СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология деятельностного обучения

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

математические знания действительно лежат в основе формирования  таких качеств личности как  развитие логического мышления, многомерность восприятия окружающего мира, способность к анализу жизненных и учебных ситуаций, соответствующих современному социальному  заказу  общества: формирование математической грамотности  и математической компетентности.

Исходя из этого, цель своей педагогической деятельности я формулирую так: создание условий для развития ключевых компетентностей через деятельностный подход. 

Просмотр содержимого документа
«Технология деятельностного обучения»

Реализация

технологии деятельностного подхода на уроках математики

разной целевой направленности.


Некрасова Т.И., учитель математики МОУ Бакмасихинской сош


Во время стремительно возрастающем объеме информации, человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но и уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать ее, не ущемляя прав других людей, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий.

Обучение и воспитание ученика предполагают собственную деятельность учащихся в процессе усвоения ими многообразных духовных ценностей, учащиеся являются субъектом учебно-воспитательного процесса. Сегодня трудами многих создана целая система организации учебной деятельности на уроках математики. (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Л.Г. Петерсон, Д.Б. Эльконин и другие). В статье 14 закона «Об образовании» поставлена главная цель – «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

Дидактическая система деятельностного метода ориентирована на ценности саморазвития личности.

При построении системы уроков учитываются требования достаточной полноты и минимальности.

Принцип построения системы раскрывается в теории деятельности. (Анисимов О.С.// Методологический словарь, Энциклопедия управленческих знаний. М. 2002, с 286 – 289).


Процесс построения системы идет в следующей последовательности:

  1. Подготовка места для нового элемента системы.

  2. Построение нового элемента и установление первичных связей с элементами системы.

  3. Коррекция нового элемента.

  4. Установление связей между новыми и исходными элементами.

  5. Коррекция и контроль деятельностной системы.


Целостность урока задается ведущей целью, которая определяет цель и тип урока.

В соответствии с этапами построения системы уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  1. Урок открытия нового знания.

Развивающая цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Обучающая цель: расширение понятийной базы за счет за счет вкючения в нее новых элементов.

  1. Урок рефлексии.

Развивающая цель: формирование способности учащихся к коррекции способа действия и реализации коррекционной нормы. То есть, формирование способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений.

Обучающая цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

  1. Урок общеметодологической направленности.

Развивающая цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Обучающая цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методологических линий.

  1. Урок развивающего контроля.

Развивающая цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Обучающая цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.


Механизм деятельности по контролю предполагает:

  1. Предъявление контролируемого варианта.

  2. Наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии.

  3. Сопоставление проверяемого варианта с эталоном.

  4. Оценка результата сопоставления варианта с эталоном в соответствии с заранее обоснованными критериями.


Метод рефлексии – основа для построения структуры взаимодействия между учеником и учителем.

Технология деятельностного метода.

Для подготовки и проведения уроков деятельностной направленности предполагается использовать схемы-конспекты уроков, в которых указаны этапы каждого типа урока, временные рамки каждого этапа, его описание, рекомендации к проведению, опорный сигнал прохождения каждого этапа. Описание прохождения каждого этапа содержит требования, которые необходимо выполнить учителю для реализации каждого шага технологии деятельностного метода.

Уроки открытия нового знания имеют следующую структуру:

  • этап самоопределения к деятельности,

  • этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности,

  • этап первичного закрепления во внешней речи,

  • этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону,

  • этап включения в систему знаний и повторения,

  • этап рефлексии деятельности.


Целью этапа самоопределения к деятельности является включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Для реализации этой цели необходимо:

    1. создать условия для возникновения внутренней потребности «хочу»,

    2. исходя из решенных ранее задач, выделить содержательную область изучаемого, создать основу для «могу».

Результат данного этапа – положительное самоопределение каждого учащегося.

Время этапа: 1 – 2 минуты.


Основной целью этапа актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности является подготовка мышления учащихся и создание их потребности к построению нового способа действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  1. воспроизвели ЗУН, достаточные для построения нового способа действий,

  2. активизация соответствующих мыслительных операций: внимание, память и т.д.

  3. попытались выявить индивидуальное задание, требующее нового способа действия,

  4. зафиксировали возникшие затруднения

Продолжительность этапа: 5 – 6 минут.

Чтобы не затянуть на этом этапе предлагают многофункциональные задания, т.е. задания, на которых решается целый ряд поставленных задач. Предлагаются только задания, необходимые для построения нового способа действий. На этом этапе не ставится задача повторения пройденного материала. Эта задача на этом этапе – второстепенная. Принципиальное отличие данного этапа от традиционной актуализации знаний является создание индивидуального затруднения в деятельности с фиксацией этого затруднения, что является мотивом к его решению, к преодолению возникшего затруднения. Для реализации этой задачи используют математический диктант, самостоятельную работу и т.д. Для фиксации затруднений можно в громкой речи проговорить различные варианты предложенного задания и зафиксировать отсутствие изученных способов действий для их обоснования.

