СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология формирования типа правильной читательской деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая работа по теме "Работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения"

Просмотр содержимого документа
«Технология формирования типа правильной читательской деятельности.»


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

«ШКОЛА 2100»




«Школа 2100» - современная личностно-ориентированная образовательная система для массовой школы. Она полностью соответствует государственной политике в области модернизации российского образования и эффективно реализует идеи развивающего образования в условиях преемственности и непрерывности.

Образовательная система «Школа 2100» позволяет сформировать у учащихся определенные личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально-психологическую адаптацию в обществе, социальную активность и социально-личностное развитие. Выпускник школы, обучающийся по данной образовательной системе должен быть готов к дальнейшему обучению и вообще к непрерывному образованию. Школьнику предоставлены максимальные возможности для формирования у него установки на творческую деятельность. Вопрос технологий (а это, как известно, прежде всего, совокупность методов и приемов), обеспечивающих развивающий «эффект обучения, решен системой «Школа 2100». Именно технологии проблемно-диалогического обучения, формирование типа правильной читательской деятельности проектной технологии оценивания (пока еще в разработке) – являются основным средством формирования общеучебных умений.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику вырабатывать творческий подход к работе. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством побуждающего или подводящего диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, а затем посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, или «открытие» нового знания.


Проблемно-диалогическое обучение






Постановка

проблемы


Поиск

решения






Побуждающий от проблемной ситуации диалог


Подводящий к теме диалог


Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог


Подводящий к знанию диалог





Взаимосвязь проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной (Таблица 2).















Таблица 2





Технология проблемно-диалогического обучения



Основные этапы урока и деятельности детей

Формируемые коммуникативные умения

I. Постановка проблемы.

Слушание, наблюдение, ответы на вопросы учителя, выполнение данного задания, выявление и осознание противоречия.



Понимать

Слушать других, понимать поставленную задачу.


Доносить свою позицию.

Оформлять свою мысль, высказывать свою точку зрения.

II. Поиск решения.

Выдвижение и проверка гипотез.



Понимать.

Понимать позицию другого, различать в его речи: мнения, доказательства, гипотезы.


Доносить свою позицию.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы.


Договариваться.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции, договариваться с людьми иных позиций;

Сотрудничать в совместном решении проблемы, учиться уважительно, относиться к позиции другого.

III. Выражение решения.

Выражение нового значения в доступной форме.

Понимать.

Уметь выделять главное, составлять план.


IѴ. Реализация продукта.

Публичное представление продукта учителю и классу.



Доносить свою позицию.

Выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

При необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции, признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.

Договариваться.

Толерантно строить отношения с людьми иных позиций и находить компромиссы.





Технология формирования типа правильной читательской деятельности – работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения (Таблица)

Основные этапы урока и деятельности детей

Формируемые коммуникативные умения

I. Работа с текстом до чтения.

Антиципация (прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям и группе ключевых слов).

Понимать

Понимать точку зрения автора, используя ознакомительное чтение.

II. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение.

Самостоятельное чтение, выражение реакции на текст, проверка своих прогнозов о содержании и героях, рефлексия по поводу несовпадения.



2.Перечитывание текста.


Ответы на вопросы учителя с опорой на текст, аргументация своей точки зрения.



Чтение подтекста произведения, постановка вопросов к автору.





Доведение текста на смысловые части. Составление плана.


Понимать.

Самостоятельно использовать различные виды чтения, приемы слушания.


Доносить свою позицию.

Оформлять свою мысль в устной и письмен- ной речи. Высказывать свою точку зрения.


Доносить свою позицию.

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.


Понимать.

Вести диалог с автором, ставить вопросы к тексту и искать ответы на них. Отвечать развернуто, используя элементы пересказа. Слушать других.


Понимать.

Выделять главное, составлять план.

III. Работа с текстом после чтения.


Выдвижение гипотез, формулирование аргументов и контраргументов. Корректировка своей точки зрения.





Участие в коллективной дискуссии.


Доносить свою позицию.

Отстаивать свою позицию, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дис- куссии выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).


Договариваться с людьми.

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Предвидеть последствия коллективных решений.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

IѴ. Подведение итогов урока.


Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.


Доносить свою позицию.

Учиться критично относиться к своему мнению с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.



Используя данную технологию, можно научить детей вести разговор с автором произведения. Ребята пытаются понять не только характеры и поступки героев, но и взгляд автора на действия персонажей, высказывают свою точку зрения, пытаются обосновать ее. Технология работы с текстом позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет детям в дальнейшем.

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.

Проектирование – очень хороший инструмент для формирования грамотной личности, развития творческих способностей, совершенствования таких качеств, как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость.

Через проектную технологию происходит формирование и развитие личностных качеств – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам, выстраивать деловые отношения. Специфика проектов заключается в том, что в отличие от учебных задач они способствуют свободному раскрытию возможностей, способностей ребенка.