СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология "Ненасильственное общение"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слайд 1.

«Меня никто не понимает» - возникала ли хоть раз у кого-то из вас такая мысль?

Слышали ли вы ее от кого-то в своем окружении?

А из-за чего происходит ситуация, когда человек непонятен другим?

Слайд 2.

Да, ребята. Действительно причин может быть несколько. И если обобщить сказанное, то с точки зрения психологии это можно свести к двум группам причин: слабо развитая эмоциональная регуляция и слабо развитые коммуникативные навыки. И на самом деле даже у взрослых людей возникают трудности с этими навыками, потому что развитие таких, как кажется, простых вещей занимает много сил и времени.

Слайд 3. Получается, чтобы быть понятным для других людей, нужно обладать всеми этими навыками в совершенстве? В идеале – да. Однако для помощи в таких ситуациях в психологии был разработан специальный подход, который позволяет быть понятным и эффективным в общении гораздо быстрее. И этот подход называется – ненасильственное общение.

Слайд 4. Ненасильственное общение (ННО) — подход в психологии общения как способ понятно доносить до человека информацию и добиваться взаимопонимания. Данный подход общения сформулировал американский психолог Маршалл Розенберг в 1960-х годах, и описал в книге «Язык жизни».

Давайте перед тем как разобраться с тем что представляет данный подход, подумаем над тем, что представляет под собой насильственное общение? Ваши варианты?

Да, насильственное общение – это общение в котором отсутствует уважение к партнеру, нарушаются границы, используются манипуляции, обвинения, навешивание ярлыков, стереотипов и даже оскорбление. А ненасильственное общение исключает все этого.

Слайд 5.

Итак, чтобы понять как общаться ненасильственно, нужно понять одну вещь: у каждого человека имеется большой арсенал потребности, которые напрямую связаны с эмоциями и чувствами. Грубо говоря, если потребности удовлетворены, мы рады, счастливы, если нет – злимся и огорчаемся. Розенберг предлагает сосредоточиться на понимании потребностей и сопереживании чувствам других людей.

Слайд 6.

Давайте представим ситуацию

Ситуация: соседи празднуют день рождения и до самой ночи очень громко слушают музыку. Вы пошли к ним чтобы изменить ситуацию.

 

Слайд 7. У вас есть два варианта: общаться с ними насильственно или ненасильственно.

 

Насильственное общение

Вы либо глухие, либо тупые. Совсем что ли интеллекта нет? Нормальные люди в такое время музыку не слушают. Если сию же минуту не выключите это безобразие, то будете разбираться с полицией.

 

Слайд 8. Если вы выберите ненасильственное общение, то разговор будет примерно следующий.

 

Ненасильственное общение

Сейчас час ночи, и я слышу музыку из вашей квартиры. Я злюсь из-за того, что не могу уснуть. Мне нужно выспаться, ведь завтра я презентую новый проект клиенту. Пожалуйста, сделайте музыку тише, чтобы ее не было слышно.

 

Слайд 9.

 

Форма ненасильственного общения универсальна и может применяться в общении с детьми, партнерами, друзьями и даже грабителем, который приставил нож к горлу. Во всех случаях ННО помогает понять собеседника и без активной или пассивной агрессии попросить о важном и добиться сотрудничества в большинстве ситуаций.

 

Слайд 10.

 

Чтобы научиться этому навыку, необходимо понимать структуру данной формы общения.

 

Ненасильственное общение состоит из четырех компонентов: наблюдения, чувства, потребности и просьбы. Многие люди в общении путают эти компоненты местами и из-за этого возникают конфликты и недопонимание. Давайте разберем каждый.

 

Слайд 11.

 

  1. Наблюдение. Объясните собеседнику, что произошло и как вы это видите. Назовите конкретные факты без оценки, ярлыков и осуждения и тем более оскорблений. Если их не разделить, человек услышит критику и воспринимать информацию дальше не станет. В общении появится стена непонимания. Важно не додумывать за другого человека и не обобщать.