Также осуществляется подготовка мышления учащихся к самостоятельному построению нового способа действий.


Основная цель этапа выявления причин затруднения и постановки цели деятельности заключается в выявлении места затруднения, его причины и в постановке цели урока.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

  1. соотнесли свои действия с используемым способом и выявили место затруднения,

  2. выявили и зафиксировали в речи причину затруднений, то есть ответили на вопрос «Почему оно возникло?»

  3. на этой основе поставили цель деятельности и предложили свои варианты формулировки темы урока, которую учитель уточняет.

Продолжительность этапа: 4 – 5 минут.

Основная цель этапа построения проекта выхода из затруднения являются построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

Для реализации этих целей необходимо, чтобы учащиеся:

  1. выбрали метод построения нового способа действий – метод дополнения или метод уточнения,

  2. выбрали метод, на котором будет основано решение учебной задачи – определение понятия, свойство, алгоритм,

  3. на основе выбранного метода выдвигали и обосновывали гипотезы,

  4. использовали предметные действия с моделями, схемами и т.д.

  5. зафиксировали новый способ действия в речи и знаков,

  6. преодолели возникшие затруднения с помощью нового способа действий.

Продолжительность этапа: 7 – 8 минут.

Предпочтительна групповая работа. Результат – фиксация решения, нового способа действия. Знаковая фиксация – эталон.


Основной целью этапа первичного закрепления во внешней речиусвоение учащимися нового способа действий.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся решали типовые задания с проговариванием вслух определения, алгоритма, свойства и т.д.

Продолжительность этапа 4 – 5 минут. На этом этапе каждый должен проговорить новый способ действий максимальное количество раз. Форма работы - «цепочка», парная работа и т.д.

Результат решенные с комментированием типовые задания на новый способ действия.

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха. Для реализации этой цели надо:

  1. организовать самостоятельную работу на новый способ действий,

  2. организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону,

  3. создать ситуацию успеха,

  4. предоставить для допустивших ошибки возможность для выявления ошибок и их исправления.

Продолжительность этапа 4 – 5 минут. В соответствии с принципом минимакса учащиеся должны усвоить содержание на уровне Госстандарта знаний, поэтому задания самостоятельной работы должны соответствовать обязательному уровню. Самостоятельная работа может представлять работу небольшого объема узкой типовой направленности. На этом этапе происходит обучение грамотному самоконтролю своей работы, поэтому одно из условий проведения этапа – наличие эталона. Самопроверка по эталону позволит сильному ученику «проговорить» свое решение, опираясь на способ действия каждого шага, а слабому – научиться определять место своей ошибки, ее причину и исправлять эту ошибку, опираясь на известный способ действия.

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения являются включение нового способа действия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Для реализации этой цели необходимо:

  1. предлагать учащимся задания, в которых новый способ действия связывается с ранее изученным,

  2. системно включать задания на тренировку и доведение до уровня автоматизированных способностей,

  3. на коррекцию ошибок, на подготовку к изучению следующих тем.

Продолжительность этапа: 7 – 8 минут.

Основной целью этапа рефлексии деятельности является самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Для реализации этой цели:

  1. организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке,

  2. учащиеся фиксируют степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели,

  3. планируется дальнейшая деятельность, и определяются задания для самоподготовки (домашние задания с элементами выбора, творчества).

Продолжительность этапа: 2 – 3 минуты. Именно на этом этапе соединяются в единую систему все звенья урока, тренируется рефлексия своей деятельности. Разбираются вопросы: какова причина затруднений, каким способом их преодолели, что нового узнали, достигнута ли цель урока, где используется новый способ действия, каковы результаты класса, собственные результаты, что необходимо сделать в дальнейшем.

Алгоритм конструирования урока «открытия» нового знания.

  1. Выделить и сформулировать новое знание.

  2. Смоделировать способ открытия нового знания.

  3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.

  4. Определить необходимые знания, умения, навыки и способы их повторения.

  5. Подобрать упражнения для этапа актуализации (согласно необходимым ЗУНам и мыслительным операциям).

  6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации

  7. Сформулировать метод решения учебной задачи.

  8. Сконструировать диалоги для третьего и четвертого этапов урока.

  9. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон для самопроверки.

  10. Определить приемы организации первичного закрепления и подобрать задания для данного этапа.

  11. Подобрать задания для этапа включения нового знания в систему знаний и повторения.

