Слайд 1.
«Меня никто не понимает» - возникала ли хоть раз у кого-то из вас такая мысль?
Слышали ли вы ее от кого-то в своем окружении?
А из-за чего происходит ситуация, когда человек непонятен другим?
Слайд 2.
Да, ребята. Действительно причин может быть несколько. И если обобщить сказанное, то с точки зрения психологии это можно свести к двум группам причин: слабо развитая эмоциональная регуляция и слабо развитые коммуникативные навыки. И на самом деле даже у взрослых людей возникают трудности с этими навыками, потому что развитие таких, как кажется, простых вещей занимает много сил и времени.
Слайд 3. Получается, чтобы быть понятным для других людей, нужно обладать всеми этими навыками в совершенстве? В идеале – да. Однако для помощи в таких ситуациях в психологии был разработан специальный подход, который позволяет быть понятным и эффективным в общении гораздо быстрее. И этот подход называется – ненасильственное общение.
Слайд 4. Ненасильственное общение (ННО) — подход в психологии общения как способ понятно доносить до человека информацию и добиваться взаимопонимания. Данный подход общения сформулировал американский психолог Маршалл Розенберг в 1960-х годах, и описал в книге «Язык жизни».
Давайте перед тем как разобраться с тем что представляет данный подход, подумаем над тем, что представляет под собой насильственное общение? Ваши варианты?
Да, насильственное общение – это общение в котором отсутствует уважение к партнеру, нарушаются границы, используются манипуляции, обвинения, навешивание ярлыков, стереотипов и даже оскорбление. А ненасильственное общение исключает все этого.
Слайд 5.
Итак, чтобы понять как общаться ненасильственно, нужно понять одну вещь: у каждого человека имеется большой арсенал потребности, которые напрямую связаны с эмоциями и чувствами. Грубо говоря, если потребности удовлетворены, мы рады, счастливы, если нет – злимся и огорчаемся. Розенберг предлагает сосредоточиться на понимании потребностей и сопереживании чувствам других людей.
Слайд 6.
Давайте представим ситуацию
Ситуация: соседи празднуют день рождения и до самой ночи очень громко слушают музыку. Вы пошли к ним чтобы изменить ситуацию.
Слайд 7. У вас есть два варианта: общаться с ними насильственно или ненасильственно.
Насильственное общение
|
Вы либо глухие, либо тупые. Совсем что ли интеллекта нет? Нормальные люди в такое время музыку не слушают. Если сию же минуту не выключите это безобразие, то будете разбираться с полицией.
|
Слайд 8. Если вы выберите ненасильственное общение, то разговор будет примерно следующий.
Ненасильственное общение
|
Сейчас час ночи, и я слышу музыку из вашей квартиры. Я злюсь из-за того, что не могу уснуть. Мне нужно выспаться, ведь завтра я презентую новый проект клиенту. Пожалуйста, сделайте музыку тише, чтобы ее не было слышно.
|
Слайд 9.
Форма ненасильственного общения универсальна и может применяться в общении с детьми, партнерами, друзьями и даже грабителем, который приставил нож к горлу. Во всех случаях ННО помогает понять собеседника и без активной или пассивной агрессии попросить о важном и добиться сотрудничества в большинстве ситуаций.
Слайд 10.
Чтобы научиться этому навыку, необходимо понимать структуру данной формы общения.
Ненасильственное общение состоит из четырех компонентов: наблюдения, чувства, потребности и просьбы. Многие люди в общении путают эти компоненты местами и из-за этого возникают конфликты и недопонимание. Давайте разберем каждый.
Слайд 11.
- Наблюдение. Объясните собеседнику, что произошло и как вы это видите. Назовите конкретные факты без оценки, ярлыков и осуждения и тем более оскорблений. Если их не разделить, человек услышит критику и воспринимать информацию дальше не станет. В общении появится стена непонимания. Важно не додумывать за другого человека и не обобщать.
Насильственное наблюдение
|
Ненасильственное наблюдение
|
Ты как обычно проспал
|
Я заметил что ты пришел не вовремя
|
Тебе плевать на мое мнение
|
Ты вот уже второй раз за день ставишь свое мнение выше моего
|
Заметна ли разница в этих двух разных вариантах? Смысл остается, а разница колоссальна.
Слайд 12.
Это очень сложно, и даже не всегда возможно быть объективным и отказаться от оценок. Однако вполне реально основывать оценки на наблюдениях. Чтобы научиться делать наблюдения, представьте ситуацию сверху, как будто вы в ней не участвуете. Отмечайте объективные детали и факты без своего мнения.
С оценкой
|
Без оценки
|
Иванов — плохой футболист
|
Иванов не забил ни одного мяча за последние 15 игр
|
Он свинья, ему нет дела до порядка в доме
|
За последние 3 месяца я не видел, чтобы он убирался в доме
|
Моя сестра все тянет до последнего
|
В этом году я все время замечаю как моя сестра начинает готовиться к экзаменам накануне вечером
|
Слайд 13.
2. Эмоции/Чувства. Далее нужно понять, какую эмоцию вы чувствуете, и назвать ее. В общении люди передают эмоции каждый раз, но чаще всего делают это невербально — без использования слов (мимикой, жестами, интонацией). В таком случае это не всегда заметно или может быть проинтерпретировано собеседником неверно. Если перевести невербальную форму общения в вербальную, коммуникация станет точнее. Например, когда вы показываете страх мимикой, человек может не понять вас или недооценить серьезность ситуации. Если проговорить «Я боюсь» вслух, собеседник как минимум вас точно поймет, и скорее всего ему придется что-то предпринять.
Слайд 14.
Чтобы выразить чувства, нужно назвать эмоцию, которая сопровождается в данной ситуации. Эта эмоция может быть позитивной так и негативной. Однако, для многих выражать чувства словами трудно и в этом необходимо практиковаться.
Слайд 15.
Чувства можно перепутать с оценкой, интерпретацией или мыслью.
Слайд 16.
Давайте рассмотрим примеры как в рамках ННО правильно и неправильно выражать свои чувства
Неправильно
|
Правильно
|
Меня не любят
(Интерпретация, додумывание).
|
Я чувствую безразличие к себе
|
Я чувствую, что ты меня не уважаешь
|
Я чувствую унижение с твоей стороны
|
Чувствую, что не справлюсь с этой должностью
|
Я боюсь ответственности на новой должности. Мне будет стыдно если я буду плохо работать.
|
Я чувствую, что нам не стоит быть вместе
|
Я несчастен с тобой
|
У меня депрессия
|
Мне очень грустно
Я чувствую тоску
|
Слайд 17.
- Потребность. Следующий компонент ННО — сформулировать потребность без оценки, суждений и мнений. Потребность объясняет, на чем основаны чувства, и почему дальнейшая просьба для вас важна. Если этого не сделать, человек может воспринять потребность как придирку или критику. В ответ на критику люди обороняются и отвечают тем же.
Слайд 18. Разберем пример.
Фраза
|
Потребность
|
Жена говорит мужу: «Ты каждый вечер задерживаешься допоздна. Любишь свою работу больше меня!»
|
Потребность в близости, любви, общении
|
Муж отвечает: «Я работаю по 12 часов, чтобы заработать на наш следующий отпуск. Ты не ценишь мой труд!»
|
Потребность в понимании, признании, уважении
|
Да сколько уже можно, ты обещаешь третий день
|
Потребность в открытости, честности
|
Хватит следить за мной и заглядывать в мой телефон
|
Потребность в доверии
|
Слайд 19-20. Чтобы указывать на ваши потребности нужно также понимать какими они бывают.
Слайд 21.