Насильственное наблюдение

Ненасильственное наблюдение

Ты как обычно проспал

Я заметил что ты пришел не вовремя

Тебе плевать на мое мнение

Ты вот уже второй раз за день ставишь свое мнение выше моего

 

Заметна ли разница в этих двух разных вариантах? Смысл остается, а разница колоссальна.

Слайд 12.

Это очень сложно, и даже не всегда возможно быть объективным и отказаться от оценок. Однако вполне реально основывать оценки на наблюдениях. Чтобы научиться делать наблюдения, представьте ситуацию сверху, как будто вы в ней не участвуете. Отмечайте объективные детали и факты без своего мнения.

С оценкой

Без оценки

Иванов — плохой футболист

Иванов не забил ни одного мяча за последние 15 игр

Он свинья, ему нет дела до порядка в доме

За последние 3 месяца я не видел, чтобы он убирался в доме

Моя сестра все тянет до последнего

В этом году я все время замечаю как моя сестра начинает готовиться к экзаменам накануне вечером

 

Слайд 13.

 

2. Эмоции/Чувства. Далее нужно понять, какую эмоцию вы чувствуете, и назвать ее. В общении люди передают эмоции каждый раз, но чаще всего делают это невербально — без использования слов (мимикой, жестами, интонацией). В таком случае это не всегда заметно или может быть проинтерпретировано собеседником неверно. Если перевести невербальную форму общения в вербальную, коммуникация станет точнее. Например, когда вы показываете страх мимикой, человек может не понять вас или недооценить серьезность ситуации. Если проговорить «Я боюсь» вслух, собеседник как минимум вас точно поймет, и скорее всего ему придется что-то предпринять.

 

Слайд 14.

Чтобы выразить чувства, нужно назвать эмоцию, которая сопровождается в данной ситуации. Эта эмоция может быть позитивной так и негативной. Однако, для многих выражать чувства словами трудно и в этом необходимо практиковаться.

 

Слайд 15.

Чувства можно перепутать с оценкой, интерпретацией или мыслью.

 

Слайд 16.

Давайте рассмотрим примеры как в рамках ННО правильно и неправильно выражать свои чувства

 

Неправильно

Правильно

Меня не любят

 

(Интерпретация, додумывание).

Я чувствую безразличие к себе

Я чувствую, что ты меня не уважаешь

 

Я чувствую унижение с твоей стороны

Чувствую, что не справлюсь с этой должностью

 

Я боюсь ответственности на новой должности. Мне будет стыдно если я буду плохо работать.

Я чувствую, что нам не стоит быть вместе

 

Я несчастен с тобой

 

У меня депрессия

Мне очень грустно

 

Я чувствую тоску

 

Слайд 17.

 

 

  1. Потребность. Следующий компонент ННО — сформулировать потребность без оценки, суждений и мнений. Потребность объясняет, на чем основаны чувства, и почему дальнейшая просьба для вас важна. Если этого не сделать, человек может воспринять потребность как придирку или критику. В ответ на критику люди обороняются и отвечают тем же.

 

Слайд 18. Разберем пример.

 

Фраза

Потребность

Жена говорит мужу: «Ты каждый вечер задерживаешься допоздна. Любишь свою работу больше меня!»

Потребность в близости, любви, общении

Муж отвечает: «Я работаю по 12 часов, чтобы заработать на наш следующий отпуск. Ты не ценишь мой труд!»

Потребность в понимании, признании, уважении

Да сколько уже можно, ты обещаешь третий день

Потребность в открытости, честности

Хватит следить за мной и заглядывать в мой телефон

Потребность в доверии

 

Слайд 19-20. Чтобы указывать на ваши потребности нужно также понимать какими они бывают.

 

Слайд 21.

 

  1. Просьба. Четвертый компонент ненасильственного общения — просьба — что вы хотите получить от других людей, чтобы улучшить свою жизнь. Нужно конкретно и четко попросить человека удовлетворить вашу потребность.  Чтобы сформулировать понятную просьбу, нужно использовать позитивные формулировки без «не» и избегать абстрактных описаний.

