РЕФЕРАТ
На тему
«Технология коллективной творческой деятельности.»
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Виды коллективного творческого дела (КТД)………………………5
Глава 2. КТД-тренинги………………………………………………………….9
Глава 3. Этапы подготовки и проведения КТД ………………………………13
Глава 4. Методические рекомендации учителю по организации КТД эстетической направленности………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………………………...22
Введение
Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.
Коллективная творческая деятельность — это деятельность одновременно практическая и духовная, позволяющая ребенку приобрести не только практические, организаторские, коммуникативные и другие навыки, но также выявить и реализовать свои способности, приобрести опыт диалогического взаимодействия и гуманных отношений, освоить принятые в обществе способы и формы реализации ценностных отношений к окружающему миру и другим людям.
Технология коллективной творческой деятельности– это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Коллективное творческое дело - КТД - коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.
Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.
Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше, чем было (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).
Дело – потому, что это более глобальная развёрнутая во времени форма
воспитательной работы, сущность которой связана с конкретной деятельностью с заботой о ком-то или о чём-то (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни)
Связана с тем чтобы принести пользу и радость кому-то в том числе и себе. Девиз: «Наша цель – счастье людей!» и «Все – творчески, иначе – зачем!»
Не всякое коллективное дело является КТД.
Отличительными признаками КТД могут стать:
совместное создание дела;
его социальный характер (для кого это нужно?);
высокая мотивация создателей.
КТД - форма работы, которая направлена на:
развитие творческих способностей;
развитие интеллектуальных способностей;
реализацию коммуникационных потребностей;
обучение правилам и формам совместной работы.
МОТИВЫ РЕБЕНКА:
потребность в коммуникации; выполнение данного КТД, для того,
чтобы принять участие в других делах;
желание выиграть;
интерес в реализации своих способностей;
осознание развивающей роли КТД;
осознание социальной роли КТД.
Глава 1. ВИДЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА
В работе «Энциклопедия коллективных творческих дел» по Иванову И.П. выделяется несколько видов КТД по направленности деятельности и дается их описание
Трудовые дела. Цель трудовых КТД – обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески. В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд – творчество. Примерами трудовых КТД могут быть трудовая атака, трудовой десант, почта, трудовой рейд, сюрприз, подарок далёким друзьям.
Познавательные дела. Их цель – развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности как стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.
Можно рекомендовать несколько интересных познавательных КТД: вечер веселых задач, вечер – путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, устный журнал, пресс – бой, турнир знатоков, пресс – конференция.
Художественные дела позволяют целенаправленно развивать художественно – эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души.
Можно рекомендовать следующие КТД: кольцовка песен, концерт – молния, концерт – ромашка, эстафета любимых занятий, литературно – художественные конкурсы, кукольный театр.
Спортивные дела развивают у воспитанников гражданское отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к себе как здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и обороне.
Можно рекомендовать следующие КТД: бой неуловимых, веселая спортакиада, космонавты и метеоры, спартакиада народных игр. Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм, дисциплинированность.
Экологические дела. Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача лета. Операции «Родничок», «Муравейник», «Малая речка», «Озеро», «Поляна» - экологические КТД. Учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края - вот программы этой работы.
Примерами экологических КТД могут быть: Академия лесных наук, аукцион цветов (ягод, орехов), бал цветов, выставка лесных даров, встречи с работниками лесных хозяйств, день леса, профессиональный праздник (день рыбака, птиц), научно-исследовательская экспедиция по родному краю, экологические игры, экологическая тропа, экологический вестник, экологический фестиваль.
Досуговые дела.
Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.
