СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология обучения ориентирована на применение системного подхода, что позволяет сформировать у детей целостное представление об окружающем их мире природы, и своем здоровье

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель  для учащихся: совершенствование учебно-воспитательного процесса по формированию экологической культуры ,расширение знаний, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции детей по отношению к природе.

Просмотр содержимого документа
«Технология обучения ориентирована на применение системного подхода, что позволяет сформировать у детей целостное представление об окружающем их мире природы, и своем здоровье»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК

сш №32 им.В.Маяковского


«Утверждаю» «Согласовано» директор школы №32 Методист РМ

__________ Тойбаев Б.Н. __________Амреева Р.С.

«____» ____________2018 г «_____»____________2018 г







ПРОГРАММА

Вариатива «Вмире природы»







Составила

Окасова Е.И. .












с. Кайнар 2018 год










Программа составлена на основании

__________________ГОСО РК_________________________________

(название документа, дата утверждения)



Составитель программы

Учитель начальных классов, _____________ Окасова Е.И.

(должность, категория) (подпись) (Ф.И.О.)





Программа утверждена на заседании методического объединения


Руководитель МО _____________ Кобоева З.Х

(подпись) (Ф.И.О.)




Зам. дир по учебно-методической работе _____________ Ланге Л.А.

(подпись) (Ф.И.О.)




Рассмотрено на заседании педагогического совета

























1.Пояснительная записка


«Природа — наш дом, и если мы будем расточительны и беззаботны,

то разрушим его; природа — частица нас самих,

а равнодушие к природе — безразличие к собственной судьбе»

(В.А. Сухомлинский)

История человечества неразрывно связана с историей природы. В наши дни вопросы взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Что бы этого не произошло, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность каждого человека. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания преобразуются в убеждения.

Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система: даже самый тихий наш шаг для нее ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям. Дети - это будущие взрослые. Необходимо вложить в умы детей понимание того, что ответственность за всё живое лежит на каждом человеке. Каждое растение, каждое животное играет огромную роль в своей экосистеме, а значит бесценно и для всей природы. Человек – сам часть природы. Без здоровой экологии не может быть здоровья у людей. Важно не только дать ученикам знания, но и создать все условия для воспитания заботливого отношения к окружающей среде.

Учащиеся должны не только говорить об экологии на занятиях, но иметь возможность выполнять конкретные дела, направленные на улучшение экологического состояния своего края.

Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Дети, получившие определенные экологические знания, будут в будущем, бережно относится к природе.

Новизна программы «В мире природы» состоит в том, что она направлена не только на пробуждение интереса к предмету экологии, но и в том, что она соединила в себе теоретические знания вместе с практическим их применением. Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу.



Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.






















2. Цели

Основная цель для учащихся: совершенствование учебно-воспитательного процесса по формированию экологической культуры ,

расширение знаний, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции детей по отношению к природе.

Задачи :Образовательные:

Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

Изучение природы родного края.

Воспитательные:

Воспитание у учащихся младших классов любовь к родной природе: растениям, животным, неживой природе, чувства ответственности за то, что окружающий мир меняется в худшую сторону от хозяйственной деятельности человека;

Развивающие:

Развитие познавательного интереса учащихся к природе,

Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды

Программа рассчитана на 32 часа (1 час в неделю) для детей школы.

Формы организации занятия:

нетрадиционная; игровая; беседы, работа с наглядным материалом;

Формы контроля: устный пересказ рисование.

иметь представление:

- о воде и воздухе;

- о живой и неживой природе;

- о технике безопасности.

должен знать:

- основы сохранения своего здоровья;

- основные признаки живых организмов (растений и животных);

- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

- перечислять особенности растений; животных.

должен уметь:

- сохранять и поддерживать своё здоровье;

- отличать объекты живой природы от неживой.

Ожидаемые результаты:

  • удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;

  • стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

  • создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей

  • появится забота о животных; будут сформированы умения отличать объекты живой природы от неживой.

Технология обучения ориентирована на применение системного подхода, что позволяет сформировать у детей целостное представление об окружающем их мире природы, и своем здоровье.

Оценка знаний и умений учащихся проводится с помощью зачета, викторин.

В вариативе выделено пять блоков:

1.Наша планета-Земля

2.Жили-были животные и птицы

3.Маленькие жители планеты — насекомые

4.Мир природы и человек

5.Человек и общество

в виде игр, конкурсов, викторин, выставок, экскурсий.

3. Содержание программы:


Наша планета-Земля 5ч.

1.Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени»

2.Наша планета — Земля Суша (материки, острова)
Практические работы с картой

3.«Знак чистоты»

4.Растительный мир Казахстана.

