СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология наставничества. Авторская разработка для педагогов наставников.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская разработка позволит обучиться технологии и инструментам наставничества. Позволит эффективнее взаимодействовать с наставляемыми.

Просмотр содержимого документа
«Технология наставничества. Авторская разработка для педагогов наставников.»

Технология наставничества - авторская разработка для наставников.

Разработала: Глазкова Елена Владимировна

преподаватель 1 категории КГБ ПОУ «Шарыповский многопрофильный колледж»

Аннотация: Авторская разработка позволит обучиться технологии и инструментам наставничества. Позволит эффективнее взаимодействовать с наставляемыми.

Цель разработки – формирование культуры наставничества, отработать цикл и инструменты наставничества.

Для наставников участников БП и не только…

Технология наставничества.


Я – НАСТАВНИК, если:

З – знаю, чему обучить и могу объяснить

У – умею, показать то, чему учу

П – передаю знания и технологии «их рук в руки»










Этапы наставничества:


  1. «Наблюдение до обучения».


Наблюдение — метод обучения, предполагающий изучение, фиксацию и дальнейший анализ действий, которые предпринимает наставник для решения определенных задач. Организуя наблюдение, необходимо акцентировать внимание на следующих требованиях:

  • наблюдение должно быть активным;

  • это не созерцание, а поиск и фиксация конкретных действий, призванных помочь решить поставленные задачи;

  • наблюдение должно быть целенаправленным;

  • в идеале необходимо подготовить план наблюдения и следовать ему.

На данном этапе можно поговорить о личном, похвалить, попросить дать совет.


Наставник готов если:

  1. Хорошо владеет технологией.

  2. Фиксирует конкретные действия, слова наставляемого и видит отклонения.


Результат достигнут если:

  1. Наставляемый демонстрирует привычное, а не желаемое поведение.

  2. Наставляемый воспринимает наставничество как помощь, не боится совершить ошибку.


Наставник говорит: «Я НАБЛЮДАЛ И УВИДЕЛ….»


  1. «Объяснение».


Объяснение – это логическое обоснование каждого действия. При этом подходе наставник не только говорит, что и как делать, но и объясняет, почему тот или иной способ более правильный. Это помогает наставляемому осознать смысл каждого своего шага. Объяснение предъявляет высокие требования к умению наставника понятно донести информацию до наставляемого.

Наставник готов если:

  1. Наглядно и доступно объясняет.

  2. Знает, как замотивировать наставляемого на достижение цели.

  3. Делает акцент на отклонениях наставляемого от технологии.


Результат достигнут в случае:

  1. Наставляемый понял свои отклонения от технологии.

  2. Наставляемый усвоил насколько важно правильное соблюдение технологии.


Наставник говорит: «Я ПОКАЖУ, КАК ПРАВИЛЬНО….»


  1. «Демонстрация».


Демонстрация показывает, то, что Вы хотите от обучаемого — это реально выполнимо.

  • Продемонстрируйте новое действие или навык.

  • Следуйте последовательности, которую вы представили на этапе объяснения.

  • Если возможно, объясняйте, что делаете в ходе демонстрации.

  • Демонстрацию необходимо проводить в виде ролевые игры, так как есть риск непредсказуемости результата работы, поэтому использование данного подхода предполагает готовность наставника к риску.

Наставник готов в случае, если:

1. Может уверенно продемонстрировать необходимые действия, соблюдая технологию.


Результат достигнут если:

1. Наставляемый увидел на примере наставника, как делать правильно.

2. Наставляемый убедился, что технология работает и помогает достичь результата.

Наставник говорит: «ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЙ СДЕЛАТЬ САМ»


  1. «Наблюдение после обучения».


Наставник готов если:

1. При наблюдении за действиями наставляемого не прерывает, не критикует, признает право на ошибку.

2. Нацелен на устранение у наставляемого отклонений «здесь и сейчас».

3. Знает какие шаги позволят интегрировать навык в жизнь.

4. Подтвердил, что наставляемый умеет делать правильно. Результат достигнут, если:

1. Наставляемый не «оглядывался» на наставника, а сам сделал как понял.

2. Наставляемый достиг соответствия технологии.



Секреты наставников. Несколько приведённых ниже правил выведены из практики работы успешных наставников.

  • Установите ясные цели. Важно понять главное: цель ставят не только для того, чтобы контролировать её выполнение, но и для того, чтобы она звала за собой. Постановка цели как прагматичной «модели результата» важно, но это лишь одна сторона дела. Не менее важная сторона – цель как «вызов», создающий заряд энергии, желание испытать себя и всплеск здоровых амбиций.

  • Ищите и поощряйте инициативы наставляемых. Как можно больше поощряйте самостоятельные идеи, находки, остроумные высказывания и т.д.

  • Будьте примером человека, ответственного за свои действия, а также – за свои слова. Не вызывайте ложных надежд. Гораздо лучше сказать наставляемым «горькую правду», чем потом вызвать их разочарование, вина за которое ляжет на вас.

  • Не бросайтесь на помощь в трудных ситуациях. Это дурная родительская привычка, которую иногда бывает трудно в себе побороть. Важная задача наставника – сформировать у своих наставляемых готовность к самостоятельному решению проблем. И в то же время в случае необходимости будьте готовы бросить «спасательный круг».

  • Помогайте в осмыслении и преодолении ошибок. Это приводит к лучшим результатам, чем порицание, стимулирование вины у наставляемого. Научите наставляемых относиться к своим ошибкам и провалам как к полезным возможностям для обучения.

  • Делитесь опытом собственных ошибок. Когда взаимное доверие установлено, в подходящие моменты делитесь с наставляемыми своими ошибками, которые вы совершали в их возрасте. Расскажите, что вас к этому подтолкнуло и к каким последствиям в итоге привело, какие уроки вы из этого усвоили.

  • Будьте самим собой и не увлекайтесь подражательством!