1. Сформировать у учащихся представления о конструировании изделий, о чертеже и выкройке швейного изделия;
2. Познакомить с материалами, инструментами и приспособлениями для изготовления выкроек; 3. Научить находить конструктивные линии фигуры, снимать мерки с фигуры или изделия, определять размер швейного изделия
Этапы урока | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент | приветствие проверка явки учащихся заполнение учителем классного журнала проверка готовности учащихся к уроку | Слушают, включаются в работу эмоциональный настрой на урок положительный -помощь учителю в проверки явки на урок | Самоопределение (Л) |
II. .Целеполагание и мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | С какими свойствами ткани познакомились на прошлом уроке и для чего необходимо их знать? (охарактеризуйте каждый из них) Слайд 1. Улыбнись. Слайд 2.Давайте вспомним пословицы: Семь раз отмерь – один раз отрежь. Кроить – не шить, после не распорешь. Как вы понимаете эти пословицы? Слайд 3. 1.А что такое шаблон? 2.Для чего нужны шаблоны? 3.Из чего делают шаблоны? Вы уже вырезали какие –то детали из ткани по шаблону? 4.Как вы думаете, что надо знать, чтобы изготовить шаблон? 5.А кто из вас знает, как называется шаблон, по которому выкраивают швейные изделия? 6.Что необходимо знать для построения выкройки? Как вы думаете, какая тема нашего урока? 7.Учитель уточняет ответы детей и формулирует тему урока. Слайд 4. 8. Какова цель нашего урока и по какому плану мы достигнем нашей цели? Слайд 5. Учитель уточняет ответы детей и формулирует цель и план урока. | Физические, эргономические, Эстетические и технологические. Слушают, смотрят, вспоминают, делают выводы и обосновывают ответы. Предполагаемые ответы: Сначала хорошо подумай, а потом говори; проверь работу, а потом отрезай. Во время раскроя надо быть очень внимательным, так как после вырезания деталей уже трудно будет исправить ошибки. 1.Шаблон – деталь, образец. 2. По которому вырезают несколько одинаковых деталей. 3..Из бумаги, картона. 4.Надо знать размеры. Шили игольницу и вырезали детали по шаблонам. 5.Выкройка. 6.Размеры (Мерки) 7. Пытаются формулировать тему, цель и план урока. | самоопределение (Л) -сопоставление (Л) -сотрудничество с учителем и сверстником (К), - способность ставить новые цели и задачи (Р) |
III. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Слайд 6. С целью актуализации провожу беседу по вопросам: 1.Что такое чертёж. 2. Какие чертёжные инструменты вам известны? 3. Попробуйте дать определение что такое «выкройка» Какие возникли затруднения? Давайте сравним ваши ответы с ответами, предложенными Давайте дадим определение, что же такое конструирование швейных изделий Слайд 7. Сможем ли мы с вами сразу построить выкройку? Почему? Что нам надо знать? Как видите возникают опять затруднения. | Смотрят. Анализируют Отвечают. Трансформируют известные знания в новые ситуации. Предполагаемый ответ: 1.Чертёж – это выполненный на бумаге с помощью чертёжных инструментов изображение предмета или детали с указанием их размеров. 2. Линейка, треугольник, карандаш, циркуль. Затруднение Читают на слайде определение. Слушают других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | общеучебные - извлекают необходимую информацию из беседы с учителем (П); логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания по изучаемой теме. (П); осознают свои возможности в учении. (Л); научатся вступать в речевое общение, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; слушать друг друга (Л); планирование последовательности действий) (Р) контроль- нахождение отличий своего результата с заданным эталоном; коррекция-внесение необходимых дополнений и корректив в план (Р), сотрудничество с учителем и сверстниками (К) |
IV. Первичное усвоение материала. | Слайд 8. Мы решим их, если отправимся в мастерскую пчелки-труженицы и научимся у нее как правильно снимать мерки, которые необходимы нам для конструирования швейного изделия. Слайд 9. Кто мне назовёт инструменты и приспособления для изготовления выкройки? Слайд 10. Вы сегодня знакомитесь с новым для вас приспособлением – сантиметровой лентой. Слайд 11. Послушайте, что нам расскажет пчёлка – труженица о снятие мерок. Ребята, давайте выясним - у Вас одежда одного размера или нет? Как определить ваш размер? ПРОБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Задание: Измерьте себя и определите свой размер? У кого какие результаты? Кому удалось, а кому нет справиться с заданием? Подумайте. В каком месте испытали затруднения и почему? | Слушают, отвечают на вопросы, запоминают новые сведения. Снимают мерки и записывают результат. Испытывая при этом затруднения 1-й шаг я не знаю? 2-й шаг – Сама постараюсь определить | сотрудничество с учителем и сверстниками (К) -постановка и формулирование проблемы (П) |
V. Выявление места и причины затруднения. | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы. В каком месте испытали затруднения и почему? | ЗАТРУДНЕНИЕ Я не знаю правильного снятия и обозначения мерок. Я не знаю правила определения линий | Анализ, синтез, обобщение (П) - обобщение (П) -постановка и формулирование проблемы (П) -структурирование знаний (П) -выражение своих мыслей (К) |
