрешать конфликты;
- умение работать сообща для достижения общей цели
-
Элементы технологического процесса групповой работы.
- Подготовка к выполнению группового задания.
- Групповая работа.
- Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
- Подведение итогов группового задания .
Разновидности групповых технологий:
- Групповой опрос Общественный смотр знаний
- Групповой опрос Общественный смотр знаний
- Групповой опрос
- Общественный смотр знаний
- Учебная встреча
- Учебная встреча
- Учебная встреча
- Диспут Нетрадиционные уроки (урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок).
- Диспут Нетрадиционные уроки (урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок).
- Диспут
- Нетрадиционные уроки (урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок).
Организация обучения в сотрудничестве
Этапы
Действия учителя
1. Организационно-подготовительный
Действия учащихся
Формирование мотивации участников, организует разноуровневые группы. Дает задания группам.
2. Индивидуальная работа
Регулярное консультирование по содержанию изучаемого материала.
3. Работа экспертных групп
Распределяют роли внутри группы, поиск необходимой информации в учебнике.
Изучают индивидуально, выполняют необходимые записи построения.
4. Работа в группах сотрудничества
Объединяет обучающихся в экспертные группы, дает консультации.
Организует работу групп сотрудничества, косвенно прослушивает ответы в группах.
Обсуждают изученный материал, консультируют друг друга.
5. Итоговый
Каждый член группы освещает внутри группы свой вопрос.
Подведение итогов работы группы. Оценивание деятельности группы.
Отчитываются за данное задание.
- Тема урока: Дыхание.
-
- Тип урока: усвоение новых знаний.
- Цель урока : расширить и углубить знания о дыхании животных, изучить строение органов дыхания животных и выяснить их значимость для жизнедеятельности.
Тип дыхания
Органы дыхания
1. Клеточный
Организмы, для которых характерно.
2. Трахейный
3. Жаберный
4. Легочный
5. Кожный
Заполнить таблицу.
Работа в группах
Основные преимущества использования технологии сотрудничества:
- Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.
- У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.
- Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
- У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Анализ результатов
преподавания биологии с использованием метода обучения в сотрудничестве показывает тенденцию роста
- качественной успеваемости,
- высокий уровень мотивации обучающихся к изучению биологии,
- улучшение психо-эмоционального климата на уроке.
Литература
- Дьячкова, С. Учимся сотрудничать. [о групповой сплоченности.] [Текст] / С. Дьячкова. // Шк. психолог. – 2004. - № 41. – с.24 – 26.
- Землянская, Е. Обучение в сотрудничестве на основе малых групп. [Текст] / Е. Землянская. // Учитель. – 2007. - № 1. - с. 20 – 26.
- Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. [Текст] / Е.В. Коротаева. – М.: Сентябрь, 2003. – 173 с. ( Библиотека журнала «Директор школы».)
- Крылова, Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования [Текст] / Н. Крылова // Народное образование. –2005. –№ 2. –С. 113-121.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие. / Г.К. Селевко. – М.: Нар. Образование, 1998. – 256 с.(Профессиональная педагогическая библиотека.)
-
Спасибо за внимание.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ !