ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГОЛОВНОГО УБОРА
В ТЕХНИКЕ МАКРАМЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Назмутдинова Гульнара Иршатовна,
МБУ ДО г. Ульяновска «ЦРТДиЮ им. А. Матросова»
Назмутдинова Вероника Иршатовна,
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень
Актуальность исследования. Развитие мелкой моторики нужно продолжать и в младшем школьном возрасте, т.к. рука ребенка физиологически не совершенна, движения пальцев слабо дифференцированы. Ребенку начальной школы посильны разные техники, например, макраме. Критерии применения макраме в работе с младшими школьниками - это интерес ребенка, безопасность использования, доступность, возможность использования на уроках объединений дополнительного образования и в школе, во внеклассной деятельности. Оно способствует повышению уровня развития мелких движений. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, обладает связной речью, хорошим почерком, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание (Васильева И.И., 2014).
Творческая и развивающая деятельность на кружковых занятиях по плетению, работа с пластическим материалом, особенно изготовление сувениров в подарок способствует развитию ловкости рук, регуляции движения кистей рук, что является одним из показателей готовности ребенка к школе, а также уровня интеллектуального развития (Васильева И.И., 2014; Гибадатова А.Р., Туйсина Г.Р., 2015; Данилова Н.Ю., Оконешникова Н.В., 2017; Сулейманова Н.Я., 2017). Развитие мелкой моторики играет роль фактора повышения выносливости к учебным нагрузкам и улучшения психического здоровья школьника (Оконечникова Т.Т., 2013).
Развитие креативных способностей можно расценивать как путь социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (Цирихова Б.В., 2014). Организация деятельности учеников определяет некоторые психофизиологические особенности в развитие детей начальных классов. Двухлетние исследования детей начальной школы с углубленным изучением английского языка и спецшколы для глухих и слабослышащих детей, проведенные С.А. Роговой (2011) показали, что проведения занятий пальчиковой гимнастики в течение первой и второй, третьей четвертей с учащимися первых классов показало, что у детей значительно улучшилась мелкая моторика рук. Школьное обучение в школе любого типа требует развития у ребёнка вербально- логического, наглядно-образного мышления в системе.
Занятия макраме в условиях дополнительного образования способствуют не только формированию интереса младших школьников к декоративно-прикладному искусству, но и способствуют социализации в обществе. На занятиях макраме школьникам 1-5 классов предлагается принимать самостоятельные решения нестандартных задач, развивать самостоятельность, оригинальность рассуждений и выводов. Знание материала на эвристическом уровне позволяет школьникам создавать новые, инновационные, нестандартные изделия в технике плетения макраме, т.е. эффективно использовать творческий подход.

Творческая деятельность школьников в объединении дополнительного образования «Макраме» основана на создании нового, никогда ранее не существовавшего продукта в технике макраме. Макраме как рукоделие, ручной труд, является одним из способов самореализации творческих способностей человека, для которого необходим комплекс качеств, как отмечает К. Роджерс (2002): творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнерами, мотивация достижения результата, высокая работоспособность. Педагогический опыт Назмутдиновой Г.И. подтверждает данные о положительном влиянии занятий макраме на физическое и психоэмоциональное состояние занимающихся. Занятия снимают у школьников 1-5 классов напряжение, волнение и страх, эмоциональное возбуждение перед сложными школьными занятиями, поэтому они снимают желудочные боли, облегчают спазматические боли мышц.
Цель работы: разработка учебно-методических рекомендаций технологии изготовления авторской модели Головного убора в технике плетения макраме в условиях дополнительного образования.
Общие сведения об изделии. Летняя шляпка в технике плетения макраме, защищает от солнца. Подходит всем типам лица. Легкая, не требует особого ухода. При изготовлении шляпки в учебных условиях с учащимися любой возрастной группы требуется помощь педагога.
Оборудование. Болванка (трехлитровая банка или манекен головы с окружностью готового изделия), ножницы, стол.
Материалы. Капроновый шнур диаметром 3-5 мм, иголка, армированная нитка. Методика выполнения шляпы в технике плетения макраме.
1. Нанизываем на основу (3 м.) 7 нитей по 3 м
2. Соединяем 1 и 8 нить
 1. Нанизываем на основу (3 м.) 7 нитей по 3 м. |  2. Соединяем 1 и 8 нить |  3. Плетём (сажаем) на 1-й нити все нити репсовым узлом (по 4 кольца). Зашиваем 1-й узел второго ряда и последний узел второго ряда |
 |  |  |
4. Второй ряд заканчиваем узлом «восьмёрка». 3-й ряд начинаем этим узлом | 5. Третий ряд плетём репсовым узлом (5 колец) | 6. Зашиваем 1-й и последний узлы третьего ряда. |
 |  |  |
 |  |  |
3. Плетём на 1-й нити все нити репсовым узлом (по 4 кольца). Зашиваем 1-й узел второго ряда и последний узел второго ряда
4. Второй ряд заканчиваем узлом «восьмёрка». 3-й ряд начинаем этим узлом
5. Третий ряд плетём репсовым узлом (5 колец)
6. Зашиваем 1-й и последний узлы 3 ряда.
Домашнее практическое задание. Провести подготовительную работу: покупка капронового шнура (100 м), нарезка нити необходимой длины, подобрать болванку заданного размера.
Контрольные задания. 1. Дайте характеристику узлам, используемым в плетении шляпки. 2. Опишите методику (способ) увеличения диаметра изделия. 3. Выполните репсовый узел. 4. Покажите способы обработки открытого конца изделия. 5. Подберите наряд под шляпку. 6. Продемонстрируйте готовое изделие. Подберите музыкальное сопровождение. Дефиле.
Контрольные вопросы.
1. Какие узлы применяются для изготовления шляпки?
2. Объясните способы расчета длины и количества нитей.
3. Назовите способы обработки открытого конца изделия.
4. Покажите способы увеличения диаметра готового изделия.
5. В плетении каких изделий можно использовать данный узел.
В течение учебного года школьники выступают в отчетных дефиле, на праздничных мероприятиях лицея. Участвуют в городских, областных, российских и международных творческих конкурсах и выставках, становятся их победителями и призерами.
Список использованной литературы:
Васильева И.И. Развитие мелкой моторики младших школьников в процессе изготовления сувениров / И.И. Васильева // Современные подходы к повышению качества образования: сборник методических статей. Отв. ред. Л.В. Ведерникова. Ишим, 2014. с. 65-68.
Гибадатова А.Р., Психолого-педагогические особенности развития мелкой моторики рукоделием / А.Р. Гибадатова, Г.Р. Туйсина // Опыт реализации федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 133-136.
Данилова Н.Ю. Развитие мелкой моторики младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства / Н.Ю. Данилова, Н.В. Оконешникова // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 41. С. 8-11.
Оконечникова Т.Т. Развитие мелкой моторики как фактор повышения выносливости к учебным нагрузкам и улучшения психического здоровья школьника / Т.Т. Оконечникова // Cовершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения. Сборник мат. XII Всерос. с межд. участием научно-практ. конф. В 2-х томах. Под редакцией С.И. Логинова, Ж.И. Бушевой. 2013. С. 81-84.
Рогова С.А. Развитие мелкой моторики ребёнка дошкольного возраста / С.А. Рогова // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 1. С. 25-28.
Роджерс, К. Свобода учиться / К. Роджерс, Д. Фрейберг. – М.: Смысл. 2002, 528с.
Сулейманова Н.Я. Развитие мелкой моторики рук младших школьников в процессе работы с пластическим материалом на уроке технологии / Н.Я. Сулейманова // Студенческий вестник. 2017. № 3-1 (3). С 24-26.
Цирихова Б.В. Развитие креативных способностей как путь социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / Б.В. Цирихова // Современные технологии в образовании. 2014. № XIV-2. С. 160-164.