- Просьба. Четвертый компонент ненасильственного общения — просьба — что вы хотите получить от других людей, чтобы улучшить свою жизнь. Нужно конкретно и четко попросить человека удовлетворить вашу потребность. Чтобы сформулировать понятную просьбу, нужно использовать позитивные формулировки без «не» и избегать абстрактных описаний.
Слайд 22.
Размытая просьба/ критика
|
Конкретная просьба
|
Давай увидимся на днях
|
Давай увидимся во вторник в 20:00
|
Могла бы и сама догадаться!
|
Я приду с футбола очень поздно, пожалуйста купи мне курицы
|
Повзрослей уже наконец!
|
Взрослые люди следят за порядком в своей комнате
|
Не подводи нас больше
|
Пожалуйста, приходи на встречи за 10 минут до начала
|
Хочу проводить с тобой больше времени
|
Завтра вечером хочу погулять с тобой в парке
|
В большинстве случаев человек делает то, что нам не нравится, не из-за злости и ненависти. Он думает, что все делает правильно или по-другому не умеет. Понятная просьба дает собеседнику четкий план действий, который может улучшить ваши отношения и жизнь.
Слайд 23.
А теперь давайте закрепим, то что уже было оговорено.
Слайд 24.
А теперь давайте ради практики разберем конкретный пример. Вы получили двойку по предмету, по которому у вас были большие успехи. Ваш классный руководитель позвонил вашим родителям и вас наказали на все что только было можно. У вас отобрали телефон, компьютер и запретили прогулки с друзьями, руководствуясь тем, что вы получили эту двойку, занимаясь другими вещами. Вы не согласны с родителями и вам нужно донести ваше мнение ненасильственно.
Я вижу, что ты расстроена тем что я получил плохую оценку по предмету с которыми у меня обычно нет проблем и поэтому ты решила меня наказать. Я тоже крайне расстроен этим событием, мне стыдно за то, что так получилось, и я злюсь на себя из-за того, что можно было этого избежать. Если ты наказываешь меня на мобильный телефон и прогулки с друзьями, то мои потребности в общении, уважении и понимании нарушаются. Я хочу попросить тебя придумать более справедливое наказание, которое не будет нарушать моих потребностей и действительно пойдет на пользу. Например, я готов сделать дополнительно несколько упражнений из следующей и текущей темы.
Слайд 25.
Ненасильственное общение имеет доказанную эффективность и используется как метод большинством психологов в области коррекции межличностных отношений. Чтобы перейти на ненасильственное общение, нужно тренироваться и следить за тем, что ты именно говоришь.
Личные выгоды от использования ННО:
- Более глубокое понимание себя, какие действия других людей вызывают конкретные чувства. Как я реагирую на то или иное событие.
- Понимание и открытое выражение своих чувств. Когда чувства не копятся, а выражаются, тогда человек чувствует себя более комфортно и становится более психологически здоровым.
- Партнер может дать мне то, в чём я нуждаюсь, если у него это есть. В таком случае оба человека развивают себя и отношения, ответственность делится поровну
- Получая то, что я хочу, удовлетворяя свои потребности, человек чувствует себя довольным, спокойным, радостным и счастливым. Наступает гармония со своим внутренним "Я" и с окружающими.
- Удовольствие от самоактуализации и развития коммуникативных навыков, умение выстраивать общение (коммуникации).
Просмотр содержимого документа
«Технология "Ненасильственное общение"»
«Меня никто не понимает»
Эмоциональная регуляция: - понимание - осознание -принятие -выражение эмоций
Коммуникативные навыки:
- Выражать мнение
- Просить
- Отказывать
- Хвалить
- Критиковать
- Конфликтовать
Как общаться чтобы тебя понимали?
Ненасильственное общение
Маршалл Розенберг
Насильственное общение
Вы либо глухие, либо тупые. Совсем что ли интеллекта нет? Нормальные люди в такое время музыку не слушают! Если сию же минуту не выключите это безобразие, то будете разбираться с полицией.
