СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология оценивания учебной деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье  раскрываются формы контроля и учёта достижений младших школьников, основные пути формирования учебной самооценки через организацию самоконтроля, приемы и виды деятельности развития адекватной самооценки и согласно новым стандартам рассматривают оценивание как одну из важных целей обучения.

 

Просмотр содержимого документа
«Технология оценивания учебной деятельности младших школьников»


Рудник Галина Николаевна

Санкт-Петербург

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 168

Центрального района,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

стаж работы 32 года, категория высшая


ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


В статье автор раскрывают формы контроля и учёта достижений младших школьников, основные пути формирования учебной самооценки через организацию самоконтроля, приемы и виды деятельности развития адекватной самооценки и согласно новым стандартам рассматривают оценивание как одну из важных целей обучения.


Оценка, самооценка, самоконтроль, лист индивидуальных достижений.




















Проблема оценки ученика всегда была в центре внимания школьного образования. ФГОС требует современного подхода к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе, т.к. привычные средства педагогической оценки и даже тесты достижений не могут должным образом оценить результаты учебного процесса. Новые стандарты рассматривают оценивание как одну из важных целей обучения. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результат.

С введением ФГОС НОО перед педагогическим коллективом гимназии стояла задача разработки и внедрения технологии оценивания учебных достижений младших школьников. Оценочную деятельность младших школьников мы рассматриваем как деятельность, сознательно направленную на регуляцию собственных действий и сравнение результатов реализации этого действия с заданным эталоном; на оценку результата своей деятельности согласно оценочным критериям; на анализ причин, способствующих успеху или неудаче, и коррекцию результатов.

При оценивании мы используем различные формы контроля и учёта достижений младших школьников.

  1. Обязательные формы контроля: устный опрос, разные виды письменных контрольных и самостоятельных работ, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графические работы, изложения, сочинения, творческие работы.

  2. Текущие формы учета достижений: контроль техники чтения, анализ динамики текущей успеваемости, анализ психолого-педагогических исследований.

  3. Внеучебные формы контроля: участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, школьных конференциях, олимпиадах, творческие отчёты, портфолио.

  4. Внутренний (рефлексивный) контроль оценки достижений самими учащимися (самоконтроль и самооценка).

Основными составляющими новой технологии контроля и оценивания результатов учебной деятельности являются фиксация не только предметных знаний и умений, но метапредметных результатов. Проводимые мониторинги представляют собой диагностико-аналитическую работу с учащимися, позволяющую отслеживать уровень предметных и метапредметных умений, изменение характеристик познавательного и эмоционального развития. Мониторинговые исследования дают возможность контролировать динамику развития детей, максимально способствовать созданию здоровьесберегающей среды и благоприятных условий для развития личности и деятельностных способностей ребенка. В начальной школе проводятся различные мониторинги отслеживания качества знаний и умений обучающихся:

  1. Результаты диагностик уровня сформированности познавательных умений и навыков;

  2. Образовательный мониторинг (изучение исходного уровня готовности обучающихся к обучению; анализ динамики эффективности образовательного процесса; итоговая диагностика);

  3. Уровень адаптации первоклассников;

  4. Уровень обученности выпускников начальной школы;

  5. Мониторинг проверки техники чтения.

Мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обученности по предметам проводится в виде административных контрольных работ, включающий три этапа:

1. Стартовый (входной) контроль, цель которого оценить уровень личностных, предметных и метапредметных достижений учащихся, выявить основные проблемы характерные для большинства, а также спланировать систему работы по обеспечению предметных, метапредметных и личностных результатов, которые заложены в основной образовательной программе начального общего образования гимназии. Стартовая диагностика как обычно проводится в сентябре:

  • в 1 классе для выявления исходного уровня обученности детей, для определения «зоны ближайшего развития»,

  • во 2-4 классах для определения уровня остаточных знаний, для определения сформированных УУД, для организации коррекционной работы в зоне «актуального развития».

