Просмотр содержимого документа
«Технология формирования типа правильной читательской деятельности.»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
«ШКОЛА 2100»
«Школа 2100» - современная личностно-ориентированная образовательная система для массовой школы. Она полностью соответствует государственной политике в области модернизации российского образования и эффективно реализует идеи развивающего образования в условиях преемственности и непрерывности.
Образовательная система «Школа 2100» позволяет сформировать у учащихся определенные личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально-психологическую адаптацию в обществе, социальную активность и социально-личностное развитие. Выпускник школы, обучающийся по данной образовательной системе должен быть готов к дальнейшему обучению и вообще к непрерывному образованию. Школьнику предоставлены максимальные возможности для формирования у него установки на творческую деятельность. Вопрос технологий (а это, как известно, прежде всего, совокупность методов и приемов), обеспечивающих развивающий «эффект обучения, решен системой «Школа 2100». Именно технологии проблемно-диалогического обучения, формирование типа правильной читательской деятельности проектной технологии оценивания (пока еще в разработке) – являются основным средством формирования общеучебных умений.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику вырабатывать творческий подход к работе. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством побуждающего или подводящего диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, а затем посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, или «открытие» нового знания.
Проблемно-диалогическое обучение |
  | | | |
Постановка проблемы | | Поиск решения |
    | | | |
Побуждающий от проблемной ситуации диалог | | Подводящий к теме диалог | | Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог | | Подводящий к знанию диалог |
Взаимосвязь проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной (Таблица 2).
Таблица 2
Технология проблемно-диалогического обучения
Основные этапы урока и деятельности детей | Формируемые коммуникативные умения |
I. Постановка проблемы. Слушание, наблюдение, ответы на вопросы учителя, выполнение данного задания, выявление и осознание противоречия. | Понимать Слушать других, понимать поставленную задачу. Доносить свою позицию. Оформлять свою мысль, высказывать свою точку зрения. |
II. Поиск решения. Выдвижение и проверка гипотез. | Понимать. Понимать позицию другого, различать в его речи: мнения, доказательства, гипотезы. Доносить свою позицию. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы. Договариваться. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции, договариваться с людьми иных позиций; Сотрудничать в совместном решении проблемы, учиться уважительно, относиться к позиции другого. |
III. Выражение решения. Выражение нового значения в доступной форме. | Понимать. Уметь выделять главное, составлять план. |
IѴ. Реализация продукта. Публичное представление продукта учителю и классу. | Доносить свою позицию. Выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. При необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции, признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Договариваться. Толерантно строить отношения с людьми иных позиций и находить компромиссы. |
Технология формирования типа правильной читательской деятельности – работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения (Таблица)
Основные этапы урока и деятельности детей | Формируемые коммуникативные умения |
I. Работа с текстом до чтения. Антиципация (прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям и группе ключевых слов). | Понимать Понимать точку зрения автора, используя ознакомительное чтение. |
II. Работа с текстом во время чтения. 1.Первичное чтение. Самостоятельное чтение, выражение реакции на текст, проверка своих прогнозов о содержании и героях, рефлексия по поводу несовпадения. 2.Перечитывание текста. Ответы на вопросы учителя с опорой на текст, аргументация своей точки зрения. Чтение подтекста произведения, постановка вопросов к автору. Доведение текста на смысловые части. Составление плана. | Понимать. Самостоятельно использовать различные виды чтения, приемы слушания. Доносить свою позицию. Оформлять свою мысль в устной и письмен- ной речи. Высказывать свою точку зрения. Доносить свою позицию. При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Понимать. Вести диалог с автором, ставить вопросы к тексту и искать ответы на них. Отвечать развернуто, используя элементы пересказа. Слушать других. Понимать. Выделять главное, составлять план. |
III. Работа с текстом после чтения. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов и контраргументов. Корректировка своей точки зрения. Участие в коллективной дискуссии. | Доносить свою позицию. Отстаивать свою позицию, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дис- куссии выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Договариваться с людьми. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Предвидеть последствия коллективных решений. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
IѴ. Подведение итогов урока. Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. | Доносить свою позицию. Учиться критично относиться к своему мнению с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. |
Используя данную технологию, можно научить детей вести разговор с автором произведения. Ребята пытаются понять не только характеры и поступки героев, но и взгляд автора на действия персонажей, высказывают свою точку зрения, пытаются обосновать ее. Технология работы с текстом позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет детям в дальнейшем.
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Проектирование – очень хороший инструмент для формирования грамотной личности, развития творческих способностей, совершенствования таких качеств, как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость.
Через проектную технологию происходит формирование и развитие личностных качеств – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам, выстраивать деловые отношения. Специфика проектов заключается в том, что в отличие от учебных задач они способствуют свободному раскрытию возможностей, способностей ребенка.