2
Технология контроля и проверки уровня знаний на уроках истории и биологии
Учитель истории и биологии Любовская Т.И.
Педагогический контроль – это система научно-обоснованной проверки результатов образования учащихся. Являясь важной частью процесса обучения учащихся, контроль сам по себе не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения, он всего лишь помогает выявить достижения и недостатки. Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе, знание и понимание функций контроля помогает учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта.
В своей практике использую следующие виды педагогического контроля:
1) текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления его динамики, сопоставления на отдельных этапах результатов обучения с уровнем того, что учащиеся должны знать. Текущий контроль проводится повседневно и на всех видах уроков.
2) промежуточный контроль позволяет определить качество изучения учащихся учебного материала по разделам, темам предмета, проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным темам учебного материала.
Проводится в устной или письменной форме, можно по смешанному варианту: ответ на один вопрос - устный, на второй – письменный.
3) итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения курса истории или биологии.
В собственной практике на уроках истории и биологии предпочитаю использовать различные формы контроля знаний. Наиболее распространенный тип контроля - это устный опрос, ему может быть посвящен как весь урок, так и его часть. Главная цель – выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей изучаемой теме или нескольким темам. Устный опрос проводится, как правило, на каждом занятии по материалу предшествующего урока.
Начиная с 6 класса по биологии, а с 7 класса по истории, успешно провожу контроль знаний в форме карточек с вопросами. Работа с индивидуальными карточками – своеобразная форма контроля знаний. Карточки могут содержать дифференцированные задания. Время написания не более 10 минут.
Удачной формой контроля знаний учащихся является поиск исторических или биологических ошибок, намеренно вставленных в небольшие рассказы. Тексты с ошибками – мало изученная и мало используемая форма контроля. Они являются не только одной из форм опроса учеников, но и удобным источником дополнительной информации по различным темам. Кроме того, при выполнении заданий этого типа у учащихся вырабатывается навык сравнительного анализа.
Достаточно сложным заданием для учеников является вставка пропущенных слов в текст. Чаще всего дети знают исторические или биологические термины, но не правильно их употребляют в речи, подобные текст помогают составлять связанный рассказ.
Практиковала на своих уроках такую форму контроля, как исторический и биологический диктант. Диктант - форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ отведено достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью таких диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся: знание дат, имен, терминологии, биологических понятий и т.д.
Викторина. Данный термин означает «игры в ответы на вопросы (устные или письменные). Для викторин подбираются наиболее интересные, любопытные, неоднозначные, противоречивые вопросы по определённым темам или разделам. На таких занятиях можно привнести дух состязательности, разбив класс на команды.
Следующим достаточно распространенным типом контроля знаний является метод тестирования. Тестирование можно осуществлять во всех классах. Дифференциация тестов производится в зависимости от цели тестирования.
Целесообразнее всего использовать тестирование с целью контроля за динамикой усвоения знаний учащимися за длительный период времени – это раздел или четверть. Как правило, на каждый вопрос, которых в тесте не должно быть более 15, предлагаются 3 варианта ответа, из которых может быть правильным один. Задача учеников - не переписывая вопроса, выбрать букву, соответствующую правильному ответу. После тестов приводятся ключи к ним.
Такая форма проверки знаний и умений имеет ряд преимуществ перед другими: позволяет более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы, выявить возможности дальнейшего продвижения в учении. Тестирование как форма проверки даёт возможность контролировать знания большого числа учащихся и формировать у них установку на неизбежность контроля. Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки.
Как форма промежуточной аттестации данный тип контроля занимает особое место. При помощи тестирования можно установить уровень знаний каждого учащегося по отдельным разделам предмета. Задания в форме тестов вызывают интерес у учащихся, стимулирует их на качественную систематическую подготовку и получение хорошей оценки, что позволяет успешно решать поставленные образовательные задачи. Они мотивируют на внимательное осознанное чтение, вызывают стремление найти верный ответ, помогают создать ситуацию успеха каждому ученику, формируют положительное отношение к изучению предмета.
Контрольная работа носит письменный характер. Используется достаточно часто и может содержать в себе различные задания. При выделении времени на контрольную работу учитываются объем выносимых на нее вопросов, цели работы и способы ее проведения.
Итоговый контроль проводится на последнем уроке, отведённом для изучения курса истории или биологии. Он может быть проведён в форме контрольной работы, зачёта или в любой другой форме, на усмотрение учителя.
Для наиболее продуктивной работы необходимо сочетать все виды контроля. При использовании различных видов контроля учителю необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности учащихся. В первую очередь необходимо ориентироваться на класс и в целом его подготовку по пройденной теме, не стоит давать задания, которые будут не по силам большей части детей. Соблюдение подобных не сложных правил позволит проводить контроль знаний и умений школьников более эффективно как для учителя, так и для учащихся.