Можно провести следующие досуговые КТД: Аукцион забав, академия веселых наук, бал (новогодний, летний, ситцевый, литературный, осенний, цветов), бал Терпсихоры, базар головоломок, вечер легенд, вечер веселых вопросов, вечер-путешествие, взятие песочного городка, день «рекордов Гиннеса», дискотека, день фантазера, «Ералаш», затейник, игродискотека, игры (спортивные, народные, подвижные, развивающие, конструкторские, строительные, познавательные, музыкальные, хороводные, шуточные, драматизированные, режиссерские, сюжетно-ролевые), «капустник», карнавал, клуб выходного дня, конкурсы (бального танца, «Алло, мы ищем таланты», песочных архитекторов, Шерлоков Холмсов, Робин Гудов, Мюнхаузенов, Дон Кихотов, карикатуристов, веселой пантомимы, фантазеров, смекалки, Несмеян), коллективный выход в театр, «корзина со сказками», комический цирк, коллективный рассказ в картинках, конкурс «Мисс лето», лотерея, музыкальный киоск, музей «Заходи, глазей», «огонек», бал именинников, посиделки, праздники, состязание юмористов, творческие объединения, турниры затейников, знатоков, бумажных голубей, ринг, рыцарский турнир, хит-парад, хоровод друзей, чаепитие, час импровизации, час инсценировки, чемпионат веселого мяча, шумовой оркестр, эстафета веселых экспромтов, экспедиция за сказками, юморина, ярмарка забав и развлечений, ярмарка народной мудрости.
КТД с целенаправленным нравственным содержанием
Все модели работы с детьми летом имеют нравственный аспект. Однако существуют просвещенческие и тренинговые формы деятельности, несущие этическую направленность.
Примеры КТД: вечер этикета, откровения, гостевой день, гайдаровская разведка, день рождения коллектива, день рождения лагеря, день этикета, диспут, «камертон доброго настроения», комплексная игра, «огонек знакомств», «огонек» прощания, «орлятский круг», рейд дружбы, сбор «Я - мы – они», «фабрика смеха».
КТД в работе с активом
Все дети, находятся ли они в лагере или в школе, должны находиться в «самочувствии актива». Будет ли он сменным или постоянным, мы выбираем сами. И работать с ним надо: учить, консультировать, инструктировать, помогать осваивать сферу организаторской работы.
Глава 2. КТД-тренинги
«Геометрическая фигура».
Длинные веревки связываются в два больших кольца (веревочных колец столько, сколько создается групп; длина веревки зависит от количества участников). Дети становятся в круг, держась за кольцо веревки обеими руками. Вожатый предлагает ребятам построить квадрат, треугольник, пирамиду, звезду, ромб, закрыв глаза, не выпуская из рук веревку. Участники тренинга имеют право советоваться, разговаривать вслух, искать решение в точно отведенное время. Сначала у ребят может быть растерянность, затем они начинают путь решения, спорить. Кто-то обязательно будет руководить всеми. Эти «кто-то» и есть лидеры.
«Номера».
Ребята делятся на группы, например, на три команды. Всем ребятам на спины прикалываются номера, от цифры 1 до цифры 10. По команде вожатого группы перемешиваются. По второй команде надо прибежать к «своим» и выстроиться спиной к вожатому от первой до последней цифры по порядку. Условия можно менять: дети строятся от цифры 10 до цифры 1, т.е. наоборот. Дети строятся так: сначала нечетные цифры, затем четные.
Могут быть и такие варианты: надо построиться по росту; надо
построиться в алфавитном порядке, учитывая первую букву, с которой начинается фамилия. Понаблюдайте, как группа выполняет задание. Кто лидирует, кто выполняет задание пассивно.
«Киностудия».
Ребята разбиваются на творческие коллективы киностудий. Придумывают название студии, жанр фильма, который будут «снимать» (комедия, детектив, сказка, мелодрама, мультик); тему сюжета фильма, название фильма. Все эти задания они выполняют предельно быстро и по команде вожатого докладывают вслух о выполнении задания. Затем дети все вместе пишут сценарий, распределяют роли и обязанности, «ставят» свой фильм и показывают его всем. Фильм оценивает жюри, другие команды. Вожатому остается внимательно наблюдать и оценивать организаторские и творческие способности детей.
Область действия и содержания КТД сегодня должны отвечать тем процессам обновления, которые происходят во всех областях жизни страны. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли бы общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились бы на принципах сотрудничества и сотворчества.
Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Один к одному повторить чью-то авторскую идею КТД невозможно, но «схватить» эту идею, почувствовать её и разработать с детьми в обновленном варианте – уже творчество. Существуют сотни и тысячи моделей работы с детьми. У каждой свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, своё содержание, свой набор творческих ролей. Здесь важен замысел коллективно творческого дела. Сам потенциал коллективного дела (в котором куча индивидуальных ролей, положений, заданий, ситуаций, находок) богат коллективными мыслями ребят. Детская импровизация – высшее достижение КТД. И у каждого из нас всё получается по-разному. Любую модель можно насытить содержанием разных направлений воспитательной деятельности. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовались в деле, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством. В работе с КТД педагог постоянно опирается на микроколлективы: отряды, звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Разбить ребят на «группы действия» помогут такие приемы, как жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие. Ребят можно «развести» по группам, по игровым и даже шуточным приметам: по цвету волос, глаз, росту, именам, по дню рождения, месту жительства и т.д. Можно назвать трех – четырёх первых членов группы, те выберут по одному партнёру, выбранные назовут следующих, так быстро укомплектуется команда. Можно разложить цветные кружочки, эмблемы и другие «амулеты», дети выберут их произвольно, создав группу. Группа – главный «инструмент» КТД. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Если все хотят делать что-то, используйте конкурс, если никто не хочет жеребьевку. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяет создать широкое игровое творческое поле, которая заключается в том что каждый ученик находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры и т.д. Выставки, организуемые почти всегда во время проведения КТД, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера.
Большие выставки прикладного и письменного творчества, а также публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, часто не просто перед ровесниками из параллели, а перед младшими и старшими, создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других. КТД имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первичным коллективом, так и на весь большой ученическо-учительский коллектив.
В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. КТД становятся мощной силой, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживания всех всем.
КТД – это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.
Глава 3. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ПРОВЕДЕНИЯ КТД
Принято выделять несколько этапов подготовки и проведения КТД.
1. Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником - взрослым и школьником.
При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение, «продажа идей», «мозговой штурм» (атака), когда предлагается много невероятных идей.
2. Этап начальной организации (коллективное планирование): отбор идей к осуществлению, выборы «совета дела», определение задач и функций каждого члена совета, всех участников, приглашенных гостей.
3. Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей.
Приемы: различного рода необычные афиши, другие формы оповещения - театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предложениями об участии. Создание атмосферы ожидания.
4. Этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи…; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального кино, видео-оформления.
5. Проведение самого дела.
Здесь несколько шагов:
Сбор гостей, различные действия в преддверии события (представление гостей, тематические выставки, театрализованные и музыкальные эпиграфы, шуточные испытания, аттракционы, сюрпризы, символические сувениры);
Торжественное начало, «зачин» (песенное, театрализованное, музыкальное, видео- или слайдфильм, постановка проблемных вопросов и задач, произнесение вступительных слов, чтение стихов);
Основная часть (содержание и методика определяются основным видом деятельности, жанром избранной формы, возрастом участников, отобранным и подготовленным содержанием, избранными коллективно приемами);
Финальная, завершающая часть - творческое подведение итогов, принятие решения или обращения, награждение победителей, общая ритуальная часть - линейка, итоговая объединяющая песня, театрализованное действие, трогательное прощание.
6. Этап подведения итогов. Сначала- среди всех участников (по кругу или
избранно все высказывают свое мнение: что было хорошо, что - не очень и как надо было делать). После этого следует психолого-педагогический анализ проведенного дела, осуществляемый педагогами. Проектируется деятельность на будущее.
Глава 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КТД ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Так как я работаю учителем изо для обучающихся 5-8 классов, то КТД – неотъемлемая часть моей работы, которая оказывает положительное влияние на повышение уровня эстетической воспитанности. Однако все эти факторы ещё не гарантируют повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности школьников.
Важно, чтобы коллективно-творческая деятельность эстетической направленности (как и любой другой направленности) была правильно организована.
Далее нами будут перечислены методические рекомендации относительно того, как следует организовывать коллективную творческую деятельность эстетической направленности в школе.
1. Коллективные творческие дела лучше организовывать не спонтанно, а заранее распланировать на полгода или весь учебный год по тематикам. Один раз в четверть можно собрать всех участников на коллективное творческое дело, где каждая группа учащихся представит в творческой форме результаты промежуточной работы. Такая организация совместной деятельности учащихся позволяет строить обмен опытом, коллективно открывать мир в живой, увлекательной форме, развивать любознательность, товарищескую взаимопомощь, привлекать родителей к участию в образовательном процессе.