Ненасильственное общение
Сейчас час ночи, и я слышу музыку из вашей квартиры. Я злюсь из-за того, что не могу уснуть. Мне нужно выспаться, ведь завтра я презентую новый проект клиенту. Пожалуйста, сделайте музыку тише, чтобы для меня ее не было слышно.
Для чего подойдет ННО?
ННО
Наблюдение
Чувства
Потребности
Просьба
Наблюдение
Ненасильственное наблюдение
Насильственное наблюдение
Я заметил что ты пришел не вовремя
Ты как обычно проспал
Ты вот уже второй раз за день ставишь свое мнение выше других
Тебе плевать на мое мнение
По-моему, ты кушаешь уже пятый раз за сегодня. Как ты себя чувствуешь?
Сколько уже можно жрать?
Наблюдение с оценкой
Наблюдение без оценки
Иванов — плохой футболист
Иванов не забил ни одного мяча за последние 15 игр
Он свинья, ему нет дела до порядка в доме
За последние 3 месяца я не видел, чтобы он убирался в доме
Моя сестра все тянет до последнего
В этом году я уже пятый раз замечаю как моя сестра начинает готовиться к экзаменам накануне вечером
Чувства
«Я боюсь»
«Мне страшно»
«Я сильно тревожусь»
«…»
Интерпретация
≠
Чувства
Мысль
Оценка
Неправильно
Правильно
Я чувствую безразличие к себе
Меня не любят
Я чувствую, что ты меня не уважаешь
Я чувствую унижение с твоей стороны
Чувствую, что не справлюсь с этой должностью
Я боюсь ответственности на новой должности. Мне будет стыдно если я буду плохо работать.
Я чувствую, что нам не стоит быть вместе
Я несчастен с тобой
У меня депрессия
Мне очень грустно
Я чувствую тоску
Потребности
Фраза
Жена говорит мужу: «Ты каждый вечер задерживаешься допоздна. Любишь свою работу больше меня!»
Потребность
Потребность в близости, любви, общении
Муж отвечает: «Я работаю по 12 часов, чтобы заработать на наш следующий отпуск. Ты не ценишь мой труд!»
Потребность в понимании, признании, уважении
Да сколько уже можно, ты обещаешь третий день
Потребность в открытости, честности
Потребность в доверии
Хватит следить за мной и заглядывать в мой телефон
Просьба
Размытая просьба/ критика
Конкретная просьба
Давай увидимся на днях
Давай увидимся во вторник в 20:00
Могла бы и сама догадаться!
Я приду с футбола очень поздно, пожалуйста купи мне курицы
Повзрослей уже наконец!
Взрослые люди следят за порядком в своей комнате
Не подводи нас больше
Пожалуйста, приходи на встречи за 10 минут до начала
Хочу проводить с тобой больше времени
Завтра вечером хочу погулять с тобой в парке
ННО:
- Объективно и безоценочно описать ситуацию, ваши наблюдения
- Выразить свои эмоции и чувства СЛОВАМИ, а не мимикой, жестами, криками.
- Указать на свои потребности.
- Сформулировать четкую и понятную просьбу.
Личные выгоды от использования ННО:
- Более глубокое понимание себя, какие действия других людей вызывают конкретные чувства. Как я реагирую на то или иное событие.
- Понимание и открытое выражение своих чувств. Когда чувства не копятся, а выражаются, тогда человек чувствует себя более комфортно и становится более психологически здоровым.
- Партнер может дать мне то, в чём я нуждаюсь, если у него это есть. В таком случае оба человека развивают себя и отношения, ответственность делится поровну
- Получая то, что я хочу, удовлетворяя свои потребности, человек чувствует себя довольным, спокойным, радостным и счастливым. Наступает гармония со своим внутренним "Я" и с окружающими.
- Удовольствие от самоактуализации и развития коммуникативных навыков, умение выстраивать общение (коммуникации).