2. Промежуточный (полугодовой контроль), цель которого является отслеживание динамики обученности учащихся, дают возможность учителю и учащимся вовремя реагировать на недочёты, выявлять их причины и принимать необходимые меры к их устранению, возвращаться к недостаточно освоенным способам, операциям и действиям, проводить коррекцию деятельности учителя и учеников.

3. Итоговый (годовой контроль), цель которого состоит в определении уровня сформированности знаний, умений и навыков, сформированности общеучебных умений при переходе учащихся в следующий класс, отслеживании динамики обученности, прогнозировании результативности дальнейшего обучения учащихся, выявлении недостатков в работе, планировании внутришкольного контроля на следующий учебный год по предметам и классам.

По итогам мониторинга составляется карта обученности каждого класса, которая позволяет увидеть сформированные умения на базовом и повышенном уровнях, типичные ошибки (Приложение №1). Данный анализ позволяет каждому учителю организовать коррекционно-дифференцированную работу с учащимися, выстроить индивидуальный маршрут как класса, так и ученика.

Приложение1

Анализ контрольной работы по русскому языку

Классы ____

Дата проведения ______

Цель:

  1. Определить уровень обученности учащихся 3-х классов.

  2. Провести сравнительный анализ с промежуточной диагностикой.

  3. Скорректировать рабочие программы учителя на новый учебный год в соответствии с полученными результатами диагностической работы.


Итого

1.Количество учащихся в классе





2. Выполняли работу





3. Выполнили на «5»





«4»





«3»





«2»





4. Выполнили без ошибок





5. Предметные умения:





- правописание ъ знака

и др.





Выполнили задания повышенного уровня №1*





Выполнили задания повышенного уровня №2*





Качество знаний





Средний балл





Уровень усвоения программы





Типичные ошибки:

Выводы:

Рекомендации:



Мониторинговые исследования позволяют выявить динамику качества усвоения предмета на протяжении четырех лет обучения в начальной школе. Так проведение педагогического отслеживания техники чтения требует соблюдение следующих условий:

  • системность;

  • продолжительность во времени;

  • объективность;

  • комфортность.

В начале года определяем уровень овладения умением читать у первоклассников и составляем карту отслеживания техники чтения, в которой фиксируем результаты каждого ученика на протяжении четырех лет обучения. В дальнейшем проверка навыков чтения осуществляется два раза в год. На основе данных карты проводим сравнительный анализ уровня сформированности техники чтения не только каждого ученика, но и класса в целом (Приложение №2).

Приложение 2

Измерение техники чтения

Учитель____________

Год_____________ _______________ __________________ _____________________


ФИ учащихся

1 класс

2 класс

І полуг.

ІІ полуг.

І полуг.

ІІ полуг.

Кол

Прав

Выраз

Кол

Прав

Выраз

Кол

Прав

Выраз

Кол

Прав

Выраз










































Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Здесь важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы в конце занятия возникла позитивная установка на дальнейший процесс учения, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого необходимо усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с дифференцированной оценкой учителя. Необходимо регулярно обсуждать с учащимися изменения в учебной деятельности на основе сравнения их предшествующих достижений, анализа причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи, поощрять мнение и высказывание каждого ребенка, учить анализировать собственные ошибки, не бояться говорить о них.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Сформированность адекватной самооценки — это метапредметный результат, который требует определенной системы работы.

Формирование учебной самооценки решает следующие задачи:

  1. Развитие потребности в самоконтроле через анализ собственных результатов.

  2. Развитие потребности в самоорганизации и самоизменении.

  3. Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.

Основные функции самооценки:

- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

На этапе формирования самоконтроля учителя гимназии используются разнообразные методы и приемы:

- Проверь работу своего товарища и оцени ее;

- Проверь свою работу с текстом учебника и оцени ее;

- Найди ошибку и исправь ее (учитель указывает на ошибку в слове, предложении, строке), учащиеся анализируют учебный материал и самостоятельно находят ошибки;

- Найди ошибки в собственной работе (учитель указывает общее количество ошибок в тетради ученика);

- Найдите и исправьте ошибки в тексте.

