Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 7-м классе по теме: «Класс Моллюски»
Терминологический диктант
Допишите предложения.
Моллюски имеют___________________симметрию.
В отличие от кольчатых червей их тело не__________________________________.
Тело моллюсков делится на три отдела_____________________________________.
Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущий ________________________образ жизни.
Тело моллюсков покрыто кожной складкой - ____________________________________
Моллюски, обитающие в воде, дышат___________, наземные формы дышат с помощью_________________________________.
Сердце моллюсков состоит из_________________________________________________
Между мантией и телом находится ____________________________________________
Нервная система моллюсков представлена отдельными скоплениями_________________________________________
10.Раковина, створки которой соединяются на спинной стороне эластичной связкой и замком характерна для моллюсков класса:
11.Асимметричность строения, возникающая вследствие образования спирально закрученной раковины характерна для:
12. Тело двусторонне - симметричное, с резким разделением на голову и туловище характерно для:
Анализ терминологического диктанта:
Терминологический диктант
Класс | «5» | «4» | «3» | «2» | % усп | % кач | ср. балл |
7а | 8 | 15 | 2 | 0 | 100 | 83 | 4,0 |
7б | 5 | 20 | 5 | 0 | 100 | 55 | 3,6 |
7в | 12 | 14 | 4 | 0 | | | |
7г | 12 | 9 | 3 | 0 | | | |
| Количество ошибок |
Класс | Признаки класса | Особенности кровеносной системы | Выделительная система | Классификация моллюсков | Многообразие моллюсков |
7 а | 4 | 6 | 9 | 4 | 5 |
7 б | 8 | 11 | 12 | 7 | 7 |
7в | 11 | 12 | 10 | 6 | 9 |
7г | 7 | 9 | 7 | 5 | 7 |
Лабораторная работа: «Особенности строения раковин моллюсков»
1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:
а) определите её форму, окраску;
б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;
в) найдите выпуклую часть раковины – вершину;
г) найдите изогнутые линии – годичные кольца;
д) попробуйте определить прочность раковины.
2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:
а) определите её форму, окраску;
б) найдите вершину раковины и отверстие – устье;
в) сосчитайте число оборотов раковины;
г) попробуйте определить прочность раковины.
3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:
1. Форма.
2. Окраска.
3. Наличие годичных колец на раковине.
4. Наличие оборотов на раковине.
5. Прочность раковины.
6. Значение раковины.
| Количество ошибок |
Класс | Умение работать с объектами исследования | Оформление работы | Выводы |
7 а | 0 | 11 | 9 |
7 б | 0 | 5 | 5 |
7в | 0 | 11 | 9 |
7г | 0 | 7 | 5 |
К
онтрольная работа по теме «Моллюски»
Вариант 1.
1.Определите, к какому классу принадлежит моллюск, изображенный на рисунке. Назовите признаки класса.
1
2
3
4
5
6
7
8
2.
Укажите части тела моллюска.
9
10
11
12
13
14
15
3. Дополните предложения:
А) Органы выделения моллюсков - …
Б) Моллюски дышат с помощью …
В) Туловище моллюсков окружено кожной складкой …
Г) Раковина моллюсков состоит из трех слоев:…
Д) В желудок открываются протоки …, ее секрет растворяет …
4. Выпишите в ряд номера моллюсков, принадлежащих к классу Двустворчатые:
1. Морской гребешок 2. Прудовик 3. Слизень 4. Каракатица 5. Мидия 6. Кальмар
7. Устрица 8. Осьминог 9. Перловица 10. Наутилус
5. Расскажите о роли брюхоногих моллюсков в природе и их значении в жизни человека.
К
онтрольная работа по теме «Моллюски»
Вариант 2.
1.Определите, к какому классу принадлежит моллюск, изображенный на рисунке. Назовите признаки класса.
2 2
3
4
.
5
6
Укажите части тела моллюска
1
16
7
15
8
14
13
12
11
10
9
3. Дополните предложения:
А) У головоногих нога видоизменена в…, расположенную на …
Б) Органы дыхания мидии ….
В) Тип питания двустворчатых моллюсков …
Г) Мозг головоногих защищен …, в основании щупалец и плавников имеются …
Д) У моллюсков кровеносная система… , состоит из …
4. Выпишите в ряд номера моллюсков, принадлежащих к классу Брюхоногие:
1. Морской гребешок 2. Прудовик 3. Слизень 4. Каракатица 5. Мидия 6. Кальмар
7. Устрица 8. Осьминог 9. Перловица 10. Катушка
5. Расскажите о роли двустворчатых моллюсков в природе и их значении в жизни человека.
Анализ контрольного среза по биологии в 7 классах по теме: «Моллюски»
| Количество ошибок |
Класс | Признаки класса | Особенности кровеносной системы | Пищеварительная система | Размножение моллюсков | Многообразие моллюсков |
7а | 4 | 6 | 9 | 4 | 5 |
7б | 8 | 11 | 12 | 7 | 7 |
7в | 6 | 12 | 10 | 11 | 7 |
7г | 8 | 9 | 8 | 12 | 5 |
Методические материалы по устранению пробелов в коррекции знаний:
Тестирование по теме «Класс Моллюски»
Выберите верное утверждение.
1. У сидячих и малоподвижных форм моллюсков отсутствует нога.
2. Активно плавающие моллюски потеряли раковину.
3. Моллюски, обитающие в воде, дышат легкими, наземные формы дышат жабрами.
4. Кровеносная система моллюсков замкнута.
5. Нервная система у моллюсков разбросанно-узлового типа. Наиболее развит надглоточный узел.
6. Некоторые виды моллюсков имеют глаза.
7. У моллюсков в глотке есть орган – терка, которая измельчает пищу.
8. У моллюсков появляются пищеварительные железы, выполняющие функции печени и поджелудочной железы.
9. У моллюсков появляются почки, протоки которых открываются в мантийную полость.
10. Среди моллюсков нет паразитических форм.
11. К брюхоногим моллюскам относятся амория, беззубка, морской чертик, слизень, прудовик устрица, гребешок
12. К классу Головоногих моллюсков относятся каракатица, кальмар, осьминог, наутилус, аргонавт.
13. Тело большинства моллюсков состоит из головы, туловища и ноги.
14. Брюхоногие моллюски встречаются только на суше, в отличие от головоногих и двустворчатых.
Найдите соответствие.
2. Выпишите характерные признаки для классов моллюсков:
I класс – Брюхоногие (или улитки)
II класс – Двустворчатые
III класс – Головоногие
A. Спирально-закрученная раковина
Б. Гермафродиты
B. Голова хорошо развита, имеет пару глаз и одну-две пары щупалец
Г. Раздельнополые
Д. Голова отсутствует
Е. Для дыхания используют растворенный в воде кислород
Ж. Имеется перламутровый слой
3. Дыхание легочное
И. Нога превратилась в венец щупалец на голове
| Количество ошибок |
Класс | Признаки класса | Особенности кровеносной системы | Пищеварительная и выделительная система | Классификация ракообразных | Многообразие ракообразных |
7 а (2) | | | | | |
7в (3) | | | | | |
7г (3) | | | | | |
Анализ коррекции знаний по биологии в 7 классах по теме
« Класс Моллюски»
Данный мониторинг позволил получить объективную динамику изучения темы
«Класс Моллюсков» в 7 классах
Исходя из анализа динамики необходимо корректировать изучения темы :
Разработать методические материалы по устранению пробелов в коррекции знаний по теме «Общая характеристика класса» , а также в теме «Сходство и различие моллюсков с кольчатыми червями»
Систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учётом индивидуальных возможностей. Для этого разработать разноуровневые задания, проектные задания.
Использование интерактивных заданий и он-лайн тестирование на установление соответствия и узнавание многообразие класса Моллюсков. Можно применять для закрепления знаний, для самостоятельного изучения, для проверки знаний при изучении темы Данные ресурсы имеются в наличии.
Добиваться правильного и аккуратного оформления лабораторной работы. Особое внимание уделять самостоятельным выводам по изучаемой теме.
Составление кроссвордов по теме «Многообразие и классификация Моллюсков»
Провести обобщающий урок в игровой форме ( данный урок разработан , имеется презентация)
3