 

Слайд 22.

 

Размытая просьба/ критика

Конкретная просьба

Давай увидимся на днях

Давай увидимся во вторник в 20:00

Могла бы и сама догадаться!

Я приду с футбола очень поздно, пожалуйста купи мне курицы

Повзрослей уже наконец!

Взрослые люди следят за порядком в своей комнате

Не подводи нас больше

 

Пожалуйста, приходи на встречи за 10 минут до начала

Хочу проводить с тобой больше времени

Завтра вечером хочу погулять с тобой в парке

 

В большинстве случаев человек делает то, что нам не нравится, не из-за злости и ненависти. Он думает, что все делает правильно или по-другому не умеет. Понятная просьба дает собеседнику четкий план действий, который может улучшить ваши отношения и жизнь.

 

Слайд 23.

 

А теперь давайте закрепим, то что уже было оговорено.

 

Слайд 24.

 

А теперь давайте ради практики разберем конкретный пример. Вы получили двойку по предмету, по которому у вас были большие успехи. Ваш классный руководитель позвонил вашим родителям и вас наказали на все что только было можно. У вас отобрали телефон, компьютер и запретили прогулки с друзьями, руководствуясь тем, что вы получили эту двойку, занимаясь другими вещами. Вы не согласны с родителями и вам нужно донести ваше мнение ненасильственно.

 

Я вижу, что ты расстроена тем что я получил плохую оценку по предмету с которыми у меня обычно нет проблем и поэтому ты решила меня наказать. Я тоже крайне расстроен этим событием, мне стыдно за то, что так получилось, и я злюсь на себя из-за того, что можно было этого избежать. Если ты наказываешь меня на мобильный телефон и прогулки с друзьями, то мои потребности в общении, уважении и понимании нарушаются. Я хочу попросить тебя придумать более справедливое наказание, которое не будет нарушать моих потребностей и действительно пойдет на пользу. Например, я готов сделать дополнительно несколько упражнений из следующей и текущей темы.

 

Слайд 25.

 

Ненасильственное общение имеет доказанную эффективность и используется как метод большинством психологов в области коррекции межличностных отношений. Чтобы перейти на ненасильственное общение, нужно тренироваться и следить за тем, что ты именно говоришь.

Личные выгоды от использования ННО:

  1. Более глубокое понимание себя, какие действия других людей вызывают конкретные чувства. Как я реагирую на то или иное событие.
  2.  Понимание и открытое выражение своих чувств. Когда чувства не копятся, а выражаются, тогда человек чувствует себя более комфортно и становится более психологически здоровым.
  3. Партнер может дать мне то, в чём я нуждаюсь, если у него это есть. В таком случае оба человека развивают себя и отношения, ответственность делится поровну
  4. Получая то, что я хочу, удовлетворяя свои потребности, человек чувствует себя довольным, спокойным, радостным и счастливым. Наступает гармония со своим внутренним "Я" и с окружающими.
  5. Удовольствие от самоактуализации и развития коммуникативных навыков,  умение выстраивать общение (коммуникации).

 

Просмотр содержимого документа
«Технология "Ненасильственное общение"»

«Меня никто не понимает»

«Меня никто не понимает»

  Эмоциональная регуляция:  - понимание  - осознание  -принятие  -выражение эмоций Коммуникативные навыки: Выражать мнение Просить Отказывать Хвалить Критиковать Конфликтовать

Эмоциональная регуляция: - понимание - осознание -принятие -выражение эмоций

Коммуникативные навыки:

  • Выражать мнение
  • Просить
  • Отказывать
  • Хвалить
  • Критиковать
  • Конфликтовать

Как общаться чтобы тебя понимали?

Как общаться чтобы тебя понимали?

