Технологии социально-развивающего обучения иностранным языкам в средней школе
Среди множества факторов развития личности обучение рассматрива-ется как наиболее значимый и определяющий, так как именно в ходе этого процесса происходит развитие основных психических и личностных ново-образований. Смысл современного образования заключается не в изучении школьных учебных предметов, а «в развитии личности предметами» (П.Ф. Каптерев) и вооружении ее таким образовательным потенциалом, который обеспечит возможность самостоятельного творческого развития, способ-ность решать проблемы коммуникативного, нравственного, этического, социального и др. характера как в стенах школы, так и за их пределами.
истории педагогической мысли существуют несколько точек зрения на соотношение обучения и развития. Мы будем опираться на идеи Л. С. Выготского, который обосновал детерминированность развития процессом обучения, а в более широком смысле - образования. Обучение, воспитание
развитие - это взаимосвязанные, взаимообусловленные процессы. С. Л. Рубинштейн подчеркивал: «Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Это значит, воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не надстраива-ются лишь над ним». Из приведенных высказываний становится оче-видным, что обучение и воспитание учащегося - это те условия, которые делают возможным развитие, точнее, саморазвитие личности. Последнее осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Развитие личности не является каким-либо самостоя-тельным процессом, оно включено в общее психическое развитие челове-ка. Как отмечал В.В. Давыдов, сущность личности человека связана с его творческими возможностями, с его способностями созидать новые формы общественной жизни. Развитие в процессе обучения понимается как целе-направленное и спонтанно изменяющееся формирование в структуре лич-ности новообразований, проявляющихся в деятельности.
современном обществе особое внимание обращается на различные аспекты развития личности, способной «жить и творить в условиях посто-янно меняющегося мира, быть конкурентоспособной, интегрироваться в мировое сообщество». Интеллектуальное, моральное, эстетическое, эмоциональное и др. развитие личности человека рассматривается в широ-ком социальном контексте. Все процессы развития личности реализуются в полной мере лишь в ходе социального развития, поскольку именно в со-циальном поведении человека проявляются его культурные, эстетические,
моральные и интеллектуальные качества. Возникает необходимость обеспечить такое построение учебно-воспитательного процесса, которое пред-полагало бы постоянную потребность в реализации названных выше аспектов личности, создавало условия для развития школьниками социально-ценных качеств и свойств, позволяло развивать наряду с коммуникативной зачатки социальной компетенции, что имеет немалое личностно - формирующее значение.
Под социальной компетенцией будем понимать желание и способность личности жить в мире, гармонии и согласии с другими людьми, которые могут отличаться по взглядам, привычкам, убеждениям и т.д., а также го-товность и способность к эффективной деятельности в различных соци-ально-значимых ситуациях. Реализация компетентностно - ориентирован-ного обучения и развития личности учащегося средствами иностранного языка (И. Л. Бим, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, А. В. Хуторской и др.) требует поиска новых форм, приемов, технологий, позволяющих создавать условия для социального развития школьников в процессе обучения в рам-ках предмета «иностранный язык». Это повлечет за собой смещение ак-центов с овладения знаниями, навыками, умениями на приобретение соци-альной компетентности, связанной с усвоением форм социальной жизни и системы социальных ценностей чужой культуры через призму собствен-ной и в диалоге с ней. Социальное развитие личности также связано с при-обретением собственного социального опыта, индивидуальных качеств и свойств, которые позволят самостоятельно осуществлять коммуникатив-ную деятельность, бесконфликтно взаимодействовать в социально-детерминированных ситуациях в лингвокультурном пространстве как сво-ей страны, так и страны изучаемого языка.
Исходя из специфики возрастных особенностей учащихся, на старшем этапе решаются следующие задачи, связанные с развитием социальной компетентности. В первую группу (А) мы включили задачи, направленные на совершенствование качеств самого обучаемого, во вторую группу (Б) - задачи, связанные с оптимизацией его взаимодействия с окружающим его миром.
Группа А:
Осознание себя в мире, познание своих способностей и возможностей, интересов и склонностей и на основе этого осознание своих профессиональных устремлений.
Положительная социально-нравственная самооценка.
Доброжелательность ко всем людям, независимо от расы, нацио-нальности, вероисповедания, положения в обществе, личностных свойств.
Способность ориентироваться в ситуациях окружающей жизни, оце-нивая их с позиции общечеловеческих нравственных норм. Независимость суждений.
Потребность в поиске смысла жизни, счастья, идеала.
Оптимизм, вера в лучшее в человеке.
Группа Б:
Осознание причастности к происходящему в семье, классе, школе, городе, стране, мире. Умение и желание активно преобразовывать дейст-вительность.