5.Конкурс рисунков «Береги лес!»

Жили-были животные и птицы 11ч

1.Какое животное первым появилось на суше?

2. Дикие животные.

Заяц — «Длинное ухо»

3.Животные в опасности..Как мы можем помочь животным?

4.Домашние животные: Первое животное, прирученное человеком.

5.Птицы моего двора 

6.Интересные факты из жизни птиц.

7.Заповедники Казахстана «что такое Красная книга».

8.Викторина «Эти забавные животные»

9..Подводный мир Каспийского моря

10.Игра « Рыбье царство»


 Маленькие жители планеты — насекомые (4 ч).

1.Роль насекомых на Земле

2.Бабочки-путешественники. Как
пауки плетут свою паутину?

3.Мир пчел и семейство муравьев

4.Ядовитые насекомые. Первая помощь .

Мир природы и человек 5ч

1.Человек – часть природы

2.Вода в жизни человека

3.Палка и камень – оружие и орудие. Добывание огня...

4.Значение природы в жизни современного человека.

5.Рисунки на тему: « Я - Человек разумный»

Человек и общество 8ч

Я живу в городе или в селе

Как вести себя в гостях

Спешите делать добро

«Нехорошие слова» Недобрые шутки

Опасность в нашем доме

Огонек здоровья.Какие врачи нас лечат

Викторина «Знатоки природы».

Заключение  чему научились за год














4. Календарно-тематический план «В мире природы»

Тема

кол-во часов

сроки

форма проведения

форма контроля


Наша планета-Земля (5ч.)

1

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени»

1


занятие

Устная работа.

2

Наша планета — Земля Суша (материки, острова)Практические работы с картой

1


занятие

Устная работа.

3

«Знак чистоты»

1


занятие

Устная работа.

4

Растительный мир Казахстана.

1


занятие

Устная работа.

5

Конкурс рисунков «Береги лес!»

1


занятие

Устная работа.


Жили-были животные и птицы (10ч)

6

Какое животное первым появилось на суше?

1


занятие

Устная работа.

7

Дикие животные.

Заяц — «Длинное ухо»

1


занятие

Устная работа.

8

Животные в опасности.

Как мы можем помочь животным?

1


занятие

Устная работа.

9

Домашние животные: Первое животное, прирученное человеком.

1


занятие

Устная работа.

10

Птицы моего двора 

1


занятие

Устная работа.

11

Интересные факты из жизни птиц.

1


занятие

Устная работа.

12

Заповедники Казахстана «что такое Красная книга».

1


занятие

Устная работа.

13

Викторина «Эти забавные животные»

1


занятие

Устная работа.

14

Подводный мир Каспийского моря

1


занятие

Устная работа.

15

Игра « Рыбье царство»

1


занятие

Устная работа.


 Маленькие жители планеты — насекомые (4 ч).



занятие


16

Роль насекомых на Земле

1


занятие

Устная работа.

17

Бабочки-путешественники. Как
пауки плетут свою паутину?

1


занятие

Устная работа.

18

Мир пчел и семейство муравьев

1


занятие

Устная работа.

19

Ядовитые насекомые. Первая помощь .

1


занятие

Устная работа.


Мир природы и человек (5ч)



занятие

Устная работа.

20

Человек – часть природы

1


занятие

Устная работа.

21

Вода в жизни человека

1


занятие

Устная работа.

22

Палка и камень – оружие и орудие. Добывание огня.

1


занятие

Устная работа.

23

Значение природы в жизни современного человека.

1


занятие


24

Рисунки на тему: « Я - Человек разумный»

1


занятие

Устная работа.

Человек и общество( 8ч)

25

Я живу в городе или в селе

1


занятие

Устная работа.

26

Как вести себя в гостях

1


занятие

Устная работа.

27

Спешите делать добро

1


занятие

Устная работа.

28

«Нехорошие слова» Недобрые шутки

1


занятие

Устная работа.

29

Опасность в нашем доме

1


занятие

Устная работа.

30

Огонек здоровья.Какие врачи нас лечат

1


занятие

Устная работа.

31

Викторина «Знатоки природы».

1


занятие

Устная работа.

32

Заключение  чему научились за год

1


занятие



Итого:

32 ч





5. Учебно-методические материалы

Основная литература

Для учителя:

Алексеев С.В., Каменская Т.В., Шиленок Т.А. Семья и детский сад: на пути к культуре здоровья: методическое пособие.- СПб.: Крисмас, 2008.

Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии.

Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.

Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие.

Л.Экономов. Мир наших чувств.

