МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК
сш №32 им.В.Маяковского
«Утверждаю» «Согласовано» директор школы №32 Методист РМ
__________ Тойбаев Б.Н. __________Амреева Р.С.
«____» ____________2018 г «_____»____________2018 г
ПРОГРАММА
Вариатива «Вмире природы»
Составила
Окасова Е.И. .
с. Кайнар 2018 год
Программа составлена на основании
__________________ГОСО РК_________________________________
(название документа, дата утверждения)
Составитель программы
Учитель начальных классов, _____________ Окасова Е.И.
(должность, категория) (подпись) (Ф.И.О.)
Программа утверждена на заседании методического объединения
Руководитель МО _____________ Кобоева З.Х
(подпись) (Ф.И.О.)
Зам. дир по учебно-методической работе _____________ Ланге Л.А.
(подпись) (Ф.И.О.)
Рассмотрено на заседании педагогического совета
1.Пояснительная записка
«Природа — наш дом, и если мы будем расточительны и беззаботны,
то разрушим его; природа — частица нас самих,
а равнодушие к природе — безразличие к собственной судьбе»
(В.А. Сухомлинский)
История человечества неразрывно связана с историей природы. В наши дни вопросы взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Что бы этого не произошло, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность каждого человека. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания преобразуются в убеждения.
Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система: даже самый тихий наш шаг для нее ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям. Дети - это будущие взрослые. Необходимо вложить в умы детей понимание того, что ответственность за всё живое лежит на каждом человеке. Каждое растение, каждое животное играет огромную роль в своей экосистеме, а значит бесценно и для всей природы. Человек – сам часть природы. Без здоровой экологии не может быть здоровья у людей. Важно не только дать ученикам знания, но и создать все условия для воспитания заботливого отношения к окружающей среде.
Учащиеся должны не только говорить об экологии на занятиях, но иметь возможность выполнять конкретные дела, направленные на улучшение экологического состояния своего края.
Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Дети, получившие определенные экологические знания, будут в будущем, бережно относится к природе.
Новизна программы «В мире природы» состоит в том, что она направлена не только на пробуждение интереса к предмету экологии, но и в том, что она соединила в себе теоретические знания вместе с практическим их применением. Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу.
Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
2. Цели
Основная цель для учащихся: совершенствование учебно-воспитательного процесса по формированию экологической культуры ,
расширение знаний, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции детей по отношению к природе.
Задачи :Образовательные:
Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Изучение природы родного края.
Воспитательные:
Воспитание у учащихся младших классов любовь к родной природе: растениям, животным, неживой природе, чувства ответственности за то, что окружающий мир меняется в худшую сторону от хозяйственной деятельности человека;
Развивающие:
Развитие познавательного интереса учащихся к природе,
Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды
Программа рассчитана на 32 часа (1 час в неделю) для детей школы.
Формы организации занятия:
нетрадиционная; игровая; беседы, работа с наглядным материалом;
Формы контроля: устный пересказ рисование.
иметь представление:
- о воде и воздухе;
- о живой и неживой природе;
- о технике безопасности.
должен знать:
- основы сохранения своего здоровья;
- основные признаки живых организмов (растений и животных);
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- перечислять особенности растений; животных.
должен уметь:
- сохранять и поддерживать своё здоровье;
- отличать объекты живой природы от неживой.
Ожидаемые результаты:
удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;
стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;
создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей
Технология обучения ориентирована на применение системного подхода, что позволяет сформировать у детей целостное представление об окружающем их мире природы, и своем здоровье.
Оценка знаний и умений учащихся проводится с помощью зачета, викторин.
В вариативе выделено пять блоков:
1.Наша планета-Земля
2.Жили-были животные и птицы
3.Маленькие жители планеты — насекомые
4.Мир природы и человек
5.Человек и общество
в виде игр, конкурсов, викторин, выставок, экскурсий.
