Технология наставничества - авторская разработка для наставников.
Разработала: Глазкова Елена Владимировна
преподаватель 1 категории КГБ ПОУ «Шарыповский многопрофильный колледж»
Аннотация: Авторская разработка позволит обучиться технологии и инструментам наставничества. Позволит эффективнее взаимодействовать с наставляемыми.
Цель разработки – формирование культуры наставничества, отработать цикл и инструменты наставничества.
Для наставников участников БП и не только…
Технология наставничества.
Я – НАСТАВНИК, если:
З – знаю, чему обучить и могу объяснить
У – умею, показать то, чему учу
П – передаю знания и технологии «их рук в руки»
Этапы наставничества:
«Наблюдение до обучения».
Наблюдение — метод обучения, предполагающий изучение, фиксацию и дальнейший анализ действий, которые предпринимает наставник для решения определенных задач. Организуя наблюдение, необходимо акцентировать внимание на следующих требованиях:
наблюдение должно быть активным;
это не созерцание, а поиск и фиксация конкретных действий, призванных помочь решить поставленные задачи;
наблюдение должно быть целенаправленным;
в идеале необходимо подготовить план наблюдения и следовать ему.
На данном этапе можно поговорить о личном, похвалить, попросить дать совет.
Наставник готов если:
Хорошо владеет технологией.
Фиксирует конкретные действия, слова наставляемого и видит отклонения.
Результат достигнут если:
Наставляемый демонстрирует привычное, а не желаемое поведение.
Наставляемый воспринимает наставничество как помощь, не боится совершить ошибку.
Наставник говорит: «Я НАБЛЮДАЛ И УВИДЕЛ….»
«Объяснение».
Объяснение – это логическое обоснование каждого действия. При этом подходе наставник не только говорит, что и как делать, но и объясняет, почему тот или иной способ более правильный. Это помогает наставляемому осознать смысл каждого своего шага. Объяснение предъявляет высокие требования к умению наставника понятно донести информацию до наставляемого.
Наставник готов если:
Наглядно и доступно объясняет.
Знает, как замотивировать наставляемого на достижение цели.
Делает акцент на отклонениях наставляемого от технологии.
Результат достигнут в случае:
Наставляемый понял свои отклонения от технологии.
Наставляемый усвоил насколько важно правильное соблюдение технологии.
Наставник говорит: «Я ПОКАЖУ, КАК ПРАВИЛЬНО….»
«Демонстрация».
Демонстрация показывает, то, что Вы хотите от обучаемого — это реально выполнимо.
Продемонстрируйте новое действие или навык.
Следуйте последовательности, которую вы представили на этапе объяснения.
Если возможно, объясняйте, что делаете в ходе демонстрации.
Демонстрацию необходимо проводить в виде ролевые игры, так как есть риск непредсказуемости результата работы, поэтому использование данного подхода предполагает готовность наставника к риску.
Наставник готов в случае, если:
1. Может уверенно продемонстрировать необходимые действия, соблюдая технологию.
Результат достигнут если:
1. Наставляемый увидел на примере наставника, как делать правильно.
2. Наставляемый убедился, что технология работает и помогает достичь результата.
Наставник говорит: «ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЙ СДЕЛАТЬ САМ»
«Наблюдение после обучения».
Наставник готов если:
1. При наблюдении за действиями наставляемого не прерывает, не критикует, признает право на ошибку.
2. Нацелен на устранение у наставляемого отклонений «здесь и сейчас».
3. Знает какие шаги позволят интегрировать навык в жизнь.
4. Подтвердил, что наставляемый умеет делать правильно. Результат достигнут, если:
1. Наставляемый не «оглядывался» на наставника, а сам сделал как понял.
2. Наставляемый достиг соответствия технологии.
Секреты наставников. Несколько приведённых ниже правил выведены из практики работы успешных наставников.
Установите ясные цели. Важно понять главное: цель ставят не только для того, чтобы контролировать её выполнение, но и для того, чтобы она звала за собой. Постановка цели как прагматичной «модели результата» важно, но это лишь одна сторона дела. Не менее важная сторона – цель как «вызов», создающий заряд энергии, желание испытать себя и всплеск здоровых амбиций.
Ищите и поощряйте инициативы наставляемых. Как можно больше поощряйте самостоятельные идеи, находки, остроумные высказывания и т.д.
Будьте примером человека, ответственного за свои действия, а также – за свои слова. Не вызывайте ложных надежд. Гораздо лучше сказать наставляемым «горькую правду», чем потом вызвать их разочарование, вина за которое ляжет на вас.
Не бросайтесь на помощь в трудных ситуациях. Это дурная родительская привычка, которую иногда бывает трудно в себе побороть. Важная задача наставника – сформировать у своих наставляемых готовность к самостоятельному решению проблем. И в то же время в случае необходимости будьте готовы бросить «спасательный круг».
Помогайте в осмыслении и преодолении ошибок. Это приводит к лучшим результатам, чем порицание, стимулирование вины у наставляемого. Научите наставляемых относиться к своим ошибкам и провалам как к полезным возможностям для обучения.
Делитесь опытом собственных ошибок. Когда взаимное доверие установлено, в подходящие моменты делитесь с наставляемыми своими ошибками, которые вы совершали в их возрасте. Расскажите, что вас к этому подтолкнуло и к каким последствиям в итоге привело, какие уроки вы из этого усвоили.
Будьте самим собой и не увлекайтесь подражательством!