  12. Продумать форму организации этапа рефлексии.

  13. Прописать план-конспект урока.

  14. Провести анализ конспекта в соответствии с требованиями к этапам урока в технологии деятельностного метода.

  15. Внести коррективы в план – конспект.

Структура урока рефлексии.

  1. Этап самоопределения к деятельности.

  2. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности.

  3. Этап локализации затруднений.

  4. Этап построения проекта выхода из затруднений.

  5. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

  6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

  7. Этап включения в систему знаний и повторения.

  8. Этап рефлексии деятельности.

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока открытия нового знания являются фиксирование и анализ затруднений в собственной учебной деятельности, а не в решении задач.

Эталон может быть представлен в любом виде. Главное, чтобы

  1. он был математически грамотным,

  2. был сконструирован вместе с учащимися на уроке открытия нового знания, был им хорошо знаком и понятен.

Образец – реализация способа действия на конкретном примере.

Эталон для самоконтроляреализация способа действия, соотнесенная с эталоном.

Способность к проверке себя по эталону воспитывают постепенно: сперва ответы, потом по кратким решениям, затем по подробному решению, последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки.

Требования к каждому этапу урока рефлексии.

Основной целью этапа самоопределения к деятельности является включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

  1. Условия для «хочу».

  2. Создать условия для «могу».

  3. Определить основную цель урока.

Длительность этапа 1 – 2 минуты.

Основной целью этапа актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к исправлению собственных ошибок.

Для этого необходимо:

  1. Организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивных действий учащихся,

  2. Активизировать соответствующие мыслительные операции: память, внимание и т.д.

  3. Зафиксировать используемые способы действий в буквах,

  4. Организовать самостоятельную работу (самостоятельную работу),

  5. Организовать самопроверку работы по готовому образцу с фиксацией своих результатов, (без исправления своих ошибок).

Продолжительность этапа 8 – 12 минут. Для решения поставленных задач количество заданий минимально, но достаточно для самоконтроля. При самопроверке не предполагается выявление причин ошибок и их исправление, можно заполнить таблицу:

№ задания

Выполнено «+» или «?»

Алгоритм или правило, в котором ошибся

Исправлено в процессе работы

Исправлено в самостоятельной работе

















Способность к грамотному самоконтролю формируется в начальной школе и в 5 – 6 классах.

Основной целью этапа локализации затруднений является выявление места и причины затруднений и уточнений в этой связи индивидуальной цели урока.

Чтобы учащиеся грамотно исправляли свои ошибки, неформально, осмысленно, можно провести урок «Как исправлять свои ошибки» или «Алгоритм исправления ошибок»:

  • Определи, какое правило не знаешь,

  • Повтори правило,

  • Примени правило.

После уточнения алгоритма исправления ошибок, учащиеся, которые их допустили:

  1. Анализируют свое решение и определяют место ошибки,

  2. Выявляют и фиксируют способы действий, в которых допущены ошибки,

  3. На этой основе уточняют индивидуальную цель дальнейшей деятельности на уроке.

Учащиеся, получившие правильные ответы на этом этапе сравнивают решение с эталоном и выполняют творческие задания или являются консультантами. «Проговаривая» свое решение пошагово развивается логическое мышление, развивается речь.

Продолжительность этапа 7 – 8 минут. Можно разбить учащихся на группы по типам допущенных ошибок.

Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднений является построение детьми проекта выхода из затруднений. Для реализации этой цели надо чтобы каждый ученик:

  1. исправил свои ошибки самостоятельно,

  2. соотнес результаты исправления ошибок с эталоном,

  3. выбрал задания и решил на те же правила, в которых допустил ошибку.

Продолжительность этапа 4 – 5 минут. Ученики, не допустившие ошибок, продолжают решать творческие задания или быть консультантами.

Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является усвоение способов действий, для этого необходимо:

  1. организовать обсуждение типовых затруднений,

  2. проговорить вслух формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

Продолжительность этапа 2 – 3 минуты.

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является создание ситуации успеха. Для этого:

  1. ученикам предлагают еще одну самостоятельную работу, аналогичную прежней,

  2. самопроверку по эталону.

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является включение нового в систему изученного, выделение границ применения, установление связей, повторение и закрепление ранее изученного.

Если этап самостоятельной работы с самопроверкой прошел хорошо, то

  1. учащимся предлагают задания, в которых рассматриваются способы действий, связанные с предыдущими между собой,

  2. решают задания на подготовку к изучению следующих тем.

Если самостоятельная работа с самопроверкой написана отрицательно, то после выявления затруднений и проговаривания правил, предлагают аналогичные задания еще раз.

