Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. В загадках предмет не называют, а лишь описывают его, намекают.
Загадки:
- развивают и обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
- формируют представления о переносном значении слова;
- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.
Просмотр содержимого документа
«Технология обучения детей составлению загадок.»
Технология обучения детей составлению загадок
Давайте немного вспомним, что же такое загадка?
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. В загадках предмет не называют, а лишь описывают его, намекают.
Загадки:
- развивают и обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
- формируют представления о переносном значении слова;
- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.
Именно поэтому использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.
Модель 1. «Какой?» «Что бывает таким же?»
Определение свойств и качеств, выбранного объекта.
Для составления загадки выбран объект (снег). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой снег по цвету? - Белый.
- Какой снег по действиям? - Скрипучий
- Какой он на ощупь? - холодный
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков.
Какой? Что бывает таким же?
Белый Мел
Скрипучий Пол
Холодный Лед
Легкий Пух
Воспитатель предлагает составить загадку по описанию "Как", "Но не".
Пример: Белый, как мел, скрипучий, но не пол, холодный как лед, легкий, но не пух.
Модель 2. Составление загадок в сравнении с действиями предмета. «Что делает?» «Что (кто) делает так же?»
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Пример составления загадки про белку.
- Что делает белка?
- Прыгает, карабкается, собирает, грызет.
Что (кто) делает так же?
Прыгает Зайчик
Карабкается Обезьяна
Собирает Хозяюшка
Грызет Хомяк
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".
Пример: Составление загадки про белочку:
"Прыгает, как зайчик; карабкается, как обезьяна; собирает, как хозяюшка; грызет, но не хомяк.
Модель 3. Сравнение одного объекта с каким-либо другим объектом, находя между ними общее и различное.
«На что похоже?» - «Чем отличается?»
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
Пример составления загадки про цветок:
- На что похож цветок? - На бабочку.
- А чем отличается от бабочки? – Цветок не летает.
- Еще на что похож? - На зонтик, но маленький.
- А еще? - На бантик, но бантик не живой.
На что похоже? Чем отличается?
Бабочка -Не летает
Зонтик - Маленький
Бантик -Живой
Текст получившейся загадки: "Похож на бабочку, но не летает; похож на зонтик, но маленький; как бантик, но живой".
Составление загадок может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком.