Технология «лэпбук» на уроках английского языка
В современном мире дети сталкиваются с огромным потоком информации. Запомнить ее в полном объеме вряд ли можно за короткое время. Информация, поступающая из разных источников: телевидение, баннеры, книги, конечно же, сеть Интернет «нагружает» мозг ребенка настолько, что он не в силах справиться с ней. Немногие могут управлять ею и выбирать необходимое.
Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главное? Все дети разные кому-то нужно один раз увидеть, кто-то может один раз услышать, а кто-то обязательно должен потрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в тетрадке, кто-то в компьютере. Кто-то повторяет несколько раз, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать снова и снова.
Изучение иностранного языка вызывает у обучающихся определенные трудности: им слишком сложно запоминать незнакомые слова, детям трудно разобраться в грамматических темах, а порой это даже скучно и неинтересно. В связи с этим, учителю необходимо сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Одним из таких инструментов является - лэпбук. Чаще всего применение лэпбука можно встретить в дошкольном образовательном учреждении, но сейчас применение лэпбука можно наблюдать и при изучении школьных предметов.
В методической литературе понятие «лэпбук» (lapbook) используется как для обозначения средства обучения, так и для обозначения технологии обучения. «Лэпбук» - сравнительно новое средство обучения, пришедшее в российское образование из Америки. Термин был первые введен в 2006 году в книге «The Ultimate Lap Book Handbook» писательницей из Верджинии Тэмми Дюби (Tammy Duby), которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Такое название дано именно потому, что лэпбук помещается на коленях ребенка. Если переводить дословно с английского языка, лэпбук – это книга на коленях, «наколенная книга».
Лэпбук – самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками, рисунками, подвижными деталями, в которые помещены материалы по какой-то определенной теме, предназначены для изучения, закрепления и повторения знаний, в том числе и иллюстрации в виде рисунков, буклетов, небольших текстов, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию.
Применение лэпбука на уроках английского языка способствует усвоению, знаний, их обобщения и систематизации, а также мотивировать учащихся. Ребенок в игровой форме учится собирать и структурировать информацию.
Лэпбуки различны и вариативны, они делятся на группы:
-в зависимости от назначения: учебные, игровые, поздравительные, праздничные, автобиографические, папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка;
- в зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка-гармошка, фигурная папка;
- тематические (созданы по одной тематике).
Для учителей иностранного языка наиболее актуальным является тематический вид, так как использование данного вида лэпбука способствует организации материала по теме, что изучается в рамках тематического планирования и УМК, с которым работает образовательная организация.
Можно выделить следующие основные виды лэпбуков применительно к аспектам обучения английскому языку:
- фонетический (ориентирован на отрабоку фонетики в занимательной форме);
- грамматический (используется для введения, отработки, закрепления только грамматических тем. Данный вид лэпбука может быть посвящен одной грамматической теме или может охватывать грамматику, изучаемую в течение раздела или даже целого учебного года);
- лексико-грамматический (позволяет последовательно проработать лексический и грамматический материал в форме настольных и ролевых игр);
- лэпбук по чтению и письму (используется для освоения правил чтения или лэпбук по книге);
В работе с лэпбуком возможно использование следующих форм работы:
Индивидуальная;
Парная;
Групповая.
Этапы создания лэпбука:
Выбор темы;
Составление плана;
Создание макета лэпбука;
Подбор необходимых материалов;
Оформление;
Практическое применение.
Каждый лэпбук уникален, нет правильного и неправильного метода его создания. Для изготовления используется лист А4, который складываетя в виде папки с двумя разворотами. Для работы над лэпбуком подходит все: цветная бумага, вырезки из журналов, готовые шаблоны, рукописные и напечатанные тексты, графики диаграммы, рисунки, карандаши, фломастеры, краски, ножницы, клей, скотч, степлер, декоративные элементы (пуговицы, пайетки, скрепки, засушенные листья, цветы и др.) и т.д..
Преимущества использования технологии «лэпбук»:
Активизирует познавательный интерес;
Позволяет самостоятельно собирать нужную информацию;
Помогает разнообразить занятия;
Помогает лучше понять и запомнить информацию;
Позволяет сохранить собранный материал;
Объединяет педагога и обучающихся.
К минусам можно отнести следующее:
Возможность использования не на каждом типе урока. Больше всего данная технология подходит для уроков закрепления или обобщения и повторения, когда обучающиеся в определенной степени владеют информацией по данной теме;
Также одним из минусов является время, необходимое для создания лэпбука. Часто одного урока бывает недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.
Требуется большое количество материалов, чтобы обеспечить каждого ученика.
В результате применения данной технологии, у учащихся развиваются следующие универсальные умения:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать ее и систематизировать;
- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
В начальной школе чаще всего используются готовые материалы для изготовления лэпбуков. В средней и старшей школе учащие могут сами разрабатывать макет лэпбука, подбирать необходимые материалы. Технология «лэпбук» может применяться в проектной деятельности.