Для решения перечисленных задач и формирования социальной ком-петентности потребуется такая организация педагогического процесса, при которой каждый из учащихся осознает себя активным субъектом деятель-ности, чей творческий потенциал востребован окружающими. Это может быть достигнуто, если используемые приемы обучения иностранным язы-кам: 1) способны «погрузить» обучаемого в социальную среду, искусст-венную или естественную, обеспечить возможность выхода за границы учебной языковой среды; 2) могут обеспечить практическое применение полученных ранее знаний, навыков, умений в «социально-заостренных» проблемных ситуациях; 3) могут основываться на актуальном содержании, имеющем социальное звучание; 4) имеют «открытый» характер, поощряя
различные подходы к решению проблем; 5) связаны с необходимостью ар-гументированной защиты своей позиции на основе собственного социаль-ного опыта; 6) стимулируют осмысление сформированных ранее социаль-ных представлений и сравнения их с представлениями других людей; 7) обеспечивают опыт общения, взаимодействия и широкого поиска инфор-мации; 8) содержат элементы самоуправления, самоорганизации, предпо-лагают необходимость нести ответственность за коллективный результат деятельности; 9) стимулируют коммуникативно-познавательную деятель-ность, активное межличностное общение как условие решения задач соци-ального характера; 10) препятствуют «истощению» мотивации к изучению иностранного языка, особенно на старшем этапе, за счет «встроенности» в социокультурный контекст стран изучаемого языка и нацеленности на об-щение с носителями языка.
Использование новых, личностно - развивающих технологий поможет преодолению обезличенности и удаленности образования от реальной жизни. В последние годы многие авторы связывают технологию со спосо-бами реализации личностно-деятельностного подхода к обучению, что по-зволяет создавать условия для самостоятельного управления учебно-познавательным процессом со стороны обучаемого, реализации его креа-тивных способностей (И.Л. Бим, И.А. Зимняя, Е.С. Полат и др.). Термин «технологии обучения» (или педагогические технологии) был введен для обозначения «совокупности приемов работы учителя (способов его науч-ной организации труда), с помощью которых обеспечивается достижение поставленных на уроке целей обучения с наибольшей эффективностью за минимально возможный для их достижения период времени». Позднее термин стал пониматься более широко и использоваться для обозначения любого рационально организованного обучения. А.Н. Щукин выделяет следующие характеристики технологий обучения: результативность, эко-номичность, эргономичность (обучение происходит в обстановке сотруд-ничества, положительного эмоционального фона), мотивированность. Личностно-ориентированные технологии рассматривают как продуктив-ные, обеспечивающие самоопределение и самореализацию школьника как языковой личности в процессе овладения иностранным языком и его ис-пользования.
Предлагаемые технологии социально-развивающего обучения ино-странным языкам направлены на развитие творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности. В данном контексте под социально-развивающей технологией будем понимать совокупность прие-мов, позволяющих организовать процесс обучения в соответствии со сформулированными критериями и в целях создания оптимальных условий для развития у учащихся опыта решения социально и личностно значимых проблем в контексте диалога культур. К основным характеристикам соци-ально-развивающих технологий (ТСРО) в обучении иностранным языкам следует отнести: коммуникативность; проблемность; соответствие харак-теру решаемых на данном возрастном этапе задач социального развития;
направленность на постижение социальных закономерностей, расширение социального опыта; способность создавать обстановку сотрудничества, положительного эмоционального фона; результативность.
Предлагаемые технологии социально-развивающего обучения ино-странным языкам основаны на логике социального развития школьников и включают следующие группы:
1. Технологии адаптирующего обучения.
а) технологии, направленные на восприятие и усвоение готовых форм социального опыта носителей языка,
б) технологии, направленные на игровое овладение социальными от-ношениями, одобряемыми формами поведения, общечеловеческими нрав-ственными нормами.
2. Технологии интегрирующего обучения.
а) технологии, направленные на активное овладение социальными от-ношениями в коллективе на основе сравнения двух культур,
б) технологии, направленные на интеграцию приобретенного социаль-ного опыта, его активное воспроизведение и использование для решения социально-коммуникативных задач.
3. Технологии персонифицирующего обучения.
Последняя группа технологий открывает возможности для реализации индивидуальных качеств учащихся старших классов, их собственных от-ношений, жизненных интересов и оценок. Сущностная специфика этой группы заключена в направленности на развитие творческой индивидуаль-ности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте обучаемых и обучающего.
Как известно из психологии, все процессы развития личности реали-зуются и получают завершенность только в ходе ее социального развития (М.И. Бобнева). Поэтому об эффективности применения ТСРО можно су-дить по проявлению соответствующих свойств в социальном поведении человека, его социальных ориентациях, выборах, решениях, оценках, предпочтениях. В этом проявляется интегративный характер процессов развития личности.
Использование ТСРО позволяет формировать те общеучебные умения, которые имеют личностно-формирующую направленность, например, уме-ние работать в группе, умение творчески решать социально-коммуникативные проблемы, умение добиваться позитивной самореализа-ции. Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения, усиливается мотивация учения, формируются такие черты, как социальная ответственность, коммуникативная состоятельность, стремление к позна-нию и самосовершенствованию, психолого-социальная адаптивность, то-лерантность. Использование ТСРО позволяет создавать ситуации, «про-живая» которые учащийся в большей степени осознает себя как личность. Ситуация выбора, диалог, работа в парах, группах, командах, дискуссии, контакты с воображаемыми и реальными собеседниками - носителями иной лингвокультуры - всё это создает условия для формирования соци-
ально-значимых качеств личности учащихся и расширения их социального опыта. Создаются ситуации, благоприятные для формирования самосозна-ния учащихся: сознания тождественности (отличия себя от остального ми-ра), сознания «Я» как субъекта деятельности, сознания собственных пси-хических свойств, социально-нравственной самооценки. Становление лич-ности осуществляется в ходе конкретной предметно-практической дея-тельности в различных видах общения.