Ненасильственное общение Маршалл Розенберг

Ненасильственное общение

Маршалл Розенберг

Насильственное общение Вы либо глухие, либо тупые. Совсем что ли интеллекта нет? Нормальные люди в такое время музыку не слушают! Если сию же минуту не выключите это безобразие, то будете разбираться с полицией.

Насильственное общение

Вы либо глухие, либо тупые. Совсем что ли интеллекта нет? Нормальные люди в такое время музыку не слушают! Если сию же минуту не выключите это безобразие, то будете разбираться с полицией.

Ненасильственное общение Сейчас час ночи, и я слышу музыку из вашей квартиры. Я злюсь из-за того, что не могу уснуть. Мне нужно выспаться, ведь завтра я презентую новый проект клиенту. Пожалуйста, сделайте музыку тише, чтобы для меня ее не было слышно.

Ненасильственное общение

Сейчас час ночи, и я слышу музыку из вашей квартиры. Я злюсь из-за того, что не могу уснуть. Мне нужно выспаться, ведь завтра я презентую новый проект клиенту. Пожалуйста, сделайте музыку тише, чтобы для меня ее не было слышно.

Для чего подойдет ННО?

Для чего подойдет ННО?

ННО Наблюдение Чувства Потребности Просьба

ННО

Наблюдение

Чувства

Потребности

Просьба

Наблюдение Ненасильственное наблюдение Насильственное наблюдение Я заметил что ты пришел не вовремя Ты как обычно проспал Ты вот уже второй раз за день ставишь свое мнение выше других Тебе плевать на мое мнение По-моему, ты кушаешь уже пятый раз за сегодня. Как ты себя чувствуешь? Сколько уже можно жрать?

Наблюдение

Ненасильственное наблюдение

Насильственное наблюдение

Я заметил что ты пришел не вовремя

Ты как обычно проспал

Ты вот уже второй раз за день ставишь свое мнение выше других

Тебе плевать на мое мнение

По-моему, ты кушаешь уже пятый раз за сегодня. Как ты себя чувствуешь?

Сколько уже можно жрать?

Наблюдение с оценкой Наблюдение без оценки Иванов — плохой футболист Иванов не забил ни одного мяча за последние 15 игр Он свинья, ему нет дела до порядка в доме За последние 3 месяца я не видел, чтобы он убирался в доме Моя сестра все тянет до последнего В этом году я уже пятый раз замечаю как моя сестра начинает готовиться к экзаменам накануне вечером

Наблюдение с оценкой

Наблюдение без оценки

Иванов — плохой футболист

Иванов не забил ни одного мяча за последние 15 игр

Он свинья, ему нет дела до порядка в доме

За последние 3 месяца я не видел, чтобы он убирался в доме

Моя сестра все тянет до последнего

В этом году я уже пятый раз замечаю как моя сестра начинает готовиться к экзаменам накануне вечером

Чувства «Я боюсь» «Мне страшно» «Я сильно тревожусь» «…»

Чувства

«Я боюсь»

«Мне страшно»

«Я сильно тревожусь»

«…»

Интерпретация ≠ Чувства Мысль Оценка

Интерпретация

Чувства

Мысль

Оценка

Неправильно Правильно Я чувствую безразличие к себе Меня не любят Я чувствую, что ты меня не уважаешь Я чувствую унижение с твоей стороны   Чувствую, что не справлюсь с этой должностью Я боюсь ответственности на новой должности. Мне будет стыдно если я буду плохо работать.   Я чувствую, что нам не стоит быть вместе Я несчастен с тобой   У меня депрессия   Мне очень грустно   Я чувствую тоску

Неправильно

Правильно

Я чувствую безразличие к себе

Меня не любят

Я чувствую, что ты меня не уважаешь

Я чувствую унижение с твоей стороны

 

Чувствую, что не справлюсь с этой должностью

Я боюсь ответственности на новой должности. Мне будет стыдно если я буду плохо работать.

