ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ
СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ В 9 КЛАССЕ
Цель: обеспечить качественную подготовку выпускников по предмету на основе
формирования различного вида компетенций.
Подготовка к сжатому
изложению
Сочинение на лингвистическую тему, и на тему, связанную с интерпретацией текста
Задания типа В
В 1 – В 14
Задания типа А
А 1 – А 6
КОМПОНЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ И ВИДЫ (ФОРМЫ) РАБОТ НА УРОКЕ
Поиск
ключевых слов
Подготовка к сжатому
изложению
Поиск ошибок сжатия и редактировани е текста
Составление тезисного плана
(из микротем)
Устный пересказ
(по памяти)
Сопоставление двух текстов: где сжатыйтекст? где подробный?
Восстановление текста по данным словам, фрагментам
Письменный пересказ
АЛГОРИТМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ над сжатым изложением
Шаг 1. Слушаем текст первый раз. (5 мин)
Шаг 4 . Пишем черновик. (30 мин)
Соблюдай деление текста на части
(в 1 абзаце может быть 2 микротемы)
Постарайтесь представить то, о чем пишет автор
Поменьше пиши – больше слушай!
Шаг 5. Читаем и проверяем текст. (5 мин)
Шаг 2. Обдумываем текст. (5 мин)
Изложение не должно быть сочинением.
Запиши ключевые слова по памяти.
Восстанови микротемы в виде плана .
Воспользуйся словарем!
Шаг 3. Слушаем текст второй раз. (5 мин)
Шаг 6. Пишем чистовик. (30 мин)
Дополни словарь ключевых слов.
Запиши средства связи между предложениями.
Решение заданий типа А
Текстоведческий анализ
Проблема понимания
текста
√ Определение темы.
√ Поиск основной мысли.
√ Подбор заголовка.
√ Тип речи.
√ Стиль текста.
√ Круг проблем.
√ Средства связи предложений в тексте.
Лингвистический
тренажёр
(Г. А. Богданов а )
Выполнение заданий типа B
Тестовые задания
Разноаспектный анализ текста
(Р. М. Гриценко)
Сообщение на лингвистическую тему
Подготовка к выполнению части C (C 1 и C 2 )
C 1
Логическая схема текста-рассуждения
Сочинение на тему, связанную с самостоятельной интерпретацией текста
Шаблон сочинения
« Зачем нужна пунктуация ?»
C 2
Словарная работа
1 –
Образцы сочинений
Подбор высказываний, афоризмов, иллюстрирующих идею текста
2 –
Поиск аргументов в тексте к данному высказыванию
3 –
Круг проблем в тексте и жизненный опыт учащихся
4 –
Описание технологии
1.Выбор текста учителем ( с учётом проблематики и возможностей для
лингвистического и текстоведческого анализа).
Объём слов - от 100 до 250 слов.
2. Выразительное чтение текста учителем ( с обязательным интонационным выделением ключевых слов и микротем).
3 . Составление словарика ключевых слов учеником
4.Цитатный план из микротем.
5.Создание сжатого пересказа на основе авторского текста.
6.Текстоведческий анализ ( 1-5 заданий) и анализ языковых единиц ( 1-5 заданий)
7.Сочинение- рассуждение ( ответ на проблемный вопрос, объём работы- 0,5 страницы)
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: на каждом уроке целесообразно включать разные шаги.
1- 2 раза в месяц проводить урок, состоящий из всех этапов
Образец работы с текстом
- Текст взят из сборника «Разноаспектный анализ текста» Р.М. Гриценко ( № 65)
Выбор текста обусловлен актуальностью проблематики и небольшим объемом (110 слов):
-проблема воспитанности
- проблема отношения к другим людям.
(1) Воспитанные люди уважают человеческую личность , а потому всегда снисходительны. мягки, вежливы. (2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам.(3) Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. (4)Они чистосердечны и боятся лжи , как огня. (5)Не лгут они даже в пустяках.(6) Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшой братии.(7) Они не болтливы и не лезут с откровениями, когда их не спрашивают.
(8) Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие.(9) Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними.
(10) Они не суетны. (11) Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями.
(А.П.Чехов)
Словарик на тему “ Нравственность ”
- Воспитанные люди , человеческая личность , снисходительны , вежливы, сострадательны болеют душой , чистосердечные , пускают пыль в глаза , не болтливы , не лезут , не унижают себя , сочувствие , не играют на струнах чужих душ, не суетны.
- *Какие средства художественной выразительности можно найти?(боятся лжи , как огня ; не пускают пыли в глаза ; не занимают такие фальшивые бриллианты ,как знакомство со знаменитостями;грать на струнах чужих душ.
Цитатный план из микротем
- Воспитанные люди уважают человеческую личность.
- Они сострадательны…
- Они болеют душой…
- Они боятся лжи…
- Они не рисуются…
- Они не болтливы…
- Они не унижают себя…
- Они не играют на струнах чужих душ…
- Они не суетны…
- *Какой тип связи предложений в тексте?(параллельный)
- *Какое средство связи предложений в тексте использует автор?
Текстоведческий анализ
- Сформулируйте тему текста в одном предложении
- - Что значит быть воспитанным?
- - Каким должен быть воспитанный человек?
- - Воспитанные люди уважают человеческую личность.
- *Как вы думаете, кто автор этого текста?
Анализ языковых единиц
- Выпишите из предложений №4-8 три слова с разными способами словообразования
- Чистосердечны(кр. прил.) ?
- Пустяк (существ.)?
- Спрашивать(глагол)?
- *К каким частям речи относятся эти слова?
Сочинение – рассуждение , связанное с интерпретацией текста.
- Воспитанные люди… Их так мало встречается вокруг нас. Автор пишет , что они уважают человеческую личность. А что значит уважать другого человека? Я думаю, что…