Практическое применение технологии «лэпбук» на уроках английского языка
Я являюсь активным пользователем сети Интернет, социальных сетей (Вконтакте, Telegram, Instagram), в которых я подписана на разнообразные педагогические сообщества, в которых коллеги делятся своим опытом работы. В одном из таких сообществ я впервые познакомилась с применение технологии «лэпбук». Сначала, как новичок, я использовала готовые материалы, которыми делились коллеги. С учащимися 3 классов мы изготавливали книжки на тему «All about me» для повторения изученного в течение учебного года. Затем я начала сама разрабатывать свои «лэпбуки» и использовать их на уроках. Перед новогодними каникулами я уже во второй раз использую лэпбуки на тему «Новый год и Рождество», которые собрала сама из материалов сети Интернет. Задания я собрала в файлах Word по классам. С учащимися 2 классов повторяли алфавит, названия цветов, счет в пределах 10. С третьеклассниками лексику по теме, цвета, счет в пределах 100. Четвероклассники разгадывали кроссворды с рождественской лексикой, повторяли прошедшее время, неправильные глаголы. Для пятиклассников я разработала лэпбук по теме «Present Continuous Tense».
Сегодня я хочу поделиться опытом создания лэпбука на тему «Past Simple Tense» (Простое прошедшее время). Эта тема изучается в 4 классе по учебнику Биболетовой М.З. и др.
1 этап. Выбор темы
Простое прошедшее время является одной из основных тем начальной школы. Тема сложная и мне захотелось собрать в одном месте весь пройденный материал, систематизировать и сделать более наглядным для детей.
2. Составление плана;
При составлении плана необходимо ответить на следующие вопросы:
- Что вы знаете по данной теме?
Это информация по теме, изученная на уроках - в работе используется учебник. Этот раздел используется для повторения и закрепления изученного материала.
- Что хотели бы узнать по этой теме?
Интересная информация, задания по теме. Этот раздел носит творческий характер.
- Что нужно сделать, чтобы узнать новое по этой теме?
Информация подбирается из дополнительных источников (интернет, библиотека)
3.Создание макета лэпбука;
Берется лист А4, складывается в виде папки, в которой будет размещен собранный материал. Размечаются места для кармашков, текстовой информации, рисунков и т.д.
Подбор необходимых материалов;
Для оформления я беру готовые шаблоны, картинки (их огромное количество в сети интернет в свободном доступе), какие-то материалы делаю сама. Затем распечатываю для каждого учащегося, складываю в папку.
Оформление;
Этот этап самый увлекательный и интересный. Для оформления можно пользоваться цветными карандашами, фломастерами, ручками, раскрашивать, вырезать приклеивать, раскладывать по кармашкам картинки, подписывать названия и т.д.
Когда оформление окончено – лэпбук готов!
Практическое применение.
В папке собрана информация по теме, можно открыть, повторить правила, поиграть в игры, показать результат своей работы одноклассникам, обсудить, что получилось и не получилось, выбрать лучший лэпбук и т.д.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что использование технологии «Лэпбук на этапах формирования лексико-грамматических навыков позволяет повысить эффективность обучения, а также стимулировать детей к изучению иностранного языка. Работа по изготовлению лэпбука дает возможность детям быстро и надолго запомнить информацию, наглядно увидеть результаты совместных трудов, повторить материал не только на уроках, но и дома как самостоятельно, так и вместе с одноклассниками и родителями.
Список литературы и интернет-источников:
Яфарова, М. П. Использование лэпбука для обучения английскому языку на разных этапах обучения / М. П. Яфарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95441/ (дата обращения: 10.01.2023).
Методические рекомендации « Практическое применение технологии лэпбук в педагогической деятельности» / Сост. Н.И.Калашникова, Л.В. Трухачёва - Строитель, 2018 г. – 24 с.
https://infourok.ru/master-klass-po-izgotovleniyu-lepbuka-na-urokah-anglijskogo-yazyka-6253401.html
https://урок.рф/library/lepbuk_innovatcionnoe_sredstvo_obucheniya_anglijsk_130258.html
https://znanio.ru/media/master-klass-lepbuk-na-urokah-anglijskogo-yazyka-2634234
https://www.1urok.ru/categories/2/articles/56647
https://infourok.ru/lepbuk-uvlekatelnyj-metod-izucheniya-anglijskogo-yazyka-5835255
https://ru.pinterest.com/pin/491314640575373238/
https://ru.pinterest.com/pin/1123437069520371795/
https://pin.it/4h6HV6y
https://pin.it/7pZDJah
https://pin.it/CJ18W2y
https://infourok.ru/statya-tehnologiya-lepbuking-i-ee-primenie-v-pedagogicheskioy-praktike-3716583.html
https://www.uchportal.ru/fgos/lapbook-kak-novyj-sposob-sistematizacii-znanij-8781