СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология "Лэпбук" на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен опыт использования технологии "Лэпбук" на уроках английского языка

Просмотр содержимого документа
«Технология "Лэпбук" на уроках английского языка»



Технология «лэпбук» на уроках английского языка

В современном мире дети сталкиваются с огромным потоком информации. Запомнить ее в полном объеме вряд ли можно за короткое время. Информация, поступающая из разных источников: телевидение, баннеры, книги, конечно же, сеть Интернет «нагружает» мозг ребенка настолько, что он не в силах справиться с ней. Немногие могут управлять ею и выбирать необходимое.

Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главное? Все дети разные кому-то нужно один раз увидеть, кто-то может один раз услышать, а кто-то обязательно должен потрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в тетрадке, кто-то в компьютере. Кто-то повторяет несколько раз, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать снова и снова.

Изучение иностранного языка вызывает у обучающихся определенные трудности: им слишком сложно запоминать незнакомые слова, детям трудно разобраться в грамматических темах, а порой это даже скучно и неинтересно. В связи с этим, учителю необходимо сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Одним из таких инструментов является - лэпбук. Чаще всего применение лэпбука можно встретить в дошкольном образовательном учреждении, но сейчас применение лэпбука можно наблюдать и при изучении школьных предметов.

В методической литературе понятие «лэпбук» (lapbook) используется как для обозначения средства обучения, так и для обозначения технологии обучения. «Лэпбук» - сравнительно новое средство обучения, пришедшее в российское образование из Америки. Термин был первые введен в 2006 году в книге «The Ultimate Lap Book Handbook» писательницей из Верджинии Тэмми Дюби (Tammy Duby), которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Такое название дано именно потому, что лэпбук помещается на коленях ребенка. Если переводить дословно с английского языка, лэпбук – это книга на коленях, «наколенная книга».

Лэпбук – самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками, рисунками, подвижными деталями, в которые помещены материалы по какой-то определенной теме, предназначены для изучения, закрепления и повторения знаний, в том числе и иллюстрации в виде рисунков, буклетов, небольших текстов, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию.

Применение лэпбука на уроках английского языка способствует усвоению, знаний, их обобщения и систематизации, а также мотивировать учащихся. Ребенок в игровой форме учится собирать и структурировать информацию.

Лэпбуки различны и вариативны, они делятся на группы:

-в зависимости от назначения: учебные, игровые, поздравительные, праздничные, автобиографические, папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка;

- в зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка-гармошка, фигурная папка;

- тематические (созданы по одной тематике).

Для учителей иностранного языка наиболее актуальным является тематический вид, так как использование данного вида лэпбука способствует организации материала по теме, что изучается в рамках тематического планирования и УМК, с которым работает образовательная организация.

Можно выделить следующие основные виды лэпбуков применительно к аспектам обучения английскому языку:

- фонетический (ориентирован на отрабоку фонетики в занимательной форме);

- грамматический (используется для введения, отработки, закрепления только грамматических тем. Данный вид лэпбука может быть посвящен одной грамматической теме или может охватывать грамматику, изучаемую в течение раздела или даже целого учебного года);

- лексико-грамматический (позволяет последовательно проработать лексический и грамматический материал в форме настольных и ролевых игр);

- лэпбук по чтению и письму (используется для освоения правил чтения или лэпбук по книге);

В работе с лэпбуком возможно использование следующих форм работы:

  1. Индивидуальная;

  2. Парная;

  3. Групповая.

Этапы создания лэпбука:

  1. Выбор темы;

  2. Составление плана;

  3. Создание макета лэпбука;

  4. Подбор необходимых материалов;

  5. Оформление;

  6. Практическое применение.

Каждый лэпбук уникален, нет правильного и неправильного метода его создания. Для изготовления используется лист А4, который складываетя в виде папки с двумя разворотами. Для работы над лэпбуком подходит все: цветная бумага, вырезки из журналов, готовые шаблоны, рукописные и напечатанные тексты, графики диаграммы, рисунки, карандаши, фломастеры, краски, ножницы, клей, скотч, степлер, декоративные элементы (пуговицы, пайетки, скрепки, засушенные листья, цветы и др.) и т.д..

Преимущества использования технологии «лэпбук»:

  1. Активизирует познавательный интерес;

  2. Позволяет самостоятельно собирать нужную информацию;

  3. Помогает разнообразить занятия;

  4. Помогает лучше понять и запомнить информацию;

  5. Позволяет сохранить собранный материал;

  6. Объединяет педагога и обучающихся.

К минусам можно отнести следующее:

  1. Возможность использования не на каждом типе урока. Больше всего данная технология подходит для уроков закрепления или обобщения и повторения, когда обучающиеся в определенной степени владеют информацией по данной теме;

  2. Также одним из минусов является время, необходимое для создания лэпбука. Часто одного урока бывает недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.

  3. Требуется большое количество материалов, чтобы обеспечить каждого ученика.

В результате применения данной технологии, у учащихся развиваются следующие универсальные умения:

- умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со сверстниками;

- распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать ее и систематизировать;

- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

В начальной школе чаще всего используются готовые материалы для изготовления лэпбуков. В средней и старшей школе учащие могут сами разрабатывать макет лэпбука, подбирать необходимые материалы. Технология «лэпбук» может применяться в проектной деятельности.

