3. Содержание программы:
Наша планета-Земля 5ч. |
1.Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени» |
2.Наша планета — Земля Суша (материки, острова) Практические работы с картой |
3.«Знак чистоты» |
4.Растительный мир Казахстана. |
5.Конкурс рисунков «Береги лес!» |
Жили-были животные и птицы 11ч |
1.Какое животное первым появилось на суше? |
2. Дикие животные. Заяц — «Длинное ухо» |
3.Животные в опасности..Как мы можем помочь животным? |
4.Домашние животные: Первое животное, прирученное человеком. |
5.Птицы моего двора |
6.Интересные факты из жизни птиц. |
7.Заповедники Казахстана «что такое Красная книга». |
8.Викторина «Эти забавные животные» |
9..Подводный мир Каспийского моря |
10.Игра « Рыбье царство» |
Маленькие жители планеты — насекомые (4 ч). |
1.Роль насекомых на Земле |
2.Бабочки-путешественники. Как пауки плетут свою паутину? |
3.Мир пчел и семейство муравьев |
4.Ядовитые насекомые. Первая помощь . |
Мир природы и человек 5ч |
1.Человек – часть природы |
2.Вода в жизни человека |
3.Палка и камень – оружие и орудие. Добывание огня... |
4.Значение природы в жизни современного человека. |
5.Рисунки на тему: « Я - Человек разумный» |
Человек и общество 8ч |
Я живу в городе или в селе | Как вести себя в гостях | Спешите делать добро | «Нехорошие слова» Недобрые шутки | Опасность в нашем доме | Огонек здоровья.Какие врачи нас лечат | Викторина «Знатоки природы». | Заключение чему научились за год |
|
4. Календарно-тематический план «В мире природы»
№ | Тема | кол-во часов | сроки | форма проведения | форма контроля |
| Наша планета-Земля (5ч.) |
1 | Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени» | 1 | | занятие | Устная работа. |
2 | Наша планета — Земля Суша (материки, острова)Практические работы с картой | 1 | | занятие | Устная работа. |
3 | «Знак чистоты» | 1 | | занятие | Устная работа. |
4 | Растительный мир Казахстана. | 1 | | занятие | Устная работа. |
5 | Конкурс рисунков «Береги лес!» | 1 | | занятие | Устная работа. |
| Жили-были животные и птицы (10ч) |
6 | Какое животное первым появилось на суше? | 1 | | занятие | Устная работа. |
7 | Дикие животные. Заяц — «Длинное ухо» | 1 | | занятие | Устная работа. |
8 | Животные в опасности. Как мы можем помочь животным? | 1 | | занятие | Устная работа. |
9 | Домашние животные: Первое животное, прирученное человеком. | 1 | | занятие | Устная работа. |
10 | Птицы моего двора | 1 | | занятие | Устная работа. |
11 | Интересные факты из жизни птиц. | 1 | | занятие | Устная работа. |
12 | Заповедники Казахстана «что такое Красная книга». | 1 | | занятие | Устная работа. |
13 | Викторина «Эти забавные животные» | 1 | | занятие | Устная работа. |
14 | Подводный мир Каспийского моря | 1 | | занятие | Устная работа. |
15 | Игра « Рыбье царство» | 1 | | занятие | Устная работа. |
| Маленькие жители планеты — насекомые (4 ч). | | | занятие | |
16 | Роль насекомых на Земле | 1 | | занятие | Устная работа. |
17 | Бабочки-путешественники. Как пауки плетут свою паутину? | 1 | | занятие | Устная работа. |
18 | Мир пчел и семейство муравьев | 1 | | занятие | Устная работа. |
19 | Ядовитые насекомые. Первая помощь . | 1 | | занятие | Устная работа. |
| Мир природы и человек (5ч) | | | занятие | Устная работа. |
20 | Человек – часть природы | 1 | | занятие | Устная работа. |
21 | Вода в жизни человека | 1 | | занятие | Устная работа. |
22 | Палка и камень – оружие и орудие. Добывание огня. | 1 | | занятие | Устная работа. |
23 | Значение природы в жизни современного человека. | 1 | | занятие | |
24 | Рисунки на тему: « Я - Человек разумный» | 1 | | занятие | Устная работа. |
Человек и общество( 8ч) |
25 | Я живу в городе или в селе | 1 | | занятие | Устная работа. |
26 | Как вести себя в гостях | 1 | | занятие | Устная работа. |
27 | Спешите делать добро | 1 | | занятие | Устная работа. |
28 | «Нехорошие слова» Недобрые шутки | 1 | | занятие | Устная работа. |
29 | Опасность в нашем доме | 1 | | занятие | Устная работа. |
30 | Огонек здоровья.Какие врачи нас лечат | 1 | | занятие | Устная работа. |
31 | Викторина «Знатоки природы». | 1 | | занятие | Устная работа. |
32 | Заключение чему научились за год | 1 | | занятие | |
| Итого: | 32 ч | | | |
5. Учебно-методические материалы
Основная литература
Для учителя:
Алексеев С.В., Каменская Т.В., Шиленок Т.А. Семья и детский сад: на пути к культуре здоровья: методическое пособие.- СПб.: Крисмас, 2008.
Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии.
Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.
Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие.