 

Я чувствую, что нам не стоит быть вместе

Я несчастен с тобой

 

У меня депрессия

 

Мне очень грустно

 

Я чувствую тоску

Потребности

Потребности

Фраза Жена говорит мужу: «Ты каждый вечер задерживаешься допоздна. Любишь свою работу больше меня!» Потребность Потребность в близости, любви, общении Муж отвечает: «Я работаю по 12 часов, чтобы заработать на наш следующий отпуск. Ты не ценишь мой труд!» Потребность в понимании, признании, уважении Да сколько уже можно, ты обещаешь третий день Потребность в открытости, честности Потребность в доверии Хватит следить за мной и заглядывать в мой телефон

Фраза

Жена говорит мужу: «Ты каждый вечер задерживаешься допоздна. Любишь свою работу больше меня!»

Потребность

Потребность в близости, любви, общении

Муж отвечает: «Я работаю по 12 часов, чтобы заработать на наш следующий отпуск. Ты не ценишь мой труд!»

Потребность в понимании, признании, уважении

Да сколько уже можно, ты обещаешь третий день

Потребность в открытости, честности

Потребность в доверии

Хватит следить за мной и заглядывать в мой телефон

Просьба

Просьба

Размытая просьба/ критика Конкретная просьба Давай увидимся на днях Давай увидимся во вторник в 20:00 Могла бы и сама догадаться! Я приду с футбола очень поздно, пожалуйста купи мне курицы Повзрослей уже наконец! Взрослые люди следят за порядком в своей комнате Не подводи нас больше Пожалуйста, приходи на встречи за 10 минут до начала   Хочу проводить с тобой больше времени Завтра вечером хочу погулять с тобой в парке

Размытая просьба/ критика

Конкретная просьба

Давай увидимся на днях

Давай увидимся во вторник в 20:00

Могла бы и сама догадаться!

Я приду с футбола очень поздно, пожалуйста купи мне курицы

Повзрослей уже наконец!

Взрослые люди следят за порядком в своей комнате

Не подводи нас больше

Пожалуйста, приходи на встречи за 10 минут до начала

 

Хочу проводить с тобой больше времени

Завтра вечером хочу погулять с тобой в парке

ННО: Объективно и безоценочно описать ситуацию, ваши наблюдения Выразить свои эмоции и чувства СЛОВАМИ, а не мимикой, жестами, криками.  Указать на свои потребности. Сформулировать четкую и понятную просьбу.

ННО:

  • Объективно и безоценочно описать ситуацию, ваши наблюдения
  • Выразить свои эмоции и чувства СЛОВАМИ, а не мимикой, жестами, криками.
  • Указать на свои потребности.
  • Сформулировать четкую и понятную просьбу.
Личные выгоды  от использования ННО:   Более глубокое понимание себя, какие действия других людей вызывают конкретные чувства. Как я реагирую на то или иное событие. Понимание и открытое выражение своих чувств. Когда чувства не копятся, а выражаются, тогда человек чувствует себя более комфортно и становится более психологически здоровым. Партнер может дать мне то, в чём я нуждаюсь, если у него это есть. В таком случае оба человека развивают себя и отношения, ответственность делится поровну Получая то, что я хочу, удовлетворяя свои потребности, человек чувствует себя довольным, спокойным, радостным и счастливым. Наступает гармония со своим внутренним

Личные выгоды от использования ННО:

  • Более глубокое понимание себя, какие действия других людей вызывают конкретные чувства. Как я реагирую на то или иное событие.
  • Понимание и открытое выражение своих чувств. Когда чувства не копятся, а выражаются, тогда человек чувствует себя более комфортно и становится более психологически здоровым.
  • Партнер может дать мне то, в чём я нуждаюсь, если у него это есть. В таком случае оба человека развивают себя и отношения, ответственность делится поровну
  • Получая то, что я хочу, удовлетворяя свои потребности, человек чувствует себя довольным, спокойным, радостным и счастливым. Наступает гармония со своим внутренним "Я" и с окружающими.
  • Удовольствие от самоактуализации и развития коммуникативных навыков, умение выстраивать общение (коммуникации).