Продолжительность этапа 5 – 6 минут. Целесообразно организовать работу в группах или в парах, игровые ситуации, элементы проектирования и т.д.

Основной целью этапа рефлексии деятельности является самооценка результатов.

Для реализации этой цели надо:

  1. повторить алгоритм исправления ошибок,

  2. фиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности,

  3. наметить цели на следующую деятельность,

  4. оценить деятельность на уроке,

  5. определить задания для работы дома.

Продолжительность этапа 2 – 3 минуты.

Алгоритм конструирования урока рефлексии

  1. Анализ типичных ошибок и затруднений по изучаемой теме.

  2. Составление списка понятий, правил, алгоритмов на применение, которые требуют тренинга и коррекции ошибок.

  3. Подбор заданий для самостоятельной работы на этапе актуализации знаний на применение зафиксированных способов действий.

  4. Подготовка образца выполнения самостоятельной работы и эталона для самопроверки.

  5. Проектирование способа повторения с учащимися выбранных норм и их фиксации, а также способа предъявления соответствующих эталонов.

  6. проектирование деятельности учащихся, не допустивших ошибок (подбор заданий для них, планирование способов проверки, включение в консультационную деятельность).

  7. Конструирование диалога по уточнению алгоритма исправления ошибок.

  8. Конструирование диалога для выявления мест и причин затруднений.

  9. Конструирование диалога по постановке цели деятельности для этапа локализации затруднений.

  10. Подбор заданий для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

  11. Подготовка эталона для самопроверки.

  12. проектирование способа коррекции ошибок.

  13. Составление списка норм для этапа повторения, выбор заданий и форм работы.

  14. Определение способа проведения рефлексии.

Структура урока развивающего контроля.

  • этап самоопределения к деятельности,

  • этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности,

  • этап локализации затруднений

  • этап построения проекта выхода из затруднений

  • этап обобщения затруднений во внешней речи,

  • этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону,

  • этап включения в систему знаний и повторения,

  • этап рефлексии деятельности.

Различают следующие формы организации уроков развивающего контроля:

- самоконтроль,

- взаимоконтроль,

- педагогический контроль.

Технология деятельностного метода предполагает два этапа:

  1. Проведение контрольной работы.

  2. Анализ контрольной работы.

Этапы урока проведения контрольной работы:

    • этап самоопределения к деятельности: 2 – 3 минуты,

    • этап актуализации знаний и фиксация затруднений в деятельности (решение заданий): 42 – 43 минуты.

Этапы урока анализа контрольной работы:

Урок анализа контрольной работы соответствует анализу контрольной работы в традиционной школе, проводится по аналогии с уроком рефлексии.

Алгоритм конструирования урока развивающего контроля:

  1. Выделение необходимого материала для контроля.

  2. Определение форм и приемов контроля.

  3. Составление контрольной или самостоятельной работы.

  4. Разработка образца для самопроверки.

  5. Разработка алгоритма для проведения данной работы.

  6. Вычленение необходимых знаний, умений, навыков и способов повторения.

  7. Разработка подробного эталона (образца) для самопроверки.

  8. Проектирование деятельности учащихся, не допустивших ошибок.

  9. Конструирование алгоритма исправления ошибок.

  10. Конструирование диалогов: локализация ошибок, построение выхода из затруднений, обобщение затруднений в речи, рефлексия деятельности.

  11. Подбор заданий для этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону и проектирование способа коррекции ошибок на этом этапе.

  12. Составление необходимых правил, выбор соответствующих заданий и форм работы.

  13. Определение способа проведения этапа включения в систему знаний и повторения.

  14. Определение способа проведения рефлексии.

Административные контрольные работы не связаны с развитием у учащихся способности к контролю и самоконтролю.

Уроки общеметодологической направленности

самые сложные, проводятся в начале и в конце изучения темы. В первом случае – это уроки построения ориентированной основы действий, во втором случаеуроки обобщения и систематизации

Алгоритм исправления ошибок.

этапа построения проекта выхода из затруднения являются построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

Для реализации этих целей необходимо, чтобы учащиеся:

  1. выбрали метод построения нового способа действий – метод дополнения или метод уточнения,

  2. выбрали метод, на котором будет основано решение учебной задачи – определение понятия, свойство, алгоритм,

  3. на основе выбранного метода выдвигали и обосновывали гипотезы,

  4. использовали предметные действия с моделями, схемами и т.д.

  5. зафиксировали новый способ действия в речи и знаков,

  6. преодолели возникшие затруднения с помощью нового способа действий.

Продолжительность этапа: 7 – 8 минут.

Предпочтительна групповая работа. Результат – фиксация решения, нового способа действия. Знаковая фиксация – эталон.