Рассмотрим на примере. Начальными условиями является задание или задача, поставленная перед участниками игры. Так, в коллективном творческом деле «Что на наших улицах», ставиться задача: ознакомиться с самыми цветущими районами, чистыми и убранными, а также определить, какие районы не ухожены. Промежуточными результатами явились продукты деятельности участников: стенгазеты, оформленные папки-раскладушки, рисунки, кроссворды, стихи, сочинения, поисковые альбомы, творческие работы. В основе данного этапа - поисковая деятельность - узнать, почему одни улицы выглядят так, а другие иначе, что надо сделать, чтобы улицы были красивее, как себя вести на улицах города.
Конечным результатом коллективной творческой деятельности является ключевое дело. На нем подводятся итоги работы, оценивается деятельность каждой группы участников, и, таким образом, получается общее дело, общий результат, так как каждый из участников продемонстрировал свои достижения и получил некий урок эстетики.
2. В проведение коллективного творческого дела те же акценты, что в планировании и подготовке, плюс направленность общих дел на конкретных ребят («Наши классные художники», «Расскажем о нашем товарище таланте в области…» и т.п.); сочетание индивидуальных и групповых заданий, конкурсов, дающих возможность для личного и группового самовыражения; публичное признание достижений и позитивного вклада каждого через систему разнообразных символов; максимальное разнообразие ролей в общей деятельности, добровольность участия в коллективных делах (что не исключает тонкую педагогическую политику по стимулированию этой добровольности, не носящую характер морального принуждения).
3. При организации следует учитывать личностные интересы каждого из учеников, чтобы знать какую форму работы и какие темы эстетической направленности лучше использовать в коллективной работе. Осознание ребятами себя, своих отношений нередко соответствует особенностям младшего школьного возраста. Вот это и необходимо учитывать педагогу, как в содержании коллективных творческих дел, так и в постановке вопросов при коллективном анализе.
4. При организации коллективной творческой деятельности необходима опора на их познавательный внешкольный опыт. Среди неуспевающих в учебной познавательной деятельности школьников есть слой ребят, имеющих интересы, далекие от школьной жизни, к примеру, кто-то из детей любит мастерить, кто-то занимается музыкой и грает на каких-то инструментах, кто-то собирает марки с красивыми разнообразными видами растений, либо посещает художественную школу. Презентация, представление в формах КТД таких увлечений, поддержка их при совместном анализе - вот путь становления содержательной, развивающей эстетической жизни коллектива.
5. Как известно всегда бывают трудности при проведении КТД, иногда они возникают из-за некоторых отдельных учеников. Агрессивный школьник, дезорганизатор общих дел. Главная идея - включение его в коллективное дело в формах, признающих как со стороны учителя, так и ребят значимость его умений или просто действий. Чаще всего оказывается невозможным (особенно на первых порах) «протянуть» такого школьника через всю цепочку КТД. Более адекватным является втягивание его в общее дело уже по ходу его проведения в особой, индивидуальной, заметной роли (пусть не очень значимой для самого дела, незаметной).
6. При организации коллективного творческого дела необходимо опираться на уровень эстетической воспитанности и готовности к организации коллективной творческой деятельности эстетической направленности младших школьников, на момент проведения мероприятия, и стремиться его повышать при проведении любого мероприятия, а тем более КТД эстетической направленности.
7. Главное, что КТД - это дела, в которых детей и взрослых объединяют общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строятся на принципах сотрудничества и сотворчества, поэтому педагог не должен забывать о стиле общения.
8. При проведении коллективного творческого дела эстетической направленности не стоит делать лишних перерывов, а паузы можно заполнить играми по теме эстетики.
9. Учителю не стоит паниковать, если что-то идёт не по плану, можно допустить экспромт, и не бояться экспериментировать.
10. При организации коллективного творческого дела эстетической направленности, как и любой другой, следует заранее расписать сценарий по следующим позициям: возраст, тема, цель, оборудование, время проведения, роли (ведущие, репортеры, модельеры, сценаристы, художники и т.д.), оформление, костюмы, музыкальное сопровождение, репетиции, приглашения, гости, участники, зрители, встреча участников, игры для заполнения пауз, награждения, пресса, подведение итогов, безопасность детей [1].
11. Важно использовать при организации коллективной творческой деятельности эстетической направленности младших школьников такие виды искусства, как литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, архитектура, декоративное искусство.