Для формирования адекватной самооценки младших школьников учителями начальной школы на каждом этапе обучения используются разные формы.

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям в 1-2-х классах чаще всего применяются самооценка в игровой форме.

«Светофор».

В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

2. «Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улы­бающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

                                                        

«Волшебные линеечки»

«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже. Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

В качестве одной из форм оценивания результатов учеников применяем листы оценки индивидуальных достижений (образовательных результатов) учащихся, в которых заносятся планируемые результаты по учебному предмету. «Лист индивидуальных достижений» способствует формированию оценочной самостоятельности детей, развитию у них регулятивных универсальных учебных действий. Представленные виды самооценки и взаимооценки учащихся начальной школы применяются на разных этапах урока, при этом учитывается тип урока и формы работы с учащимися. «Лист индивидуальных достижений» мы используем на этапе изучения новой темы и ее обобщения, перед выполнением проверочной работы, по результатам выполнений проверочной работы. Перед тем, как проводить проверочную работу, мы вместе с детьми определяем критерии оценивания их работы. Критериями выступают проверяемые предметные результаты. Критерии оценивания вырабатываются совместно с детьми и известны детям до выполнения работы. После анализа проверочной работы каждый учащийся четко знает, какие умения у него не сформированы или сформированы не в полной мере и просит учителя подобрать задания для формирования соответствующего умения. Это позволяет ребенку самостоятельно работать над формированием данного умения/действия, учитель обеспечивает сопровождение образовательного процесса.

Приложение №4

Вариант 1

Лист самооценки по теме «Глагол»

ФИ ученика________________ Класс_________________

Предметные умения

Оцениваю себя

Оценка учителя


+ ? -

Умею +

Допускаю ошибки ?

Не умею -

1 урок

2 урок

3 урок

4 урок


1

Различать и находить часть речи глагол.






2

Определять время глагола.






3

Определять число глагола.






4

Определять род глагола в прошедшем времени.








Приложение 5

Вариант 2

Лист самооценки по пройденной теме

( отметь знаком +)

ФИ ученика ___________________

Класс _________________________



Дата

Тема

Испытываю затруднения

Выполняю с помощью взрослого

Умею, но допускаю ошибки

Знаю, умею

Могу научить другого

















Очень важным этапом урока является его завершающий этап. Учащиеся подводя итог урока, отмечают основные позиции урока, оценивают собственную деятельность и учатся отмечать успехи других.

Приложение № 6

Лист самооценки

ФИ учащегося____________________________________________________

Незаконченное предложение

Сегодня на уроке:

Я узнал новое…

Я открыл…

Я научился…..

У меня получилось….

Не получилось….

Могу похвалить себя за то, что….

Я порадовался за….

Сегодняшний урок показался мне…..


Организовать работу в паре, группе, работу над проектом, творческим делом, нам помогают листы самооценки работы в паре и группе, в которых оценивается не только личный вклад ученика, но и успешность и слаженность работы группы, пары.

Приложение № 7

Вариант 1.

Лист самооценки работы в паре

Оцени свою работу в паре:

Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Не согласен

Затрудняюсь

ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий





При разногласиях я принимаю другое решение





Большинство решений предложено мной





Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение





Работать в паре труднее, чем одному





Мне интереснее и полезнее работать в паре






Приложение № 8

Вариант 2.

Лист самооценки работы в паре


Оцени работу в паре. Для этого в одной из колонок напротив каждого утверждения поставь +

Утверждение

Согласен

Затрудняюсь ответить

Да

Нет

В паре работать всегда интереснее, потому что можно:

1) разобраться с непонятным заданием;

2) найти и исправить ошибки




Мы сразу пришли к согласию, какие задания будем выполнять вместе




При выборе заданий мне пришлось уступать своему партнёру




Большинство решений предложено моим партнёром





К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля мы привлекаем родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее. Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984.

2.  Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. – М: «Просвещение» 2011г.

3.   Шамова Т.И., Белова С.Н. и др. Современные средства оценивания          результатов обучения в школе: учеб. пособие.- М. Педагогическое общество      России, 2008













13