VI. Построение проекта выхода из затруднения. | Какую цель поставите перед собой на этом этапе урока? Вот вам подсказка. Слайд 12. Вспомните сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Представим себе океан с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходят 33 богатыря – линия воды находится на пересечения основания шеи и линии плеча. Как называется данная линия … Богатырь остановился, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин – эта линия называется… Потом вода дошла до самого узкого места фигуры и эта линия… и ниже на 12 – 14 см. ниже линии талии будет располагаться линия … На уровне середины колена проходит линия … Мерки снимаемые по линиям записываются знаками. Слайд 13. Результат одних мерок записывают полностью, а других в половинном размере. Как вы думаете почему? | Научатся определять линии фигуры человека. Определяют линии: Линия шеи Линия груди Линия таллии Линия бедер Линия колена и линия Низа Дети думают, высказывают различные мнения, анализируют. | самоопределение (Л) -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П) - учет разных мнений (К) |
VII. Реализация построенного проекта. | Как мы будем открывать новые знания? Слайд 15. Давайте обобщим сделанные выводы. Запишем основные линии для снятия мерок, указав общепринятые сокращения. Сравните свои выводы с эталоном. Вернемся к пробному действию и узнаем, правильно ли вы определили… ФИЗМИНУТКА Рисуй восьмерку вертикально Ты головою не крути А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям веди И на бочок ее клади. теперь следи горизонтально И в центре ты остановись Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец Зарядка окончена. Ты молодец! | Учащиеся работают по карточкам После каждого выполненного действия делают вывод, заполняют таблицу. Выполняют упражнения | Смыслообразование (Л); анализ, синтез, обобщение (П), Познавательная инициатива (Р); выдвижение гипотез (П), формулирование и аргументация своего мнения (К); учет разных мнений и достижение договоренностей (К) |
VIII. Первичное закрепление учебного материала | Пчелка даёт вам задание. Чтобы правильно снять мерки, а от этого будет зависеть точность вашей конструкции, надо соблюдать правила снятии мерок. Попробуйте, работая в парах, выработать эти правила. Можно пользоваться литературой. Слайд 16. А теперь сравните их с правилами пчёлки. Работа в парах с опорой на эталон Слайд 17, 18, 19. Пчелка – труженица предлагает вам сыграть в игру «Ателье», где каждый из вас побывает в роли и заказчика (человек, который хочет, чтобы ему сшили фартук в ателье), и закройщика (человек, который работает в этом ателье, снимает мерки для изготовления будущего изделия и от него не мало зависит, каким будет этот фартук). | Работают в парах, используя учебник. Читают правила Выполняют практическую работу с основой на эталон и проговаривают каждый шаг во внешней речи Работают парами: измеряемая (заказчик), измеряющий (закройщик) с поочередной сменой обязанностей. Записи мерок производятся в рабочей тетради в таблице. | Работа с литературой. (Р); Выражение своих мыслей (К) Анализ, синтез, обобщение (П) учет разных мнений и достижение договоренностей (К) управление поведения партнера (К) |
IX.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Слайд 20. Проверка учителем самостоятельной работы учащихся по теме «Снятие мерок» | Взаимопроверка | Анализ, синтез, обобщение (П) учет разных мнений и достижение договоренностей (К) управление поведения партнера (К), выполнение действий по алгоритму (П), контроль, оценка (Р), выражение своих мыслей (К) |
X. Включение в систему знаний и повторение раннее изученного. | Слайд 21. При помощи чего снимают мерки? В какой последовательности снимают мерки? Чем отмечают линию талии? Зачем? Какой буквой обозначают мерки длин? В каком объеме их записывают? Какой буквой обозначают мерки полуобхватов? В каком объеме их записывают и почему? Для чего необходимо снимать мерки? Что может быть с изделием ,если мерки сняты неправильно? Скажите, пожалуйста, а для чего мы снимали мерку Сг? Слайд 22. Определение размера одежды. | Дети дают ответы. Записывают в тетрадь алгоритм определения размера одежды. | Нравствен – этическое оценивание содержания (Л), анализ, синтез, обобщение (П), выполнение действий по алгоритму (П), |
XI. Рефлексия (итог урока). | Слайд 24. А теперь, чтобы узнать, какое впечатление произвел на вас урок и с пользой он был проведен, составим ромашку из теплых и холодных цветов (если вам урок понравился и вам было все понятно-возьмите теплые цвета, если урок для вас был не интересен и вы ничего не уяснили - возьмите холодные цвета) Слайд 25. Слайд 26.Спасибо. | Составляют ромашку | Рефлексия способов и условий действия (П), Контроль и оценка результатов деятельности (П), самооценка успешности (Л), адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. |
XII. Домашнее задание. | Слайд 23.§ 16, задание 15, п. 2,3 в раб. тетради. Ответить на вопросы. Подготовить сообщение История фартука. Снимите мерки с родственников и определите их размер. Принести чертежную бумагу и инструменты. | Записывают задание в дневник. | |