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.

А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека.

Ушакова О. Загадки о природе и погоде.

Видео уроки путешествие с фиксиками.


Для учащихся:

1. Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения.

2. Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия.

3. Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей.








































Дополнительный материал:

  1. Технические средства обучения:

  • компьютер,

  • интерактивная доска,

  • доска,

  • маркеры,

  • мел.

  1. Разработки игр и викторин

  2. Разработки мультимедийных презентаций к занятиям.



6. Контролирующие материалы, использованные в календарно-тематическом планировании.


  • Контроль знаний (практическая, творческая, проектная, самостоятельная работа, викторина, экскурсия)

  • Текущий контроль проводится в форме индивидуальной, групповой, парной, самопроверки, взаимопроверки.






































Содержание программы . «В мире природы»


1.Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени»

Наблюдать за растениями и животными осенью. Увидеть красоту осенней природы. Слушать шелест листвы и пение птиц.

2.Наша планета — Земля Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

3 «Знак чистоты» Конкурс рисунков

Показать пример для жителей города и учеников школы по соблюдению чистоты вокруг.

Конкурс рисунков «Знак чистоты»

4.Растительный мир Казахстана.

Причины исчезновения растительного мира – вчера и сегодня.

Определение причин исчезновения многих растений прошлого. Суть понятия «борьба за выживание». Определение причин исчезновения современных живых организмов. Выводы (сходство и различие этих причин).

5.Конкурс рисунков «Береги лес!»

6.Дикие животные.

Заяц — «Длинное ухо»

Презентация о зайце.

Чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк» Проблемный вопрос: погибнут ли лисы, если исчезнут из леса зайцы? Чтение и обсуждение сказки В.А.Сухомлинского

« Зайчик и рябина»

7.Викторина «Эти забавные животные»

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, Игра: «Поле чудес»

рассказ В.Зотова «Земляные холмики».

Обобщающий урок о диких животных

Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов.

8.Викторина «Эти забавные животные» Игра «Чьё это меню?

9.Красная книга

Знакомство с содержанием «Красной книги».

Вероятно исчезнувшие

Находящиеся под угрозой исчезновения

Сокращающиеся в численности

Редкие

Неопределенные по статусу

Восстановленные и восстанавливающийся

10.Заповедники Казахстана

Презентация. для знакомства с заповедниками.

Поделится впечатлениями.

11.Необычные животные планеты

Рассказ учителя с презентацией о необычных животных земли.

12.Конкурс рисунков « Моё фантастическое животное»

Рассказ учителя с помощью презентации о многообразии животного мира

Викторина «Знакомые незнакомцы»


13.Как мы можем помочь животным?

Проявлять интерес, заботу, внимание животному миру нашего края.

Рассказы детей о животных нашего края зимой.

Определение проблемы зимовки животных. Чем мы можем им помочь

Раздел 3 Мир природы и человек (10 часов)

14.Человек - водный объект?

Понятие об организме человека, как водном объекте- 80% - вода

Обсудить проблемный вопрос:

каким был бы организм человека без воды?

15.Человек – часть природы.

Палка и камень – оружие и орудие. Добывание огня. Первая рыбная ловля. Первое жилище. Приручение животных. Первые законы. На примере жизни древних людей подвести к выводу, что человек неразрывно связан с природой. Значение природы в жизни современного человека.

Устное сочинение – рассуждение «Назначение человека на Земле».

Рисунки на тему: « Я - Человек разумный»

16.Вода в жизни человека

Значение воды для человека. Использование воды человеком. Вода на работе у людей.

Сообщения на тему:

« Использование воды человеком»

17.Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми

Познакомить с самым ядовитым насекомым нашего края- клещом. Рассказать о мерах безопасности и первой помои.

Составить памятку для всех детей и взрослых о мерах предосторожности и средствах защиты от клещей.

18.Подводный мир Каспийского моря

Знакомство с подводным царством и его обитателями.

Игра - путешествие:

« Знаешь ли ты жителей моря?»

19.Игра « Рыбье царство»

Отличительные черты рыб и морских обитателей. Способы передвижения. Питание.

Игра « Рыбье царство»

20.Птичий базар у Каспийского моря

Представители птиц. Их питание, способы передвижения, места обитания. Сезонные изменения. Исчезающие виды птиц. Значение птиц для жизни человека. Знакомство с гагой, бакланом, крачками, кайрой.

21.Викторина «Знатоки природы».

Ученики делают главные выводы для себя о значении природы в жизни планеты и в жизни каждого человека, делятся впечатлениями.

Составление тестов для проверки знаний друг друга.