Технология планирования работы по организации выполнения учащимися проектов.
Изучите алгоритм работы над проектом. Преобразуйте предложенный вариант в соответствии со спецификой организации проектной деятельности учащихся по Вашей дисциплине. Дополните алгоритм сроками выполнения содержащихся в нем этапов.
1. Формулировка учителем темы проекта. Для определения темы проекта учитель выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких курсов в соответствии с программой своего учебного предмета.
2. Выбор возрастной категории учащихся. Учитель выбирает определенную возрастную группу учащихся.
3. Формулировка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы. Учитель формулирует основополагающие вопросы, на которые нельзя ответить одним предложением: «Почему не замерзают реки, протекающие через большие города?», «Свет является частицей или волной?».
4. Формулировка дидактических целей проекта. Формулирует учитель. Например: «Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.
5. Формулировка методических задач. Формулирует учитель. Например: «Освоить понятие «загрязненность среды» (экология); «Научиться кратко излагать свои мысли устно и письменно».
6. Формулировка проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся). Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Например, «Почему в центре нашего города погибают деревья?».
7. Выдвижение гипотез решения проблем. Формулируются учащимися. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они (гипотезы) подвергаются проверке.
8. Определение творческого названия проекта. Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований.
9. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов. Учащиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек, определяющих для себя «цепочки» вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающих форму представления результатов - в виде презентации, буклета, веб-сайта, альбома, выпуска газеты и др.
10. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе. Ученики обдумывают пути проведения своих исследований: анкетирование, опыты, создание видеозаписей, сбор статистических данных, образцов, обработка собранных сведений, оформление результатов исследования.
11. Обсуждение с учащимися возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав. Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования - в школьной (городской) библиотеке, в Интернете или мульти-медийной энциклопедии: например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиа издания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?).
12. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе. Результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения. Учитель консультирует, обходя группы, внимательно следит за ходом обсуждения.
13. Самостоятельная работа групп. Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
14. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе. Форма презентации может быть любая, например доклад на 3—4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследований.
15. Защита полученных результатов и выводов. Каждой группе на предъявление полученных результатов дается 4 минуты. Далее - ответы на вопросы всех присутствующих участников проекта - учителей и учащихся. Рекомендуется заранее разработать для учащихся оценочные листы на основе критериев оценивания.
16. Оценивание результатов проекта учащимися и учителем. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом.
1