12. При проведении КТД рекомендуется следовать алгоритму (технологии) организации его проведения, придерживаться этапов подготовки и проведения коллективного творческого дела.
13. Педагогу рекомендуется при организации коллективной творческой деятельности эстетической направленности младших школьников использовать такие формы организации коллективной творческой деятельности, как «совместно-индивидуальная», «совместно-последовательная», «совместно-взаимодействующая».
14. Следует использовать различные приёмы при проведении коллективного творческого дела. Перечислим основные, которые могут быть использованы педагогом. Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. Например, как было нами отмечено в формирующем эксперименте, одна группа детей рисовала осень хмурую, другая группа рисовала и выбирала картинки осени тихой и красивой, а также потом были поделены на группы: одна вырезает, другая клеит. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом пожеланий, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия).
Другим необходимым приемом этой методики является «мозговая атака», когда школьники в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных идей решения проблемы или задачи.
Часто используется ещё один прием - отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием.
Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием - защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив защищает свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.
15. Педагог должен помочь ученикам полнее и глубже познать друг друга, обратить внимание на благородные, а порой неблаговидные поступки и действия в процессе коллективной деятельности.
16. Важную роль в эстетическом воспитании детей играет ОЭС. Учитель должен помнить и об этом при организации КТд. Внешний вид помещения влияет по-своему на работоспособность, на активность умственной деятельности школьников. Светлый, чистый, уютный школьный кабинет в значительной мере улучшает настроение учеников, располагает их к творческой деятельности, а также преподносит им ненавязчиво урок эстетики. К организации помещения можно привлечь учащихся. При подборе коллекций следует учитывать не только их утилитарную, но и художественность ценность. Правильно организованное, нацеленное на ребёнка коллективное творческое дело вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике, а значит, позволяет выполнить задачи и цели каждой из сторон воспитания и эстетического в частности. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение к жизни.
Таким образом, мы предполагаем: если педагог будет учитывать настоящие рекомендации по организации и проведению коллективной творческой деятельности, приведённые нами выше, то эффективность эстетического воспитания повысится, и существенным образом повысится уровень эстетической воспитанности младших школьников,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КТД дают возможность обучающимся:
реализовать и развивать свои способности
расширить знания об окружающем мире;
приобрести навыки проектирования;
проявить организаторские умения;
закрепить коммуникативные навыки
формировать способности к рефлексии (анализу)
КТД дают возможность педагогу:
развивать творческий потенциал;
совершенствовать организаторские возможности;
изучить детский коллектив;
объединить учащихся, педагогов, родителей;
управлять процессом развития личности ребенка;
развивать рефлексивные возможности
УСЛОВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УСПЕХА КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА:
Первое условие - общая забота.
Второе условие - товарищество.
Третье условие - единство мыслей и действий, воли чувств.
Четвертое условие - единый коллектив.
Пятое условие - творчество, а не шаблон.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Минченок, Е.Н. Об организации жизни детей в классе [Текст] / Е.Н. Минченок // Журнал «Начальная школа» - 1999, №8. - С. 62 - 63
2.Коллективная творческая деятельность в школе (методические рекомендации) // Научно-методический журнал «Воспитание школьников». - № 10 – 2002, № 2003.
Матинова, Н.А Творчество как универсальный путь развития личности [Текст] / Н.А. Матинова // Классный руководитель 2004. - №2. – с.80-83.
Филимонов, В. Опыт коллективного творчества [Текст] / В. Филимонов // Искусство в школе. - 2002. - N 2. - С. . 79-83 5. http://mif106.ucoz.ru/index/ktd/0-115
http://isavnina.ucoz.ru/publ/vneklassnaja_rabota/v_pomoshh_uchitelju/tekhnologija_kollektivnogo_tvorcheskogo_dela_ktd/36-1-0-117
Новикова, Л.И. Искусство и эстетическая организация среды повседневной жизни [Текст] / Л.И. Новикова // М., 1984.
Основы эстетического воспитания / Под редакцией Кушаева Н.А. // М., 2006.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: изд. «педагогика», 1989г.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КТД, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования./ Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе./М., 2004г.
Михайлова Марина Петровна, педагог, статья «Методика и организация проведения коллективного творческого дела (КТД).
13