СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология дистанционного обучения на уроках истории и обществознания

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных технологий. Одной из них является технология дистанционного обучения. Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие между учителем и учащимися, между субъектами образовательного процесса и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы).

Просмотр содержимого документа
«Технология дистанционного обучения на уроках истории и обществознания»

Технология дистанционного обучения на уроках истории и обществознания.

Выйдя из стен школы, согласно федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) второго поколения, выпускник должен продолжить само развиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий – универсальным учебным действиям. Универсальные учебные действия – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Таким образом, задача учителя сводится к организации учебного процесса, направленного на формирование не только предметных знаний и умений, но и личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий. Ученик при этом должен освоить основные предметные понятия, умения и все компоненты учебной деятельности. Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие необходимо:

 сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;

 сформировать понимание алгоритма выполнения универсального учебного действия, основываясь на имеющемся опыте;

 сформировать умение выполнять универсальные учебные действия посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.

В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных технологий. Одной из них является технология дистанционного обучения. Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие между учителем и учащимися, между субъектами образовательного процесса и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы).

Дистанционное обучение реализуется средствами ИКТ. В основе ИКТ современного образования лежит одно устройство – электронно-вычислительная машина. Компьютер обеспечивает возможность реализовать на уроке следующие направления: 
1) «при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; технологии Power Point); 
2) проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ; 
3) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, лабораторные работы); 
4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); 
5) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); 
6) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий; конструирование, моделирование 
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.)». 

ИКТ на уроках истории и обществознания 

Специфика критериев предмета и методов гуманитарных дисциплин обусловливает разницу в применении ИКТ на уроках истории и обществознания. Естественные науки предполагают точное формульное определение закономерностей, описывающих рассматриваемые природные явления, а также формульную запись новых гипотез и теорий. Предмет и методы гуманитарных дисциплин не предполагают формульного выражения той или иной закономерности. «Формулы» закономерностей гуманитарных наук претерпевают постоянные изменения, а могут и вообще структурно отличаться друг от друга, в зависимости от применяемого метода. Отношение к ценностям, антропоцентризм, идеологическая нейтральность и нагруженность, субеъект-объектные отношения, устойчивость и подвижность объекта, методология – все эти факторы предопределяют вышеупомянутую разницу в применении компьютерных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин.

Отдельно хотелось бы остановиться на преимуществах этого курса.

– Облегчается работа учителя по проверке самостоятельных, контрольных работ, так как все тесты оцениваются автоматически сразу после их выполнения.

– Есть возможность вести электронный журнал, что позволяет отслеживать успеваемость, качество подготовки к экзамену.

– Каждый обучающийся имеет возможность выполнить задание в удобное для него время и при возникновении вопросов задать их преподавателю.

– Учитель имеет возможность прямо в системе создавать тесты в различных форматах (выбор единственного ответа, выбор нескольких ответов, либо задания на соответствие и т.д.).

Безусловным плюсом дистанционного обучения является более индивидуальный характер, оно более гибкое, так как обучающийся сам определяет темп обучения, может по несколько раз возвращаться к отдельным урокам, тестам, заданиям. Такая система обучения заставляет заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования и самоконтроля.

Направления дистанционного обучения школьников:

· углубленное изучение тем, разделов школьной программы или вне школьного курса;

·  ликвидация пробелов в знаниях, умениях школьников по определенным темам;

· подготовка учащихся, не имеющих возможности посещать школу в течение какого-то периода времени;

· дополнительное образование по интересам;

· подготовка школьников к экзаменам.

Основные недостатки, связанные с дистанционным обучением, можно разделить на психологические, связанные с отсутствием «живого» общения с учителем, высокими требованиями к самоорганизации итехнические, которые обусловлены несовершенством контента, технологий. Дистанционное образование, в большинстве своем, не предусматривает личное общение с преподавателем, а также общение между учащимися. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Пожалуй, можно выделить еще один момент, если ученик не способен учиться без постоянного надзора учителя и не готов проводить много времени в уединении с компьютером, дистанционное обучение не для него. На мой взгляд, это один из решающих факторов, который влияет на возможность не только учиться дистанционно, но и самостоятельно работать в принципе.

Нет сомнения, что дистанционная форма обучения будет все активнее входить в нашу жизнь. Этот процесс будет усиливаться по мере развития технологий, которые смогут обеспечить реалистичность виртуального пространства. Другая проблема – психологическая, связанная с необходимостью высокой самоорганизации, мотивации и отсутствием живого общения, скорее всего, будет решаться по мере развития общества. Примерно так, как телевизоры вошли в каждый дом и многим заменили театр, оперу и другие зрелища с непосредственным участием человека.

Источники

При написании данной статьи было использовано множество открытых источников. Здесь приведены лишь некоторые, содержащие наиболее полные и полезные сведения.

1. Карпова И.П. Исследование и разработка подсистемы контроля знаний в распределенных автоматизированных обучающих системах / Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.13.13 – М.: МГИЭМ, – 2002 г.

2.  http://www.redcenter.ru/

3.  http://www.curator.ru/

4. http://www.uchportal.ru/

5.http://bestteacher.68edu.ru/