Практическое применение технологии «лэпбук» на уроках английского языка

Я являюсь активным пользователем сети Интернет, социальных сетей (Вконтакте, Telegram, Instagram), в которых я подписана на разнообразные педагогические сообщества, в которых коллеги делятся своим опытом работы. В одном из таких сообществ я впервые познакомилась с применение технологии «лэпбук». Сначала, как новичок, я использовала готовые материалы, которыми делились коллеги. С учащимися 3 классов мы изготавливали книжки на тему «All about me» для повторения изученного в течение учебного года. Затем я начала сама разрабатывать свои «лэпбуки» и использовать их на уроках. Перед новогодними каникулами я уже во второй раз использую лэпбуки на тему «Новый год и Рождество», которые собрала сама из материалов сети Интернет. Задания я собрала в файлах Word по классам. С учащимися 2 классов повторяли алфавит, названия цветов, счет в пределах 10. С третьеклассниками лексику по теме, цвета, счет в пределах 100. Четвероклассники разгадывали кроссворды с рождественской лексикой, повторяли прошедшее время, неправильные глаголы. Для пятиклассников я разработала лэпбук по теме «Present Continuous Tense».

Сегодня я хочу поделиться опытом создания лэпбука на тему «Past Simple Tense» (Простое прошедшее время). Эта тема изучается в 4 классе по учебнику Биболетовой М.З. и др.

1 этап. Выбор темы

Простое прошедшее время является одной из основных тем начальной школы. Тема сложная и мне захотелось собрать в одном месте весь пройденный материал, систематизировать и сделать более наглядным для детей.

2. Составление плана;

При составлении плана необходимо ответить на следующие вопросы:

- Что вы знаете по данной теме?

Это информация по теме, изученная на уроках - в работе используется учебник. Этот раздел используется для повторения и закрепления изученного материала.

- Что хотели бы узнать по этой теме?

Интересная информация, задания по теме. Этот раздел носит творческий характер.

- Что нужно сделать, чтобы узнать новое по этой теме?

Информация подбирается из дополнительных источников (интернет, библиотека)

3.Создание макета лэпбука;

Берется лист А4, складывается в виде папки, в которой будет размещен собранный материал. Размечаются места для кармашков, текстовой информации, рисунков и т.д.

  1. Подбор необходимых материалов;

Для оформления я беру готовые шаблоны, картинки (их огромное количество в сети интернет в свободном доступе), какие-то материалы делаю сама. Затем распечатываю для каждого учащегося, складываю в папку.

  1. Оформление;

Этот этап самый увлекательный и интересный. Для оформления можно пользоваться цветными карандашами, фломастерами, ручками, раскрашивать, вырезать приклеивать, раскладывать по кармашкам картинки, подписывать названия и т.д.

Когда оформление окончено – лэпбук готов!

  1. Практическое применение.

В папке собрана информация по теме, можно открыть, повторить правила, поиграть в игры, показать результат своей работы одноклассникам, обсудить, что получилось и не получилось, выбрать лучший лэпбук и т.д.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что использование технологии «Лэпбук на этапах формирования лексико-грамматических навыков позволяет повысить эффективность обучения, а также стимулировать детей к изучению иностранного языка. Работа по изготовлению лэпбука дает возможность детям быстро и надолго запомнить информацию, наглядно увидеть результаты совместных трудов, повторить материал не только на уроках, но и дома как самостоятельно, так и вместе с одноклассниками и родителями.









Список литературы и интернет-источников:

  1. Яфарова, М. П. Использование лэпбука для обучения английскому языку на разных этапах обучения / М. П. Яфарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95441/ (дата обращения: 10.01.2023).

  2. Методические рекомендации « Практическое применение технологии лэпбук в педагогической деятельности» / Сост. Н.И.Калашникова, Л.В. Трухачёва - Строитель, 2018 г. – 24 с.


  1. https://infourok.ru/master-klass-po-izgotovleniyu-lepbuka-na-urokah-anglijskogo-yazyka-6253401.html

  2. https://урок.рф/library/lepbuk_innovatcionnoe_sredstvo_obucheniya_anglijsk_130258.html

  3. https://znanio.ru/media/master-klass-lepbuk-na-urokah-anglijskogo-yazyka-2634234

  4. https://www.1urok.ru/categories/2/articles/56647

  5. https://infourok.ru/lepbuk-uvlekatelnyj-metod-izucheniya-anglijskogo-yazyka-5835255

  6. https://ru.pinterest.com/pin/491314640575373238/

  7. https://ru.pinterest.com/pin/1123437069520371795/

  8. https://pin.it/4h6HV6y

  9. https://pin.it/7pZDJah

  10. https://pin.it/CJ18W2y

  11. https://infourok.ru/statya-tehnologiya-lepbuking-i-ee-primenie-v-pedagogicheskioy-praktike-3716583.html

  12. https://www.uchportal.ru/fgos/lapbook-kak-novyj-sposob-sistematizacii-znanij-8781