Л.Экономов. Мир наших чувств.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.
А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека.
Ушакова О. Загадки о природе и погоде.
Видео уроки путешествие с фиксиками.
Для учащихся:
1. Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения.
2. Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия.
3. Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей.
Дополнительный материал:
Технические средства обучения:
компьютер,
интерактивная доска,
доска,
маркеры,
мел.
Разработки игр и викторин
Разработки мультимедийных презентаций к занятиям.
6. Контролирующие материалы, использованные в календарно-тематическом планировании.
Контроль знаний (практическая, творческая, проектная, самостоятельная работа, викторина, экскурсия)
Текущий контроль проводится в форме индивидуальной, групповой, парной, самопроверки, взаимопроверки.
Содержание программы . «В мире природы»
1.Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени»
Наблюдать за растениями и животными осенью. Увидеть красоту осенней природы. Слушать шелест листвы и пение птиц.
2.Наша планета — Земля Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.
3 «Знак чистоты» Конкурс рисунков
Показать пример для жителей города и учеников школы по соблюдению чистоты вокруг.
Конкурс рисунков «Знак чистоты»
4.Растительный мир Казахстана.
Причины исчезновения растительного мира – вчера и сегодня.
Определение причин исчезновения многих растений прошлого. Суть понятия «борьба за выживание». Определение причин исчезновения современных живых организмов. Выводы (сходство и различие этих причин).
5.Конкурс рисунков «Береги лес!»
6.Дикие животные.
Заяц — «Длинное ухо»
Презентация о зайце.
Чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк» Проблемный вопрос: погибнут ли лисы, если исчезнут из леса зайцы? Чтение и обсуждение сказки В.А.Сухомлинского
« Зайчик и рябина»
7.Викторина «Эти забавные животные»
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, Игра: «Поле чудес»
рассказ В.Зотова «Земляные холмики».
Обобщающий урок о диких животных
Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов.
8.Викторина «Эти забавные животные» Игра «Чьё это меню?
9.Красная книга
Знакомство с содержанием «Красной книги».
Вероятно исчезнувшие
Находящиеся под угрозой исчезновения
Сокращающиеся в численности
Редкие
Неопределенные по статусу
Восстановленные и восстанавливающийся
10.Заповедники Казахстана
Презентация. для знакомства с заповедниками.
Поделится впечатлениями.
11.Необычные животные планеты
Рассказ учителя с презентацией о необычных животных земли.
12.Конкурс рисунков « Моё фантастическое животное»
Рассказ учителя с помощью презентации о многообразии животного мира
Викторина «Знакомые незнакомцы»
13.Как мы можем помочь животным?
Проявлять интерес, заботу, внимание животному миру нашего края.
Рассказы детей о животных нашего края зимой.
Определение проблемы зимовки животных. Чем мы можем им помочь
Раздел 3 Мир природы и человек (10 часов)
14.Человек - водный объект?
Понятие об организме человека, как водном объекте- 80% - вода
Обсудить проблемный вопрос:
каким был бы организм человека без воды?
15.Человек – часть природы.
Палка и камень – оружие и орудие. Добывание огня. Первая рыбная ловля. Первое жилище. Приручение животных. Первые законы. На примере жизни древних людей подвести к выводу, что человек неразрывно связан с природой. Значение природы в жизни современного человека.
Устное сочинение – рассуждение «Назначение человека на Земле».
Рисунки на тему: « Я - Человек разумный»
16.Вода в жизни человека
Значение воды для человека. Использование воды человеком. Вода на работе у людей.
Сообщения на тему:
« Использование воды человеком»
17.Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми
Познакомить с самым ядовитым насекомым нашего края- клещом. Рассказать о мерах безопасности и первой помои.
Составить памятку для всех детей и взрослых о мерах предосторожности и средствах защиты от клещей.
18.Подводный мир Каспийского моря
Знакомство с подводным царством и его обитателями.
Игра - путешествие:
« Знаешь ли ты жителей моря?»
19.Игра « Рыбье царство»
Отличительные черты рыб и морских обитателей. Способы передвижения. Питание.
Игра « Рыбье царство»
20.Птичий базар у Каспийского моря
Представители птиц. Их питание, способы передвижения, места обитания. Сезонные изменения. Исчезающие виды птиц. Значение птиц для жизни человека. Знакомство с гагой, бакланом, крачками, кайрой.
21.Викторина «Знатоки природы».
Ученики делают главные выводы для себя о значении природы в жизни планеты и в жизни каждого человека, делятся впечатлениями.
Составление тестов для проверки знаний друг друга.