Использование технологии мастерских на уроках английского языка
«Мастерская», или «Ателье» появилась в практике школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН это сокращенное название «Французской группы нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle) -добровольный творческий союз ученых и практиков (учителей) Франции.
Объединение возглавлял Анри Бассис - известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель. В России данная технология стала известной благодаря публикациям педагогов Санкт-Петербурга, которые участвовали в работе учительских семинаров во Франции и Петербурге: книг и статей Анатолия Арсеньевича Окунева, Надежды Ивановны Беловой, Галины Альфредовны Мейчик и других.
В творческих мастерских обучающийся не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Принципы обучения в педагогической мастерской:
Равенство всех участников, включая мастера;
Все способны к творчеству;
Создание личностной мотивации;
Отсутствие оценки, соперничества;
Чередование индивидуальной и коллективной работы;
Важность не только результата творческого поиска, но и самого процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения;
Язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета;
Выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результата;
Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.
Педагогическая мастерская - это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях атмосферу, психологический комфорт, развивает у обучающихся познавательные, творческие и коммуникативные способности, интерес, учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания, путем самостоятельного или коллективного открытия.
В мастерской учитель – мастер не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему, мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают участие в нем все, в том числе и сам мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого. Типы мастерских: построения новых знаний, ценностных ориентаций и по самопознанию, творческого письма, смешанного типа.
Каждое занятие мастерской уникально. Его нельзя точно запрограммировать и расписать по минутам, ведь никогда не известно, как повернется ход событий, к каким выводам придут обучающиеся, а мастер, следуя к истине вместе с обучающимися, должен вовремя направить работу по нужному пути, одновременно стараясь не выделяться своим знанием.
Мастерские строятся по своему алгоритму: 1-й этап – индукция, («толчок» к процессу). Это создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого обучающегося. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. 2-й этап – деконструкция или самоконструкция, когда учеников ставят в затруднительное положение и каждый из них обдумывает способ решения проблемы, решение гипотезы, текста, рисунка, проекта.
3-й этап – социализация или социоконструкция, когда ученики работают в малой группе над решением проблемы, созданием гипотезы, текста и т.д., а затем представляют остальным группам свой результат (сначала промежуточный, затем окончательный). 4-й этап – «афиширование» или «социализация». Это представление «произведений» - работ обучающихся (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории на доску и ознакомление с ними. 5-й этап – «разрыв»: это кульминация творческого процесса, «инсайт», озарение, новое видение предмета, явления. 6-й этап –рефлексия: отражение чувств, ощущений, возникших у обучающихся в ходе мастерской.
Данной технологией пользуюсь недавно. Применяла для изучения тем, раскрывающих творческий потенциал учащихся как в языковой сфере, так и в прикладной сферах - рисование, дизайн, лепка, создание моделей из картона. Применяя данную технологию, провожу учеников через 6 этапов:
-индукция (создание проблемной ситуации, требующее открытие новых знаний/способов выполнения действий, «толчок» к процессу);
-самоконструкция (создание гипотезы, текста, рисунка, проекта и т.д.);
-социоконструкция (работа в малых группах и создание результата);
-социализация/афиширование (выступление групп с отчетом о реализации задачи);
- разрыв (озарение, «инсайт» - внутреннее осознание неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему);
-рефлексия (отражение чувств, ощущений, возникших у обучающихся в ходе мастерской).
И
спользовала технологию «Французские мастерские» для темы ‘Greeting cards’в 8 классе (УМК Spotlight). Для этой темы взяла 2 урока, в течение которых ученики знакомились с видами поздравительных открыток, исследовали стиль и языковые средства при создании текста открыток, писали текст открыток и представляли его остальным группам, дорабатывали текст в зависимости от полученных вопросов и комментариев. Затем приступали к оформлению открыток - созданию макета, нанесение рисунка, оформления. На этапе «афиширования» группы представляли уже готовые открытки. Далее была проведена рефлексия мастерской, на которой ученики дали оценку проведенной работе, высказали свое мнение о работе в мастерских.